Воин без оружия (6 класс).
Цели: познакомить учащихся с деятельностью делегатов МККК по защите жертв вооруженных конфликтов, подвести итог разговору об МККК и некоторых нормах МГП; развивать умение анализировать фрагмент произведения; формировать навыки работы над лексико-стилистическими особенностями текста; подвести учащихся к осознанию того, по каким правилам они должны строить взаимоотношения с другими людьми.
Ход урока.
1.Сообщение темы, целей урока.
Вокруг нас – Мир…Мир, полный радостных открытий и серьезных проблем. Мы говорили с вами об этом на занятиях по УМК “Вокруг тебя – Мир…”. Мы размышляли о том, как трудно иногда принять правильное решение, сделать выбор в пользу необходимого; о том, что Мир нуждается в твоей заботе… Задуматься обо всём этом и о многом другом нам помогли литературные произведения. Их авторы приоткрыли нам свой Мир… Любой человек – это тоже Мир. Темой нашего сегодняшнего разговора будет человек – ВОИН БЕЗ ОРУЖИЯ. А цель занятия – определить, по каким правилам воин без оружия строит взаимоотношения с миром, который нас окружает, и какова его роль в Мире.
2. Подготовка к восприятию текста.
Ребята, как вы думаете, кого можно назвать воином без оружия? (Пленный, раненый, делегат МККК…)
3.Работа с текстом.
Давайте посмотрим, о каком воине без оружия идет речь в воспоминаниях Марселя Жюно? Каков он? (Чтение текста подготовленным учеником КУ с. 93)
(Воин без оружия – делегат МККК, Марсель Жюно, человек борющийся, воюющий, сражающийся
(на доске)
за гуманизм, сострадание, мир…
против страданий, насилия, войны, жестокости, разрушений, трагедий, стонов…)
У воина нет оружия. Что он использует в бою? (Слово.)
Покажите на примере данного текста, как слово может быть использовано воином без оружия? С какой целью? (Риторический вопрос (задуматься над проблемой), повтор (обратить внимание), личные местоимения (увидеть авторскую позиции.), эмоционально окрашенная лексика (воздействовать на чувства читателей), т.е. публицистический стиль используется автором, чтобы обратить внимание на принцип гуманности, который нашел отражение в Женевских конвенциях 1949 года. Гуманизм – символ КК. Это один из принципов, на котором строит свои взаимоотношения с миром воин без оружия.)
Зачем мы должны знать о Женевских конвенциях 1949 года, об организации МККК? (КУ с. 92 “Знаешь ли ты…” (чтение учащимися).
Как называются правила, которые содержатся в Конвенциях? (Международное гуманитарное право (МГП).
Почему они так называются? (Международное (касающееся отношений между народами), гуманитарное (обращенное к человеческой личности, к правам и интересам личности), право (совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе).
Работа со словарем. На доске: МГП – правила.
Знания о МГП распространяет организация МККК. Давайте вспомним, что послужило причиной создания организации, и кто стоял у её истоков?
(1 учащийся делает сообщение о создании МККК Анри Дюнаном; 2 учащийся – об основных направлениях деятельности МККК.)
Какую смысловую нагрузку несет в тексте словосочетание “воин без оружия”? (Выражение имеет символическое значение: оно подразумевает не столько конкретных людей – делегатов, сколько саму организацию МККК.)
На доске: МККК – принцип единства, дружбы.
Воспоминания М.Жюно были написаны в 1947 году. Сохраняют ли они свою актуальность в наше время? Почему? (Военные действия в Чечне. Военный конфликт на Балканах…)
Ребята, ко многим произведениям УМК “Вокруг тебя – Мир…” вы выполняли рисунки. Сегодня на урок мы отобрали рисунки к тем текстам, в которых в той или иной мере затрагивались различные ситуации вооруженных конфликтов. Вспомните эти произведения. Как в них отразился гуманистический дух Женевских конвенций? (К.Воробьев “Немец в валенках” (гуманное отношение к пленным), А.С.Новиков-Прибой “Цусима” (помощь жертвам кораблекрушения), В.А.Закруткин “Матерь человеческая” (оказание помощи раненым), Г.В.Иванов “Отвратительнейший шум на свете” (защита гражданского населения)
4. Подведение итогов урока.
