Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Любовная лирика В.В. Маяковского 2005

    Автор: Зарипова Наталья Геннадьевна

    В статье приводится разработка урока по теме: "Любовная лирика В.В. Маяковского". Цель урока: дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, закрепить умение анализировать лирическое произведение; уметь обобщать, заставить учащихся задуматься о том, что значит для них это чувство, как они сами его понимают, каким оно должно быть.

  • Урок литературы в 9-м классе по повести М.Ю. Лермонтова "Фаталист""Pet aspera ad Astra" 2005

    Автор: Слесаренко Тамара Геннадьевна

    Этот урок, путем проблемного размышления над фрагментами повести с точки зрения философских категорий диалектики (случайность и закономерность) поможет учащимся в становлении активной позиции по отношению к своей судьбе. Создание жизненных планов и самовоспитания своего образа "Я" способствует личностному самоопределению в подростковом возрасте.

  • Разработка урока по теме «Нравственная суть взаимоотношений Васи с "детьми подземелья"» (по произведению В.Г. Короленко "Дети подземелья") 2005

    Автор: Ворохобина Наталья Анатольевна

    Данная работа представляет конспект урока по произведению В.Г. Короленко "Дети подземелья". Главное на уроке литературы - исследовать и анализировать текст, развивая при этом эмоционально-нравственную сферу учащихся.

  • Итоговый урок-викторина в 5-м классе по сказкам "Что за прелесть эти сказки!" 2005

    Автор: Бикбаева Флюра Сайфулловна

    Основная цель урока - вспомнить сказки, которые вместе прочитали, обсуждали на уроках; выяснить, насколько дети были внимательны при чтении.

  • Урок-детектив: "Кем убит и отчего…"(По стихотворению А.С. Пушкина "Ворон к ворону летит"), 5-й класс 2005

    Автор: Николаева Людмила Владимировна

    Урок поможет развить память, внимание, формирует умение правильно оценивать речевую ситуацию и участвовать в ней. Урок по форме напоминает игру, она поможет снять эмоциональные перегрузки у учеников, создаст благоприятную атмосферу для самостоятельной исследовательской работы. Коммуникативное лидерство учителя на уроке снижено за счет самостоятельной работы учащихся и их повышенного интереса к "расследованию преступления".

  • Педагогическая мастерская "Татьяны милый идеал…" в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (9-й класс) 2005

    Автор: Молокова Нелли Валентиновна

    Данный урок организован по технологии педагогических мастерских и сочетает в себе мастерскую по построению знаний и мастерскую по обучению письму. Мастерская представляет комплекс заданий, выполняя которые учащиеся 9 класса подойдут к пониманию внутреннего мира Татьяны Лариной. Предполагаются разнообразные по форме и содержанию задания для учащихся.

  • Экпрессивные возможности частиц не-ни в сказке Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь" 2005

    Автор: Хомович Наталья Викторовна

    Основные цели урока - показать, как используются экспрессивные возможности частиц НЕ и НИ в сказке Салтыкова-Щедрина; попытаться понять некоторые особенности взглядов (мировоззрения) Салтыкова-Щедрина, погрузившись в его язык; развивать творческие способности учащихся.


  • Интеллектуальные игры на уроках русского языка 2005

    Автор: Алексеева Мария Нестеровна

    Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Интеллектуальная игра - одна из форм досуговой деятельности, оказывающей на человека определенное просветительное и воспитательное влияние. Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Цели интеллектуальных игр: 1. Поднять престиж знаний, способствовать интеллектуальному развитию личности. 2. Воспитывать личность через развитие интереса к знаниям и разнообразные интеллектуальные игры. Коллективная форма воспитания, формирует чувство ответственности, внедряет демократические принципы, исходя из этого определяются следующие задачи: 1.Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия). 2. Развитие образного и логического мышления. 3.Развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений. 4. Развитие речи (умение обосновывать свои убеждения, строить простейшие умозаключения). 5. Формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их строго подчиняющимся заданным правилам и алгоритмам. Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Подготовка не является скучной и однообразной работой по сбору необходимых сведений по предметам. Дети заранее делятся на команды и распределяют свои роли при помощи учителя. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ученик сумел проявить свои способности. Высокую эффективность приносят интеллектуальные игры, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе.

