Тема: “Сказочная тайна маленького Моцарта” (по произведению Г.Цыферова “Тайна запечного сверчка”).
Задачи урока:
1. Создать ситуацию “вхождения в эпоху Моцарта”;
2. Раскрыть образ маленького Моцарта на фоне Зальцбурга и Вены;
3. Учить слушать и понимать музыку, определять чувства автора, отраженные в ней, и эмоционально откликаться на характер музыки;
4. Показать связь вымысла и реальности в сказке Г.Цыферова.
Ход урока.
(дети входят в зал под музыку).
Слова и звуки… Звуки и слова,
В них жизни, полной жизни выраженье,
Все, что вмещает сердце, голова
И человека грудь, - все проявленья.
Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся… Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду – все облекаем в них.
В них мудрости и красоты венец,
В словах и звуках вечный ключ сердец!
Как вы думаете, почему в начале урока прозвучали именно эти поэтические строки? (Название раздела “Наполним музыкой сердца”). Как вы это понимаете?
Встреча с музыкой, поэзией, красотой - это всегда праздник. Почему люди пишут стихи, книги, картины, лепят скульптуры?
Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. И он старается передать красоту мира словами, или красками, или звуками. И люди, которые слушают его музыку или стихи, или смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту, и тогда они сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие писатели, художники, музыканты умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди.
Закройте глаза и вслушайтесь в эту музыку (звучит фрагмент из цикла “Пер Гюнт” Э. Грига).
Что вы себе представили? Какие чувства испытали, слушая эту музыку? (душа отдыхает, музыка успокаивает).
Кто написал эту музыку и кому посвятил? (Э. Григ посвятил Дагни Педерсен).
Из какого произведения мы узнали об этом? (К. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”).
Почему Григ решил написать и подарить девочке музыку?
Почему композитор отсрочил подарок?
Как описывает К. Паустовский переживания уже повзрослевшей девочки? Что она чувствует и представляет себе, слушая музыку? Зачитайте. Какие глаголы помогают автору описать музыку?
Что прекрасного открыл нам в этом рассказе и в этой музыке композитор и писатель? (Композитор сумел в музыке описать родную природу, а писатель описать чувства и переживания, вызванные музыкой).
Какие еще музыкальные произведения Э. Грига вы знаете?
А сегодня мы познакомимся еще с одним волшебником, великим музыкантом и композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом (портрет). А расскажет нам о нем Г. Цыферов в своем произведении, а еще великолепная музыка этого композитора.
Г. Цыферов очень любил музыку Моцарта. Он сам часто говорил, что музыка Моцарта – это маленькая сказка. Вот и решил писатель сочинить (а может и не сочинить) маленькие сказки о детстве В. А. Моцарта. Назвал он свою книгу “Тайна запечного сверчка” (показ книги).
Мы с вами прочитаем только две маленькие сказки из этой книги и подумаем, что же здесь выдумка, а что – может быть, правда.
Нам придется перенестись в XVIII век, и некоторые слова в тексте могут оказаться непонятными. Давайте разберем их.
- Современники – жившие в одно время с композитором.
- Публика (синоним – зрители).
Чтобы понять значение следующих слов пришлось обратиться к словарю. Может быть, кто-то может объяснить значение некоторых слов.
- Ореол
- Стрельчатые окна
- Сюртук
- Камзол
- Бутафорское оружие
- Маэстрино
Открывайте книги и слушайте.
Вступление читает под музыку учитель (до слов “Прекрасное видение!..”).
Перенесемся в старую Австрию, в город Зальцбург. Великолепный город (слайд). В самой Австрии о нем говорили так: “Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка” (слайд).
И в самом деле, как ни сказочно это, но в славном Зальцбурге каждый второй житель плясал (слайд), каждый третий – пел и каждый четвертый – играл на музыкальном инструменте. И все кругом танцевало.
