Школьное сочинение – сложный, но, вместе с тем, интересный труд учителя и его учеников. Такая творческая работа является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. По тому, что и как пишут ученики, можно определить не только уровень развития их речи, но и отношение к жизни. Необходимо также отметить, что любое сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления. В процессе работы над сочинением формируется речевая компетенция, т.е. знание принципов отбора языковых средств для порождения высказывания.
В современной методике существуют различные жанры школьных сочинений. По тематике (содержанию) различаются сочинения на литературную, лингвистическую и свободную тему; по источнику информации – сочинения на основе жизненного опыта, просмотренных телепередач; по объему – сочинения– миниатюры, этюды, изложения. В соответствии с типами речи выделяются сочинения – повествования, сочинения – описания, сочинения –рассуждения.
Наиболее распространенными жанрами школьных сочинений является небольшие по объему творческие работы: зарисовка, этюд, миниатюра. Они оперативны, экономичны, могут использоваться чаще, чем работы большого объема, и поэтому их обучающий эффект следует учитывать в широкой практике. Кроме того, в последнее время становятся популярными сочинения в жанре рецензии, эссе, отзыва, репортажа, интервью, путевых заметок, дневниковых записей, писем, юмористических рассказов и др. Специфику жанра часто определяет и пафос сочинения, т.е. эмоциональный настрой, создаваемый сочинением.
Многое интересных приемов в работе над сочинением уже сложилось в современной методике. Так, привлекает внимание прием сотворчества, когда в классе пишется коллективное мини – сочинение. При его написании учитывается ход мысли ученика, внесшего в текст первое предложение, затем – ученика, который с учетом первого предложения составил последующее предложение и т.д. Здесь своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы или микротемы. По завершении работы созданный общими усилиями текст выразительно прочитывается.
Интересной представляется творческая работа, написанная по первой строке Мастера. Учащимся может предлагаться не только первая строка, но и последующие несколько предложений или какой–то другой отрывок. Здесь важна востребованность взгляда школьников на тему, затронутую писателем. По завершении такой работы сочинения прочитываются, после чего ребята знакомятся c аналогичным фрагментом из произведения писателя. На фоне собственных работ становится очевиднее индивидуальное своеобразие текста Мастера, что следует подчеркнуть в анализе специально.
В школьной практике используется также сочинение по данному началу. К такой работе необходимо написать продолжение. Приведем примеры нескольких вариантов “экспозиций” на тему “Моя родина”.
“С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Один представит безмятежное небо юга и ласковое море, другой вспомнит бескрайнюю степь, третий – таежный лес Сибири. А что представляется мне при слове “Родина?”
“Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди, говоря “моя родина”. В одном этом емком слове хочется соединить все, что очень дорого мне...”
“Мой город… Какой он? Что он для меня? За что я люблю его? Пожалуй, просто за то, что я здесь родилась и живу, здесь мои родители, мой дом, мои друзья”.
К сожалению, большинство учащихся в последнее время признаются, что они затрудняются в написании творческих работ, особенно сочинений по литературе. У них не воспитана потребность воплощать свои мысли в художественные образы. Нередко они связывают свое отрицательное отношение к сочинению с невозможностью открыто, правдиво высказать свое мнение по тем или иным вопросам, так как учитель авторитарно определяет ход рассуждения, подавляет самостоятельность мысли. В связи с этим литературное сочинение из творческой работы превращается в заурядную и трафаретную форму проверки знаний. Учитель принимает элементарное воспроизведение текста, а творческий уровень работы, владение художественным словом зачастую не учитываются.
В целях предупреждения однотипности работ учащихся целесообразно обращать их к нетрадиционным формам сочинения. Одной из таких забытых форм является ведение дневника. На уроках литературы нередко приходится прочитывать дневниковые записи поэтов и писателей. Учащиеся узнают, что дневники – это живое свидетельство напряженных творческих поисков, ежедневной работы души. Высказывания многих известных писателей объясняют, какое большое значение придавали они дневниковым записям. "Верным помощником" в нелегком писательском труде, “постоянным спутником жизни” называл Л.Н. Толстой свой дневник и считал, что его "путь в большую литературу начался с постижения мира собственной души через дневник".