Что объединяет выше названных художников слова с М.Жюно? (Гуманное отношение к жертвам вооруженных конфликтов. Это тоже воины без оружия, т. к. их оружие – слово.)
По каким принципам воин без оружия строит свои взаимоотношения с Миром? (См. запись левой части доски: гуманизм, сострадание, мир, МГП – правила, МККК – единство, дружба.)
Какова роль воина без оружия в Мире? Найдите ответ в тексте М.Жюно. Эти слова могут быть и эпиграфом нашего занятия. (Возвышать свой голос в защиту жертв.)
5. Заключительное слово.
Завершить наш разговор мне хочется словами Б.Пастернака:
…Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
( Учитель закрывает правую сторону доски, тем самым ещё раз акцентируя внимание учащихся на том, по каким правилам они должны строить взаимоотношения с другими людьми.)
По принципу гуманности (7 класс).
Цели: продолжить разговор об основных нормах МГП по защите гражданского населения (в том числе детей) и медицинского персонала; углубить представление о гуманном отношении к человеку; систематизировать понятия, связанные с этико-правовой проблематикой; развивать монологическую речь.
Форма организации познавательной деятельности учащихся – групповая.
Ход урока.
1.Слово учителя.
Вокруг тебя – Мир… Как часто начинались занятия с этой фразы. И каждый раз перед нами открывался мир, полный серьезных проблем. Над многими проблемами мы размышляли. О чем же сегодня наш разговор? Тему занятия вам, ребята, предстоит определить самим. Как всегда в этом нам помогут литературные произведения. В этом учебном году мы познакомились с художественными текстами, которые были помещены в разделы: “О тех, кто не участвует”, “Эхо войны”, “Самые уязвимые”, “Под знаком Красного Креста”. К этому занятию вы читали следующие произведения: М.Пришвин “Голубая стрекоза”, А.Ахматова “Памяти Вали”, В.Быков “Крутой берег реки”. Они помещены в разделе “По принципу гуманности”. Как вы понимаете значение принципа гуманность? (Стремление оказать помощь всем раненым на поле боя без исключения, предотвращать или облегчать страдания человека. Защищать жизнь и здоровье людей, уважать человеческую личность. Строить отношения с другими на взаимопонимании, дружбе, сотрудничестве.)
2.Работа в группах.
Как проявился принцип гуманности в произведениях М.Пришвина, А.Ахматовой, В.Быкова?
1) Опережающие задания. 1 группа - рассказ о М.Пришвине, инсценирование рассказа “Голубая стрекоза”. (Михаил Михайлович Пришвин – прозаик, 1873-1954) Наиболее известное произведение – сказка-быль “Кладовая солнца”.
Писатель был свидетелем первой и второй войн. Во время первой мировой войны М. Пришвин выступал как газетный публицист, воссоздавая скупыми репортажными средствами обстановку военного времени на фронте и в тылу. Дважды ездил корреспондентом от “Русских ведомостей” на фронт. Художественные произведения в этот период редки. Рассказ “Голубая стрекоза” относится к их числу. В дневниках писателя есть запись, относящаяся к этому периоду. “28 февраля, 1915 года. Нашему отряду удалось из-под огня спасти около четырехсот людей, обреченных на смерть. Три дня я видел, как врачи без сил и пищи перевязывали раненых, изумлялся, откуда взялись у них такие силы…”. (Принцип гуманности: оказывать помощь всем раненым, облегчать страдания человека.)
2 группа – чтение наизусть стихотворения А.Ахматовой “Памяти Вали”. История создания стихотворения.
