Интегрированный урок литературы и музыки "Сказочная тайна маленького Моцарта"

Разделы: Литература, Администрирование школы


Тема: “Сказочная тайна маленького Моцарта” (по произведению Г.Цыферова “Тайна запечного сверчка”).

Задачи урока:

1. Создать ситуацию “вхождения в эпоху Моцарта”;

2. Раскрыть образ маленького Моцарта на фоне Зальцбурга и Вены;

3. Учить слушать и понимать музыку, определять чувства автора, отраженные в ней, и эмоционально откликаться на характер музыки;

4. Показать связь вымысла и реальности в сказке Г.Цыферова.

Ход урока.

(дети входят в зал под музыку).

Слова и звуки… Звуки и слова,

В них жизни, полной жизни выраженье,

Все, что вмещает сердце, голова

И человека грудь, - все проявленья.

Какая власть сравнится с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся… Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду – все облекаем в них.

В них мудрости и красоты венец,

В словах и звуках вечный ключ сердец!

Как вы думаете, почему в начале урока прозвучали именно эти поэтические строки? (Название раздела “Наполним музыкой сердца”). Как вы это понимаете?

Встреча с музыкой, поэзией, красотой - это всегда праздник. Почему люди пишут стихи, книги, картины, лепят скульптуры?

Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. И он старается передать красоту мира словами, или красками, или звуками. И люди, которые слушают его музыку или стихи, или смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту, и тогда они сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие писатели, художники, музыканты умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди.

Закройте глаза и вслушайтесь в эту музыку (звучит фрагмент из цикла “Пер Гюнт” Э. Грига).

Что вы себе представили? Какие чувства испытали, слушая эту музыку? (душа отдыхает, музыка успокаивает).

Кто написал эту музыку и кому посвятил? (Э. Григ посвятил Дагни Педерсен).

Из какого произведения мы узнали об этом? (К. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”).

Почему Григ решил написать и подарить девочке музыку?

Почему композитор отсрочил подарок?

Как описывает К. Паустовский переживания уже повзрослевшей девочки? Что она чувствует и представляет себе, слушая музыку? Зачитайте. Какие глаголы помогают автору описать музыку?

Что прекрасного открыл нам в этом рассказе и в этой музыке композитор и писатель? (Композитор сумел в музыке описать родную природу, а писатель описать чувства и переживания, вызванные музыкой).

Какие еще музыкальные произведения Э. Грига вы знаете?

А сегодня мы познакомимся еще с одним волшебником, великим музыкантом и композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом (портрет). А расскажет нам о нем Г. Цыферов в своем произведении, а еще великолепная музыка этого композитора.

Г. Цыферов очень любил музыку Моцарта. Он сам часто говорил, что музыка Моцарта – это маленькая сказка. Вот и решил писатель сочинить (а может и не сочинить) маленькие сказки о детстве В. А. Моцарта. Назвал он свою книгу “Тайна запечного сверчка” (показ книги).

Мы с вами прочитаем только две маленькие сказки из этой книги и подумаем, что же здесь выдумка, а что – может быть, правда.

Нам придется перенестись в XVIII век, и некоторые слова в тексте могут оказаться непонятными. Давайте разберем их.

  • Современники – жившие в одно время с композитором.
  • Публика (синоним – зрители).

Чтобы понять значение следующих слов пришлось обратиться к словарю. Может быть, кто-то может объяснить значение некоторых слов.

  • Ореол
  • Стрельчатые окна
  • Сюртук
  • Камзол
  • Бутафорское оружие
  • Маэстрино

Открывайте книги и слушайте.

Вступление читает под музыку учитель (до слов “Прекрасное видение!..”).

Перенесемся в старую Австрию, в город Зальцбург. Великолепный город (слайд). В самой Австрии о нем говорили так: “Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка” (слайд).

И в самом деле, как ни сказочно это, но в славном Зальцбурге каждый второй житель плясал (слайд), каждый третий – пел и каждый четвертый – играл на музыкальном инструменте. И все кругом танцевало.