Учащиеся понимают, что человек фиксирует пережитое, чтобы возвратиться к нему потом, в счастливые или грустные минуты жизни, чтобы лучше разобраться в себе, в своих чувствах. К сожалению, современные люди в своем большинстве утратили привычку ведения дневника. Думается, что целесообразно вернуться к такой форме творческих работ учащихся.
Впервые с образцом дневниковых записей школьники знакомятся при изучении романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Очень важно обратить внимание на содержательную сторону журнала Печорина, на особенности композиции, на приемы раскрытия внутреннего мира героя. Каждая дневниковая запись характеризует и самого пишущего. Это проявляется в языковых средствах, которые тоже могут быть подвергнуты анализу.
Приводим пример отрывка из дневниковых записей Печорина:
... Мне грустно. Неужели мое единственное назначение на земле –разрушать чужие надежды?... Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления. Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил...И, может быть, я завтра умру!... и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... После этого стоит ли труда жить? а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего–то нового... Смешно и досадно!
Предлагаем учащимся следующие вопросы:
– Как оценивает Печорин свое поведение?
– Какие слова выражают эту оценку? (Играл роль топора; моя любовь не принесла никому счастья; ничем не жертвовал для тех, кого любил; смешно и досадно).
– Какие эмоциональные средства использует герой?
– Как этот фрагмент записи помогает понять внутреннее состояние души Печорина?
После анализа образца дневниковой записи учащимся могут быть предложены темы для составления дневника каких–либо литературных персонажаей, например, из романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
Страницы из дневника Н.П.Кирсанова (20 мая 1859г.).
“Наконец – то кандидат мой и прибыл! Приехал, душа моя, в такой чудный день. Заживем мы теперь с Аркадием на славу: он по хозяйству помогать мне будет, пока ему это не наскучит... Не дождалась ты, Машенька. А как бы мы втроем зажили! С тобой бы читали мы вместе, играли в четыре руки на фортепиано, пели бы дуэты, как раньше было...
Что – то взгрустнулось мне в то время, как я бесконечно рад приезду моего бесценного Аркаши.
По дороге домой он расспросил меня о хозяйстве. Ох уж это хозяйство! Какие же хлопоты у меня в этом году с этими мужиками! И наемные тоже: настоящего старанья нету, только сбрую портят. Но пахали, впрочем, ничего”.
Отрывок из дневника Е. Базарова (15 июня).
“Был на балу. Собрание глупых и пустых людишек. Но постойте, была там одна особа. На других баб не похожа. Что за фигура, что за плечи! Давно я таких не видывал. Высоко она себя ставит. Губернатор с Ситниковым перед ней так и лебезят. Аркадий от нее без ума. Да что взять с нежного юнца?
(16 июня). Сегодня посетил с Аркадием эту Одинцову. Не оценил я ее вчера. Совсем не ожидал такой женщины в ней увидеть. Герцогиня, владетельная особа! Спокойна и холодна, как лед. Да и умна тоже. Странное действие производит. Вот уж никогда не думал, что бабы испугаюсь. И что это со мной сегодня?”
Дневник А.Одинцовой.
“...Сейчас уже почти полночь. Я не могу спать. Сколько мыслей в голове, страха и сомнений! Этот разговор с Базаровым ... Неужели он и вправду думает обо мне так... “ Вы непогрешительно правильно устроили свою жизнь, в ней не может быть места ни скуке, ни тоске”. Как он ошибается! Скука и тоска... Я знаю эти чувства лучше других. Я жила с ними неделями, месяцами. Да, я не хотела казаться окружающим тоскующей и скучающей, и многие, должно быть, обманывались, предполагая, что это – моя манера себя держать, мои аристократические замашки...Но душа моя была одинока. За две недели общения с Евгением она вдруг ожила, встрепенулась, воскресила надежды. А завтра, когда Базаров уедет...Снова пустота.
