Цель: познакомить учащихся с творчеством С.Г. Писахова.
Оборудование:
- выставка иллюстраций, выполненных учащимися к сказкам Писахова;
- портрет писателя;
- выставка книг со сказками С.Г. Писахова.
Слово учителя о Писахове
Степан Григорьевич Писахов – замечательный художник и сказочник, который ещё полвека назад жил в Архангельске.
В нём все было самобытно и неповторимо: внешность – вылитый мужичок-лесовичок, придумщик и фантазёр-завирала, каких свет не видывал, и любовь, привязанность одна на всю жизнь – родной Север.
В молодости ему довелось два года путешествовать по странам Ближнего Востока, учиться в Риме и Париже. Он был участником экспедиции Русанова, потом разыскивал Седова, Бусилова, плавал с прославленным ледовым капитаном Ворониным. Словом, изъездил Арктику вдоль и поперёк. И мало кто так знал, так чувствовал родной край, его культуру и быт, его обычаи и обряды, сказки и легенды, его чудо-язык.
Степан Григорьевич Писахов родился 24 октября 1879 года в Архангельске, в доме на Поморской улице, в семье “серебреника” – мастера-ювелира. С детства он хотел стать художником. Чтобы были деньги на учебу, он поступил рабочим на лесопильный завод, работал и на Соловецких островах.
В 1902 г. Поступил в Петербургское училище технического рисования барона Штиглица. Жил трудно, впроголодь. Из дома получал 10 рублей в месяц.
В роковой 1905 г. исключён из училища и отправляется путешествовать. Более всего путешествовал по Арктике. Только на Новой Земле побывал 16 раз, последний – в 65 лет. И постоянно рисовал Север. Он удивительно тонко чувствовал особенную – неброскую красоту северной природы.
Если Писахов-живописец – реалист, то Писахов-сказочник – фантазёр, выдумщик. Сказки он начал сочинять с детства. Рассказывая о себе, о своей работе писателя-сказочника, он говорил:
Степан Писахов
Сочинять и рассказывать сказки я начал давно, записывал редко.
Мои деды и бабка со стороны матери родом из Пинежского района. Мой дед был сказочник. Звали его Леонтий. Говорили о нём: большой выдумщик был, рассказывал всё к слову, всё к месту.
Спрашивали меня, откуда беру темы для сказок. Ответ прост:
Ведь рифмы запросто со мной живут,
Две придут сами, третью приведут.Многое помнится и многое просится в сказку. Долго перечислять, что дало ту или иную сказку.
С Сеней Малиной я познакомился в 1928 году. Жил Малина в деревне Уйме в 18 километрах от города Архангельска. Это была единственная встреча. Старик рассказывал, как он с дедом “на корабле через Карпаты ездил” и “как собака Розка волков ловила”. Умер Малина, кажется, в том же 1928 году.
Чтя память безвестных северных сказителей – моих сородичей и земляков – я свои сказки веду от имени Сени Малины.
Учитель:
Сеня Малина – великий умелец. Всё он умеет делать: ловить рыбу, собирать ягоды, охотиться, работать на “железке”, править пароходом, торговать на базаре. И как делать, как работать ? Весело, с азартом, “в десять рук”, как говорит он сам, и изобретательно, находчиво.
Ну мыслимо ли въяве баню в пароход превратить ? А Сеня Малина баню углом в воду столкнул, в крышу жердину с половиком воткнул, “баню натопил, пару нагонил, трубой дым пустил” – в море поплыл. А песни, обыкновенные северные песни можно заморозить да ещё на продажу за море вывозить ? Можно. “Весной песни затают, зазвенят, как птицы каки невиданны запоют”.
Сеня Малина всё может, всё умеет. Для него, с его несравненной смекалкой и предприимчивостью, ничего невозможного нет. Он засушивает впрок, про запас северное сияние – зимой, в тёмное время, ах, как светло с ним ! Он переправляется на корабле через Карпаты, он расхаживает по городу с налимом, как с собачкой, на верёвочке, волков в лесу не ружьём, а лютым холодом берёт-морозит. Да чего-чего он только не придумывает, каких только номеров не выкидывает!
(Выставка иллюстраций на темы о “подвигах” Сени Малины. Учащиеся сами рассказывают, какую сказку они иллюстрировали, что хотели показать на иллюстрации.)