  • Урок внеклассного чтения в 7-м классе по повести Б. Васильева "Не стреляйте в белых лебедей" 2005

    Автор: Андреева Лидия Михайловна

    Учитывая своеобразие видов искусств, опираясь на умение учеников работать над эпизодомхудожественного текста, учить сравнивать текст и эпизоды видеофильма, помочь утвердиться в том, что художественное произведение даёт более глубокое пониманиебогатства внутреннего мира героев через художественно-выразительные средства, подтекст, стилистические приёмы, художественные детали.

  • Урок развития речи на тему: «"Подготовка к написанию рецензии на повесть Б. Васильева "А зори здесь тихие"», 9-й класс 2005

    Автор: Сухорукова Нина Павловна

    Основные задачи урока: отработать навык написания рецензии, научить видеть отличие рецензии от отзыва. Учить анализу произведения: определение темы, идеи, художественно-выразительных средств, приемов. Результаты текстового анализа ввести в предстоящую работу. При помощи аудиовизуальных средств развивать ассоциативное мышление, помогать более глубокому восприятию образов, идеи произведения, учить созданию киносценария. Воспитывать чувство любви к Родине.

  • Вера и духовность в русской литературе XIX и XX вв. 2005

    Авторы: Бочкарева Ирина Юрьевна, Жилякова Галина Степановна, Кривошеева Ирина Викторовна

    В статье представлен опыт работы по изучению некоторых произведений русской литературы XIX и XX веков, которые свидетельствуют о тесной связи нашей литературы с жизнью человека, его мыслями и переживаниями, мучительными поисками истины (" Отцы пустынники и жены непорочны..." А.С. Пушкина; "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского; "Иуда Искариот" Л.Андреева; "Вошь" Е.Н. Левшова). Указанные произведения в числе многих других, используемых в повседневной урочной практике и на факультативных занятиях, помогают обрести участникам веру в себя, в собственные силы, утвердить в душе законы любви и красоты.

  • Урок-пролог к курсу литературы в 9-м классе 2005

    Автор: Горбунова Любовь Андреевна

    Данный урок представляет собой своеобразную панораму, цель которого - выработка у учащихся одно из главных умений - умение думать, отстаивать свою позицию в дискуссиях, выковывать собственное мнение, видеть взаимосвязь прошлых и настоящих событий. Цель уроков- прологов - ввести учащихся в мир литературы, наметить ведущие проблемы русской литературы и некоторые возможные пути их разрешения, представляя произведения русских писателей.

  • Литературная гостиная "Моей любви чудесные напевы…" 2005

    Автор: Ефименко Наталья Викторовна

    Цель мероприятия: познакомить учащихся с судьбами прекрасных и удивительных женщин, их взаимоотношениями с А.С. Пушкиным; показать многочисленность и разнообразие чувственных переживаний любовной лирики поэта.

  • Урок чтения в 3-м классе по теме: «С. Аксаков "Снег", К. Бальмонт "Снежинка"» 2005

    Автор: Хомчановская Людмила Николаевна

    Представлен урок, на котором учащиеся третьего класса учатся отличать рассказ от других литературных жанров.


  • Использование опорных конспектов на уроках литературы 2005

    Автор: Егорова Лилия Сергеевна

    Опорные конспекты представляют собой особую организацию материала в виде графического изображения. Требования при составлении опорных конспектов: 1)Единообразие и лаконичность;2)Употребление минимального количества слов;3)Использование известных условных обозначений и т.д. Предназначение схем на уроках литературы иное: они должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением. Важно отметить систематичность и преемственность при работе с учениками 5-11-х классов.