Два чувства борются во мне сейчас: желание жить, сознание уходящего, ускользающего счастья и холодное, жестокое ко мне самой, ставшее частью моего существования, спокойствие. И я дорожу этим спокойствием, не могу отказаться от него и ... боюсь, боюсь своих волнений, своих желаний, своих чувств к этому человеку. Я страшусь своего будущего. Сделать шаг назад? – там пустота. Заглянуть вперед – страшная бездна. Лучше останусь стоять на месте...”
Выполнение такой творческой работы помогает учащимся “приблизить” к себе героя, почувствовать его переживания, не понятые при поверхностном чтении.
При обучении такой форме сочинения следует предупредить о необходимости сохранения колорита речи героя, атмосферы эпохи. Такая работа дает представление не только о знании текста, понимании сложности и противоречивости характера персонажа, но и просто учит вести дневник, помогает преодолеть страх перед белым листом бумаги.
В наше время сплошной телефонизации отходит в прошлое и жанр письма. Его полезно возвращать, как и дневники. Письмо – полузабытое искусство, очень интересная форма творческой работы. На литературном материале можно практиковать письма–обращения к какому–нибудь персонажу, письма–признания таланта какого–то человека, воображаемые письма одного героя другому.
Эпистолярный жанр, бесспорно, не из легких. Он должен отвечать определенным требованиям. Общеизвестны слова Цицерона: "Письма – это беседы с отсутствующими друзьями". Все в них имеет значение: и дата, ибо она должна соответствовать реальному ходу событий, и языковые средства, которые помогут воссоздать нравственные идеалы, духовную жизнь героев. Пишущий должен хорошо представить себе характер персонажа, привычки, образ мыслей и манеру говорить.
Такая работа стимулирует аналитическое чтение, включает в себя элементы литературно–художественного мастерства. Использование подобных творческих заданий позволяет педагогу затронуть и этическую сторону воспитания, то есть обратить внимание на то, что письмо, как правило, характеризует не только адресата, но и адресанта. Составляя сочинение на указанную тему, учащиеся должны учитывать эту особенность письма как вида общения. Особенность формулировки тем требует от учащихся составления письма по воображению на основе текста произведения. Оно ставит пишущего в позицию героя, позволяет ему глубже осмыслить духовный мир персонажа. Приведем пример письма–послания.
Татьяна! Вот уж два столетия Почти прошло с тех пор, когда На увлекательных страницах романа Вдруг ты ожила. Явилась в свет и ослепила Своим умом и красотой, Сердца и души покорила И удивила добротой. Сквозь пыль годов тебе посланье Рукой несмелою пишу, Чтоб рассказать тебе желанье, И ты пойми меня, прошу. Давно ты стала идеалом, Примером женской чистоты, Соединив в себе недаром Богини милые черты. Раз полюбив, ты это чувство, |
Как драгоценный дар небес Хранила свято. Только грустно, Что не свершил Господь чудес: Ведь ты “другому отдана И будешь век ему верна”. Какой пожар в душе и муки, Татьяна, ты перенесла, Спасаясь от тоски и скуки, Но ты жива, да, ты жива. Ты научила поколенья Неопытных влюбленных дев, Как воспитать в себе тертенье И вихрь страстей сокрыть от всех... Теперь поведаю желанье, Открою тайные мечты: Хочу, о милое созданье, Хоть каплю быть такой, как ты!” |
Хорошее знание содержания, интерес к произведению вызывают и такие творческие работы, которые предполагают как бы продолжение авторской мысли. Например:
– Что произойдет в доме Фамусова после отъезда Чацкого?
– Какой вам представляется судьба Евгения Онегина?
– Возродится ли Раскольников для новой жизни?
Эта форма литературного творчества школьников требует большого такта, необходимости соблюдения принципа историзма, предостережения учащихся от возможных натяжек.
В статье описаны виды творческих работ учащихся, которые принадлежат к числу недостаточно разработанных, но, вместе с тем, побуждающих учащихся к самостоятельной оценке художественного произведения.
Такие сочинения могут носить полемический, дискуссионный характер, но именно в этом движущая форма обучения, органически слитая с воспитанием.