В поисках капитана Гранта (мастерская по роману Ж.Верна "Дети капитана Гранта" в 6-м классе)

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Программа по зарубежной литературе Вятской гуманитарной гимназии в 6 классе включает изучение приключенческого романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта”. 11-12-летним мальчишкам и девчонкам близок этот жанр: дети и подростки любят приключения и связанные с ними азарт, риск, игру. Приключения бывают разные: легкие, веселые, серьезные, страшные, героические, авантюрные. Но все они интересны! И каждый мечтает о них!

При подготовке мастерской хотелось, чтобы ребята прочитали роман “Дети капитана Гранта” (560 страниц – объем, немаленький для шестиклассников) и их захватил и покорил бы дух романтики, увлек за собой в мир добрых и бескорыстных героев. Но как это сделать? Для выполнения той и другой задачи нашли выход, подсказанный самим автором: нужно отправиться в воображаемое путешествие на поиски капитана Гранта. В течение месяца каждый “бороздил” воды морей и океанов на “Дункане” в поисках героя, вел путевой дневник. Путевой дневник – отличное средство контроля за чтением: дети записывают дату, количество прочитанных страниц, указывают основные события этого дня:

2.10.02. (стр.1-63)

Капитан Грант нуждается в помощи! 25.08.1864 г. мы отправились на поиски капитана. Жак Паганель по рассеянности оказался на борту “Дункана”. Это удивительный человек! Он покорил всех! Миновали о. Мадейра, Канары, о-ва Зеленого Мыса, Магелланов пролив…

3.10.02. (стр.64-168)

Успешно совершили переход через Чили.

В горах пережили землетрясение. Исчез Роберт. Огромная птица нашла Роберта. Чей-то выстрел спас сына капитана Гранта. Познакомились с патагонцем – индейцем Талькавом. Теперь это наш добрый друг. У него прекрасная, быстрая и умная лошадь Таука. (Из путевого дневника Дениса Тарасова.)

Записи не должны быть очень объемными, но в них нужно отразить самые важные события. А поскольку в романе многие страницы посвящены рассказам Паганеля о животном и растительном мире Южной Америки, Австралии, то вполне даже допустимо, что будут иногда просто перечислены животные и растения, с которыми путешественники познакомились в этот день.

В течение всего срока “поиска” капитана Гранта работал штаб экспедиции, в который ребята присылали свои фотографии (конечно, это рисунки тех героев и эпизодов, которые больше всего понравились детям) и телеграммы:

– Мы отплываем на поиски капитана Гранта.

– Из Патагонии – в Шотландию: Пока сведений никаких не имеем. Надеемся на удачу. Будем искать капитана по всему миру.

– SOS! Нам нужны лошади!

– SOS!!! Мы находимся в горах. Мы потеряли Роберта!

– Мы на северо-западном склоне Сьерра-Вентона, на реке Гуамини. Помогите! Мы окружены красными волками!

– У нас пополнение в составе! Ну и чудак этот Паганель! Что нам с ним делать?

– Не верьте Айртону!

– Рио-Колорадо разлилась, она затопила все! Мы ведем птичий образ жизни, запасы пищи закончились.

– У нас нет питьевой воды! Озеро Салинас и впадающие в него реки пересохли. В бурдюках все выпито! Источников поблизости никаких нет. Умираем от жажды!

Телеграммы оформлены необычно: это и рисунки, и послания в бутылках, и SOS-сообщения… Самые важные – сообщения о том, что герой найден! Не в Патагонии, не в Австралии, даже не в страшной Новой Зеландии, а на маленьком острове Табор, затерянном в Тихом океане. Для учителя это сигнал: книга прочитана и можно проводить мастерскую – слет участников экспедиции.

На этой мастерской происходит обмен впечатлениями, поиск ответов на главные вопросы: куда, с кем, с какой целью отправились; что приобрели, узнали, чему научились?

Мастерская включает внимание с помощью песни Яблоковой “Капитан”.

– Куда собрался, капитан,
Куда ты, брат, собрался?
Погоды нету, капитан,
Нигде погоды нет…
– Там крик о помощи, милорд,
Я слышу – крик раздался.
Милорд, я слышу этот крик,
Теперь за мной ответ.
– Ты что, не видишь, капитан,
Ты разве сам не видишь:
В такую бурю, капитан,
Не выплыть никому?
Да ты же вмиг пойдешь ко дну,
Как только в море выйдешь!
– Я слышал крик, милорд,
Мой долг – откликнуться ему.
– А что команда, капитан?
В дорогу, чай, не рвется?
Жена и дети, капитан, –
А им что предстоит?
– Со мной охотники, милорд,
Со мной лишь добровольцы,
А дом родной простит, милорд,
Мой дом меня простит.

