Вид урока: интегрированный, урок усвоения нового материала.
Тип урока: урок-собеседование – интерпретации поэтического текста.
Эпиграф:
Любви все возрасты покорны,
Её порывы благотворны…А.С. Пушкин
Цели урока.
Обучающая:
- познакомить учащихся с любовной лирикой поэта и музыкой, написанной на стихи А.С. Пушкина;
- вызвать интерес к личности и творчеству поэта.
Развивающая: сопоставить взгляды поэта с проблемами сегодняшнего дня.
Воспитывающая: создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии и музыки.
Оформление:
- репродукции женских портретов,
- выставка книг по теме;
- звучание романсов: “Не пой, красавица, при мне” М.Мусоргского, “Фонтану Бахчисарайского дворца” А.Власова, “Я помню чудное мгновенье” М.Глинки.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя литературы.
Пушкина называют “солнцем нашей поэзии”. Сегодня на уроке пойдёт речь о том, “что движет Солнце”.
– Что же?
(Любовь.)
“Любви все возрасты покорны, её порывы благотворны”, – утверждал поэт.
Любовь – вот что движет Солнце. Наш урок – это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви и музыки. Потому что любовь – это источник поэзии, источник музыки.
Учитель музыки.
Стихия музыки – могучая стихия –
Она, чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои бездонные, сухие
Слезами наполняются при ней.
Она и невидна и невесома,
И мы её в крови своей несём
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде, растворена во всём.
Да, действительно, музыка звучит повсюду: в окружающем нас мире, в нас самих. Да и слово лирика пришло к нам из музыки. В древности лириками называли певцов, исполняющих песни под звуки лиры. Пушкин – лирик, он пел любовь.
Учитель литературы.
Я хочу зачитать одно письмо. Это письмо – крик души.
“Я считаю себя человеком ненужным, потому что не могу принадлежать к отживающему поколению, так как я молод; но не весело мне принадлежать и новому племени. Почему? Да потому, что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии. Да, наперекор человеческой природе! Потому что в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией. И если этот клапан зарастёт, не отворите его – явись хоть второй Пушкин.”
– Как вы думаете, когда оно написано?
Очень похоже, что нашим современником. Однако человек, написавший это письмо в журнал “Современник”, уже более полутора столетий назад (1854 г.), верно истолковал роль поэзии в жизни каждого человека – “отворять душу” для лучших человеческих качеств, для лучших человеческих побуждений. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, побуждения, будоражит творческое воображение. Не случайно любовь и поэзия у Пушкина – родные сёстры.
Анализ стихотворения “На холмах Грузии лежит ночная мгла”.
Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло. Гоголь писал о лирике Пушкина: “Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто… всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необьятно, как поэт…”
Давайте подтвердим слова Гоголя на примере одного из стихотворения – “На холмах Грузии…”
Выразительное чтение стихотворения.
– Какое чувство осталось после прочтения?
История создания стихотворения (индивидуальное задание).
– Как вы думаете, почему Пушкин переадресовал стихотворение Наталье Николаевне?
– А теперь давайте вернёмся к словам Н.В. Гоголя. Можно ли применить его слова к этому стихотворению? Почему? Как понимать слова “нет наружного блеска”?
(Мало выразительных средств, характерных для поэтического произведения; нет ярких эпитетов, для образности используется метафоры: “лежит мгла”, “сердце горит”, здесь, по выражению Гоголя, всё просто: “мне грустно и легко”, “уныния моего ничто не мучит…”)
Да, все слова и выражения просты, но все они складываются в один музыкальный образ грустной и светлой печали.
– А почему, как вы думаете, печаль у Пушкина светла? Почему сердце “не любить не может”?
(Потому что источник этой печали – любовь, а любовь у Пушкина – это жизнеутверждающее чувство. Тургенев писал: “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь”.)
– Какой вывод можно сделать, опираясь на слова Гоголя?
(Стихотворение наполнено “внутренним блеском”.)
Стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой грустью, выражено просто, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.
“Любовь – мелодия” (учитель музыки).
Это стихотворение отличается необычайной музыкальностью, оно помогает почувствовать красоту звучания пушкинских стихов. П.И. Чайковский: “… в самом стихе… есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка”.
Не случайно многие композиторы обращались к шедеврам пушкинской лирики. И вечная тема, так просто и глубоко раскрытая Пушкиным, нашла отражение в музыке.
Фонологическая партитура стихотворения построена с большой тонкостью. Так, слово Грузия, почти полностью повторено в звуковом отношении слово “грустно”. Совпадение звуков для Пушкина, видимо, поддерживалось смысловой ассоциацией. Известно, что в другом стихотворении он сказал: “Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной…”, где выражены те же чувства грусти, печали, задумчивости, что послужило написанием романса М.Мусоргского.
Слушание романса “Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной…”
– Какие музыкальные произведения на стихи Пушкина вам известны?
