Литература
-
Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») 2005
Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума") - это результат напряженного поиска и размышления о том, как заставить читать произведения русской классики, с помощью чего заинтересовать и заинтриговать на уроке. Мною была разработана целая серия игр на различные темы. Игра - это способ активизации внимания на уроке, поэтому мне нравится использовать игровые моменты. Тем более приятно видеть, как ученики перечитывают произведение снова, не пропуская ни одной мелочи. Удивление, любопытство, радость в глазах... А что ещё учителю нужно на уроке?!
-
Урок-размышление "Человек спасается достоинством" (по повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича") 2005
Наш сегодняшний урок это дань памяти тем миллионам расстрелянных, не проживших и половины своей жизни, умиравших от голода и непосильного труда. Это дань памяти тем людям, которые работали за миску баланды и кусок хлеба, людям, потерявшим свои имена и взамен получившим только безликий номер.
-
Урок литературы и МХК на тему: "Две судьбы. Две трагедиии…" (Леди Макбет в трагедии В.Шекспира "Макбет" и в драме Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2005
Цель урока - приобщение учащихся к мировой художественной культуре, определение своей нравственной позиции по отношению к вечным темам, работа над сопоставительной характеристикой героев. На уроке звучит музыка Г.Перселла, Д.Шостаковича, С.Рахманинова, идет работа по иллюстрациям И.Глазунова.
-
Педагогическая мастерская. Урок "Метафора как средство выразительности речи" (мастерская письменного творчества) 2005
Предлагаю коллегам материалы урока мастерской письменного творчества с использованием презентации, выполненной в программе Microsoft Power Point. Данная мастерская способствует формированию умения анализировать свои чувства и выражать их с помощью слов. Отрывки из поэтических текстов помогают в укреплении нравственной позиции, активизации работы воображения. Этому способствует и использование презентации. Аудиозаписи звуков природы и релаксационной музыки, исполнение песни под гитарный аккомпанемент, чтение наизусть стихов.
-
Урок литературы + МХК по теме: "Душа русской природы" 2005
На уроках литературы мы часто обращаемся к проблеме взаимоотношений человека и природы. Подчеркиваем, что человек - часть природы, часть этого огромного живого мира. Хотелось бы, чтобы дети не только понимали, но и прочувствовали эту привычную для всех фразу, бережнее относились к природе, увидев в ней живое существо. Урок строится на музыкальном фоне. С отдельными учащимися мы готовили выступления, подбирая для каждого отдельную мелодию.
-
Русская стихотворная пародия второй половины XIX века — ее место в литературной борьбе 2005
В 60-е г. ХIX в. поэты-демократы начали полемику со сторонниками "чистого" искусства, используя как средство борьбы пародию. Объектом внимания пародистов стал А.Фет, поэзия которого оказалась чуждой современным запросам. Козьма Прутков использовал в своих пародиях прием отрицания утверждением, разоблачения восхвалением. Пародируя К.Случевского, демократы высмеивали отсутствие в его стихах социального содержания, необычность его стиля. Идеи "чистого искусства" оживились в 80-е г. а к середине ХХ в. Некрасов и Фет перестали восприниматься как антиподы.
-
Тема страха в повести В.Маканина "Лаз". 11-й класс 2005
Урок построен в форме беседы по антиутопии В.Маканина. Выборочная работа с текстом позволяет выявить мотив патологического страха, пронизывающий весь сюжет повести, усиленный "зеркально-симметричным" построением сюжета. Угроза врастания людей в бездуховную толпу, вымирание культуры, патологический страх, мешающий жить, и поиск веры в спасение - всё это есть в повести. Вопросы учителя являются своеобразным планом к написанию сочинения на данную тему.
-
Проектная деятельность “Детство в моей семье” 2005
На одном из классных часов в 4-м классе, мы заговорили с детьми о том, кем же были их бабушки, дедушки, прадедушки, чем они занимались, где жили? Дети написали сочинения на тему: "Истории из моего детства", "Истории из детства мамы, папы, бабушки и т.д.". Дети погрузились в атмосферу исследования истории своей семьи. Обучающие темы на уроках информатики были наполнены конкретным содержанием, а в конце года, у детей был готов компакт-диск с мультимедиа проектом "Детство в моей семье".
