Тема: Строки, опаленные войной.
Цели и задачи:
Обучающие:
- формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;
- формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.
Развивающие:
- совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;
- развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.
Воспитывающие:
- познакомить учащихся с творчеством писателей и поэтов в годы Великой Отечественной войны;
- познакомить учащихся с биографическими данными ряда писателей и поэтов;
- продолжить знакомство с периодом 1941–1945 гг. в истории нашей Родины;
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;
- воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ;
- показать нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне;
- прививать интерес у учащихся к литературе, музыке, искусству;
- формировать бережное отношение и любовь к русскому языку.
Цели для учителя:
- организовать изучение материала по теме:“Строки, опаленные войной”, используя индивидуальный и дифференцированный подход и метод интерактивного обучения;
- создать творческую, комфортную, доброжелательную атмосферу на уроке.
Цели для ученика:
- показать знания;
- закрепить знания;
- “вынести” что – то новое;
- формировать навыки монологической речи.
Методы обучения:
- перцептивные;
- логические;
- гностические.
Наглядность:
- выставка книг о Великой Отечественной войне, портреты писателей и поэтов, видеоматериалы.
Эпиграф к уроку:
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым!
Это надо живым!Роберт Рождественский.
Ход урока:
Звучит мелодия песни Лебедева-Кумача “Священная война”.
На фоне музыки начинает урок учитель.
9 мая 2004 года в который раз прогремит салют Победы…
А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Все яснее вырисовывается всемирно – историческое значение нашей победы. Как удивительно точно и емко сказал поэт: “Не ради славы, ради жизни на земле”.
(На экране кадры войны.)
Путь к Победе был долог и труден. 1418 дней войны. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия, доблести.
Учитель ставит цель урока.
1 ведущий – Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…
2 ведущий – Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей…
1 ведущий – Тем, кто ушел вместе с дымом из бухенвальдских печей…
2 ведущий – Тем, кто на речных переправах шел, словно камень, ко дну…
1 ведущий – Тем, кто на века безымянный канул в фашистском плену…
2 ведущий – Тем, кто ради дела сердце отдать был готов…
1 ведущий – Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов…
2 ведущий – Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается этот урок…
(Звучит музыка.)
1 ведущий – 59 лет назад!
2 ведущий – 59 лет назад!
(На экране кинокадры “Салют на Красной площади 9 мая 1945 года.)
Звукозапись:
От Советского информбюро!
8 мая 1945 года в Берлине был подписан акт о капитуляции Германии.
Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершилась.
На сцену выходит солдат в плащ – палатке, в руках вещевой мешок.
Тихо звучит мелодия песни “День Победы”.
Солдат – День 9 мая 1945 года знает весь мир.
Люди, внимание!
Слушайте, граждане,
Медные горла скорбят,
Пусть откликается каждое, каждое
Сердце на этот набат.
Чтобы оно над святыней не плакало,
Слезы теперь не нужны.
Вы разожгите от вечного факела
Гнев против новой войны.
1 ведущий –
Все в мире сущие народы,
Благословите светлый час.
Отгрохотали эти годы,
Что на земле застигли нас.
Еще теплы стволы орудий,
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вздохните, люди,
Переступив войны порог.
2 ведущий – 1941–1945
1 ведущий –
Черточка между двумя этими датами заключает сравнительно небольшой исторический срок…
Четыре года жизни страны… Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому, утраченному мог быть приравнен к десятилетию.
Ученик –
С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции.
В первый день войны А. Сурков обратился к стране со стихотворением “Присягаем победой”.
С 26 июля поэт был уже на фронте. В ряды солдат России вступили уже многие известные поэты: А. Твардовский, К. Симонов, М. Светлов и другие.
Поэты – воины мерзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед. Солдатская лирика Симонова, народная мудрость Твардовского, фронтовые стихи Гудзенко, Орлова вводят нас в мир солдата, воюющего за Родину.
(На экране демонстрируются кадры кинохроники военных лет.)
