Литература
-
Мифологический и педагогический контекст произведений В.Г. Распутина "Прощание с Матёрой" и "Изба" (нравственность и современность в творчестве Распутина) 2005
Статья содержит материалы к урокам по произведениям Валентина Распутина, написанным в разные годы и изучаемым в выпускном классе средней школы. В статье прослеживается связь творчества писателя с традициями русского фольклора, классической и современной русской литературы на уровне проблематики и образной системы, отмечается тяготение писателя к мифопоэтическим образам и стремление вложить в идею своих произведений глубокий педагогический смысл. Осмысление проблем современности с позиций мифологической традиции - такова подоплёка и повести "Прощание с Матёрой", написанной в 70-е гг., и рассказа "Изба", созданного в 90-е.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе по теме: "Утверждение законов добра в повести В.Астафьева "Последний поклон" 2005
Урок литературы "утверждение законов добра в повести В.Астафьева "Последний поклон" входит в систему уроков внеклассного чтения для 6-го класса по программе Т.Ф. Курдюмовой и проводится после изучения рассказа В.Астафьева "Конь с розовой гривой". Однако подобный урок может быть проведен при работе над внеклассным чтением современной литературы, если учитель руководствуется и другими программами.
-
Урок литературы в 9-м классе. Г.Р. Державин и его лирика 2005
Урок-исследование по лирике Г.Державина. Лирика XVIII века, язык, стиль Державина далеки и трудны для восприятия современного подростка - учащегося негуманитарного класса. Цель материала - приблизить время, сделать понятной личность, вооружить умением анализировать.
-
Традиции фольклора в пьесе-сказке А.Н. Островского “Снегурочка” и новаторство писателя. Урок литературы в 6-м классе 2005
Цель материала - воспитание интереса учащихся к исследовательской работе. На материале занятия показывается, как можно сделать открытия в области литературоведения на доступном для шестиклассников уровне.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Мир детства в повестях Льва Толстого "Детство" и Джеймса Олдриджа "Последний дюйм" 2005
Проблемы взаимопонимания взрослых и детей, проблемы взросления близки подросткам. Благодатный материал для их нравственного становления можно почерпнуть в ярких повестях двух разных писателей: Льва Толстого "Детство" и Джеймса Олдриджа "Последний дюйм".
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: «Тяжесть души» (по повести Ю. Нагибина "Встань и иди") 2005
Тема "Человек в тоталитарном государстве" начинается после изучения творчества М.Булгакова. Это первый урок. Значит, он работает на последующие. Данный материал предлагается для беседы по современной литературе. После прочтения текста учащиеся получают индивидуальные и групповые задания. Им предстоит разобраться в сложных человеческих отношениях и понять их трагизм, обратиться к Библии, пережить несколько высокоэмоциональных моментов. Все это способствует высокому нравственному заряду выпускников.
-
Мы знаем всё!.. Историко-литературная игра-проект для учащихся 5–7-х классов с использованием информационных технологий 2005
Историко-литературная игра-проект "Мы знаем всё!.." разработана для учащихся 5–7-х классов. Главной целью данной игры стало вовлечение учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и уважении к предметам "история" и "литература". Игра состоит из вопросов, которые выводятся на экран в виде ряда слайдов, созданных в программе PowerPoint.
-
Трудный век российского царства: "Эпоха Ивана Грозного в истории и литературе" 2005
"Песня про купца Калашникова" переносит учащихся в глубокую старину. Проводя этот урок, я ставила прежде всего воспитательные задачи: побудить школьников еще раз обдумать и пережить сердцем конфликты, связанные с защитой чести и человеческого достоинства. Одновременно ученики формируют и обогащают свои знания об эпохе Ивана Грозного, о некоторых личных качествах самодержца, вообще - о многообразии и сложности человеческих характеров. Кроме того, совершенствуются литературоведческие знания о теме, идее, построении художественного произведения, о фольклоре как одном из источников художественной литературы. Развиваются умения сопоставлять героев и на этом основании проникать в глубины их характеров, постигать особенности авторской позиции, а также умение давать развернутые ответы на вопросы.
-
Методическая разработка урока написания письма в 5-м классе по теме: "Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее" 2005
Рассказ И. Пенькина "Корабль-туча" - благодатный материал для проведения урока-письма по русскому языку, урока литературы, внеклассного занятия, посвященного разговору о сыновнем долге. Урок по данному тексту проводился в разных возрастных группах учащихся 4, 5, 8, и 11-х классов, на семинарских занятиях учителей. На полноценное занятие необходимо 90 минут, чтобы каждый участник имел возможность высказаться. Всегда это вызывает необыкновенный эмоциональный подъем и дает потрясающие результаты. Все зависит от индивидуальности и творчества учителя, проводящего урок.
