Творчество учащихся на уроках литературы

Разделы: Литература


В нашей школе проходил эксперимент по преемственности развивающего обучения между начальным и средним звеном. Я хочу поделиться своими наблюдениями, размышлениями, своим опытом работы. Участвуя в эксперименте, я проанализировала программы и учебники по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой и под редакцией А.Г.Кутузова. Работа по традиционной программе меня не совсем устраивала, а здесь привлекла сразу.

В этой программе авторы разработали систему уроков по развитию речи, объяснив свое видение этих уроков. Мне она показалась интересной и приемлемой.

В Пояснительной записке к программе по литературе под редакцией А.Г.Кутузова было написано: “В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности…”.В программе нет традиционного раздела “Развитие связной речи учащихся”. Рассматривая литературные образования как единство трех компонентов: творчество – сотворчество – знание и умение, составители настоящей программы предлагают СИСТЕМУ КОММУНИКАТИВНО-ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ, обозначенных как “Творческая мастерская”, “Творческий практикум”, “Творческое задание”, “Самостоятельный анализ выбранного произведения”, ежегодная “Итоговая читательская конференция” и т. д.[1].

А.Г.Кутузов и его коллектив нашли интересные формы творческих уроков, подсказав учителю пути решения следующих проблем:

– что нужно сделать, чтобы ученик захотел выполнять творческие задания не по принуждению и обязательности, а с удовольствием и желанием;
– как сделать, чтобы он не боялся этих уроков, не страшился представлять результаты своего творчества на суд одноклассников и учителей.

С 1996 года я стала работать по этой программе, опробовав систему творческих уроков в течение нескольких лет. Накопленный опыт позволяет мне сделать некоторые выводы.

Уже в 5 классе, изучая теоретический материал по литературе, читая и анализируя художественные произведения, учащиеся расширяют свой литературный кругозор, развивают эстетический вкус, выступая при этом в роли читателя. Мы с пятиклассниками на первых уроках литературы обговариваем понятие “хороший читатель” и приходим к выводу, что настоящий читатель должен уметь грамотно и выразительно читать, иметь хорошее воображение. Только в этом случае читатель становиться соавтором автора произведения. И я считаю, что именно с этого начинается развитие творческих способностей каждого ребенка на уроках литературы.

Задача учителя – давать возможность своим ученикам (устно или письменно) говорить о своем понимании образа, героя, ситуации. Одним из интересных способов развития фантазии, воображения учащихся и в то же время привития им желания вчитываться в произведения является задание по созданию иллюстраций к прочитанному произведению. Предупреждая возможные ошибки при выполнении этого задания, необходимо заранее напомнить ученику, что он должен передать в рисунке прежде всего то, как он понял замысел автора. А для этого ему нужно перечитать понравившийся эпизод, понять, какова его роль в произведении, кто действует в этом эпизоде, как выглядят действующие лица и т.д. Иногда ученику необходимо выйти за рамки учебника литературы, обратиться к энциклопедиям, к учебникам истории. Рассматривая иллюстрации на уроках литературы, мы с учениками прежде всего обращаем внимание на то, как учащемуся удалось передать свое понимание авторского замысла, а не просто нарисовать красивый рисунок.

Одним из заданий, сочетающих умение вчитываться в произведение, понимать замысел автора и передавать его в рисунке, стало задание в учебнике “В мире литературы” за 6 класс после поэмы “Беглец” М.Ю.Лермонтова в разделе “Проба пера”: представьте, что вам надо создать диафильм по поэме “Беглец”. Работа над диафильмом объединила учащихся в группы, раскрыв их разные творческие способности: умение создавать сценарий, умение иллюстрировать отобранные эпизоды, разбивая их на кадры, умение “озвучивать” кадры наиболее точными цитатами из текста. И надо сказать, что диафильмы получились яркие, интересные и разнообразные.

Одной из интересных форм развития творческих способностей учащихся я считаю творческие задания из раздела “Проба пера”. Выполняя подобные задания, учащиеся становятся в позицию “автора” и одновременно “критика”, т.к. им необходимо не только создать произведения в определенном жанре, но и оценить произведения своих одноклассников.

