Литература
-
Интегрированный урок по литературе и английскому языку по теме: "Портрет Оскара Уайльда" 2003
Педагогами английского языка и литературы разработан курс интегрированных уроков (5-11класс), целями которых являются овладение теорией и практикой искусства художественного перевода, изучение в подлиннике литературы англоязычных стран. Это помогает формировать у учащихся целостную систему знаний мировой литературы, этические и эстетические понятия, развить способности к творчеству.
-
Лингвостилистический анализ художественного прозаического текста. Рассказ И.А. Бунина "Красавица" 2003
Лингвистилистический анализ текста рассказа И.А.Бунина "Красавица" определяет замысел писателя, основную идею произведения: дети - символ вечного продолжения жизни, но этот символ легко сломать, погубить, если взрослые не окружат его заботой и вниманием. Проводится анализ текста как языкового целого, ведётся наблюдение над эстетической функцией слова, анализ языковых средств и изобразительно выразительных средств.
-
Литературная гостиная "Душа в заветной лире…" 2003
Трудна судьба поэтов всех времён. Тяжеле всех судьба казнит Россию. Русская поэзия со времён Пушкина перестала быть всего лишь художественным творчеством. Она сделалась высшим духовным подвигом. Судьба истинного художника - это "единый путь распятья и креста". Цель урока заключается в том, чтобы рассказать о судьбах художников слова, поэтах пророках, раскрыть душу "в заветной лире".
-
Урок развития речи в 5-м классе 2003
На уроке развития речи в 5-м классе по теме "Земное путешествие инопланетян… Встреча с Мастером" используются приемы, основанные на графических и звуковых ассоциациях. В системе приемов, разработанных автором урока, учитываются индивидуальные особенности учащихся, одни из которых - "визуалы" (воспринимают мир зрительно); а другие - "аудиалы" (воспринимают мир через звук, слово). Основной целью данной системы является развитие зрительной, образной, логической памяти учащихся при усвоении литературоведческих терминов и навыков грамотного письма через использование эффективных способов запоминания, связанных с одним из направлений психологии - эйдетизмом (от греч. "эйдос" - образ), т.е разновидностью образной памяти, заключающейся в умении видеть предмет, который уже исчез из поля восприятия.
-
Урок-исследование "В творческой лаборатории молодого М.Горького, романтика и реалиста" 2003
Урок-исследование демонстрирует совершенствование навыка сравнительного анализа языка писателя на примере рассказов "Старуха Изергиль" и "Челкаш".
-
Урок-размышление "Чистый свет добра…" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 2003
Предлагаю описание урока-размышления "Чистый свет добра…" по рассказу Александра Исаевича Солженицына "Матренин двор". Урок поможет учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть; задуматься над смыслом жизни человеческой.
-
Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание". Раскольников — страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? 2003
Романы Достоевского носят идеологический характер. Подход к человеку осуществляется со стороны его идейного мира. Герой своей жизнью испытывает собственные идеи, близкие к теории Ницше о «сверхчеловеке» Кто человек? Бог? Царь? Вошь? Червь? Имеет ли он право «взять» на себя «кровь по совести » и спасти человечество? Ответы на эти вопросы и пыталась я найти вместе со студентами на уроке–суде над героем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родионом Раскольниковым.
-
Организация совместной познавательной деятельности родителей и учащихся 2003
Одна из главных задач в работе школы с семьей - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Семейная познавательная игра "Уральский сказочник" повышает авторитет семьи; способствует развитию общения с разными поколениями; позволяет сплотить детей, детей и их родных на основе совместной деятельности.
-
Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева с элементами игры "Тот голос страстный…летит и просится ко мне!" 2003
С помощью заданий игрового характера повторяется биография и творчество И.С. Тургенева, содержание романа "Отцы и дети", расширяются представления учащихся о его героях, повышается развитие творческих способностей учеников.
-
Он был титаном, борющимся с богами (литературно-музыкальная гостиная) 2003
"Он был титаном, борющимся с богами"- тема музыкально-литературной гостиной. Эффективность данной формой работы подтверждается новыми разработками, появляющимися в периодической печати. Способствует повышению уровня музыкальной культуры, формированию мировоззрения, эстетического вкуса и расширению кругозора.
-
Путешествие в Читай-город. Индивидуально-коррекционное занятие по чтению в 4-м классе 2003
Правильное выразительное чтение текстов в классах компенсирующего обучения - это трудная для детей задача. В данном занятии показана работа над средствами выразительности - тон, темп, логическое ударение. Занятие проведено в нестандартной форме - путешествии.
-
Звуковые средства художественной изобразительности (урок русской словесности, 10-й класс) 2003
Звуковые средства изобразительности в произведениях поэтов и писателей.
-
Внеклассное мероприятие по сказам П.П. Бажова "Любимые сказы Бажова", 6-й класс 2003
Конспект урока, который знакомит с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника.
-
Открытый урок литературы по теме: "Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы" 2003
Из всех писателей выбрала Некрасова, так как тема природы волнует каждого. Это связано и с красотой родного края и с темой Родины - малой и большой. Необходимо учить детей анализировать произведение, выделять основную мысль и тему произведения, призвать детей не только бережно относиться к окружающей природы, но и участвовать в её спасении и приумножении.