  • Виды и формы работ на уроках русского языка и литературы при подготовке к комплексному анализу текста 2005

    Автор: Бурганова Елена Геннадьевна

    Тема отражает опыт работы автора с учащимися при подготовке к анализу текста на уроках русского языка и литературы. Она излагается как обзор видов и форм при подготовке к анализу эпизода, стихотворения и текста части С ЕГЭ по русскому языку. Каждая форма и вид работы проиллюстрированы примерами из опыта учителя, работающего в рамках ЕГЭ с начала эксперимента. Автор надеется, что данная разработка сможет оказать практическую помощь учителям при организации работы по речеведческому анализу текста, особенно в тех регионах РФ, где ЕГЭ как форма экзаменационная является новшеством.

  • Литературный вечер, посвященный Т.Г. Шевченко 2005

    Автор: Семенкова Вера Степановна

    Литературный вечер дает представление о личности и творчестве Т.Г. Шевченко, как литератора, так и художника, формирует интерес к личности и творчеству Т.Г. Шевченко. Может быть применено на факультативных занятиях по литературе, для проведения классных часов и библиотечных мероприятий.

  • Урок-тест по литературе 2005

    Автор: Наймушина Ирина Анатольевна

    Урок способствует формированию навыка работы с тестами по литературе и навыка разбора эпизода, что является и формой подготовки к сочинению данного типа (анализ эпизода).

  • Литературная гостиная "Поэзия любви в творчестве Петрарки, Ф. Тютчева, В. Высоцкого" 2005

    Автор: Дунина Лариса Константиновна

    Поэзия – прекрасный материал для духовного, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Стихи Петрарки, Тютчева, Высоцкого о любви позволяют ученикам понять, что любовь – всеобъемлющее, многоликое и сложное чувство. Разобраться во взаимоотношениях влюбленных позволяют не только стихи, но и письма и воспоминания современников.

  • Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу В.М. Шукшина "Мастер"на тему: "Целый мир от красоты…" 2005

    Автор: Арбузова Светлана Леонидовна

    Основными свойствами человеческой души являются нравственность, совестливость, любовь к человеку. Учителям-словесникам отводится очень важная роль воспитателя подрастающего поколения. Рассказы Шукшина обращают внимание на актуальные проблемы духовности. Поэтому не случайно обращение к творчеству именно этого писателя.

  • Урок литературы в 11 классе по теме: "Кто он, Павел Мечик?"(по роману А.А. Фадеева "Разгром") 2005

    Автор: Силькова Людмила Витальевна

    Данный урок требует от учащихся внимательного прочтения художественного произведения, выявляет уровень критического мышления ученика, способность формировать и аргументированно отстаивать свою точку зрения, а также креативно решать поставленную проблему. Используемый метод - эвристическая беседа с элементом диспута - прививает интерес не только к литературе и истории, но и помогает формированию гуманистической и гражданской позиции старшеклассника.


  • Конспект урока по теме: "Стили речи" 2005

    Автор: Ануфриева Татьяна Николаевна

    Урок "Стили речи" проводится в 7-м классе перед изучением творчества Н.В.Гоголя. Количество учебных часов в неделю - 4. Поэтому часто провожу уроки словесности; это экономит время и позволяет глубже изучать тему. В основе данного урока - работа по тексту с элементами лингвистического анализа. Небольшие по объему тексты (отрывки из художественного произведения, статьи и автобиографии) позволяют увидеть и сопоставить стилевые различия. Полученные на предыдущих уроках знания о стилях речи закрепляются практически. Лингвистический анализ позволяет обращать внимание на конкретное слово, выяснить причину его употребления. Повторяется пройденный материал: грамматические категории глагола, виды наречий по значению, структура словосочетаний, лексическое значение слова, устаревшие слова и их употребление. На уроке проводятся различные виды работ: чтение и анализ, разбор ключевых слов и понятий, ответы на вопросы, творческая работа. Уроки такого типа нравятся ребятам и позволяют разнообразить учебный процесс.

  • Урок развития речи "Идет-гудет Зеленый Шум…" Н. Некрасов (интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе) 2005

    Автор: Юшманова Любовь Александровна

    В методической разработке интегрированного урока развития речи в 5-м классе с использованием национально-регионального компонента сделана попытка адаптации материала к уровню развития учащихся среднего звена и привития интереса к познанию родного края, его особенностям, воспитанию чувства патриотизма, любви к своей малой родине. Урок нацелен на развитие творческих способностей учащихся, расширение их кругозора, повышение интеллектуального уровня и художественного вкуса.