-
Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») 2005
Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума") - это результат напряженного поиска и размышления о том, как заставить читать произведения русской классики, с помощью чего заинтересовать и заинтриговать на уроке. Мною была разработана целая серия игр на различные темы. Игра - это способ активизации внимания на уроке, поэтому мне нравится использовать игровые моменты. Тем более приятно видеть, как ученики перечитывают произведение снова, не пропуская ни одной мелочи. Удивление, любопытство, радость в глазах... А что ещё учителю нужно на уроке?!
-
Урок-размышление "Человек спасается достоинством" (по повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича") 2005
Наш сегодняшний урок это дань памяти тем миллионам расстрелянных, не проживших и половины своей жизни, умиравших от голода и непосильного труда. Это дань памяти тем людям, которые работали за миску баланды и кусок хлеба, людям, потерявшим свои имена и взамен получившим только безликий номер.
-
Урок литературы и МХК на тему: "Две судьбы. Две трагедиии…" (Леди Макбет в трагедии В.Шекспира "Макбет" и в драме Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2005
Цель урока - приобщение учащихся к мировой художественной культуре, определение своей нравственной позиции по отношению к вечным темам, работа над сопоставительной характеристикой героев. На уроке звучит музыка Г.Перселла, Д.Шостаковича, С.Рахманинова, идет работа по иллюстрациям И.Глазунова.
-
Педагогическая мастерская. Урок "Метафора как средство выразительности речи" (мастерская письменного творчества) 2005
Предлагаю коллегам материалы урока мастерской письменного творчества с использованием презентации, выполненной в программе Microsoft Power Point. Данная мастерская способствует формированию умения анализировать свои чувства и выражать их с помощью слов. Отрывки из поэтических текстов помогают в укреплении нравственной позиции, активизации работы воображения. Этому способствует и использование презентации. Аудиозаписи звуков природы и релаксационной музыки, исполнение песни под гитарный аккомпанемент, чтение наизусть стихов.
-
Урок литературы + МХК по теме: "Душа русской природы" 2005
На уроках литературы мы часто обращаемся к проблеме взаимоотношений человека и природы. Подчеркиваем, что человек - часть природы, часть этого огромного живого мира. Хотелось бы, чтобы дети не только понимали, но и прочувствовали эту привычную для всех фразу, бережнее относились к природе, увидев в ней живое существо. Урок строится на музыкальном фоне. С отдельными учащимися мы готовили выступления, подбирая для каждого отдельную мелодию.
-
Русская стихотворная пародия второй половины XIX века — ее место в литературной борьбе 2005
В 60-е г. ХIX в. поэты-демократы начали полемику со сторонниками "чистого" искусства, используя как средство борьбы пародию. Объектом внимания пародистов стал А.Фет, поэзия которого оказалась чуждой современным запросам. Козьма Прутков использовал в своих пародиях прием отрицания утверждением, разоблачения восхвалением. Пародируя К.Случевского, демократы высмеивали отсутствие в его стихах социального содержания, необычность его стиля. Идеи "чистого искусства" оживились в 80-е г. а к середине ХХ в. Некрасов и Фет перестали восприниматься как антиподы.
-
Тема страха в повести В.Маканина "Лаз". 11-й класс 2005
Урок построен в форме беседы по антиутопии В.Маканина. Выборочная работа с текстом позволяет выявить мотив патологического страха, пронизывающий весь сюжет повести, усиленный "зеркально-симметричным" построением сюжета. Угроза врастания людей в бездуховную толпу, вымирание культуры, патологический страх, мешающий жить, и поиск веры в спасение - всё это есть в повести. Вопросы учителя являются своеобразным планом к написанию сочинения на данную тему.
-
Проектная деятельность “Детство в моей семье” 2005
На одном из классных часов в 4-м классе, мы заговорили с детьми о том, кем же были их бабушки, дедушки, прадедушки, чем они занимались, где жили? Дети написали сочинения на тему: "Истории из моего детства", "Истории из детства мамы, папы, бабушки и т.д.". Дети погрузились в атмосферу исследования истории своей семьи. Обучающие темы на уроках информатики были наполнены конкретным содержанием, а в конце года, у детей был готов компакт-диск с мультимедиа проектом "Детство в моей семье".