Ученик –
Живая память о беспримерном народном подвиге – стихи поэтов, участников грозных событий Великой Отечественной войны. Набатным колоколом зазвучали их голоса, мобилизуя народ на борьбу, на победу:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой…
Разящие, гневные и мужественные строки стихов можно было видеть всюду: на плакатах, на ящиках со снарядами, на пакетах черных солдатских сухарей.
Ученица –
К. Симонов в грозные предвоенные годы писал, что перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдет на штыки.
И когда ранним июньским утром в родной дом вломилась коричневая чума, писатели сменили свое штатское платье на гимнастерки, и стали армейскими корреспондентами.
В феврале 1942 года фашистские полчища блокировали Ленинград, когда только – только отброшенные от стен Москвы, они еще рвались на юг и юго-восток страны, на страницах “Правды”, рядом с военными сводками, фронтовыми корреспонденциями, появилось стихотворение А. Ахматовой “Мужество” (учащийся читает стихотворение).
Наша поэзия в годы Великой Отечественной войны против немецко – фашистских захватчиков сразу нашла свое место в героической борьбе советского народа, сражающегося за свою Родину. Ее зовущий на подвиги славы голос был слышен сквозь грохот великого сражения, развернувшегося на огромном фронте от Черного до Баренцева моря.
Ученик –
В годы военных испытаний 1215 писателей – почти половина тогдашней творческой организации – ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение нашей Родины от фашистского рабства.
Подлинно народная Великая Отечественная война породила прекрасные произведения художественной литературы, вдохновенно запечатлевшие бессмертный подвиг советских людей. Многие из этих книг включены по праву в золотой фонд отечественной и мировой литературы.
Это произведения М. Шолохова “Судьба человека”, “Наука ненависти”, “Они сражались за Родину”, А. Твардовского “Василий Теркин”, “Я убит подо Ржевом”. “Баллада о товарище”, А. Толстого “Русский характер”, Б. Васильева “А зори здесь тихие”, В. Быкова “Сотников”, “Обелиск”, Ю. Бондарева “Горячий снег”, В. Закруткина “Матерь человеческая”, П. Антопольского “Сын”, стихи Ю. Друниной, В. Инбер, Н. Тихонова.
(Выставка книг, к которой обращают внимание присутствующих.)
Поэзия военного поколения раскрывает такой накал высоких человеческих чувств, такой патриотический подъем, что становится понятным, почему люди стояли насмерть под Москвой, как потом под Сталинградом, на Курской дуге, на каждом клочке русской земли. И может быть, самое пронзительное в этом смысле произведение – это знаменитое стихотворение
А. Твардовского “Я убит подо Ржевом”, слово погибшего, обращенное к живым.
(Чтение наизусть стихотворения “Я убит подо Ржевом”.)
Ученица –
С полей Великой Отечественной войны не вернулись многие поэты, самоотверженно делившие со своим народом все тяготы военного времени. Эти люди были очень разными по таланту, по возрасту, по своим предфронтовым судьбам. Некоторые из них уже успели войти в литературу и издать книги, другие только начали печататься, но их роднит одно – любовь к Родине.
М. Кульчицкий, Богатков, Волкомир только начали свой путь в литературе, а казненный фашистами в тюрьме Маобит Муса Джалиль перед войной был уже известным поэтом, руководителем Союза писателей Татарии.
Маленькая, не больше ладони тетрадка. На листках, как маковые зернышки, буквы… Без увеличительного стекла не прочесть…
“Другу, который умеет читать по – татарски и прочтет эту тетрадку”. Это написал поэт Муса Джалиль, испытавший все ужасы фашистского концлагеря, не покорившийся страху сорока смертей, он был привезен в Берлин. Здесь его обвинили в участии в подпольной организации и заключили в тюрьму. Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останутся 115 стихотворений, написанных в заточении. Он беспокоится за них…” Если эта книжка попадет в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши ее набело, сбереги. Это стихи погибшего татарского поэта. Это мое завещание. Муса Джалиль. 1943 год, декабрь”.
(Ученик читает стихотворение “Варварство”.)