Сам Пушкин считал: “Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия.”
В эпоху Пушкина романс становится по-настоящему крупным художественным явлением. Самое ценное в музыке русского романса – богатая выразительная мелодия. В это время выдвигается ряд талантливых композиторов: Алябьев, Верстовский, Титов и др.
Сообщение учащихся об адресатах лирики.
– Кому же посвящал свои стихи А.С. Пушкин?
Мария Николаевна Раевская (Волконская) писала: “Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел.”
1). Так, например, он поэтически преобразил волнующую легенду о любви.
* Сообщение № 1.
Чтение стихотворения “Фонтан любви”.
Звучание романса “Фонтану Бахчисарайского дворца” А. Власова. (На фоне романса демонстрируются репродукции картин “Пушкин у фонтана слёз”, “Бахчисарайский фонтан”.)
Учитель музыки.
– Вам понравился романс, ребята? Чем?
(Красивой выразительной мелодией.)
Я, наверное, выражу наше общее впечатление словами Белинского В.Г.: “Что это – поэзия, живопись, музыка? Или и то, и другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармониею и выражают разумную речь?”.
2). За другой поэтической легендой о любви мы отправимся с вами в Тригорское.
* Сообщение № 2.
Анализ стихотворения “Я помню чудное мгновенье”.
Всмотримся в композицию стихотворения.
– Сколько частей можно выделить?
(Три части.)
Они взаимосвязаны друг с другом и в то же время самостоятельны по смыслу. Первая часть напоминает музыкальный аккорд – замирающий, печальный.
– Что мы видим в первой части?
(Воспоминание о былом, чудном мгновении. Отзвуки этой встречи хранит душа вопреки приливам грусти, вопреки “тревогам шумной суеты”.)
Память о любимой, о её нежном голосе, о милых чертах её лица защищает от разрушительных влияний жизни, подобно ангелу-хранителю, оберегает чистоту и душевную гармонию любящего человека.
– Чем интересна вторая часть?
Третья часть – как пробуждение от мучительного сна – построена иначе.
– Как?
(Мы видим пробуждение и нарастание душевного подъёма.)
Любовь как бы увенчивает всё, из чего состоит жизнь. Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение. Любовь – символ духовного возрождения.
Учитель музыки.
С этой историей любви связана ещё одна не менее поэтичная. Композитор М. Глинка, влюбившийся в дочь А.П. Керн, написал музыку на стихи “Я помню чудное мгновенье”. Так, из одного шедевра родился второй.
Слушание романса “Я помню чудное мгновенье”.
Анализ романса.
Грустное и нежное воспоминание, сознание утраты и, наконец, торжественный взлёт радости и восторга прекрасно произвёл М.И. Глинка в музыке своего романса, написанного уже после смерти Пушкина и посвящённого дочери А.П. Керн. Именно в этом романсе с наибольшей полнотой и отчётливостью проявились пушкинские черты центрального периода творчества М.Глинки.
3). Петербург. А. Оленина.
* Сообщение № 3.
Чтение наизусть стихотворения “Я вас любил”.
– Какая это была любовь?
(Невысказанная, безмолвная, не связанная с надеждами на взаимность.)
Учитель музыки.
Более двадцати романсов написано на это замечательное стихотворение. Послушайте один из них. Музыку написал Б. Шереметьев, романс прозвучит в исполнении учителей.
Исполнение романса “Я вас любил”.
4). “Чистейшей прелести чистейший образец”. Н. Гончарова.
* Сообщение № 4.
Чтение учителем литературы сонета “Мадонна” (под звучание музыки Г.Свиридова).
– Почему Пушкин так называет свою возлюбленную?
(Пушкин отмечает необыкновенную, неземную красоту своей избранницы.)
Красота Гончаровой была воспета современниками, художниками, поэтами. Но больше всего поражало Пушкина сходство его избранницы с изображением мадонны на картинах художников эпохи Возрождения (обращение к репродукциям картин пушкинской эпохи).
Только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства.
Итог урока (словесные ассоциации).
Выразите одним, двумя словами то, что вы чувствуете, думаете в связи с нашей новой темой “Он пел любовь…”.
А Белинский дал такое определение пушкинской лирики – “лелеющая душу гуманность”. Можно по-разному понимать эти слова, но, несомненно, одно – в любовной лирике Пушкина выражено необычайное уважение и восхищение любимой, её личностью, её чувствами.
Выводы.
Учитель литературы.
Любовь для Пушкина – лирика – предмет высокой поэзии. Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них выражены представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений.
Учитель музыки.
Красота, гармония, любовь, поэзия, музыка – всё это наполняет наш мир, делая его прекрасным и удивительным. Нужно любить этот мир с его радостями и печалями, взлётами и падениями. Этот мир придуман не нами, но мы можем многое изменить в нём. Об этом поётся в нашей заключительной песне.
Исполнение песни “Этот мир…” (сл. Дербенёва, муз. Зацепина)