Традиционный характер обучения, когда учитель передает учебную информацию учащимся в проанализированном и обобщенном виде, а учащиеся лишь запоминают и воспроизводят ее, не отвечает требованию формирования интеллектуально развитой, нравственной личности, социально адаптивной, способной к самореализации, к развитию своих духовных и природных творческих возможностей, готовой к принятию правильного морального поведения. При таком характере обучения учащиеся лишены возможности развивать свои творческие способности, свои познавательные силы, проявлять умственную активность и самостоятельность
Исключительно эффективным способом формирования интеллектуально развитой нравственной личности являются активные формы и методы обучения такие, как проблемные методы обучения, диспуты, семинары, “круглые столы”, уроки-эссе, ролевые игры, инсценировки, творческие работы, общение и т.д.
Современный урок не мыслится без постановки проблемы, которая способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Постановка проблемы вызывает интерес, заставляет мыслить, формирует познавательный интерес, благодаря которому как знания, так и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важнейшим фактором воспитания всесторонне развитой личности, нравственно активной, готовой к принятию правильного морального решения в ситуации морального выбора.
Ученик, решающий проблему на уроке литературы, (литературоведческую, философскую, нравственную, эстетическую и т.д.) и принимающий решение, мыслит одинаково, мыслит творчески. Поэтому, применяя проблемные методы, мы развиваем то мышление, которое необходимо человеку при решении моральной проблемы.
Проблемное обучение обладает также тем преимуществом, что оно, требуя от учащихся принятия самостоятельного решения проблемы, самостоятельных выводов, побуждает учащихся определять свое личностное отношение к проблеме, выражать свои взгляды при решении проблемы, т.е. помогает превращать знания , усваиваемые на уроке, в собственные взгляды, выводы, убеждения. Это помогает формированию личности школьника, а именно направленности личности школьника (направленность личности – это собственные взгляды, ценностные ориентации, свои социальные установки, идеи, идеалы, цели и т.д.).
Таким образом, можно сказать, что проблемное обучение является эффективным методическим средством формирования у школьников собственных морально – этических взглядов, убеждений, отношений, идей в процессе решения морально – этических проблем, которые ставит учитель.
Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения. Процесс мышления берет свое начало в проблемной ситуации.
“В условиях школьного обучения проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникшее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой, познавательной деятельности. Она обусловливает начало мышления, активная мыслительная деятельность протекает в процессе постановки и решения проблем”. (1)
Для возникновения в ходе урока проблемной ситуации применяют разнообразные приемы и методы. В школьной практике чаще всего встречается такой прием создания проблемной ситуации, когда учащиеся получают задание рассмотреть ряд фактов, явлений, относящихся к новому учебному материалу, проанализировать их, сравнив с известными фактами и явлениями, и сделать по ним предварительные обобщения (вскрыть сущность, дать характеристику, установить причинно – следственные связи и т.д.). При выполнении такого задания перед учащимися возникает ряд вопросов, не разрешимых только на основе ранее усвоенных знаний. Суммируя эти вопросы, учитель или сами учащиеся определяют основную познавательную проблему урока.
Острая проблемная ситуация возникает тогда, когда учащиеся обнаруживают несоответствие между ранее усвоенными теоретическими положениями и новыми фактами и явлениями, которые они пытаются объяснить с помощью этих положений. Иногда новые факты отрицают старые положения.
Проблемная ситуация возникает нередко при столкновении учащихся с жизненными явлениями и фактами, которые невозможно объяснить исходя из житейских знаний. Для создания ситуации подобного рода на уроках литературы, например, при изучении романа Достоевского “Преступление и наказание” можно использовать рассказ Мармеладова о себе в трактире. Рассказ завершить вопросом: “Ну зачем, скажите, живет такой человек?”, “Как можно к нему относиться?” Исходя из житейской практики, учащиеся будут отвечать, что такому человеку лучше не жить, что такого человека можно только презирать. Но учитель задает следующий вопрос: Как Достоевский относится к этому безнадежному пьянице? Как призывает относиться к нему читателя? При обращении к роману выясняется, что Достоевский не только жалеет Мармеладова, утратившего человеческий облик и называющего себя скотом, но даже любит его. Любит просто за то, что он человек. И призывает других любить его.