-
Урок литературы по теме: "Сопоставление повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" с самостоятельно прочитанной "Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" 2005
Тест, подготовленный мной для урока по сопоставлению повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" и "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", был использован как заключительный элемент и содержал восемь вопросов, составленных по обоим произведениям. Задания проверяли не только знание текстов и содержали цитатный материал, но и затрагивали теоретические понятия (ирония, тема, критический отзыв). На выполнение и самопроверку ушло 3 минуты, а результат говорит сам за себя: 100% качества в каждом классе, где проводился урок.
-
Литературная гостиная, посвященная 125-летию со дня рождения А.Грина 2005
В статье дана разработка литературной гостиной, посвящённой 125-летию со дня рождения Александра Грина. Особое внимание уделяется краеведческому аспекту освещения биографии - ссылка А.Грина на Русский Север и его книге "Алые паруса". А так же раскрывается малоизвестная творческая сторона личности писателя - А.Грин как поэт.
-
Урок литературы. Поэма "Мцыри". Художественное мастерство М.Ю. Лермонтова 2005
Разбирая язык художественного произведения, постигается идея, мировосприятие автора и персонажа, тем самым совершенствуются навыки филологического анализа текста. В процессе исследовательской деятельности формируется аналитическое и креативное мышление, развиваются исследовательские умения. Работа в творческой группе способствует развитию коммуникативных навыков, помогает учащимся реализовать свои возможности и способности.
-
"В Петербурге, самом отвлеченном и умышленном городе на всём земном шаре" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", 10-й класс) 2005
Изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» уместнее начать с изучения темы Петербурга и его влияния на судьбы героев. При разработке урока акцент делался прежде всего на связь образа Петербурга с образом Петербурга его предшественников, на эволюцию этого образа в русской литературе. Одной из основных целей урока было показать учащимся особенности города «униженных и оскорбленных», средства его изображения, сходство и отличие образа Петербурга Достоевского с образом Петербурга в произведениях 1810-60-х годов. При этом одновременно учащиеся подводятся к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром.
-
Урок-викторина "Литература плюс…"(по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") 2005
В занимательной форме повторяется и закрепляется повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка".Зная заранее о грядущей игре-викторине, учащиеся просто не могут не прочитать внимательно это произведение.
-
Групповая форма организации работы учащихся при изучении повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" в 9-м классе 2005
В предлагаемом материале автор делится опытом изучения традиционного для школьной программы произведения - повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с опорой на самостоятельную работу учеников с текстом. В основе урока - групповая форма организации труда учащихся. Работа в группах эффективна: она способствует развитию навыков самостоятельной работы с книгой, она демократична, воспитывает коллективизм, формирует общественное мнение, готовит к работе в старших классах, к студенчеству.
-
Урок-представление "Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!"(По творчеству Д. Хармса) 2005
На уроке в игровой форме дети знакомятся с творчеством Д. Хармса: стихами, сказками, рассказами. Через театральное представление они узнают героев необычного детского писателя.
-
Смутное время, отраженное в исторической трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов" 2005
Интегрированное внеклассное мероприятие (литература и история) по теме "Смутное время, отраженное в исторической трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов". С элементами театрализации для учащихся 7 класса.
-
Урок-концерт по комедии Н. Гоголя "Ревизор" 2005
Внеклассное мероприятие по комедии Н.Гоголя "Ревизор" для учащихся 8-х классов в форме урока-концерта.
-
А.М. Ремизов. Сказка серебряного века. "Посолонь"("Красочки") 2005
Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа) по теме "Возвращённые имена". Материал содержит интересные сведения, позволяющие детям познакомиться с творчеством малоизвестного русского писателя А.М. Ремизова. Разнообразные методы и приёмы урока помогают изучить тему увлекательно и доступно. Делается упор на анализ текста, на познание главной драгоценности книги - её языка.
-
Литературный вечер, посвященный памяти В.С. Высоцкого: "Он не вернулся из боя" 2005
Литературный вечер, посвященный памяти В.С. Высоцкого, призван углубить знания учащихся о личности артиста и поэта, показать гражданственность и самобытность его поэзии.