  • Анализ лирического стихотворения на уроках литературы 2005

    Автор: Горбунова Ольга Николаевна

    Анализ лирического стихотворения - работа сложная. Перед учеником стоит трудная задача - написать о том, как он понимает лирическое произведение. Роль учителя не менее сложная. Универсального ключа к любому стихотворению нет, и педагог должен найти в каждом отдельном случае такой ключ. В течение нескольких лет я использую на уроках логические схемы, которые помогают мне организовать работу учащихся. При разборе стихотворения выстраивается определенная схема, которая помогает понять стихотворения, сделать анализ более осмысленным.

  • Литературный бал "Твой XVIII век" 2005

    Автор: Нюшкова Виктория Федоровна

    В течение нескольких лет работаю над темой "Нестандартные формы и методы работы как средство повышения уровня знаний и развития интереса к предмету" и внеклассную работу по литературе считаю составной частью своей деятельности. Предлагаю Вашему вниманию сценарий литературного бала "Твой XVIII век", который проводила в параллели восьмых классов после изучения соответствующего раздела литературы (работаю по программе А.Г. Кутузова). Конечно, подготовка к такому мероприятию требуется огромная, но затраченные силы и время, безусловно, окупаются.

  • Урок литературы в 9-м классе по теме: "Проблема лидерства"(на примере комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль") 2005

    Автор: Никитина Светлана Николаевна

    Изучая комедию Д.И. Фонвизина "Недоросль", мы выполнили задачу предметную: проанализировали эпоху, основные образы комедии, разобрались в проблемах классицизма, языковых и сюжетно-композиционных особенностях пьесы. А что дальше? Неужели фраза Митрофана "Не хочу учиться:" станет для ребят единственным запомнившимся моментом из текста? Ведь девятый класс особенный - предпрофильный, и надо учить ребят делать выбор (самое трудное в жизни). Значит необходимо поставить в изучении комедии не точку, а многоточие, даже "многовопросие". И мы провели урок "Проблема лидерства (на примере комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль")". Урок получился не просто ярким и запоминающимся, а современным и нужным ребятам, а текст комедии прозвучал как одно из современных произведений.

  • Урок литературы в 11-м классе по теме: "Поэтический мир Марины Цветаевой" 2005

    Автор: Лисканог Вера Михайловна

    Поэзия Марины Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости и серости. Она летописец своей эпохи. Данный урок знакомит с образом лирического героя, близкого к лирическому "Я", и показывает разнообразие тем и мотивов поэтических произведений Марины Цветаевой.

  • Урок литературы в 5-м классе по теме: "Мальчик у Христа на елке" Ф.М. Достоевского как святочный рассказ 2005

    Автор: Фомина Татьяна Николаевна

    Рождество Христово - светлый праздник, нашедший яркое отражение в святочных рассказах, которые удивительным образом соединили в себе бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. Цель данного урока - познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа; через приобщение к классической литературе, классической музыке способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся


  • Сценарий музыкально-литературной композиции по творчеству С.А. Есенина "Душа моя — поле безбрежное" 2005

    Автор: Мишина Людмила Ивановна

    "Душа моя - поле безбрежное" - это сценарий музыкально-литературной композиции по творчеству С.А.Есенина. Содержание материала рассчитано на учащихся старших классов. Композиция выполняет задачу расширить представление школьников о художественном мире поэта, воздействовать на сознание и чувства, как участников творческого мероприятия, так и зрителей.

  • Лабораторная работа на уроках словесности 2005

    Автор: Феофанова Любовь Андреевна

    С целью создания условий для непосредственного общения читателя с художественным текстом на уроке литературы мы предлагаем использовать практику проведения лабораторных работ. Лабораторные работы позволяют увлечь читателя самим процессом чтения, а также развивают навыки самостоятельной работы с текстом: письменное выполнение заданий по тексту развивает речь школьника, формирует умение лаконично и точно излагать свои мысли.