Ученик –
Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтобы фашизм не повторился вновь. Это наш долг перед ними, кто не дожил до Победы, сгорел в печах, задушен в газовых камерах, затравлен собаками, расстрелян, замучен…
Ученик –
Советский поэт А. Сурков, находясь на западном фронте, написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие его переписывали, и солдатские жены получали это поэтическое послание. В начале 1942 г. композитор К. Листов написал мелодию к стихам поэта. Так была создана песня “Землянка”. (Звучит мелодия песни “Землянка”).
“Певец боевой молодости” – так во время Великой Отечественной войны назвал К. Симонова его старший собрат Н. Тихонов. Военная лирика К. Симонова – головокружительный пик его поэзии, где сплавилось воедино все: война, любовь, Родина, зрелость.
Самым всенародным, всемирным, всеобщим стало самое личное, частное, интимное стихотворение “Жди меня, и я вернусь”.
В архиве поэта сохранилась копия письма к читателю, где Симонов объясняет: “Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И я ей написал письмо в стихах. Потом письмо было напечатано в газете, и стало стихотворением. (В скобках добавим, что стало оно и листовкой, и песней, и частью духовной жизни страны).
(Звучит стихотворение К. Симонова “Жди меня” в исполнении автора.)
Ученица –
Через всю поэзию военных лет проходит тема опаленной юности, тема юношей 41 – го года, прямо со школьной скамьи ушедших на фронт. О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях, с проникновенной человечностью рассказывают стихи Булата Окуджавы.
(Звучит стихотворение Б. Окуджавы “До свидания, мальчики”.)
Им, молодым, было нелегко командовать батареями и батальонами. Каждый день, каждую минуту смотреть смерти в лицо, но они защищали Родину.
(Звучит фрагмент песни В. Высоцкого “Он не вернулся из боя”.)
Юноша в форме солдата читает стихотворение Б. Слуцкого “В 17 лет я не гулял по паркам…”
Ученик –
Подвиг советского народа нашел свое отражение не только в поэзии, но и в прозе.
Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Участник Великой Отечественной войны. В 1948 закончил военную академию бронетанковых войск. Работал инженером – испытателем. После демобилизации стал заниматься литературным трудом.
В 1969 году в журнале “Юность” напечатана первая повесть писателя “А зори здесь тихие”.
Повесть экранизирована и инсценирована, переведена на многие языки мира, на ее основе создана опера. (На экране кадры войны.)
Суровый лик войны смотрит на нас со страниц этой книги. Так противоестественно, так ужасно – женщина на войне. И подвиг их, безвестных и безымянных героинь войны, останется в памяти человеческой как утверждение величия духа, мужества человека перед лицом смертельной опасности.
Ученик –
Виталий Александрович Закруткин родился в 1908 году в семье народного учителя. В 1941 г.
ушел на фронт военным корреспондентом. На войне был до последнего дня.
В первые месяцы войны наши войска отступали под напором гитлеровских полчищ. Женщины, старики, дети оставались беззащитными перед лицом жестокого врага.
“Я своими глазами видел все, что натворили гитлеровцы только за одну неделю. Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные ростовчанами, разграбленные дома, городские кварталы, сожженные от начала до конца, - напишет В. Закруткин в книге “О себе”.
Душевная щедрость, мужество, принципиальность, бескорыстие, доброта – основные черты положительных героев писателя. В основе его повести “Матерь человеческая” – реальный факт. “Ранней весной 1943 г., – пишет автор, – мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной линии. В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого…
Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним выползла еле прикрытая лохмотьями женщина…
Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора. Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст…
Тогда же, в перерыве между боями, В. Закруткин написал об этой женщине рассказ “О живом и мертвом”, который был напечатан в 1944 году. Спустя много лет, перечитывая этот рассказ, В. Закруткин решил писать повесть о женщине, которая воплотила в своем характере все лучшие качества.
Ученица –
“В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырех лет” (К. Симонов).
Ученик –
В подвиге советского народа есть подвиг сибиряков. Сибирские части и соединения были на решающих участках фронта. В поэзии того времени отчетливо звучала “Сибирская тема”. Доблесть сынов Сибири запечатлели многие поэты. Смертью храбрых пали поэты – сибиряки Евгений Березнецкий, Борис Богатков, Константин Брянский, Георгий Доронин, Георгий Суворов, Владимир Чугунов. Они ушли на фронт молодыми, не успев издать ни одной своей книжки.
