Формы и методы реализации регионального компонента

Разделы: Литература


Юг России является уникальным геополитическим регионом, одним из сложнейших в эколого-географическом, социально-экономическом, историко-культурном, демографо-этническом отношениях регионов России. На протяжении многих веков Северный Кавказ был ареной войн, межнациональных конфликтов. Однако, несмотря на это, здесь на протяжении веков усилиями многих поколений взаимодействовали, обогащая друг друга, культуры многих народов, сохранялись традиции межнационального согласия, веротерпимости, взаимного уважения, толерантности. Целостность общества должно быть инициировано системой образования, транслирующей лучшие традиции, накопленные в культурах народов региона.

Содержание литературного образования сегодня не может состояться без изучения литературной жизни исторически сложившегося региона, в котором живут и учатся школьники нашей области. Лучшие образцы донской литературы помогают молодому человеку ориентироваться в изменяющемся социальном мире, познавать жизнь своего народа, своего края, приобщаться к культуре своих предков. Полное и глубокое проникновение в художественный мир писателя, знание его произведений невозможно без знания того места, где он родился, вырос, жил и работал, без знания литературной жизни края.

В нашем педагогическом колледже постоянно ведется работа по региональному компоненту литературного образования. Обобщен и систематизирован опыт учителей города, студенты при написании курсовых и дипломных проектов обращаются к разработке методических рекомендаций при изучении творчества наших донских писателей.

Нами была создана исследовательская лаборатория, объектом исследования которой стала современная литературная жизнь г. Шахты.

Предметом исследования стало литературное творчество шахтинских поэтов.

Цель работы: ознакомление студентов с методикой краеведческих разысканий, накопления краеведческого материала и составление соответствующей библиографии.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

  • научить студентов, соединив навыки изыскательной и исследовательской работы со знаниями, полученными на лекциях, пользоваться ими в работе краеведа;
  • выявить связи писателей с донским краем;
  • установить закономерности развития литературной жизни города на современном этапе;
  • систематизировать и обобщить накопленный опыт краеведческой работы в школах нашего города.

Студенты получили задания подготовить сообщения, доклады и рефераты по темам, связанным с творчеством шахтинских поэтов:

  • собрать, систематизировать и оформить материал по истории творческой деятельности литературного объединения “Ковчег”;
  • составить альбом фотографий памятных исторических мест, связанных с пребыванием писателей в городе Шахты;
  • встретиться с поэтом, писателем, взять интервью, организовать с ними встречу;
  • исследовать местную периодическую печать прошлых лет с целью проследить развитие литературной жизни города;
  • изучить проблему “местного колорита”, многообразие его проявлений в структуре художественных произведений, связь его с топографией, топонимикой, ономастикой, языком, прототипами литературных произведений;
  • обобщить опыт краеведческой работы в школах города.

Студенты изучали биографии поэтов и писателей, велась кропотливая работа по сбору материалов, были организованы встречи с поэтами г.Шахты: Т. Долгополюк, И. Мазур, В. Кожиной, И. Гладкой. Преподавателям и студентам надолго запомнится интересный разговор с Николаем Скребовым, творчество которого начиналось у нас, в городе Шахты. В этот вечер была организована выставка, где экспонировались книги поэта, изданные в Москве, Ростове, Таганроге.

Студенты побывали на поэтических встречах творческого общества “Ковчег”, взяли интервью у многих шахтинских поэтов. Участниками исследовательской группы была изучена обширная литература о творческой и общественной жизни художников, составлен каталог журнальных и газетных статей.

Результатом краеведческой работы стали доклады, оформленные студентами, читательская конференция и поэтическая композиция, составленная из стихотворений местных поэтов. На научно-практической конференции были даны рекомендации по использованию литературного краеведения в будущей педагогической деятельности. Значительное место отводилось изучению опыта школьного литературного краеведения в городе, посещению школ с удачно поставленной работой, ознакомлению с литературно-краеведческим музеем и кабинетами, встреча с учителями – энтузиастами литературного краеведения.

Активное участие студенты приняли в конкурсе на лучший конспект урока “Региональный компонент на уроках литературы в 5-9 классах”. Важнейшие общечеловеческие проблемы обсуждались на уроках: “Пословицы Дона”, “Русский фольклор и фольклор жителей Дона”, “Патриотическая направленность казачьих песен”, “Стихи о Родине в творчестве современных донских поэтов”, “ В мире поэзии Николая Скребова”, “Картины родной природы в творчестве шахтинских поэтов”, “Поэты о войне”.

На сегодняшний день проведена значительная работа, собран большой материал, но, как мы убедились, эта тема неисчерпаема, поэтому важно продолжить изыскания в данном направлении. Работа студентов показала, что возможности для литературного краеведения есть в каждом районе, и есть надежды, что, закончив педагогический колледж и работая по месту жительства, наши учителя будут продолжать краеведческую работу в школах области.