Вот в один из таких танцующих дней и родился Вольфганг Амадей Моцарт.
И отец новорожденного, скрипач Леопольд Моцарт задумался: “А кем будет мой мальчик? Станет ли он переплетчиком, как все Моцарты, или подобно мне, отдаст свое сердце музыке”.
Так и случилось. Время шло. Среди многих записей старшего Моцарта есть такие волшебные строчки: “Этот менуэт Вольфганг сочинил 26 января 1761 г. в половине десятого вечера в возрасте четырех лет за день до своего рождения”.
Отчего же маленький Моцарт стал так рано музицировать. Может быть здесь есть какая-то сказочная тайна. Хотите узнать эту тайну? Давайте отправимся в дом Моцартов.
Дети читают по ролям вторую часть “О сказочной тайне маленького Моцарта”.
Третью часть “О танцующем снеге, о Вене и серебряной шпаге принца” дети читают логически законченными частями.
Что удивило и поразило вас в рассказе и в волшебной музыке?
Как вы думаете: что же здесь выдумка, а что – нет? Можно ли, слушая сверчка, научиться музыке? Или, может быть, здесь какая-то другая тайна, которую раскрыл запечный сверчок маленькому Моцарту (Сверчок сказал: “По-моему у вас есть и слух и сердце”).
Когда Моцарт стал уже знаменитым, сам король Франции пригласил его на новогодний бал. Там говорили о музыке. И когда король спросил мальчика, что он думает о музыке, юный Моцарт ответил: “Музыка – это голос нашего сердца”.
Как вы думаете, ведь Моцарт не сказочный персонаж, он жил на самом деле, почему же о нем написаны именно сказки?
Дело в том, что мир музыки, мир звуков – это всегда тайна, загадка, всегда немного волшебство. Настоящий, талантливый музыкант может заставить своих слушателей переживать, волноваться, радоваться, страдать. Он может полностью выразить себя в звуках, передать в музыке свои мысли, чувства.
Итак, кончилось детство Моцарта. Кончилась сказка… Началась другая, не похожая на сказку, взрослая жизнь. Она началась с той поры, когда юный Моцарт последний раз простился с Зальцбургом и навсегда уехал в Вену.
Напрасно грустили о нем жители родного города. Напрасно ждали его ночами запечные сверчки, настраивая свои волшебные скрипочки. Вольфганг так и не вернулся.
А вскоре почтовая карета привезла из Австрийской столицы письмо. В нем торжественно извещалось: “Вольфганг Амадей Моцарт стал первым независимым музыкантом XVIII столетия!”
Теперь он подчинялся одной музыке. И только ей!
…Звучит музыка Моцарта. И светлеет мир, и пробуждается сердце, рвущееся навстречу счастью.
Учителя исполняют: “Песню о Моцарте” Б. Окуджавы.
I куплет.
Моцарт на старенькой скрипке играет,
Моцарт играет, а скрипка поет,
Моцарт отечества не выбирает –
Просто играет всю жизнь напролет.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
Наша судьба – то гульба, то пальба…
Не оставляйте стараний, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.
II куплет.
Коротки наши лета молодые,
Миг – и развеются, как на кострах,
Красный камзол, башмаки золотые,
Белый парик, рукава в кружевах.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
Наша судьба – то гульба, то пальба…
Не расставайтесь с надеждой, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.
Если вы ребята успели полюбить маленького Моцарта и вам не хочется с ним расставаться, слушайте его прекрасную музыку.
Словарь:
Камзол – часть одежды, длинный жилет.
Сюртук – мужская двубортная одежда с длинными полами,
длинный приталенный пиджак.
Ореол – I значение: световая кайма, похожая на сияние, вокруг ярко освещенного предмета;
II значение: блеск, почет, окружающий кого-нибудь.
Маэстрино – почетное название крупных музыкантов.
Авторы: Аскерова Анна Николаевна
Смирнова Елена Владимировна