Затем на подиуме, стилизованном под горницу, начинается инсценировка сказок С.Писахова:
“Подруженьки”
Автор: Как звать подруженек, сказывать не стану, изобидятся. Обе подруженьки страсть как любили чай пить. Пили чай всегда вместе.
Первая: Терпеть не могу из молчашшего самовара чай пить!
Вторая: Перекипела вода вкус терят, с аппетиту сбиват.
Первая: Надо, чтобы чашечка была с цветочком: коли есть цветочек, я буди в саду сижу.
Вторая: Чашечку надо с золотом, пусть и не вся золота, пусть только ободочек, один крайчик позолочен, – значит, чашечка нарядна!
Первая: Иду это я во сне. И така я вся нарядна, така нарядна, что от меня будто свет идёт! Мне даже совестно, что наряднее меня нет никого. Дошла до речки – через речку мостик. Народом мостик полон. Увидали мою нарядность – все приостановились, с проходу отодвинулись, мне дорогу уступили. Глянула я на воду – на свою нарядность полюбоваться, – рыбы увидали меня, от удивленья рты растворили, плыть остановились, на меня смотрят – любуются. Вот какой у меня верный сон!
Вторая: Видела я себя такой воздушной, такой воздушной! Иду по лугу цветущему, подо мной травки не приминаются, цветочки не наклоняются. Я прозрачным облачком лечу. И дошла я до берега. Вода серебром отливат, золотом от солнца отсвечиват. А по воде лодочка плывёт, лаком блестит. Парус у лодочки белого шёлка и весь цветами расшит. И сидит в той лодочке твой муженёк, ручкой мне помахиват, зовёт гулять с ним.
Первая: (подскакивает, кричит) Да как он смел чужой жоне во снах сниться! Дома спит, буди и весь тут, а сам в ту же пору к чужой жоне подъезжат! Да и ты хороша! Как смеешь чужого мужа к себе в сон пушшать!
Вторая: Глянь-ко на улицу. Вишь, Перепилиха идёт!
“Перепилиха”
Автор: Перепилиха сама перестарок, а идёт фасонисто, как таракан по горячей печи. Голос у неё такой пронзительной силы, что страсть! И с чего взялось? С медведя. Пошла это Перепилиха (товды её другомя звали) за ягодами. Ягода брусника спела, крупна. Перепилиха торопится, ягоды собират и слышит: что-то трещит, кто-то пыхтит. Голову подняла, а перед ней медведь, и тоже ягоды собират, тоже торопится, рот набиват.
(Перепилиха во время слов автора ползёт на четвереньках навстречу медведю и они сталкиваются нос к носу. Как сошлись, Перепилиха вскакивает в полный рост и бегает вокруг медведя с открытым ртом, имитируя крик.)
Автор: Перепилиха со всего голосу взвизгнула! И столь пронзительно, что медведя насквозь проткнула и наповал убила голосом.
(Медведь падает на спину и лежит. Перепилиха берёт его за руку и уволакивает со сцены.)
Автор: Взяла медведя за лапу и уволокла домой. И всю дорогу голосом верещала. И от того самого места, где медведя убила, и до самой Уймы просека стала. Больши и малы дерёва и кусты порубленными пали от перепилихиного голосу. Дома за мужа взялась!
(Мужик сидит на стуле, вокруг него бегает Перепилиха, потом он откидывается на стул и на груди – метка-дырка.)
Перепилиха:
Зачем одну в лес пустил?
Зачем в эку опасность толконул?
Зачем не помог медведя волокчи?
Автор: Муж Перепилихи и рта открыть не успел. Перепилиха его перепилила. В мужике сквозна дыра засветилась.
Доктор осмотрел и сказал …
Доктор: Кабы в сторону на вершок – и сердце прошибла бы.
(Доктор в очках, белом халате измеряет дырку линейкой, топчется, вздыхает, потом говорит…)
Доктор: Жить дозволяю, только сделайте деревянную пробку.
Автор: Пробку сделали. Так с пробкой и ходит мужик. Пробку вынет, через дырку дух пойдёт сквозной и заиграет музыкой приятной. Перепилихин муж изловчился: пробку открыват да закрыват – плясова музыка выходит. Его на свадьбы зовут вместо гармониста. А с Перепилихой ещё всяка оказия приключалась.
Учитель спрашивает, заинтересовали ли ребят сказки Писахова, что особенно их привлекло в них.
Домашнее задание: написать сказку в стиле Степана Писахова.