-
Урок литературы по теме: "Сопоставление повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" с самостоятельно прочитанной "Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" 2005
Тест, подготовленный мной для урока по сопоставлению повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" и "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", был использован как заключительный элемент и содержал восемь вопросов, составленных по обоим произведениям. Задания проверяли не только знание текстов и содержали цитатный материал, но и затрагивали теоретические понятия (ирония, тема, критический отзыв). На выполнение и самопроверку ушло 3 минуты, а результат говорит сам за себя: 100% качества в каждом классе, где проводился урок.
-
Литературная гостиная, посвященная 125-летию со дня рождения А.Грина 2005
В статье дана разработка литературной гостиной, посвящённой 125-летию со дня рождения Александра Грина. Особое внимание уделяется краеведческому аспекту освещения биографии - ссылка А.Грина на Русский Север и его книге "Алые паруса". А так же раскрывается малоизвестная творческая сторона личности писателя - А.Грин как поэт.
-
Урок литературы. Поэма "Мцыри". Художественное мастерство М.Ю. Лермонтова 2005
Разбирая язык художественного произведения, постигается идея, мировосприятие автора и персонажа, тем самым совершенствуются навыки филологического анализа текста. В процессе исследовательской деятельности формируется аналитическое и креативное мышление, развиваются исследовательские умения. Работа в творческой группе способствует развитию коммуникативных навыков, помогает учащимся реализовать свои возможности и способности.
-
"В Петербурге, самом отвлеченном и умышленном городе на всём земном шаре" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", 10-й класс) 2005
Изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» уместнее начать с изучения темы Петербурга и его влияния на судьбы героев. При разработке урока акцент делался прежде всего на связь образа Петербурга с образом Петербурга его предшественников, на эволюцию этого образа в русской литературе. Одной из основных целей урока было показать учащимся особенности города «униженных и оскорбленных», средства его изображения, сходство и отличие образа Петербурга Достоевского с образом Петербурга в произведениях 1810-60-х годов. При этом одновременно учащиеся подводятся к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром.
-
Урок-викторина "Литература плюс…"(по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") 2005
В занимательной форме повторяется и закрепляется повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка".Зная заранее о грядущей игре-викторине, учащиеся просто не могут не прочитать внимательно это произведение.
-
Групповая форма организации работы учащихся при изучении повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" в 9-м классе 2005
В предлагаемом материале автор делится опытом изучения традиционного для школьной программы произведения - повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с опорой на самостоятельную работу учеников с текстом. В основе урока - групповая форма организации труда учащихся. Работа в группах эффективна: она способствует развитию навыков самостоятельной работы с книгой, она демократична, воспитывает коллективизм, формирует общественное мнение, готовит к работе в старших классах, к студенчеству.
-
Урок-представление "Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!"(По творчеству Д. Хармса) 2005
На уроке в игровой форме дети знакомятся с творчеством Д. Хармса: стихами, сказками, рассказами. Через театральное представление они узнают героев необычного детского писателя.
-
Смутное время, отраженное в исторической трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов" 2005
Интегрированное внеклассное мероприятие (литература и история) по теме "Смутное время, отраженное в исторической трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов". С элементами театрализации для учащихся 7 класса.
-
Урок-концерт по комедии Н. Гоголя "Ревизор" 2005
Внеклассное мероприятие по комедии Н.Гоголя "Ревизор" для учащихся 8-х классов в форме урока-концерта.
-
А.М. Ремизов. Сказка серебряного века. "Посолонь"("Красочки") 2005
Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа) по теме "Возвращённые имена". Материал содержит интересные сведения, позволяющие детям познакомиться с творчеством малоизвестного русского писателя А.М. Ремизова. Разнообразные методы и приёмы урока помогают изучить тему увлекательно и доступно. Делается упор на анализ текста, на познание главной драгоценности книги - её языка.
-
Литературный вечер, посвященный памяти В.С. Высоцкого: "Он не вернулся из боя" 2005
Литературный вечер, посвященный памяти В.С. Высоцкого, призван углубить знания учащихся о личности артиста и поэта, показать гражданственность и самобытность его поэзии.
-
Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой "Реквием" 2005
Через анализ текста поэмы учащиеся подходят к пониманию индивидуальности поэтессы, воспитывается любовь к Родине, эмоциональная и интеллектуальная отзывчивость.
-
Тема урока: "Уметь любить человека" (по рассказу А.П. Платонова "Юшка") 2005
На примере рассказа А.П. Платонова "Юшка" педагог знакомит детей с творчеством автора, размышляет о природе и любви к ближнему, о добре и зле.