Литература
-
Путешествие в Читай-город. Индивидуально-коррекционное занятие по чтению в 4-м классе 2003
Правильное выразительное чтение текстов в классах компенсирующего обучения - это трудная для детей задача. В данном занятии показана работа над средствами выразительности - тон, темп, логическое ударение. Занятие проведено в нестандартной форме - путешествии.
-
Звуковые средства художественной изобразительности (урок русской словесности, 10-й класс) 2003
Звуковые средства изобразительности в произведениях поэтов и писателей.
-
Внеклассное мероприятие по сказам П.П. Бажова "Любимые сказы Бажова", 6-й класс 2003
Конспект урока, который знакомит с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника.
-
Открытый урок литературы по теме: "Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы" 2003
Из всех писателей выбрала Некрасова, так как тема природы волнует каждого. Это связано и с красотой родного края и с темой Родины - малой и большой. Необходимо учить детей анализировать произведение, выделять основную мысль и тему произведения, призвать детей не только бережно относиться к окружающей природы, но и участвовать в её спасении и приумножении.
-
Конспект-урок по риторике "Лесть, похвала, комплимент" 2003
Учитель раскрывается наиболее полно на уроке изучения нового материала. Наиболее эффективные знания, по моему мнению, дети получают в результате собственных открытий и изысканий. Если учителю удается на многих уроках достичь этой цели, то это и будет показателем его высокого профессионализма. Предложенный мною урок показывает как с помощью диалога: учитель-ученик, ученик-учитель, а также проблемных заданий, вопросов удалось провести литературное исследование и добиться поставленной задачи.
-
Урок развития речи "Искусство быть другим" (7-й класс) 2003
Научить ребят думать можно, если задания, вопросы, темы творческих работ обращать к самим учащимся, а не к практической статье. Мыслительная работа (данный урок - тому пример) должна быть постоянной - это непременное условие её действенности. От содержания и направленности урока зависит формирование умений связной речи, воспитание таких простых человеческих качеств, как сострадание, милосердие, сочувствие. Урок призван сформировать у учащихся такие понятия как “эмпатия”, “альтруизм”; объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей; должен помочь развить у ребят навыки связной речи, воспитывать в детях умение выражать своё доброе отношение к людям. Стараюсь, чтобы естественным состоянием на уроке было творческое настроение.
-
Урок-размышление на тему: "Я не поэт, а гражданин" 2003
Вместе с учащимися мы пытаемся поразмышлять над социально-нравственными категориями "гражданин", и "патриот", проанализировав произведения К. Рылеева, выяснить, как эстетический идеал гражданина представлен в творчестве поэта-декабриста. На таком уроке идёт формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления событий.
-
Литературно-музыкальная композиция: "Писатели и поэты в годы Великой Отечественной войны" 2003
Литературно-музыкальная композиция может использоваться как на уроке литературы, так и во внеклассной работе по предмету. Актуальность этой темы в развитии интереса к литературе, языку, патриотическом воспитании школьников, гражданственности, гордости за русский народ.
-
Открытый урок по литературе. 8-й класс. "Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков из Петербурга" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор") 2003
Конструирование денотатного графа понятия "Хлестаков", то есть составление по ключевым словам портрета, "паспорта" героя.
-
С.Есенин. Стихотворение "Береза" 2003
В представленной вашему вниманию работе предлагается анализ поэтического текста хорошо известного стихотворения С. Есенина "Береза". Достижение умения проникать в подтекст лирического стихотворения, умения пользоваться литературоведческой терминологией, вовлечение в размышление - успешные шаги к анализу совместно с учащимися.
-
Черты художественного образа 2003
После чтения романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" учитель может провести литературную викторину по прочитанному, чтобы проверить, как усвоен художественный текст. Правильные ответы на все вопросы будут свидетельствовать о качественном прочтении романа.
-
Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках литературы (урок литературы в 10-м классе в технологии педагогических мастерских) 2003
Технологии проблемного обучения, мастерских, критического мышления и др. помогают учителю на уроке литературы создать условия для формирования умения анализировать текст, формулировать проблемы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, работать над речью учащихся, формировать нравственные понятия, то есть совершенствовать исследовательские умения учащихся.
-
Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках литературы (урок литературы в 9-м классе в технологии критического мышления) 2003
Урок литературы способствует формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков; они приобщают учащихся к культурному наследию и процессу духовного развития; направлены на воспитание культуры умственного труда, формирование коммуникативных качеств личности.
-
Организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся на уроке литературы 2003
Уроки литературы содержательно и организационно направлены на создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, способствуют формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования, готовят учащихся к исследовательской деятельности.
-
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов 2003
Риторика ставит перед собой практические цели в обучении искусству речи. Автор статьи считает, что игра на уроке позволяет построить подачу материала от практики к теории. В статье представлена система (классификация) игр, применяемая автором в педагогической деятельности.
-
Урок-конспект по творчеству Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" для учащихся 6-го класса 2003
Опираясь на известные методологии, ориентированные на гармонизацию традиционного и инновационного подходов к обучению, я разработала уроки, в которых применяются различные приемы активизации учащихся, устраняется однообразие стиля урока литературы. Один из таких уроков я и предлагаю вашему вниманию.