Звучит песня, а ребята получают задание: за две минуты объяснить необходимость поисков капитана Гранта:

– Нужно всегда откликаться на крик о помощи.

– Мэри и Роберт останутся сиротами, если мы не найдем их отца.

– Такой человек, как капитан Грант, достоин того, чтобы на поиски отправились его соотечественники: он ведь два года назад отплыл с очень благородной целью, в интересах Шотландии.

– Человек должен иметь шанс на спасение.

Затем участники слета рассаживаются по группам – экспедициям и делятся воспоминаниями о самых ярких событиях, которые с ними произошли. Звучат рассказы о красных волках-агуарах, о разливе Рио-Колорадо, о птичьем образе жизни на огромном дереве “омбу”, “достигающем футов ста высоты”, об окружении кайманами (крокодилами), о землетрясении, о предательстве Айртона, о смешном Паганеле…

Исследовательская работа с текстом романа продолжается в творческих группах.

“Исследователи маршрута” бумажными корабликами отмечают путь “Дункана” на карте, которая висит на доске: Глазго – о. Мадейра – … – о.Табор.

“Языковеды” объясняют лексическое значение слов, с которыми познакомились во время путешествия: Патагония, кошка-девятихвостка, кубрик, камбуз, аборигены, архипелаг, пампы, фарватер…

“Биологи” готовят рассказ о животном и растительном мире Южной Америки и Австралии.

“Географы” знакомят с историей географических открытий.

После выступления групп всем предлагается написать мини-сочинение по заданному началу: “Если бы мне снова довелось отправиться в трудное и опасное путешествие, я пригласил(а) бы с собой…”.

Порадовало в ответах то, что ребята увидели добрые, положительные черты не только главных героев, но и тех, с кем судьба свела их на совсем короткий срок:

– Если бы я отправилась в трудное и опасное путешествие, я взяла бы с собой Талькава вместе с его Таукой. По-моему, Талькав – очень мужественный, смелый, честный и добрый человек, Таука – замечательная, быстрая лошадь, преданная своему хозяину. С ними не страшно путешествовать. Они всегда помогут и выручат в трудной ситуации. (Александра Рыбкина)

– … Роберта. Это надежный друг. Как храбро он повел себя в борьбе с агуарами: не раздумывая вскочил на Тауку и увел за собой волков, спас всех от неминуемой гибели! Он очень юн. Но ведь он через такие испытания прошел! Отличный наездник, хорошо в кораблях разбирается, а Паганель ему столько знаний передал! Он просто будет незаменим! (Роман Мирфаизов)

– Я очень люблю вкусно поесть, а стюард Олбинет прекрасно готовит. О нем я не забуду, отправляясь в далекий путь. (Денис Тарасов)

– …капитана Гранта. Это отважный человек и опытный путешественник. Он жил два года на необитаемом острове. Больше всего меня поразило именно это. Все! Решено! Приглашаю с собой капитана Гранта! (Мария Смекалова)

– …Жака Паганеля. Это великий географ. Его знания помогут в задуманном деле. Чувство юмора Паганеля поможет преодолеть трудности и сделает путешествие интересным. Кроме того, Паганель – интеллигентный человек. Да еще и бесстрашный. (Христина Мамаева)

Итак, путешествие закончено. Благородные цели экспедиции ребятам понятны. В пути приобретены богатые сведения по истории географических открытий, флоре и фауне разных континентов. Кроме того, ребята сумели увидеть главные достоинства характеров героев и приобрели замечательных друзей: благородного лорда Гленервана и его жену леди Элен, отважного Джона Манглса и невозмутимого Мак Наббса, рассеянного Жака Паганеля и целеустремленного Гарри Гранта, доброго и преданного Талькава и прекрасных детей капитана Гранта – Роберта и Мери.

Мастерская завершается вручением дипломов активным участникам поисков капитана Гранта.

Шестиклассники увлеченно читали роман и с удовольствием строили мастерскую, мечтали о новых путешествиях. Поэтому рефлексивным итогом мастерской был момент обсуждения вопроса о том, куда стоит еще отправиться в путешествие и что об этом прочитать?