Литература
-
Осуществление личностно-ориентированного подхода на уроках литературы в 6-х классах 2005
Литература – тот предмет, где каждый по-своему прав, даже если в чем-то ошибается. Главное – думать, читать, высказываться. Отсюда берет начало мой метод – общение, дающий свой эффективный путь к знанию – личностный, творческий, коммуникативный; Диалог – преобладающий стиль общения на уроке. Важно научиться слушать друг друга, выражать свою позицию, стремиться достичь успеха собственными усилиями.
-
Урок литературы по теме: "А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке". Сравнение с "Легендой об арабском астрологе" В. Ирвинга", 7-й класс 2005
Основной этап урока - сравнение "Сказки о золотом петушке" А.С. Пушкина с "Легендой об арабском астрологе" В. Ирвинга и определение особенности пушкинского произведения - реализуется через применение личностно ориентированной технологии, технологии групповой работы, а также локальной технологии исследования текста художественного произведения.
-
Открытый урок "Мы идем во МХАТ!" 2005
В данной статье на примере урока “Мы идем во МХАТ!”, в котором интегрируется материал по разным дисциплинам – москвоведению, искусствоведению, театроведению, истории и общекультурным дисциплинам, рассматривается использование ИКТ в обучении, которое увеличивает возможности преподавателя по эмоциональному воздействию на слушателей при изучении дисциплин, связанных с нравственно-эстетическим воспитанием.
-
Методическая разработка для проведения интегрированного урока литературного чтения и музыки (3-й класс) 2005
В статье представлена методическая разработка интегрированного урока литературного чтения и музыки для 3-го класса по теме “Осенняя природа в произведениях И.А. Бунина “Листопад” и П.И. Чайковского “Времена года””. Интеграция позволяет развивать умение сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию и выделять главное.
-
Викторина по творчеству А.С.Пушкина 2005
Девятиклассники заканчивают курс основной средней школы с именем поэта, одиннадцатиклассники, как правило, на выпускном сочинении имеют возможность еще раз вспомнить Пушкина. К Пушкинским датам можно проводить викторину по творчеству А.С. Пушкина. Учащиеся демонстрируют свои знания, находчивость, внимательность; особенно, если сделать мероприятие интересным, занимательным.
-
Литературный журнал как средство для раскрытия творческих способностей учащихся школы 2005
Журнал раскрывает творческие способности и таланты учащихся школы, способствует углублению литературных знаний через знакомство с жизнью и творчеством поэтов и писателей. Прививает детям любовь к русскому языку и обогащает их речь. Позволяет приобрести опыт работы с литературными текстами, словарями, критическими статьями. Даёт навыки общения в дискуссиях, умение правильно и понятно выражать свою точку зрения, и аргументировано отстаивать её.
-
Использование приемов и методов технологии развития критического мышления. Тема: "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" 2005
Урок разработан с использованием элементов технологии развития критического мышления. Учащиеся, самостоятельно работая с текстом, используя инсерт, изучают биографию писателя, анализируют сказку, учатся давать характеристику литературному герою, находить приемы создания комического, составляют кластеры, синквейны, сравнительные таблицы, работают в парах.
-
Открытый интегрированный урок по теме: "Образы мадонн в творчестве А.С. Пушкина и Рафаэля" 2005
Открытый интегрированный урок по русской литературе и изобразительному искусству, проводимый в форме творческой лаборатории, мастерской - своеобразная попытка обучать учащихся постигать прекрасное, талантливые произведения гениальных художников слова и искусства через углубленное их изучение методом наблюдения, анализа, рецензирования; а здоровая конкуренция, соперничество, спортивный азарт в соревновании двух команд - дополнительный стимул к серьёзному и вдумчивому отношению к изучаемой теме в тесной взаимосвязи искусства и литературы.
-
Герои Шекспира на экране и в жизни 2005
Урок ориентирован на учащихся 11-го класса и рассчитан на 80 минут учебного времени. Его можно по желанию сократить до 40 минут, убрав просмотр сюжетов из киноверсий, минитеатр и обсуждение песни (пункты 8, 9 и 10 статьи). Урок составлен по материалам книги для чтения к учебнику для школ с углубленным изучением английского языка В.В.Сафоновой, И.П.Твердохлебовой, Е.Н.Солововой.
-
"Помните, как мы на Каме…" В.Боков и Б.Пастернак: штрихи к литературному портрету 2005
Опираясь на краеведческий и мемуарный материал, переписку В. Бокова, мы попытались воссоздать взаимоотношения ярких представителей русской литературы 20 века, их связь с нашим городом. Отдельные стихи и письма, использованные в статье, ранее не публиковались, являются частью личного архива литературного краеведа Н.С.Харитоновой.
-
"Я узнаю бессмертье на легком листе". Поэзия М.Петровых военных лет. 11-й класс 2005
Воспоминания чистопольцев, писателей, самой Петровых дают учащимся возможность представить и понять, какой была Мария Сергеевна в жизни, как начинался ее путь в поэзии, ведь именно в Чистополе произошло ее становление как поэта, состоялось ее первое публичное выступление с чтением стихов, здесь ее приняли в члены ССП.