-
Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой "Реквием" 2005
Через анализ текста поэмы учащиеся подходят к пониманию индивидуальности поэтессы, воспитывается любовь к Родине, эмоциональная и интеллектуальная отзывчивость.
-
Тема урока: "Уметь любить человека" (по рассказу А.П. Платонова "Юшка") 2005
На примере рассказа А.П. Платонова "Юшка" педагог знакомит детей с творчеством автора, размышляет о природе и любви к ближнему, о добре и зле.
-
Слово о математике 2005
Урок посвящен первой русской женщине-математику - Софье Ковалевской.
-
Урок на тему: Д.Г. Байрон "Портрет на фоне истории и литературы" 2005
Разработка интегрированного урока, цели которого исследовать и дать оценку личности лорда Байрона, выяснив, какие обстоятельства влияют на поэтов и писателей; развивать навык публичного выступления с докладом, сообщением, обучать выразительному чтению стихов; воспитывать уважение к мировой истории и культуре, мужество и патриотизм.
-
Литературно-музыкальная композиция на тему: "Любимые женщины А.С. Пушкина" 2005
Литературно-музыкальная композиция знакомит учащихся с основными этапами жизни великого поэта, его умением любить и восхищаться красотой. Данная разработка подходит для любого внеклассного мероприятия: музыкально-поэтического вечера, литературной гостинной и т.д.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме: «"Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "На севере диком…"» 2005
Урок строится по технологии "Обучение в сотрудничестве". В начале урока класс делится на группы по 4 человека. Задание распределяется по группам и выполняется по "вертушке". Выполнение объясняется каждым и контролируется группой. Оценивается точность, полнота ответа, владение литературоведческими терминами, их понимание и умение найти в тексте лирического произведения примеры. В конце урока проводится рефлексия.
-
Анималистические сюжеты в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2005
Человек, которому посчастливилось много раз перечитывать "Войну и мир", может находить в этой книге новые грани, новые смыслы, новое звучание известных эпизодов. Учащиеся средней школы чаще всего читают книгу один раз, самые дотошные - летом, до изучения её в классе, а затем лишь "просматривают", "читают по диагонали". Как же сделать так, чтобы эпизоды этого грандиозного произведения не слились в сплошной поток "картин войны" или "мирных сцен"? Обратимся к характеристике героев через образы животных. Мне кажется, такое обращение помогает ребятам воспринимать характеры живо, эмоционально, помогает запоминать такие эпизоды и такие детали, на которые при обычном чтении текста мало кто обращает внимание.
-
Стихи? Проза? Стихотворения в прозе. Мастерская по сопоставительному анализу стихотворений в прозе Ш. Бодлера и И.С. Тургенева для 10-го класса 2005
Урок-мастерская - средство изменения опыта человека и системы его ценностей. В зависимости от личного опыта участник мастерской будет находить в её содержании своё, интерпретировать свой жизненный духовный опыт. Это форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Сопоставительный лингвистический анализ художественных текстов производится путём измерения лексической близости текстов, анализа лексико-семантической структуры, сравнения интонационно-синтаксических особенно-стей, звукописи. Участники мастерской создают собственные интерпретации.
-
"…Есть материнства женская работа…". Урок-размышление по повести В.Закруткина "Матерь человеческая" 2005
Предлагается описание урока-размышления. Урок поможет сделать комплексный анализ текста, задуматься над такими проблемами, как война и материнство, война и детство, война и стремление к добру.
-
Портрет русской литературы второй половины XIX века 2005
Вводный урок способствует развитию познавательного интереса у учащихся, умению ориентироваться в информационных потоках и интегрировать полученные знания. Участники мастерской становятся в активную позицию проектировщиков собственной программы курса литературы 10-го класса.
-
Формирование литературоведческих понятий как одно из условий полноценного анализа художественного произведения. Тропы художественной речи. Эпитет. Урок в 5-м классе 2005
Процесс восприятия художественного произведения должен способствовать творческому росту учащихся, стремлению к созиданию. Для этого необходимо внутреннее сопереживание. Для анализа художественного произведения требуется совокупность различных научных дисциплин и определенный уровень психологического развития школьника. Поэтому формирование литературоведческих понятий является одним из условий полноценного анализа художественного текста.