Есть еще одна привлекательная особенность данной программы: учащимся предоставляется право выбора при выполнении задания. Я каждый раз обращаю внимание учащихся на варианты заданий. Уроки от этого только выигрывают. Ученик может попробовать себя в том виде задания, который ему ближе, понятнее, интереснее. Например, после изучения лирических произведений в 6 классе, предлагаются такие задания в разделе “Проба пера”:

Напишите сочинение на одну из тем: “Любимое время года”, “Лето в деревне”, “Зимой в лесу”, “Фантазия природы” – или можете придумать свою тему.

Тем, кто любить делать красивые вещи, такое задание: сделайте книжку-альбом “Весна (лето, зима, осень) в стихах русских поэтов”.

Последнее задание – очень ответственное. Попробуйте сочинить лирическое стихотворение о родной природе, о родной земле. Пусть это будут только 4 строчки, зато – ваши!

Выполняя первое задание, учащиеся писали, казалось бы, довольно стандартные сочинения на тему “Мое любимое время года”. Но, тем не менее, многим из них удалось написать именно лирическую зарисовку, выразив по-своему любовь к родному краю, к родной природе. Одно из таких сочинений я хочу привести здесь:

Денис К. “Зимой в лесу”.

Стояла теплая зимняя погода. И я решил прогуляться в лес на лыжах. Пошел снег. И когда я оказался в лесу, я увидел сказочную красоту. Стояли величавые деревья, укутанные снежными шубами. А среди них – пушистые зеленые ели. Снег перестал сыпаться с неба. Я прислушался: то там, то здесь раздавалось пение какой-то птички. А вот белочка махнула пушистым хвостом, пробежав по ветвям деревьев. Мороз крепчал. Защипало мне нос и щеки. Белый снег слепил глаза. Еще немного я прошелся по лесу. Нужно было возвращаться домой. Морозный свежий воздух, красота зимней природы – все это подняло мне настроение. И я вернулся домой усталый и довольный.

Выполняя второе задание, учащиеся не просто подбирали стихотворения разных поэтов о любимом времени года (хотя это само по себе уже хорошо, т.к. они расширили свой литературный кругозор), но и нашли иллюстрации, отражающие общее настроение стихотворений, а иногда и сами рисовали иллюстрации к данному сборнику, выражая свое прочтение лирических стихотворений. В предисловии к сборникам учащиеся объясняли свой выбор стихотворений и авторов. И в этом тоже проявлялось творчество учащихся.

Например, Таня Б. написала в предисловии к своему сборнику:

“В стихах о Родине воспевается любовь к родному краю. В них говорится о красоте родных мест. Душа наполняется необыкновенным чувством, когда читаешь эти стихи. В честь родного края я составила сборник этих стихотворений”.

И, наконец, третье задание – создание лирического стихотворения. Конечно, стихотворения получаются наивные, далекие от совершенства. Но если в них есть образ, есть настроение, то необходимо это поддержать, одобрить.

Например, стихотворение Виталия К. “Весна”:

Солнце ярко светит,
Тучек не видать.
Тянет дым из печки.
Мы идем гулять.

Все вокруг растаяло,
Мокрый снег лежит.
По земле холодный
Ручеек бежит.

Мы с тобой измерили
Все лужи до одной,
Ноги промочили
И бегом домой!

В 5-6 классах по программе под редакцией А.Г.Кутузова много времени уделяется жанровому многообразию художественных произведений. И в этом разделе предлагаются следующие задания: создать самостоятельно произведения в определенном жанре – написать сказку, басню, повесть и т.д. Чем интересно и полезно подобное задание? Во-первых, учащиеся претворяет в жизнь полученные теоретические знания, как бы “обживают” этот вид произведения; во-вторых, они пробуют свои силы в роли автора; в-третьих, развивают свои творческие способности.

