Развивайте дар слова

Разделы: Литература


Независимо от того, какую специальность изберут в дальнейшем сегодняшние ученики, они должны уметь выражать свои мысли. Если дети будут хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесет им удовлетворение и радость, они смогут поделиться своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений.

Творческие работы, по моему, наилучшая и самая серьезная лингвистическая школа для учащихся: глубокое знание языка немыслимо без его практического применения.

Детское творчество следует стимулировать. Способствуют этому и творческие конкурсы. Привожу работы двух учащихся школы № 4 города Мамадыша. Их интерес обращен к нравственным проблемам. И, создавая свои сочинения, они следовали словам Рыленкова:

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, –
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.

Конкурс эссе “Законы жизни”

Автору 12 лет.

Имя ее – два слога,
но с него начинается жизнь.
Все самые дорогие святыни
названы и одарены именем
матери, потому что с именем
этим связано и
само понятие жизни.
В. Коротаев

Главный закон жизни – это мама.
Мама, ты мне жизнь подарила,
Шагать по земле научила,
Когда начинала лопотать,
“ма – ма” по слогам я произносила
И, почувствовав ласку, смеялась счастливо.
Добра и скромна моя мама всегда.
Знания свет несет людям она.
Ученики ее любят безмерно.
Они – закон ее жизни, конечно.
Счастье мамы – в ее детях, учениках.
В ее нужных, очень нужных делах
Как ласковы гласные в имени этом.
Галиной Васильевной зовут ее дети.
Сердце свое отдает она нам, детям и ученикам.

Вот в класс, наполненный гамом,
Входит мама моя,
И сразу шум замолкает –
Ждут, что скажет она,
Любимая ими сполна.
И вот журчат ее речи.
Ах! Как внимают ее дети.
Шалун застыл у дверей,
Не пропустит и слова речей
Мамочки славной моей.

О хлебе она повествует,
о бессонной работе людей –
Хлеборобов отчизны своей,
Что и рожь, и пшеницу возрастили,
Землю – матушку тепло благодарили
За обильный ее урожай,
Припадая губами к пригоршне зерна.
Матушка, мать и мама –
Родственные слова,
И солдату в испытаниях
Без них ну никак нельзя.
О 60 летии Победы мама говорит,
И при этом у всех так сердце щемит.
Как воочию вижу солдата,
Ослепленного встречным огнем,
Но пославшего пулю опять
Со словами: “За Родину – мать!”

Он наткнулся на встречный осколок,
Пал на землю, слабеет рука….
Как же? Кто от врага
Защитит эту жизнь на века?

И поднялись из окопов сыны
Родины любимой,
Матери родимой.
Братцы – солдаты бойца заменили
И гордится сынами она,
Мать – отчизна страна.

Как прекрасно слово – мама.
Нежно звучит оно
На любом языке давно.
С нею светла и радостна жизнь
Ее верное чуткое сердце
Любовью горит к нам –
Дочкам и сыновьям
И чем больше люблю свою маму,
Тем чудеснее кажется жизнь.
Отвечаю вниманьем, заботой…
Пусть всегда! Всегда будет мама,
Жизнь людям дающая,
Сердце дарящая детям,
Своим и чужим.
Ты разницы здесь не видишь
Мы дети твои, Мать Земли!

Честности, порядочности
                                         учишь ты нас,
Скромности, вежливости также.
Учишься жизнь всю свою ты для нас,
Счастливой глядишься всегда.
Из какого источника черпаешь радость,
Излучая добро и тепло?
Живешь в гармонии с законами жизни.
Честна, благородна всегда.
Вера в нас у тебя безгранична.
Духом падшим – поддержка сполна
Видишь то, чего можно добиться,
Энтузиазмом заражая,
Надеждою питая,
Холод души прогоняя
Веру в себя возрождая.

Если счастливы все мы,
Мамочка – подавно.
Хорошо дела пошли.
Как же все отрадно
Вечером, засыпая, и утром,
Глаза открывая, – вижу я маму.

Когда же отдыхает она,
Милая мама моя?
Заболеешь – она тебя вылечит.
Загрустишь – утешение в ней,
В бескорыстной маме моей.
Заветы ее верны,
Законами жизни полны:
Стань лучше, и мир засияет,
Всеобщее благо – итог.
Результаты будут хороши,
Если мотивы чисты.
Жадность и страх отвергайте,
Совесть – ваш верный страж.