-
Своеобразие поэтического стиля Николая Клюева 2005
В предложенных материалах к уроку по творчеству Николая Клюева рассматривается место лирики Н. Клюева в русской крестьянской поэзии, основные темы его творчества. Более подробно освещаются особенности поэтического стиля Н. Клюева (использование цветописи, употребление окказиональных слов, сложных эпитетов, формирование символов).
-
Эпиграммы М.Ю. Лермонтова на уроке литературы в 6-м классе 2005
Статья содержит конспект урока литературы в 6-м классе. Ход урока: * Повторение предыдущей темы и проверка домашнего задания (краткие биографические сведения о М. Ю. Лермонтове; основной мотив лирики поэта). * Знакомство учащихся с новым жанром лирики (работа с материалами учебника; знакомство с эпиграммой Лермонтова и её анализ; самостоятельная работа учащихся). * Творческое домашнее задание. * Выводы по уроку.
-
Интегрированный урок литературы и МХК на тему: "Петербург Ф.М. Достоевского" (по роману "Преступление и наказание") с использованием компьютера 2005
Интегрирование уроков открывает широкие возможности для комплексного повторения, компьютер как современное техническое средство способствует интенсификации учебного процесса, развивает интерес учащихся к предмету.
-
Открытый урок: Анализ стихотворения Б. Пастернака "Рождественская звезда" 2005
Цели урока: выявить особенности композиции произведения, а также образный ряд, показывающие читателю картину рождения нового мира; рассмотреть аналогичные композиционные приемы в других видах искусства (живопись, кино, архитектура).
-
Урок–тест для 7 класса по творчеству Г.Р. Державина 2005
Нетрадиционные уроки помогают избегать однообразия, схематизма, обеспечивают интенсивную работу учащихся, снимают вопрос о дисциплине, позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока. Одним из таких уроков является разработанный мною урок-тест для 7го класса по творчеству Г.Р.Державина.
-
Интегрированный урок химии и литературы "Д.И. Менделеев и А. Блок в истории России" 2005
В статье дано содержание интегрированного урока химии и литературы, рекомендуемого для проведения в 8-м классе в конце изучения темы "Строение атома. Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева, целью которого является расширение знаний по истории классической науки с использованием межпредметных связей; развитие творческих способностей и познавательного интереса.
-
"Быть познанием мира вне рассудочных форм"(проект создания сборника стихотворений поэтов-символистов) 2005
Проект создания сборника стихотворений поэтов-символистов.Внедрение развивающих технологий на основе метода проекта позволяет создать ситуацию успеха у детей с различным уровнем понимания этой сложной темы и проявить таланты в других областях. Кроме того, предисловие эквивалентно сочинению, поэтому может считаться итоговой проверочной работой по теме.
-
Открытый урок на тему: "Поэзия серебряного века" 2005
Основные цели урока - обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Поэзия серебряного века”; развивать умения анализировать и систематизировать материал по изученной теме; воспитывать любовь к русской литературе.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме: "Долгая дорога домой"(по рассказу Джека Лондона "Любовь к жизни") 2005
Основные задачи урока - учиться читать, правильно понимать текст посредством анализа произведения; пересказывать текст; выражать впечатления от текста, формулировать вопросы по тексту на основе собственных впечатлений, ориентироваться в тексте, отвечая на вопросы, обобщать наблюдения. Немаловажными являются и воспитательные задачи: воспитывать человека сострадающего, заразить верой в возможность человека побеждать в безвыходных ситуациях, в минуты смертельной опасности.
-
Путешествие в мир К.И.Чуковского (внеклассное мероприятие для 5-х классов) 2005
1.Путешествие по стране Детства. Эта страна получила такое название потому, что знакомство с К.И. Чуковским начинается в те младенческие годы, когда Корней Иванович для нас скорее не сочинитель сказок, а очевидец и участник происходящих в них событий. 2.Океан сюрпризов. Ребята слушают грамзапись сказки К.И.Чуковского "Федорино горе", сказку читает сам Чуковский. 3. Мастер литературного перевода. На этом этапе учащиеся узнают, что К.И.Чуковский не только сказочник, но и критик, литературовед, переводчик, теоретик перевода. Благодаря ему мы читаем великолепные английские, американские романы, повести, стихотворения. Проводится викторина по произведениям, которые перевёл К.И.Чуковский.
-
Урок-размышление над книгой Джеймса Крюса "Тим Талер, или Проданный смех" 2005
Думаю, что мой урок заинтересует не только учителей, работающих в классах с углубленным изучением экономики. В повести решаются проблемы взаимоотношений между людьми. Прекрасный материал, на котором воспитываются чувства товарищества, отзывчивость, умение преодолевать жизненные невзгоды. Урок проводится в 8-м классе. Рассчитан он на два часа. Многообразие методов, которые используются на уроке, делают его живым и интересным. Ученики с удовольствием читают произведение и анализируют его.