-
Истинные и мнимые ценности в сказке Х.К. Андерсена "Соловей" 2003
В данном уроке используются методы и приемы, позволяющие повысить мотивацию учеников к учебной деятельности, активизировать их работу на уроке литературы в 5 классе: возможность выбора домашнего задания к уроку; разнообразие форм и видов деятельности учеников на уроке (инсценирование, различные виды пересказов, устное словесное рисование, сравнительная характеристика, написание стихотворения, иллюстрации к тексту).
-
Урок-конспект по теме: "Волшебная красота и сила русского слова" (по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг") 2003
"Шаг за шагом - к постижению прекрасного" - таков принцип моей работы со словами писателя на уроках литературы. Анализирую рассказ И.С.Тургенева "Бежин луг", учу ребят ценить мастерство писателя , уметь распознавать , в чём оно проявляется . Ведь так хочется , чтобы дети вдумчиво , с трепетом вникали в смысл написанного , постигали сложность , многообразие и прелесть художественного мира классика .
-
"Возвращение" М.Зощенко (обзорный урок по литературе) 2003
Обзорный урок творческого наследия М.Зощенко.
-
Урок "Легенды моего народа" 2003
Данная работа является одним из уроков курса "литературное краеведение", предполагающего знакомство школьников с литературным наследием ненецкого народа - от устного народного творчества до литературы наших дней. Автор преследовала цель показать тесную связь современной литературы с произведениями бесписьменного периода жителей Крайнего Севера, истоки творчества ненецких поэтов и писателей.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-х классах "Прекрасный и грозный мир Николая Рубцова" 2003
В данной разработке сделана попытка с помощью комплексной работы над текстом стихотворения разнообразить уроки русского языка, связать их с литературой. Основной упор при интеграции делается именно на уроки русского языка. При изучении синтаксиса в 9-ом классе хочется, чтобы учащиеся видели четкость предложений и стройность текста, объединенных общей тональностью, настроем, идеями, поэтому и желательно использовать поэтические тексты.
-
Воспитание толерантного сознания на основе интеграции предметов. Дискуссия на тему: "Триумф науки — прогресс или трагедия" 2003
В лицее №17 г. Ставрополя создано объединение "Мир человека". В основу работы положен метод проектов, межпредметное освоение интегрированных блоков знаний. Формой проведения заседаний являются дискуссии и конференции. Цель объединения - формирование холисткого мышления и толерантного сознания.
-
Планы-конспекты уроков русского языка в 6-м классе и литературы в 9-м классе 2003
Основная цель уроков - дать детям прочные знания по русскому языку и литературе; научить гордиться богатством русской культуры, видеть прекрасное и стремиться внести посильный вклад в развитие Родины.
-
Через краски к чувствам 2003
Одна из задач учителя - привитие у учащихся интереса к поэзии. Для этого при работе с текстом используется особый прием - изображение в цвете собственного понимания лирического произведения, как первый этап на пути его анализа. Обобщен опыт работы в этом направлении в средних классах, представлены материалы уроков: А.С. Пушкин "Няне" (5-й класс). Сравнительный анализ стихотворения "Узник" А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (8-й класс). Любовная лирика А.С. Пушкина (9-й класс).
-
Экспрессионизм в рок-поэзии 2003
Перед каждым учителем стоит задача - сделать свой предмет максимально интересным, а в условиях модернизации образования - еще и современным. Сегодняшние школьники привыкли к видео, компьютеру, Интернету. Чем же может удивить их простой школьный урок? Учитель заинтересован в том, чтобы именно его предмет стал любимым. Восьмой год работая по системе развивающего обучения Эльконина- Давыдова, я убедилась в правоте основного правила этой системы: ребенок хорошо запоминает только то, что пережил сердцем, что заставило его задуматься, потрясло и удивило. Удивляться на каждом уроке - это сверхзадача, которую педагог должен помочь ребенку решить. Современные дети хотят изучать то, что им интересно. Старшеклассники любят слушать рок-музыку. Принимая это во внимание, можно провести урок - исследование "Экспрессионизм в рок-поэзии".
-
Как воспитывали русского дворянина. Программа спецкурса для учащихся 10—11-х классов 2003
Использование традиций дворянского воспитания, знакомство с образом жизни дворянства может быть очень полезным в духовном, нравственном воспитании современной молодежи.
-
Опыт организации интегративных образовательных экспедиций по родному краю в 5-м классе 2003
Интегративные образовательные экспедиции - технология, которая разрабатывается в Вятской гуманитарной гимназии на протяжении последних пяти лет. Описываются возможности применения данной технологии в процессе литературного образования в 5-м классе.
-
КВН по русскому языку и литературе: "Путешествие в страну Словесности" 2003
Предлагаемый материал поможет организовать и провести в необычной, увлекательной форме не только внеклассное мероприятие, но и урок по русскому языку и литературе в 5-7-х классах. Данная разработка носит игровой, творческий характер и призвана помочь учащимся раскрыть свои личностные качества, проявить любознательность, смекалку.
-
Проблема воспитания и воспитанности в произведении Д.И. Фонвизина "Недоросль". Урок литературы в 9-м классе 2003
Представлена программа наблюдения, анализа и оценка воспитанности детей в семье.
-
Стихи о городе в поэзии К.Х. Прокопенко (внеклассное чтение в 8-м классе) 2003
На занятии по внеклассному чтению учащиеся знакомятся с поэзией К.Х. Прокопенко, самобытной поэтессой и учительницей. На примере стихотворения "Не губи ярко-красных рябин", восьмиклассники анализируют, а затем постигают эмоциональные ценности текста.