Видишь, что надо сделать,
Не откладывай – делай сейчас.

Честность тебя вознесет,
Обман глубоко поранит.

Надежность – залог успеха.
Слово держите всегда.

Порядочность, даже в малом,
Предательство….Никогда!
Трудностей не избегайте,
Упорным будь до конца.

Жизнью своей управляйте,
У старших учитесь тому.
Истины смысл постигайте,
Вежливость, скромность познайте,
Жалости к себе не питайте,
Ответственность не отвергайте,
Добрыми делами мир наполняйте.

Работа победителя Республиканского конкурса творческих работ, посвященного международному дню грамотности

Сочинение в жанре эссе на тему:

“Сокровища веков минувших нам слово донесло”

Громада стеллажей.
Все книги, книги…
О! Как желаю все прочесть
Но, взяв одну, …
О всем я забываю.
Автор сочинения

Я люблю книги, как, пожалуй, люблю только близких мне людей. Что бы я ни делал, чем бы ни занимался, я ощущаю каждой клеточкой своего организма незримое присутствие умных и верных друзей – книг. Это, должно быть, как герои русских народных сказок. “Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что”, “Сват Наум”, имевшие невидимых помощников, всегда в трудные минуты выручавшие своих друзей. И этот неоценимый дар преподнесли мне встречи с писателями. Общение с ними – это прежде всего встреча с их книгами.

“Друг мой, – предупреждал Уолт Уитмен, – это не книга, прикасаясь к ней, ты прикасаешься к человеку...”

А поэт Е. Долматовский, наш современник, сказал о том же по-иному:

Страна читателей! Я твой,
Я выращен тобою.
Склонилась русой головой
Ты над моей судьбою.
И в желтых окнах городов
Ты жить мне приказала.
Обложка или переплет –
Как маленькая дверца,
Приоткрывающая вход
И доступ в область сердца.

Встретиться с писателем – это значит получить доступ к его сердцу.

Разул Гамзатов сказал:

Книга – зеркало для мудреца.
В ней видны черты его лица.

Так и лица вечно живых создателей письменного слова со мной.

А если бы мне представилась возможность воочию встретиться только с одним.

Кого бы я выбрал!?

Того, чьего портрета нет….

Страстного патриота Земли Русской – автора “Слова о полку Игореве”.

Кто он? Летописец? Непосредственный участник неудачного похода на половцев князя Игоря Святославовича в союзе с его братом Всеволодом из Трубчевска, сыном Владимиром из Путивля и племянником Святославом Олеговичем из Рыльска? Ну всех участников весеннего похода скромный автор навеличал, лишь о себе ни слова. Так кто же он, незнакомец из XII века?

– Приветствую Вас, автор бессмертного произведения “Слова о полку Игореве”.

– Кто ты, отрок, через тысячелетие знающий меня?

– Я тот, кто с трепетом читает лишь перевод Вашего творения, ведь древнерусским не владею я. Поэтому буквальный смысл мне недоступен. Здесь столько символов, иносказаний, неясных мест….

– Князей я призывал к единению старинной речию своей. В XII веке Русь раздробилась, добычею легкой для половцев стала.

И гибли русские дружины,
И печаль обильною рекою
По селеньям русским разлилась.

– Так князь Игорь виноват? Это он с дружиною бесстрашной разбудил врагов тех для войны?

– Вину я Игоря делил на всех князей, и во искупление ее призыв мой был – объединиться против общего врага.

– Плач Ярославны мне сердце тревожит. Как пленителен, образен он! “Полечу я кукушкой по Дунаю, оботру князю кровавые раны на могучем его теле”). Ведь кукушка кладет яйца в чужие гнезда, а ее сын Владимир тоже в плену, как и муж, и воины ее мужа.

– Я охватил всю жизнь за полтораста лет….

Страдала Родина, душой болел за унижение земли я Русской
И звал людей я на защиту встать, всем миром землю отстоять.
Духовным завещанием моим грядущему пусть это будет.
Любите родину свою и никогда не разобщайтесь.

Я чувствую, как моя душа окрыляется, и я вижу то, чего не видел раньше. И я вновь перечитываю “Слово о полку Игореве”, понимая его в наше неспокойное время по – новому, поражаясь актуальности событий тысячелетней давности сегодняшнему дню.

Автор величавшего памятника литературы Руси победил время, пространство.

И дошло это до нас благодаря грамоте. Грамотность (от греческого qrammata – чтение и письмо) является одним из важнейших показателей культурного уровня населения.