Например, баллада Маши Д. “Дедал и Икар”:

Жил давно в Древней Греции
Славный мастер Дедал.
Жил он с сыном Икаром,
Жил и забот не знал.
Но однажды царь Минос
Решил Дедала убить.
Дедал разыскал Икара
И крылья построить спешит.
Но перед полетом Икара
Предупредил Дедал:
“Мы летим между небом и солнцем
И не забудь, – сказал, –
если приблизишься к солнцу
оно растопит весь воск.
Но море намочит перья,
И камнем ты упадешь”.
И вот они взмыли, как птицы,
Паря высоко над водой.
Слегка приближаясь к солнцу,
Слегка опускаясь порой.
Забыл Икар о совете,
И к небу приблизился он,
Парил он в небе, кружился,
Но вдруг окончился сон.
Воск растопило солнце,
И ветер перья унес,
В пучину морскую упал он.
“Отец!” – быстро он произнес.
И волны с шумом закрылись,
И в страхе отец закричал:
“Икар, сыночек, ну где ты?!”
Из виду Икар уж пропал.

Итак, ученик на творческих уроках может побывать не только в роли читателя, но и автора. А может стать и критиком. Об этой позиции хочется сказать отдельно.

Рецензируя произведения, созданные одноклассниками, готовя отзыв о них, ученик должен понимать (а учителю нужно к этому подвести ученика), что критика ради критики ничего не стоит. В учебниках “В мире литературы”, особенно за 7-11 классы, приводятся высказывания великих критиков о том или ином художественном произведении. И на этих примерах можно показать суть литературной критики: используя теоретические знания по литературе, можно судить о достоинствах и недостатках произведения, но судить доказательно и благожелательно. Давая подобные задания, нужно обговаривать или план отзыва, или вопросы для обсуждения.

Например, на уроке “Самостоятельное сочинение сказок” ученики получили задание: слушая сказку своего одноклассника, записывать в тетрадь по литературе название сказки, автора, вид сказки; отмечать, понравилась ли сказка и почему. Выполняя эту работу по такому легкому алгоритму, учащиеся готовятся к обсуждению сказок, сочиненных самостоятельно их одноклассниками.

Юля Л. Сказка “Петух, лиса, волк и сова”.

В одной деревушке, в маленькой избушке жили дед и баба. Как-то раз пошел дед курей кормить. Уходя, забыл закрыть калитку. Не успел дед зайти домой, как петух выбежал из курятника и убежал в лес.
А в этом лесу жил голодный и злой волк. Ходил он по лесу, искал, чем бы поживиться. Вдруг видит: по лесу петух бегает. Думает: “Дай-ка я его поймаю, уж очень он аппетитно выглядит и вкусный, наверное”. Подкрался волк и поймал петуха. Несет его в свою хатку, чтобы поскорей сварить и съесть, а навстречу ему – лиса:
– Что несешь?
– Да вот петуха поймал.
– Слушай, Волчок, серый бочок, давай делиться.
– Нет!
И начали они спорить. Услыхала шум сова и выглянула из дупла: “Что это вы тут столько шума наделали?” Сова начала отвлекать внимание волка и лисы, а петух в это время потихоньку убежал. И остались волк и лиса ни с чем.
Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец!

На вопрос: “Что вам хочется сказать об этой сказке?”.

Рома К.ответил:

“Это сказка о животных, она высмеивает жадных волка и лису. Хотя в ней речь идет о зверях, но высмеивается в ней жадность людей. Мне понравилось, что в сказке есть интересные зачин и концовка”.

Подводя итог, я хочу обратить внимание на следующее. Если мы хотим действительно привлечь учащихся к урокам литературы, хотим видеть на уроках неравнодушных творческих учеников, мы должны проводить уроки творчества в системе. Это позволит учащимся привыкнуть к творческим заданиям, поможет не стесняться представлять свои творения на суд одноклассников и учителя, облегчит им понимание особенностей мира литературы.

Эти уроки побуждают к творчеству и самого учителя, что тоже очень важно. Проводя уроки в системе, мы постепенно должны поднимать их уровень сложности, делая творческие задания не только интересными, но и выполнимыми для всех учащихся.

Всегда были актуальными вопросы воспитания творческой личности через развитие способностей. Я считаю, что уроки творчества помогут сделать обучение на уроках литературы развивающим, ориентированным на каждую личность.

Литература

1. Программно-методические материалы. Литература 5-11 классы./ Составитель Т.А. Калганова. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.