Всякое стихотворение - покрывало,
растянутое на остриях нескольких слов! Эти слова
светятся, как звёзды. Из-за них существует
стихотворение.
А.Блок.
В настоящее время в школьной практике используется несколько видов анализа текста: это лингвостилистический, комплексный, анализ стихотворения, анализ эпизода. По каждому уже существуют разработанные методики. Самым сложным, на мой взгляд, является анализ лирического произведения (стихотворения): понимание, истолкование, оценка, потому что два ученика могут проанализировать одно и то же стихотворение по-разному. И различия будут касаться не того, где в этом произведении повторы, сравнения, метафоры, а способов подачи информации. Один ребёнок просто перечислит – без порядка и разбора всё, что успел увидеть (по плану, предложенному учителем). Другой увидит взаимосвязь между отдельными средствами выразительности, покажет, как они подчинены единому замыслу поэта. Кроме того, каждый из них должен пропустить анализируемое стихотворение через своё сердце, свою душу. А это во многом зависит от эстетического чувства, от знаний ребёнка; каждый берёт из текста только то, что есть в его собственной душе. Поэтому анализ текста - умение ученика красиво и ясно выражать свои мысли - направлен на подготовку будущих выпускников школы к написанию итогового сочинения, которое соединяет в себе две далеко стоящие друг от друга задачи - контрольную (проверка знания и понимания конкретного материала) и творческую (проверка риторических навыков, стиля, языка, аналитической интуиции, общего кругозора). В своей практике я давно убедился в том, что к концу 11 класса многие ученики не могут правильно определить тему и идею стихотворения, а ведь от них зависит правильное истолкование произведения. Поэтому при анализе стихотворения надо “идти” не от темы к идее, как это предлагает методика, а от понимания (от словесных картин, рисуемых поэтом в строфах) к теме и идее.
Попробую это показать на примере двух уроков по творчеству С.Есенина в 11 классе, тема которого вынесена в качестве заголовка данной статьи. При проведении этих уроков я ставил следующие цели:
1) уточнить и углубить чувства поэта, приблизиться к авторской позиции (т.е. понять философские размышления на “вечные темы”);
2) закрепить навыки интерпретации лирического произведения;
3) научиться развивать эмоциональную отзывчивость, точность воображения.
После уточнения темы, цели урока (интерпретация стихотворения, философский смысл – “вечные темы”, смысл стихотворной строки, взятой в качестве темы урока, - точных ответов не требовать), выступления учащегося о последних годах жизни поэта, выразительного чтения стихотворения “ Отговорила роща золотая…” переходим к выяснению первичных впечатлений. Очень важно, чтобы учитель на данном этапе урока не требовал от своих учеников точных ответов, а прислушался к каждому мнению и использовал их в дальнейшем. Теперь попробуем вместе с детьми выяснить, о чём оно. К сожалению, многие посчитали, что данное стихотворение о природе. Оттолкнёмся от этой мысли и вместе с учениками нарисуем словесные картины к каждой строфе и выясним мотив стихотворения. Ученики без затруднения заметили мотив грусти, одиночества. Попросим детей прочитать 1 и 2 стихи 2 строфы и подумать над тем, что заставило поэта написать это стихотворение (размышление над смыслом человеческой жизни), поработаем над значением ключевого слова странник (это индивидуальное домашнее задание). Выясняем жанр стихотворения и обосновываем свои наблюдения, и опять точки зрения детей разошлись. Одни посчитали, что оно относится к пейзажной лирике, другие – к философской. А теперь вместе с классом переходим к его истолкованию. Попробуем разобраться в картинах, мотивах, жанре и в другом с точки зрения авторского замысла. Если внимательно и вдумчиво вчитаться в стихотворение, то можно увидеть, что каждую строфу (катрен) можно разделить на 2 полустрофы: в каждую входит по 2 стиха. Условно назовём полустрофу, рисующую пейзаж, полустрофой 1 порядка, а полустрофу, которая показывает чувства лирического героя, полустрофой 2 порядка (на столах перед каждым учеником лежат отпечатанные стихотворения). Попросим их отметить цифрами (учитель вывешивает плакат со стихотворением, 2 полустрофа выделена красным цветом, проставлены цифры). Вот как это выглядит.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком, 1
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком. 2
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. 2
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом. 1
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль, 1
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль. 2
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь. 2
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть. 1
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава, 1
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова. 2
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком… 1
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком. 2
Читаем вслух сначала все полустрофы 1 порядка, затем - 2 порядка и выясняем, на какой стилистической фигуре построено стихотворение (параллелизм). Ученики отмечают тот факт, что полустрофы 1 и 2 порядка совпадают по количеству, что основным в произведении являются философские размышления, поиск и внутренней гармонии, а описание природы – это фон для показа настроения лирического героя. Выясняем ключевое слово всего стихотворения (жалеть). Ставим ряд вопросов (выполняем задания):
1) Определите ключевые слова в каждом катрене и запишите в виде цитатного плана.