“Корень учения горек”, – говорили древние римляне. И вколачивали школьные примудрости розгами. Древние истины мудры… Ноо меняются времена, меняются нравы. Я пришел в школу с огромным желанием учиться. И это радостное удивление перед тайнами знания со мной уже десятый год. Учебное сотрудничество, уважение, взаимопонимание влечет в школу.

Грамотность… Она заслужила то, что с 1966 года Генеральная конференция Юнеско приняла предложение Всемирного конгресса министров просвещения по вопросам ликвидации, неграмотности (Тегеран 1965г) об учреждении Международного дня распространения грамотности – 8 сентября.

Ликвидация неграмотности… Это в наши – то дни подобное. У нас в дореволюционной России при недоступности школ для детей трудящихся был лишь 21% населения грамотным, в Сибири – 12%, в Средней Азии – 5%. Но 26 декабря 1919 года все население от 8 до 50 лет обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке (по желанию). А грамотным считался человек, умеющий читать, писать и кратко изложить о своей повседневной жизни. (Это требование Юнеско при переписи населения в 1958 году).

Но даже в Древней Руси среди всех слоев населения были грамотные люди. Доказательство сему – берестяные грамоты. (от древнерусского бересто). Впервые были найдены они в Новгороде в 1951 году археологами; а относятся к XI–XV векам. К 1970 году их уже было 464 (это только найденные в Новгороде), в Смоленске их обнаружено 10, в Витебске – 1, в Пскове – 2, в Старой Руссе – 3.

Большинство из них представляют собой письма, некоторые шуточного содержания, но встречаются и политические, завещания, есть и любовные. А как поэтично начинается одно из них! Вы только вслушайтесь в музыкальность слога: “Я послал тебе бересту, я не чаю встречи скорейшей...”

Берестяные грамоты доказали, что в Древней Руси было много грамотных, не только среди знатных людей и духовенства, но и в низших социальных слоях.

Среди авторов берестяных грамот есть и женщины.

Ф.И. Тютчев писал:

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.

Главным в общении людей всегда было слово. Но с родным языком нужно бережно обращаться. Помните Элизу Дулиттл, историю которой рассказал нам Бернард Шоу. В чем же секрет превращения юной цветочницы (“она так неотразимо вульгарна, так вопиюще грязна”) в прелестную девушку? Все очень просто. Элиза Дулиттл сменила жаргон, вульгарное произношение и рыночные замашки на правильную речь, приятные манеры, вежливое обхождение. А началось это с обучения приветствиям и верной интонации.

А правильная речь входит в определение грамотности.

Слова….Слова….Им многое дано. Замечательно об этом сказал Шефнер В. в стихотворении “Слова”:

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются, и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Да, язык не просто звуки, в нем труд, и пот, и муки. И снами из глубины веков о многом говорит. Он ярок словно радуга. Погружающимся в него он наслаждение дает. А как красив, певуч! Но может жестким стать, когда он негодует, печальным – когда скорбит. Равнодушным никогда он не бывает. Мир слов многообразен, интересен, увлекателен и до конца не разгадан. Он неисчерпаем, как вселенная, бессмертен, как сама жизнь. Слова, действительно, “прочнее бронзы и древнее пирамид”, как говорил в своих стихах римский поэт Гораций почти 2000 лет тому назад. Для того, чтобы услышать голос писателя, надо учиться читать. Ведь читать можно по-разному: “глотать”, скользить по страницам поверхностно. А я советую читать неторопливо, вникая в каждую новую мысль, и тогда ты проникнешь в глубину неоткрытого, неизведанного…. В трудные минуты жизни настоящий гимн во славу языка, которым является стихотворение в прозе И. С. Тургенева, прогоняет мрачные мысли.

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!....”

Люди, не пренебрегайте сокровищницей знаний, ключом к которой является грамотность.

Большую роль в жизни школьников играют литература и искусство. Особенность воздействия искусства отмечал еще М.Горький: “Роль искусства – педагогическая, цель его – установить более полную общность ощущений и чувств. Ощущения и чувства всего более разделяют людей, о вкусах и цветах не спорят, их считают чисто личными, и вот для того, чтобы более объединить и сроднить людей, нужно, так сказать, социализировать их ощущения и чувства, подметить в них одну и ту же всем людям общую черту, выразить ее нотами, красками, словами, и таким образом, до некоторой степени сделать ощущения и чувства тождественными у того и другого лица”.