А.Ахматова, 1889-1966,- поэт. Впервые опубликовала стихотворение “Памяти Вали” в сборнике “Родной Ленинград” (Ташкент, 1942) с посвящением: “Памяти мальчика, погибшего во время бомбардировки Ленинграда”. Смирновы были соседями поэтессы по квартире в Фонтанном доме. А.Ахматова очень любила соседних детей – Валю и Вову. Старший, Валя, погиб во время воздушного налета уже после эвакуации поэта из Ленинграда. (Принцип гуманности - защищать жизнь и здоровье людей, особенно детей как самой беззащитной и уязвимой части населения.)
3 группа – рассказ о В. Быкове. Художественный пересказ текста.
Василь Быков (р. 1924 г.) – прозаик, публицист, сценарист.
Войну Быков прошел взводным, был дважды ранен, чудом спасся на Кировоградчине, где до самого последнего времени стоял обелиск над братской могилой, на котором было его имя. Оттуда его мать получила “похоронку”. Из боя – в госпиталь, из госпиталя – в бой. Ч.Айтматов сказал, что судьба берегла Быкова, чтобы он жил и писал от имени целого поколения.
Наиболее известные произведения: “Сотников”, “Обелиск”, “Дожить до рассвета”, “Волчья стая”, “Альпийская баллада”, “Пойти и не вернуться”, “Знак беды” и др. (Принцип гуманности - уважать человеческую личность, способствовать уменьшению страданий тех, кто не участвует в войне.)
2) Принцип гуманности – принцип МГП.
Как соблюдаются нормы МГП в рассматриваемых нами произведениях?
Соблюдаются - раненому оказывают помощь. Не соблюдены: детей не эвакуировали, мирное население не должно подвергаться нападению. Соблюдены наполовину – Юра способствует уменьшению страданий Петровича, а Коломиец нет.
3)Попытайтесь распределить эти произведения в первые четыре раздела книги “Вокруг тебя Мир…”. Обоснуйте свой ответ.
Рассказ М.Пришвина - “Под знаком Красного Креста”. Рассказчик “забыл в себе литератора” и стал оказывать медицинскую помощь раненым. Он выполняет необычную просьбу умирающего мальчика-солдата, то есть поступает гуманно.
Стихотворение А.Ахматовой “Памяти Вали” - “Самые уязвимые”, “О тех, кто не участвует”. Герои – питерские дети-сироты. Они не участвуют в вооруженном конфликте, они беззащитны и уязвимы, Лирический герой с чувством сострадания относится к страдающим во время войны детям.
Рассказ В.Быкова “Крутой берег войны” - “Эхо войны”. Главный герой на протяжении многих лет страдает от последствий вооруженного конфликта. Война разлучила его с близкими, с сыновьями.
4) Сравните свои выводы с выводами книги “Вокруг тебя Мир…” (с.93).
Чтение материалов УМК.
5) Обсуждая этико-правовые проблемы, мы оперировали рядом понятий:
в 5 классе - сострадание, милосердие, МККК, военнопленный, раненый, погибший на поле боя;
в 6 классе – обычай, правило, договор, соревнование, соперничество, конфликт, личность, честь, стихия, катастрофа, месть, жертва, гуманный, МГП и др.
Какие понятия мы использовали в этом учебном году, сегодня на уроке? Запишите.
Не участвующие в вооруженном конфликте, беззащитный, уязвимый, физические и психические страдания, дополнительная защита. Последствия вооруженного конфликта, МГП. Мед. персонал, гуманность, беспристрастность, нормы МГП.
Вспомните проблемы, которые мы обсуждали на занятиях по книге “Вокруг тебя Мир…” в 5-7 классах. Приведите примеры, когда поступки героев были и по духу близки к принципам, лежащим в основе норм МГП (при ответе используйте правовые понятия).
(Учащиеся вспоминают такие произведения, как А.Куприн “Чудесный доктор”,Б.Екимов “Ночь исцеления”,Л.Толстой “Ивины”.)
Итак, ребята, о чем же сегодня был наш разговор? Как вы сформулируете тему занятия? ( “По принципу гуманности” или “Основной принцип МГП”.)
