Учебно-воспитательные задачи:
- закрепить знание о природе родного края, топонимике, исследователях;
- формировать навыки работы с дополнительной литературой;
- воспитывать гордость и ответственность за свой край.
Оборудование:
- Плакат “Счастливый случай”.
- Экологическая карта г. Саяногорска.
- Стенд “Редкие и охраняемые животные и растения Хакасии” (рисунки, фотографии).
- Выставка рисунков ребят о природе.
- Выставка книг, журналов, рефератов.
Слова на доске:
Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять, ошибочные понимания приносят большой вред. (М.Л. Налбандян)
Вступительные слова учителя
О красоте и богатстве нашей республики сложено немало стихов и песен, картин художников, не только живущих, но и побывавших здесь, хотя бы один раз.
“Считаю Хакасию одним из благоприятных уголков мира: долина, окруженная горами, много солнечных дней, Енисей, плодородная земля, дешевая электроэнергия, а в недрах вся таблица Менделеева ”, – так определил нашу республику академик М.А. Лаврентьев.
Известный русский ученый М.В.Ломоносов писал “Российское могущество прирастать будет Сибирью”, “И это могущество “использовать”, “приумножать”, воспевать и изображать будете вы сегодня на нашей игре.
Что мы узнали об истории освоения и изучения природы, топонимики нашей республики, покажет сегодняшняя игра.
А если кто-то захочет узнать побольше, вам помогут книги, журналы и рефераты учащихся.
Чтобы сохранить природу нашим потомкам, мы должны ее хорошо знать и разумно использовать.
Начало игры
Играют 2 команды по 6 человек. Представители команд (9-10 кл.), члены жюри. Игра проходит в несколько туров. Название туров написаны на листочках.
1-й тур “Дальше-дальше”
Вопросы для 1-й команды
Ученые путешественники, побывавшие в Хакасии. (Мартьянов Николай Михайлович – натуралист, краевед, ботаник, основатель Минусинского музея. Егор Пестеров – первый исследователь Саян. Паллас Петр Симонович – геолог, ботаник, составил гербарий из 200 растений Хакасии.)
- К каком году Хакасия вошла в состав России. (1707 г.)
- Назовите год образования Хакасской автономной области. (20 октября 1930 г.)
- Какая котловина занимает значительную часть Хакасии. (Минусинская)
- Самое большое по площади озеро в Хакасии. (Беле, 78 км)
- Высочайшая точка Хакассии. (Гора Карагаш , 2930 м)
- Площадь Хакасии. (61,9 тыс. км.)
Вопросы для 2-й команды
- Когда образовалась древнее государство? (6-7 в.н.э.)
- В каком году Хакасская автономная область преобразована в республику? (13 июня 1993 г.)
- С какими районами граничит Хакасия? (Кемеровская обл., Красноярский край, республика Алтай, республика Тыва).
- Самая высокая точка Кузнецкого Алатау. (г. Верхний зуб, 2178 м).
- Какова высота хребта Борус? (г. Пойлова, 2318 м).
- Назовите реки Хакасии. (Енисей. Абакан, Чулым, Белый Июс).
- Озера, обладающие целебными свойствами. (Шира, Улуг-Холь, Ханкуль, Бейское, Алтайское).
Время 2 минуты, подведение итогов, рекламная пауза, звучит музыка
2-й тур “Заморочки из бочки”
(Используем мешочек в качестве бочки, а вопросы – бочонки из игры “лото”.)
- Какие заповедники, заказники есть в нашей республике? (“Чазы”, “Малый”, “Абакан”, “Боградский”, “Июсский”).
- Слово (высказывание) великих (известных) ученых
географов о:
– карте (“Карта – язык географии, без карты нет географии” Н. Баранский.);
– глобусе (“Глобус – уменьшенная модель земли.” М. Бехам);
– путешествиях “Путешественником надо родиться. Дайте мне горы золота, я за них не продам своей дикой свободы”. - Что означают названия (топонимика):
– Аскиз (речное племя, село асаков);
– Бирикчуль (труднопроходимая река);
– Изых (место, защищенное от ветра, священное место);
– Таштып (каменное дно);
– Черногорск (черная гора);
– Борус (мокрое место, священное место). - Когда и как был основан г. Абаза? (История города начинается с 1966 года, когда Абаза получила развитие, как форпост таштыпского острога, до 1966 года это был рабочий поселок, а затем стал городом районного подчинения).
- Это одна из величайших рек России, протекает вдоль восточной границы Хакасии, на протяжении 300 км. (За Саянским хребтом в республике Тыва у города Кызыл, там где сливаются две реки Бий-Хем и Каа-Хем, образуется река Улуг-Хем, что означает “Великая река” – и начинается могучая сибирская река Енисей).
- Какое озеро Хакасии называют “Озером здоровья”? (Озеро Шира, за минеральную воду от 17–27 г/л соли и иловую грязь).
- Какие лекарственные растения Хакасии вы знаете? (Черемша, мать-и-мачеха, зверобой, золотой корень, одуванчик, пастушья сумка и т. д.).
3-й тур “Ты мне – я тебе”
Домашнее задание
Вопросы подготовили сами ребята, задают друг-другу по очереди (сидящему напротив).
- Назовите птиц, которые гнездятся колониями. (Грачи, ласточки, дрозды, чайки).
- Какие птицы устраивают несколько гнезд на одном дереве? (Грачи).
- Что означает, если над каким-нибудь местом в лесу с карканьем вьются вороны? (Падаль, раненное животное).
- Какая из птиц быстрее всех летает? (Стриж).
- Отчего старых лосей-быков называют сохатыми? (Рога похожи на соху).
- Какие деревья являются самыми распространенными в наших лесах? (Кедр, ель, сосна).
- Какие животные Хакасии находятся под охраной? (Выдра, косуля, лось. Горностай. Марал, куница).
- Самая большая птица? (Глухарь).
- Каких птиц Хакасии знаете? (Тетерев, рябчик, жаворонок, дятел, стриж).
- Хищные птицы Хакасии? (Ястреб, беркут, лунь).
- Перелетные птицы? (Скворец, дрозд, журавль, чибис, гагара, коростель).
4-й тур “Темная лошадка”
Лучший ученик, призер школьной олимпиады.
Вопросы:
- Кем были первые обитатели долины Енисея? (Выходцы с юга, в расовом отношении – монголоиды, сначало они освоили Средний Енисей от современного пос. Старое Означенное до реки Ангары, а позже и другие районы бассейна реки).
- В каком году была введена трасса мужества “Абакан – Тайшет?” (Декабрь 1965 года, 7 лет).
- В чем особенности этой трассы? (Проложено 647 км ЖД полотна, возведено 712 искусственных сооружений, пробито 12 тоннелей, протяжностью 10 км, построено 700 мостов и виадуков).
- С какой целью была построена эта трасса? (Она связывала Южную Сибирь с веткой “Тайшет – Лена” и главной сибирской железной дорогой, сократив путь до Восточной Сибири более чем на 400 км, по ней грузы идут на Кузбасс, среднюю Азию и т. д.).
Слово учителя
Память о строителях остается навсегда, которая сохранилась в песне:
Мы отсюда уйдем на другие дороги,
Нам в Сибири придется немало прокладывать трасс,
Но в сердцах сохраним мы Саянов дороги
И друзей дорогих.
Заключительное слово учителя
Звучит музыка, подведение итогов, награждение.