Не увидеть ребятам высоких пихт,
За сохатыми вслед не бродить,
В ленинградскую землю зарыли их,
Ну а им еще бы жить да жить!
Из обращения писателей Сибири 24 июня 1941 года: “Перо в нашей стране приравнено к штыку. Его острие мы направим против врага, прославляя нашу священную землю. А если понадобится, и наши жизни будут отданы в бою за Родину”.
Ученик –
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка близ Красноярска. Рано лишившись матери, воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в детском доме.
В 1941 году поступил в железнодорожную школу ФЗО на станции Енисей, после окончания которой работал составителем поездов в пригороде Красноярска. Оттуда осенью 1942 года ушел на фронт: был шофером, артразведчиком, связистом. Получил тяжелое ранение. Воевал до последних дней. В своих произведениях писатель ставит вопрос об ответственности человека за все сущее на земле. Его произведения передают обостренное ощущение великой ценности жизни и неприятие ее противоестественных сил, войны, грубого насилия над природой, хищнического отношения человека к человеку.
Виктор Петрович в одном из своих воспоминаний говорит: “Мы часто в окопах разговаривали о том, как мы будем жить, кто останется живой. Мы свято верили в то, что война была последняя, потому что такое зло, такое массовое истребление людей, просто недопустимо больше”.
Ученик –
Дорогие друзья! Сегодня с нами те, кто в грозные годы войны показывал образцы мужества, стойкости, железной дисциплины, умения побеждать!
Сегодня все цветы – им, все улыбки – им, все тепло – им. Им, отстоявшим, защитившим, не согнувшимся, смерть одолевшим. (Ученики дарят цветы ветеранам).
Учитель о ветеранах.
Выступление ветеранов Великой Отечественной войны.
1 ведущий – Войну забывать нельзя! Война – это подвиг!
2 ведущий – Война – это наша общая память.
1 ведущий – Война – это слава народа.
2 ведущий – Но ведь война – это страшно! Это кровь, муки, смерть.
Учащийся в форме солдата –
Да, ты прав. Нас убивали. И мы убивали. Но мы не любили воевать. Мы убивали и воевали, чтобы этого никогда не пришлось делать вам.
Тяжела солдатская ноша, страшен оскал войны, несущей нашей Родине смерть и разрушение. Непросто видеть, как погибают твои товарищи, как льется кровь ни в чем не повинных людей.
1 ведущий –
Память! В ней никогда не должно стереться все то, что принес с собой проклятый фашизм. Никогда! Мы расплатились с той войной огромной, страшной ценой. Прошли через кромешный ад. (Звучит мелодия песни В. Высоцкого “Он не вернулся из боя”).Светом нашей любви, скорби нашей пусть озарятся имена павших.
(На экране кадры Вечного огня.)
2 ведущий –
Прошло 59 лет с той победной поры, с того последнего военного дня, но не тускнеет от времени память о подвигах героев.
9 Мая – праздник необычный. Радость, веселье, смех со слезами, праздничные букеты соседствуют с траурными венками. 9 Мая – День Победы. В этот день мы вспоминаем о жуткой цене, заплаченной за Победу – о миллионах человеческих жизней. Наших родных жизней. Нам надо знать и помнить о своих дедах, прадедах, о том, как они жили, воевали, трудились, о чем думали, мечтали.
(Звучит песня “Если б не было войны” в исполнении В. Толкуновой. Девушка и молодой человек исполняют вальс.)
Учитель –
Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. С особой силой это проявляется в произведениях, запечатлевших героические страницы жизни нации. Никогда связь искусства с жизнью народа, сила воздействия писательского слова на события огромного исторического значения не проявлялись так наглядно и так впечатляюще, как в годы войны. Писатели утверждали свое право говорить “от имени Родины”.
Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий.
Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи.
Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях войны.
Вспомним всех поименно, горем вспомним своим.
Это нужно – не мертвым! Это надо живым!