В заключение хотелось бы продемонстрировать, как изменился у учащихся уровень владения лексикой, связанной с проблематикой МГП. (Сравнивается лексика “Кодекса класса”, составленного в 6 классе, и анкет учащихся 7 класса.)
КОДЕКС 6 “В” КЛАССА 1.Один за всех и все за одного. 2. В каждом ученике видеть личность 3. Уважение и взаимопомощь между учениками. 4. Взаимопонимание и между учениками и учителями. 5. Слушать и слышать на уроке учащихся и учителей. 6. Регулярно и вовремя делать уроки. 7. Хорошо вести себя на перемене. 8. Дорожить честью класса и школы. 9.Сообща делать интересной жизнь класса. 10. Отвечать за свои поступки. 11. Конфликты решать мирным путем. |
КОДЕКС 7 “В” КЛАССА 1. Гуманность. 2. Единство. 3.Сострадание и милосердие. 4. Уважение личности. 5. Независимость. 6.Взаимопонимание и взаимопомощь. |
В пределах допустимого (8 класс).
Цели: продолжить разговор об ответственности за выбор средств и методов для достижения поставленной цели применительно к ситуации вооруженного конфликта; познакомить учащихся с основными нормами по ограничению средств и методов ведения военных действий; развивать монологическую речь.
Форма организации познавательной деятельности учащихся – групповая.
Ход урока.
Ребята, с какой целью вы ходите в школу? (Получить знания, приобрести друзей, научиться строить взаимоотношения с другими…)
В 6 классе мы с вами составляли Кодекс класса, в 7 классе – внесли в него коррективы. Вспомните, что такое кодекс? (Кодекс- совокупность правил.)
На что направлены наши правила? (Они регулируют поведение, помогают строить взаимоотношения друг с другом, удерживают в конфликтной ситуации от жестокости.)
Правила – это цель или средство достижения цели? (Средство.)
В разные времена люди понимали, как важно соблюдать определенные правила в ходе силового конфликта. Занимаясь по книгам “Вокруг тебя – Мир…”, мы говорили об этом. Вспомните, были ли среди этих правил какие-либо ограничения, запреты. Обязательные для соблюдения участниками столкновения? Назовите не только авторов произведений. Названия, их героев, но и упоминаемые правила и обычаи. (В.Скотт “Айвенго” - правила рыцарского турнира; А.Дюма “Три мушкетера” - дуэльный кодекс; В.Распутин “Уроки французского” - Правила мальчишеской драки: “до первой крови”, “лежачего не бьют”; Д.Покровский “Очерки Москвы” - правила кулачного боя.)
На что направлены подобные правила? (На уменьшение последствий силового соперничества.)
Что общего у этих правил? (В ходе конфликта дозволено не всё! Соперники ограничены в выборе средств достижения цели)
Поэтому тема нашего занятия: В пределах допустимого.
Работа в группах. 1)Давайте посмотрим, что рассказывает журналист Д.Покровский в мемуарах “Очерки Москвы”, опубликованных в “Историческом вестнике” за 1893-1894 г.г., о правилах ведения кулачного боя. Как осуществлялась подготовка? Соблюдались ли при этом какие-либо правила?
А) (Чтение текста учащимся со слов “Побоища происходили отнюдь не с “бацу”… до конца абзаца.) Во время ответа ребят учащиеся 2 группы записывают этико-правовые понятия, используемые 1 группой.
Б) В чем состояла суть неписаных “уставов кулачных боев”? На что они были направлены? Кто следил за их соблюдением? Приходилось ли участникам кулачных боев нести ответственность за нарушение уставов? Какова была участь тех, кто нарушал неписаные законы кулачного боя? Почему с ними поступали так жестоко?
В уставах говорилось о том, какие средства недопустимы в кулачном бою. Сами участники были заинтересованы в соблюдении этих ограничений. Кулачные бои были жестокими состязаниями, приводящими к травмам и даже гибели участников.
О какой Брюссельской конференции упоминается в мемуарах Д.Покровского?