Для создания проблемных ситуаций можно использовать и парадоксы, в которых выражены логически несовместимые противоречия. Например: “Война – это бедствие, горе для людей, но “ ежели всмотришься – вглядишься, то, пожалуй, еще скажешь слава Богу, что есть войны! Без них еще хуже было бы” (Митрополит Вениамин. “Встречи со святыми”)
“Во всей моей жизни…единственный раз…испытал я полное нравственное удовлетворение и даже в некотором роде экстаз… И осталось это доброе дело до сих пор, да, конечно, и навеки останется, самым лучшим, самым чистым моим воспоминанием. Ну-с, и было это мое единственное доброе дело – убийством, и убийством немалым, ибо убил я тогда в какие-нибудь четверть часа гораздо более тысячи человек…” (В.Соловьев. “Три разговора”)
Для возникновения проблемной ситуации при изучении пьесы М.Горького “На дне” в 11 классе учитель может предложить прослушать запись монолога (“Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо!”) в исполнении двух артистов – Москвина и Тарханова. Трактовки монолога разные. Лука – Москвин искренне жалеет людей. Лука – Тарханов хитер и расчетлив. Он знает, что, утешая, лжет, но делает это, чтобы люди не тревожили привычный покой его холодной души.
Работа с учащимися проводится по вопросам: “В чем своеобразие трактовки образа Луки Москвиным и Тархановым? Раскрывают ли эти трактовки объективное содержание образа?”
Отвечая на вопросы, ученики определяют своеобразие исполнения монолога разными артистами. Вместе с тем они приходят к выводу, что, несмотря на разные трактовки, Москвин и Тарханов верно и глубоко раскрывают объективное содержание образа.
При изучении драмы Островского “Гроза” в 10-м классе можно предложить учащимся сравнить исполнение роли Катерины Г.Н Федотовой и П.Стрепетовой. В исполнении Г.Федотовой Катерина обаятельная, поэтичная. Тоска, стремления Катерины, ее греховные помыслы, испытания судьбы не стирали задумчивой кротости с ее лица. Катерина вызывала у зрителей сочувствие, жалость, понимание.
Совсем иная Катерина в исполнении П.Стрепетовой. Сильная страсть Катерины не умещалась в рамки уклада города Калинова. Она была обречена на гибель силой того душевного огня, который сжигал ее. Гордая натура Катерины не могла подчиниться насилию. Не страх, а гнев и обличение звучали в ее словах во время грозы. В своем падении она обвиняла Кабановых: “Вот до какого греха вы меня довели!” Учащимся задаем вопрос: “Чье исполнение роли Катерины: Г.Федотовой или П.Стрепетовой – представляется вам более справедливым?”
Поскольку процесс познания на проблемном уроке – это процесс разрешения объективных и субъективных противоречий, то характерной особенностью проблемного урока надо считать рассмотрение нескольких идей, нескольких проблем параллельно друг другу. На таком уроке доказывается не одна, а ряд противоположных точек зрения, отбрасываются несостоятельные гипотезы и выбирается, наконец, наиболее правильная.
Почему ночлежники не верят Луке? Кто он – “старец лукавый” или святой?
Катерина в драме А.Островского “Гроза” – “луч света в темном царстве” (Добролюбов) или запутавшаяся грешница ? (Писарев)
Софья в комедии Грибоедова “Горе от ума” – “падшая” (по мнению А.Пушкина и В.Мейерхольда) или “совершенно обаятельная” (по мнению В.И.Немировича-Данченко)?
Обломов в романе А.Гончарова лентяй и “умная ненужность” или он “на радость людям жил”?
Учащиеся, сравнивая те или иные идеи, критически оценивая их под углом зрения решаемой проблемы, не только заняты интеллектуальным творчеством, но и самостоятельно, в итоге собственных поисков приходят к правильным выводам.