Вот в один из таких танцующих дней и родился Вольфганг Амадей Моцарт.

И отец новорожденного, скрипач Леопольд Моцарт задумался: “А кем будет мой мальчик? Станет ли он переплетчиком, как все Моцарты, или подобно мне, отдаст свое сердце музыке”.

Так и случилось. Время шло. Среди многих записей старшего Моцарта есть такие волшебные строчки: “Этот менуэт Вольфганг сочинил 26 января 1761 г. в половине десятого вечера в возрасте четырех лет за день до своего рождения”.

Отчего же маленький Моцарт стал так рано музицировать. Может быть здесь есть какая-то сказочная тайна. Хотите узнать эту тайну? Давайте отправимся в дом Моцартов.

Дети читают по ролям вторую часть “О сказочной тайне маленького Моцарта”.

Третью часть “О танцующем снеге, о Вене и серебряной шпаге принца” дети читают логически законченными частями.

Что удивило и поразило вас в рассказе и в волшебной музыке?

Как вы думаете: что же здесь выдумка, а что – нет? Можно ли, слушая сверчка, научиться музыке? Или, может быть, здесь какая-то другая тайна, которую раскрыл запечный сверчок маленькому Моцарту (Сверчок сказал: “По-моему у вас есть и слух и сердце”).

Когда Моцарт стал уже знаменитым, сам король Франции пригласил его на новогодний бал. Там говорили о музыке. И когда король спросил мальчика, что он думает о музыке, юный Моцарт ответил: “Музыка – это голос нашего сердца”.

Как вы думаете, ведь Моцарт не сказочный персонаж, он жил на самом деле, почему же о нем написаны именно сказки?

Дело в том, что мир музыки, мир звуков – это всегда тайна, загадка, всегда немного волшебство. Настоящий, талантливый музыкант может заставить своих слушателей переживать, волноваться, радоваться, страдать. Он может полностью выразить себя в звуках, передать в музыке свои мысли, чувства.

Итак, кончилось детство Моцарта. Кончилась сказка… Началась другая, не похожая на сказку, взрослая жизнь. Она началась с той поры, когда юный Моцарт последний раз простился с Зальцбургом и навсегда уехал в Вену.

Напрасно грустили о нем жители родного города. Напрасно ждали его ночами запечные сверчки, настраивая свои волшебные скрипочки. Вольфганг так и не вернулся.

А вскоре почтовая карета привезла из Австрийской столицы письмо. В нем торжественно извещалось: “Вольфганг Амадей Моцарт стал первым независимым музыкантом XVIII столетия!”

Теперь он подчинялся одной музыке. И только ей!

…Звучит музыка Моцарта. И светлеет мир, и пробуждается сердце, рвущееся навстречу счастью.

Учителя исполняют: “Песню о Моцарте” Б. Окуджавы.

I куплет.

Моцарт на старенькой скрипке играет,

Моцарт играет, а скрипка поет,

Моцарт отечества не выбирает –

Просто играет всю жизнь напролет.

Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба – то гульба, то пальба…

Не оставляйте стараний, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

II куплет.

Коротки наши лета молодые,

Миг – и развеются, как на кострах,

Красный камзол, башмаки золотые,

Белый парик, рукава в кружевах.

Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба – то гульба, то пальба…

Не расставайтесь с надеждой, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Если вы ребята успели полюбить маленького Моцарта и вам не хочется с ним расставаться, слушайте его прекрасную музыку.

Словарь:

Камзол – часть одежды, длинный жилет.

Сюртук – мужская двубортная одежда с длинными полами,

длинный приталенный пиджак.

Ореол – I значение: световая кайма, похожая на сияние, вокруг ярко освещенного предмета;

II значение: блеск, почет, окружающий кого-нибудь.

Маэстрино – почетное название крупных музыкантов.

 Авторы: Аскерова Анна Николаевна

Смирнова Елена Владимировна