-
Конспект-урок по риторике "Лесть, похвала, комплимент" 2003
Учитель раскрывается наиболее полно на уроке изучения нового материала. Наиболее эффективные знания, по моему мнению, дети получают в результате собственных открытий и изысканий. Если учителю удается на многих уроках достичь этой цели, то это и будет показателем его высокого профессионализма. Предложенный мною урок показывает как с помощью диалога: учитель-ученик, ученик-учитель, а также проблемных заданий, вопросов удалось провести литературное исследование и добиться поставленной задачи.
-
Урок развития речи "Искусство быть другим" (7-й класс) 2003
Научить ребят думать можно, если задания, вопросы, темы творческих работ обращать к самим учащимся, а не к практической статье. Мыслительная работа (данный урок - тому пример) должна быть постоянной - это непременное условие её действенности. От содержания и направленности урока зависит формирование умений связной речи, воспитание таких простых человеческих качеств, как сострадание, милосердие, сочувствие. Урок призван сформировать у учащихся такие понятия как “эмпатия”, “альтруизм”; объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей; должен помочь развить у ребят навыки связной речи, воспитывать в детях умение выражать своё доброе отношение к людям. Стараюсь, чтобы естественным состоянием на уроке было творческое настроение.
-
Урок-размышление на тему: "Я не поэт, а гражданин" 2003
Вместе с учащимися мы пытаемся поразмышлять над социально-нравственными категориями "гражданин", и "патриот", проанализировав произведения К. Рылеева, выяснить, как эстетический идеал гражданина представлен в творчестве поэта-декабриста. На таком уроке идёт формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления событий.
-
Литературно-музыкальная композиция: "Писатели и поэты в годы Великой Отечественной войны" 2003
Литературно-музыкальная композиция может использоваться как на уроке литературы, так и во внеклассной работе по предмету. Актуальность этой темы в развитии интереса к литературе, языку, патриотическом воспитании школьников, гражданственности, гордости за русский народ.
-
Открытый урок по литературе. 8-й класс. "Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков из Петербурга" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор") 2003
Конструирование денотатного графа понятия "Хлестаков", то есть составление по ключевым словам портрета, "паспорта" героя.
-
С.Есенин. Стихотворение "Береза" 2003
В представленной вашему вниманию работе предлагается анализ поэтического текста хорошо известного стихотворения С. Есенина "Береза". Достижение умения проникать в подтекст лирического стихотворения, умения пользоваться литературоведческой терминологией, вовлечение в размышление - успешные шаги к анализу совместно с учащимися.
-
Черты художественного образа 2003
После чтения романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" учитель может провести литературную викторину по прочитанному, чтобы проверить, как усвоен художественный текст. Правильные ответы на все вопросы будут свидетельствовать о качественном прочтении романа.
-
Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках литературы (урок литературы в 10-м классе в технологии педагогических мастерских) 2003
Технологии проблемного обучения, мастерских, критического мышления и др. помогают учителю на уроке литературы создать условия для формирования умения анализировать текст, формулировать проблемы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, работать над речью учащихся, формировать нравственные понятия, то есть совершенствовать исследовательские умения учащихся.
-
Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках литературы (урок литературы в 9-м классе в технологии критического мышления) 2003
Урок литературы способствует формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков; они приобщают учащихся к культурному наследию и процессу духовного развития; направлены на воспитание культуры умственного труда, формирование коммуникативных качеств личности.
-
Организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся на уроке литературы 2003
Уроки литературы содержательно и организационно направлены на создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, способствуют формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования, готовят учащихся к исследовательской деятельности.
-
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов 2003
Риторика ставит перед собой практические цели в обучении искусству речи. Автор статьи считает, что игра на уроке позволяет построить подачу материала от практики к теории. В статье представлена система (классификация) игр, применяемая автором в педагогической деятельности.
-
Урок-конспект по творчеству Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" для учащихся 6-го класса 2003
Опираясь на известные методологии, ориентированные на гармонизацию традиционного и инновационного подходов к обучению, я разработала уроки, в которых применяются различные приемы активизации учащихся, устраняется однообразие стиля урока литературы. Один из таких уроков я и предлагаю вашему вниманию.
-
Истинные и мнимые ценности в сказке Х.К. Андерсена "Соловей" 2003
В данном уроке используются методы и приемы, позволяющие повысить мотивацию учеников к учебной деятельности, активизировать их работу на уроке литературы в 5 классе: возможность выбора домашнего задания к уроку; разнообразие форм и видов деятельности учеников на уроке (инсценирование, различные виды пересказов, устное словесное рисование, сравнительная характеристика, написание стихотворения, иллюстрации к тексту).
-
Урок-конспект по теме: "Волшебная красота и сила русского слова" (по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг") 2003
"Шаг за шагом - к постижению прекрасного" - таков принцип моей работы со словами писателя на уроках литературы. Анализирую рассказ И.С.Тургенева "Бежин луг", учу ребят ценить мастерство писателя , уметь распознавать , в чём оно проявляется . Ведь так хочется , чтобы дети вдумчиво , с трепетом вникали в смысл написанного , постигали сложность , многообразие и прелесть художественного мира классика .
-
"Возвращение" М.Зощенко (обзорный урок по литературе) 2003
Обзорный урок творческого наследия М.Зощенко.
-
Урок "Легенды моего народа" 2003
Данная работа является одним из уроков курса "литературное краеведение", предполагающего знакомство школьников с литературным наследием ненецкого народа - от устного народного творчества до литературы наших дней. Автор преследовала цель показать тесную связь современной литературы с произведениями бесписьменного периода жителей Крайнего Севера, истоки творчества ненецких поэтов и писателей.