При таком пути решения учебной проблемы знания быстрее превращаются в убеждения.
Для формирования творческих способностей учащихся целесообразно применять эвристический метод (или частично-поисковый). По форме он более известен как эвристическая беседа. Эвристическая беседа имеет свой облик, отличающийся от продуктивной. Вначале учитель ставит проблему. Ввиду недоступности ее решения он членит ее на серию взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы. Вопросы типа: Какова главная идея? В чем суть? Дайте определение. Сформулируйте правило – развивают, углубляют и расширяют знания. Опишите… Перескажите…Объясните…Какая разница… развивают умения. В чем причина? Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите доказательства. В чем недостатки? Ваш прогноз? Какой можно предложить выход? – развивают творческие способности и критическое мышление.
Осмысливать философские проблемы, активно применять свои знания, свой жизненный опыт, используя свои убеждения, ставить проблемы, анализировать различные морально-этические коллизии, сложные проблемы человеческих отношений, принимать самостоятельные решения, развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащиеся учатся на таких активных формах уроков, как семинар, диспут, ролевая игра, урок-эссе и т.д.
Семинарские занятия имеют большое обучающее и развивающее значение, так как они приучают старшеклассников свободно оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвинутые в их докладах и выступлениях положения, полемизировать с товарищами, теоретически объяснять жизненные явления”.
В процессе семинара идут активные обсуждения, дискуссии и выступления учащихся, где они под руководством учителя делают обобщающие выводы и заключения.
Семинар требует умения осуществлять сравнение того, как один и тот же вопрос излагается разными авторами, делать собственные обобщения и выводы. На семинарах высокий уровень осмысления и обобщения изучаемого материала. Участие в семинаре требует от ученика определения своей собственной позиции, личного мнения, выявления способностей. Главная цель уроков – семинаров – формирование умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества.
Уроки – семинары имеют специфическое содержание: их целесообразно проводить по таким темам, где ученик должен не просто усвоить определенные сведения, даже в системе, но найти решение проблемы. Семинар бывает необходим при обращении к художественным произведениям с ярко выраженной гражданской, философской, нравственной проблематикой, с героями, стоящими в ситуации морального выбора; при обращении к лирике, затрагивающей коренные вопросы бытия. Проблемы, предложенные для обсуждения на семинаре, должны быть важными и интересными и для учителей, и для учеников, например: “Проблемы вечных человеческих ценностей в романе “Отцы и дети”, “Проблема нравственного выбора в драме Островского “Гроза”, “Идеал человека в поэзии Некрасова (“О, кто же теперь напомнит человеку // Высокое призвание его?…” и т.д.
Особое значение приобретает в старших классах урок – диспут. Диспут (от латинского глагола, имеющего значение “рассуждаю”, “спорю”) – публичный спор. В нем особенно ярко проявляются убеждения участников. Урок – диспут по литературе позволяет обратиться к особо острым проблемам, часто вызывающим противоположные мнения. Урок – диспут активизирует учащихся. Вызывает интерес к чтению. Развивает устную речь, учит общению и творчеству. Диспут, так же как и семинар, требует знаний предмета, умений и навыков находить нужное решение. Диспуты могут быть проведены по таким темам, как “Богатство, деньги, вещи – зло или благо?”, “Человека нужно жалеть” или человека “уважать надо?”, “Весь мир погибнет, если я остановлюсь” (Шопенгауэр), “Самый главный закон человеческой души – совесть?”, “Как призывал Ф.М.Достоевский относиться к человеку?”, “Человек в творчестве Горького – “мошка с кишками” или создатель Бога?”, “Зло сила, добро – слабость?”, “Какая любовь настоящая – физическая или платоническая?” (По рассказам И.Бунина и А.И.Куприна) и т.д.