-
Влияние апокрифов на русскую литературу (Л.Андреев, А.Куприн, М.Булгаков) 2005
Поиск Истины, счастливой доли для человека всегда был характерен для классической русской литературы. "Бурлящее" время могло усилить тягу литераторов, заставить обратить свой взгляд не только на классику, Библию, но и на апокрифические произведения. В своем исследовании мы опирались на Евангелие от Фомы, рассказ Леонида Андреева "Иуда Искариот", рассказ А. Куприна "Поединок" и роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
-
Денис Иванович Фонвизин. Комедия "Недоросль": от классицизма к реализму 2005
Формируя понятие о литературном направлении, учитель помогает увидеть его особенности в произведениях разных авторов, соотношение "признаков" направления и творческой индивидуальности писателя. На уроке "ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН. КОМЕДИЯ "НЕДОРОСЛЬ": ОТ КЛАССИЦИЗМА К РЕАЛИЗМУ", где используются проблемные задания, эвристическая беседа, работа творческих групп, учащиеся делают вывод об открытиях Фонвизина, сумевшего, разрушив многие условности классицизма, создать глубоко новаторское как по содержанию, так и по художественной форме произведение.
-
Дом – край – мир. Способы реализации национально-регионального компонента на уроках и во внеурочное время 2005
В Красноярске разработана программа курса "Литература Красноярского края". Существует несколько способов ее реализации: "рассредоточено"; избирательно (подробно изучается творчество лишь одного писателя); через интегративные уроки, внеклассные мероприятия, элективные курсы; участие в НОУ; проектную работу (создание музейной экспозиции, компьютерных презентаций, выпуск альманаха); в форме фестиваля, конференции, заочной экскурсии. Данная многоуровневая модель реализации регионального компонента находится в стадии доработки.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Сто часов счастья" 2005
Представлено внеклассное мероприятие по литературе "Сто часов счастья" (лирика В. Тушновой), в форме проведения: литературная гостиная. Учащиеся знакомятся с творчеством русской поэтессы XX века, расширяют представления о женской поэзии в русской литературе. Воспитываются нравственные качества: доброта, любовь, взаимопонимание, сочувствие. Вероника Тушнова - удивительная поэтесса ХХ века. Вся ее жизнь связана с поэзией, она - в ее стихах, в ее книгах. Эта жизнь порывистая, трепетная, напряженная. Последняя ее книга под названием "Сто часов счастья" - это книга о любви, о трудном и ни с чем не сравнимым счастьем.
-
Цикл уроков по литературе в 5-м классе по книге Д.Дефо "Робинзон Крузо" 2005
Разработки трёх, совершенно разных по форме, уроков , но объединенных одной темой. Все представленные уроки объединяет книга Д. Дефо "Робинзон Крузо". Первый урок - это первая в жизни пятиклассника читательская конференция по книге. Второй урок -это внеклассное мероприятие "Остров Везения". Третий урок - это урок-экспедиция "Путешествие на необитаемый остров современных робинзонов".
-
Урок-семинар по теме: "Жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина" 2005
Предлагается один урок из опыта работы над достаточно сложным литературоведческим понятием жанров литературных произведений в 9-х — 11-х классах. Такой урок требует большой индивидуальной работы с учащимися, изучения теории анализа стиха с одной стороны и изучения теоретического материала о жанрах лирики вообще — с другой. Также необходимо повторить поэтику классицизма и романтизма, изучить реалистический период в творчестве поэта. Получив значительный теоретический и практический багаж по анализу стиха, девятиклассники могут приступить к подготовке урока-семинара под руководством преподавателя.
-
Урок в 9-м гуманитарном классе: "Тема преступной власти в трагедиях А.С.Пушкина "Борис Годунов"и В.Шекспира "Макбет" 2005
Урок-диалог построен в форме аналитической беседы, на протяжении которой идет постепенная работа над таблицей, являющейся результатом глубокого проникновения в текст трагедий. На уроке звучит выразительное чтение фрагментов из произведений, преобладает коллективная форма роботы. Это связано с тем, что выбранные для разговора тексты очень трудны для девятиклассников. Вопросы для ребят расположены по принципу нарастания сложности материала. Урок включает элементы интеграции с историей, этикой, художественной культурой, философией. Урок рассчитан на “сильных” ребят, обучающихся в гуманитарном классе, воспитывает высокую нравственность.
-
Урок в 10-м физико-математическом классе по теме: «"Символика цвета в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" ("французская мастерская")» 2005
Заключительный урок–“французская мастерская”, где учитель – координатор действий и помощник в самостоятельной работе учащихся. Урок проходит с большим откликом ребят, углубленно изучающих физику и математику, способствует воспитанию коллективизма, ответственности за общую деятельность, развивает умение быть как лидером, так и ведомым членом коллектива, стимулирует развитие творческих способностей учащихся, а также содержит элементы интеграции с физикой (явления света и цвета), что на уроках литературы бывает редко.