1. Отговорила роща золотая
Уж не жалеют…2. Кого жалеть?
3. …мне не жаль.
4. Не жаль…
5. Не обгорят рябиновые кисти.
6. Отговорила милым языком.
2) Какой тип речи напоминает такой цитатный план? (Рассуждение.)
3) А когда мы используем рассуждение? (Когда хотим доказать свою точку зрения.)
4) Скажите, какая строфа будет являться тезисом, какие доказательством, а какая – выводом? (2 – тезис, 1, 3, 4, 5 – аргументы, 6 – вывод.)
5) Как по-другому мы называем тезис? (Основная мысль.)
6) Какие стихи во 2 строфе являются основной мыслью, идеей стихотворения? (1, 2 стихи – прочитать.)
7) Определите жанр стихотворения (Элегия – грустное стихотворение – размышление.)
8) Какой тип речи, помимо рассуждения, использовано в стихотворении? (Описание.)
9) Каким чувством наполнено оно? (Грустью.)
10) Какую же роль в этом стихотворении выполняет пейзаж? (Усиливает чувства лирического героя.)
11) Действительно, сюжет произведения – это движение чувства лирического героя, подводящего итоги своей жизни. Скажите, какая часть речи передаёт это движение? Перечислите их. (Глаголы и их формы при рассуждении.)
12) А какая часть речи усиливает эти чувства? Перечислите их. (Прилагательные и существительные – при описании.)
Таким образом, ученики убеждаются в том, что от непосредственного созерцания пейзажа поэт переходит к философским размышлениям на “вечные темы”, а образы природы передают душевные переживания лирического героя.
Попросим учеников ещё раз прочитать 2 катрен и объяснить, о чём он.
Теперь дети без труда говорят о том, что это словесное выражение жизненного пути человека. Находим вместе с ними ключевые слова и объясняем их смысл (странник, дом, конопляник, голубой пруд), ученик, выполнявший домашнее индивидуальное задание, объясняет значение слова грезит (“О всех ушедших грезит конопляник”). Ставим перед детьми ещё ряд вопросов:
- А почему месяц широкий?
- Почему поэт использует инверсию в предложении “Кого жалеть?” (Чтобы обратить внимание на слово, подчеркнуть его значение – жалеть никого не надо.)
- Скажите, какую роль здесь играет пейзаж? (Это только детали среднерусского пейзажа: и пруд, и месяц – это неизменные спутники каждого человека.)
А теперь прочитаем ещё раз 1 катрен и зададим вопросы:
- Какую картину вы бы нарисовали красками? (Обобщённый пейзаж поздней осени: облетевшая роща, журавли.)
- Почему поэт сделал лишь общий набросок поздней осени? (Главное не в ней, а в настроении души лирического героя.)
- Каким настроением проникнута строфа?
- Какая полустрофа передаёт это настроение? (2)
- Как она перекликается с полустрофой 2 порядка во 2 катрене?
- Найдите троп, который передаёт общий настрой лирического героя. (Олицетворение - “отговорила роща золотая”.)
- Почему поэт нарушил обычный порядок слов, почему глагол на 1 месте? (Глагол совершенного вида обозначает законченное, завершенное действие.)
- Найдите инверсию (роща золотая). Вдумайтесь в этот эпитет. Что имел в виду поэт? (“Золотая” - это время юности поэта.)
- Какие тропы также передают грусть лирического героя? (Берёзовым, весёлым языком – метафора; журавли, печально пролетая – олицетворение.)
После выразительного чтения 3 катрена отвечаем на вопросы:
- Какая картина предстаёт перед нами? (Обобщённый пейзаж: голая равнина, журавли, ветер.)
- Каким чувством проникнута эта строфа?
- Как лирический герой отвечает на свой вопрос: “ Кого жалеть?” в этом катрене? (Обращается внимание на последние 2 стиха полустрофы 2 порядка, отвечающей за чувства лирического героя.)
- Скажите, почему прошедшее не надо жалеть? (Потому что его не возможно вернуть.)
- Найдите тропы (равнина голая, юность весёлая – метафоры.) Почему поэт так скуп на тропы?
- Почему в метафоре “о юности весёлой” использована инверсия? (Подчёркивается значимость слова юность.)
- Найдите синоним к данной метафоре в 1 катрене. (Юность весёлая – золотая осень.)
- А теперь найдите выражения в 1 и 3 катренах, подчёркивающих отношение автора к ним. (1. Отговорила роща золотая. 3. Но ничего в прошедшем мне не жаль.)
- Сделаем вывод. Почему лирический герой не жалеет о прошедшей юности? (Потому что это жизнь… Юность героя, как и роща, отговорила весёлым языком.)