Форма урока “конференция однородных групп” направлена на достижение многих целей: решение теоретических и практических проблем, формирование умений обсуждать проблемы. Во время занятий учащиеся учатся выдвигать проблему и доказывать ее важность, готовить за короткое время выступления, ясно излагать мысли, задавать вопросы, отвечать на них, дополнять, возражать. “Конференция однородных групп” может проводиться как семинарское занятие при изучении нового материала, при работе с текстом, повторении, обобщении, опросе.
Урок в форме “круглого стола” проводится при обсуждении активных и комплексных проблем, включающих объемное содержание. Целесообразно проведение “круглого стола” при изучении обзорных тем, обсуждении произведений для внеклассного чтения (“Перестаньте драться, господа литераторы!” – о литературных спорах в 60-е годы XIX века), “Глобальные проблемы современности в литературе ХХ века”, “Поэт в России больше, чем поэт” и т.д.
Осмыслению философских проблем на литературном материале способствует урок – эссе. Особенно продуктивен урок при изучении крупных произведений, заранее прочитанных учащимися. Так,при изучении “Тихого Дона” М.Шолохова можно предложить учащимся следующие темы: “Человек на войне” (гуманистические традиции русской литературы в романе Шолохова “Тихий Дон”), “Две Богоматери в схватке с “веком – волкодавом” в романе М.Шолохова “Тихий Дон”. По первой теме главной проблемой является – что такое война? (философские размышления и философское воплощение) и каковы истинные ценности в жизни человека? В чем смысл жизни? В ходе размышления учащиеся приходят к следующим выводам: Шолохов утверждает неприятие войны, война – это бедствие для людей. Истинные ценности человека – это домашний очаг, духовный мир, гармония между людьми. Смысл жизни – в познании добра. Результатом урока являются творческие работы учащихся.
Продуктивной формой урока может стать ролевая игра. Инсценировка игры учит учащихся анализировать сложные проблемы человеческих отношений, в разрешении которых важно не только правильное решение, но и обоюдное поведение, отношения, тон и т.д.
Развитию природных творческих задатков, формированию направленности на творчество способствуют уроки-исследования, уроки-концерты, лабораторные работы. Урок – исследование может быть посвящен сравнительной характеристике героев проблемного характера, исследованию художественного мира поэта или писателя. Лабораторная работа – это, в свою очередь, исследование слова в его художественной специфике. Данная форма урока используется при анализе эпизодов произведения и поэтических текстов.
Таким же эффективным средством решения морально-этических проблем являются творческие работы учащихся, например, сочинения-рассуждения на такие темы, как “Зачем я жил, для какой цели я родился? А верно, она существовала и было мне назначение высокое”, “Было мне назначение высокое…но я не угадал этого назначения” (По роману М.Лермонтова “Герой нашего времени”), “Жил – дрожал и умирал – дрожал…Для чего живу я?” (По сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина “Премудрый пискарь).
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы: для того чтобы достичь главной цели обучения и воспитания – формирования морально активной личности, способной творчески мыслить, принимать правильные моральные решения, для того чтобы приобщить школьников к опыту творческой деятельности, формировать у них морально-этическое мышление, способность руководствоваться знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях, необходимо использовать методы проблемного бучения, которые, в отличие от “пассивных”, сообщающих методов обучения, приводящих к формированию пассивной личности, позволяют ребенку “под руководством взрослых достигать новых результатов в своем развитии, приводят к формированию личности со значительно большими творческими возможностями”, позволяют знаниям превращаться в убеждения и способствуют выработке этих знаний, что помогает формированию личности школьника. Методы проблемного обучения необходимо использовать еще и потому, что они являются эффективным способом развития морально-этического мышления старшеклассников, Ученик, решающий проблему на уроке и принимающий решение, мыслит одинаково. Таким образом, можно сказать, что мы развиваем то мышление, которое необходимо человеку при решении моральной проблемы. Проблемное обучение позволяет учащимся определять свое личностное отношение к проблеме, выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему они приобретают навыки самостоятельно анализировать морально – этические ситуации, осмысливать морально – этические противоречия и принимать правильные собственные решения.
Литература
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1977, с. 30.