В) Сообщение учащегося: Во второй половине XIX века общественное мнение было подготовлено к тому, что правовое регулирование войны необходимо и возможно. Это стремление нашло свое выражение в созыве русским царем Александром II конференции, которая состоялась в Брюсселе в 1874 году. Целью конференции была кодификация права войны, то есть пересмотр и сведение в единое систематизированное целое законов по отдельным областям права).
Вывод: правила кулачного боя приводят к пониманию необходимости правового регулирования войны.
2) Чтобы ответить на вопрос: “Какое значение ограничений в выборе средств во время войны?” – мы обратимся к фрагменту повести французского писателя Луи Буссенара “Капитан Сорви-голова”. (Ребята первой группы записывают этико-правовые понятия, используемые учащимися 2 группы.)
А) Сообщение учащегося: Действие повести происходит в конце XIX века, во время англо-бурской войны; Главный герой капитан Жан Грандье по прозвищу Сорви-голова сражается на стороне буров против англичан за независимость Южно-Африканских республик – Оранжевой и Трансвааля.
В) Почему доктор Тромп противопоставляет “джентльменскую пулю” осколочному снаряду? (Использование различных видов оружия приводит к различным последствиям. 2 половина XIX века – время, когда в военных действиях стали применяться разрывные винтовочные пули. С военной точки зрения они не были более эффективны, чем обыкновенные. Однако ранение от разрывной пули доставляло крайне тяжелые страдания раненым.
В 1868 году по инициативе правительства России в Санкт-Петербурге собралась международная военная комиссия. Итогом её работы стала Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. Это был первый международный договор, зафиксировавший конкретные ограничения в средствах и методах ведения войны.)
Согласны ли вы с оценкой, которую дает “умной, гуманной” пуле доктор Тромп? Применимо ли определение “гуманный” к чему-либо, что связано с войной? (Действия капитана Сорви-голова и доктора Тромпа гуманные. С.33-34 “Жены, матери и сестры бойцов” в походном госпитале буров.)
Вывод: во время вооруженного конфликта выбор средств достижения цели особенно важен. Оружие совершенствуется – нужны ограничения.
3) Разговор об ограничении средств, допустимых для достижения цели, был начат на прошлом занятии по рассказу Роберта Шекли “Абсолютное оружие”. Дома вы должны были ответить на вопрос “Можно ли назвать “Абсолютное оружие” Шекли рассказом-предупреждением? (Как предупреждение могут быть восприняты слова Факсона: “Ведь что-то из того, что здесь лежит, возможно, уничтожило всю расу. Ты снова хочешь заварить кашу”; надпись-предупреждение, чтобы не входили в комнату с абсолютным оружием; описание марсианского пейзажа…)
А что, по-вашему, могло уберечь марсианскую цивилизацию от гибели? (Ограничение средств и методов ведения военных действий; ответственность людей за выбор средств и методов для достижения цели в ситуации вооруженного конфликта.)
Вывод: преследуя свои корыстные цели, человек забывает о необходимости ограничений средств достижения цели.
4) Кто же накладывает правовые ограничения на ведение военных действий воюющими сторонами?( Международное гуманитарное право.)
Почему? Познакомьтесь с рубрикой “Знаешь ли ты…” с. 38. (Эти ограничения необходимы, чтобы война не приняла крайне жестокий характер.)
Выделите в рубрике “Знаешь ли ты…” смысловые блоки. Озаглавьте их. Сформулируйте основную идею данного текста. (МГП ограничивает воюющих в выборе методов и средств ведения войны. Действовать в пределах допустимого._
5) Какие этико-правовые понятия были использованы сегодня? Какие из них введены в этом учебном году? Цель, ограничение, средства.
Подведение итогов. Во время силового и военного конфликтов участники несут ответственность за выбор средств достижения цели, обязаны ограничивать себя в выборе средств. Правовым ограничением во время войны занимается МГП.
Домашнее задание. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: “ Приходилось ли вам ограничивать себя в выборе средств для достижения цели?”