Работа над 4 катреном строится по вопросам:
- На какой стилистической фигуре построен 4 катрен? (Лексическая анафора.)
- Как вы думаете, в чём старается убедить нас поэт этим повтором? (Лирический герой убеждает нас в обратном: жаль! да ещё как жаль!)
- Какие реалии жизни поэта и окружающей действительности отражены в этой строфе?
- Как вы понимаете эпитет “сиреневую цветь”? (Выступление ученика по индивидуальному домашнему заданию.)
- Найдите другие тропы. Что они выражают? (Горит костёр рябины красной.)
- Как вы считаете, какая строфа будет являться кульминацией в развитии лирического сюжета? (Учитель отмечает, что 4 строфу можно считать кульминацией в развитии лирического сюжета, потому что поэт считает себя в этом мире одиноким и тоскующим. “Костёр рябины красной” не может согреть никого.)
- Чем для лирического героя является “костёр рябины красной”? (Поэзией.)
- Каким чувством наполнена и эта строфа? (Чувством грусти и одиночества.)
После выразительного чтения 5 строфы проводится беседа :
- Скажите, какие мысли и настроения владеют лирическим героем? Чем это достигается?
- Откуда у поэта такая уверенность в том, что всё не напрасно?
(Уверенность в том, что всё в этой жизни было не напрасно, достигается отрицанием, звучащим как утверждение: не отгорят, не пропадёт.)
(Дополнительно:
1) Какой смысл вкладывает Есенин в сочетание
слов “рябиновые кисти”? (Это поэзия – для него
она прекрасная роща, где слова – рябиновые кисти,
образы – “костёр рябины красной”).
2) Как вы объясните смысл сравнения: “Как дерево
роняет тихо листья, так я роняю грустные слова”?)
Читаем выразительно 6 катрен и выясняем, каким чувством он пронизан.
В последней строфе внутреннее лирическое движение сюжета стихотворения “Отговорила роща золотая” завершается: героем уже владеет не чувство тоски и одиночества, а просветлённая грусть. В этом катрене 2 стилистические фигуры – умолчания. Речь прерывается в расчёте на догадку читателя. Дома ученики должны были подумать над ними и закончить их. Спросим их о том, что хотел поэт сказать этими паузами умолчания.
- Почему вы по-другому взглянули на это стихотворение?
- При каких жизненных обстоятельствах смиряется тревога души героя?
- Как они изображены в этой строфе? (Первые 2 стиха.)
- Как поэт выражает свои чувства? (Вводит метафору “милым языком”. Для Есенина милы - это жизнь.)
Теперь вместе с учениками подведём некоторые итоги. После подробного анализа строф переходим к определению темы и идеи стихотворения. Дети убеждаются ещё раз в том, что это произведение не о природе. Зададим несколько вопросов:
- Посмотрите на тезисный план стихотворения, который мы составили. Какую композицию он напоминает? (Кольцевую.)
- Почему кольцо? Что оно символизирует? (Кольцо – это символ вечности, нашего бытия, и человек разорвать его не в силах, поэтому он и природа – единое целое.)
- Как вы думаете, какова тема стихотворения “Отговорила роща золотая”?
Достигает ли лирический герой внутренней гармонии?
Таким образом, дети приходят к выводу о том, что в этом стихотворении тема – поэта, отталкиваясь от описания природы, поэт поднимается до уровня философского обобщения жизни, приходит к размышлению о смысле бытия и отдельной человеческой личности.
- А теперь определите идею стихотворения. (Обозначена в теме урока.)
- Если вы были бы художниками, то какую картину нарисовали бы? (Группа художников представляет картину, показывающую настроение лирического героя, это домашнее групповое задание.)
Попросим учеников дома определить размер, рифму, найти звукопись и доказать, что и они служат для раскрытия темы и идеи стихотворения, подготовиться к сочинению по интерпретации этого стихотворения.
В конце урока необходимо провести небольшую беседу:
- С какой целью мы провели такую работу?
- Попробуем с вами доказать, что и размер, и рифма служат для раскрытия темы и идеи стихотворения. Определите размер. На что он указывает? (На то, что в стихотворении – сложные предложения, передающие движения чувств лирического героя, его размышления. Сложные предложения замедляют интонацию стихотворной речи и придают ей грусть.)
- Определите клаузулу. Что передаёт сочетание женской и мужской клаузул? (Экспрессию, чувства. Такое чередование рифмы делает стихотворение живым, мелодичным и пластичным. Мужская клаузула звучит отрывисто – гармонирует с сосредоточенным чувством и трагическим положением лирического героя.)
Итак, мы вместе с учениками ещё раз убедились в том, что проанализировать стихотворение не так-то просто. Но если такая работа ведётся в системе, начиная с 9 класса, то дети справятся с сочинением по интерпретации стихотворения, тем более что практически в каждом экзаменационном блоке сочинений есть такой вид работы.