Урок-раздумье с элементами диспута по повести А.Рыбакова "Неизвестный солдат"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познакомиться с личностью писателя,
  • попытаться разобраться в психологических, нравственных мотивах поведения людей разных поколений в далёкие военные годы,
  • поговорить о тех изменениях в характере главного героя, которые происходят в процессе поисков,
  • установить, какая действительность формирует в нём гражданственность мыслей и поступков.

Оформление:

  • выставка книг,
  • портрет писателя,
  • свечи,
  • плакат с характеристикой главного героя,
  • плакат с вопросами для диспута.

Эпиграф:

Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны, в том, что они – кто старше, кто моложе остались там, и не о том же речь, что я не смог, их не сумел сберечь, речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

А. Твардовский.

Ход урока

Вступительное слово учителя (На фоне музыки Моцарта “Реквием”. На партах горят свечи).

Война… Самое страшное - это война. Самое невозможное - это война. Самое немыслимое – это война.

Когда мы произносим это слово, сердце сжимается от боли и ужаса. Сколько пролито слёз, исковеркано судеб, сколько сирот и не родившихся детей. Наша земля обильно полита кровью. Когда наступает вечер и над русскими деревнями сгущаются сумерки, сердце может увидеть их. Они легко ступают по родной земле. Мёртвые, но живые. И слышен тихий мелодичный звон. И горят свечи в их руках. Они словно бы говорят: “Люди, помните о нас!” Вечная память!

Вот этими словами призывом мне бы хотелось пригласить вас на замечательную встречу с умной, доброй, прекрасной книгой А. Рыбакова “Неизвестный солдат”.

(Сообщаю тему и цели урока).

Откройте тетради и запишите тему урока. Кто же он автор повести “Неизвестный солдат”?

Две ученицы рассказывают биографию А. Рыбакова.

Учитель: Повесть “Неизвестный солдат” является третьей книгой о Сергее Крашенинникове, которые составляют трилогию. Обратите внимание на выставку книг. Я рекомендую вам обратиться в библиотеку и прочитать другие, не менее интересные произведения А. Рыбакова.

Трилогия – это литературное произведение, состоящее из трёх самостоятельных произведений, объединённых в одно целое общим идейным замыслом, сюжетом, главными героями.

Ну, а теперь обратимся непосредственно к повести.

1) Понравилась ли вам повесть? Легко ли было её читать?

2) Как построена повесть? Какова её композиция? (В повести 2 сюжета: 1) обычные будни строительной бригады – этот сюжет ведётся от лица Кроша;

2) в мирную жизнь вторгается давно ушедшая война. Такая композиция помогает автору ярче показать связь между прошлым и настоящим. )

3) Какое событие в центре внимания автора? (Нахождение могилы неизвестного солдата. )

4) Как это событие помогает автору слить два сюжета в единое целое? (Оба сюжета развиваются самостоятельно и как будто независимо друг от друга, но всё же мы видим связь между этими сюжетами. Рабочие находят могилу и, разыскивая имя неизвестного солдата, Сергей Крашенинников, а вместе с ним и мы, узнаёт о пятёрке отважных солдат и о подвиге Дмитрия Бокарёва. Главное событие – нахождение могилы раскрывает связь прошлого и современного, помогает понять, как связаны поколения людей, показывает прямую связь прошедшей войны с современной мирной жизнью. Поиски имени неизвестного солдата сливают два повествования в одно целое.)

Учитель: Автору хотелось сказать, что поиски имён погибших необходимы, они необходимы не только родственникам, но и всем нам. Безымянных солдат не бывает, каждый из них имеет имя, и его надо найти. Так, как это сделал Сергей Крашенинников.

5) Как попал Крош на строительство автомагистрали? Кто дал ему совет? (Не поступил в университет, дедушка.)

6) Как Крош отнёсся вначале к поручению узнать что-либо о неизвестном солдате? (Ему не понравилось)

7) Сравните мысли и чувства Кроша в главах 6, 10, 26. (Появляется желание узнать имя неизвестного солдата, Крош хочет довести дело до конца. И в этой же главе происходит спор между Крошем и его товарищами по работе о том, надо ли узнавать имя солдата. Крош впервые в жизни бьёт человека. )

8) Так почему же Крош решил довести до конца свои поиски, хотя никто от него этого не требовал?

9) Что рассказывает Крошу о могиле Смирнова Софья Павловна, женщина, которая ходила на могилу и ухаживала за ней?

10) Вспомните встречу Кроша с Наташей, которая показывает документы, оставшиеся от погибшего солдата. Что это за документы? Помогли ли они в установлении имени неизвестного солдата? (Фотографии, промокашка, кисет, с вышитой на нём буквой “К”, зажигалка из патрона, квадратик из детского лото с изображением утки. )

11) Какие ещё действия предпринимает Крош Для установления имени неизвестного солдата? (Запрос в военный архив).

12) С кем он встречается? (С Михеевым и Агаповыми, встречается с заместителем министра Стручковым, который раздобыл список всех пятерых солдат. Но прежде всего Крош заходит в Александровский сад и видит вечный огонь на могиле неизвестного солдата. И ещё больше захочет узнать имя солдата, могилу которого нашли строители).

- Зачитайте сцену разговора Кроша с Агаповыми по ролям.

Учитель: Крош длинным и сложным путём устанавливает, что в могиле похоронен солдат Краюшкин. Но матери старшины Бокарёва председатель сельсовета уже сообщает, что найдена могила её сына. И перед Крошем встала серьёзная задача – рассказать матери Бокарёва, что не её сын похоронен в могиле.

- Инсценируем сцену разговора Кроша с матерью Бокарёва.

- Задаю первый вопрос диспута. Для этого обращаюсь к плакату, на котором написаны вопросы для диспута. / Приложение 1/

13) Прав ли был Сергей Крашенинников, что не сказал правду матери Бокарёва? Как по- вашему? Как бы вы поступили в этой ситуации? Мне бы хотелось, чтобы вы подискутировали по этому вопросу.

Учитель: Я тоже думаю, что Сергей прав. Это ложь, конечно. Но, очевидно, та самая “святая” ложь, которая иногда очень нужна человеку. Антонина Васильевна Бокарёва видела смысл своей жизни в том, чтобы быть рядом с сыном – его могилой. И отнять у неё эту могилу – значит отнять жизнь. Слова Антонины Васильевны о своём сыне перекликаются со стихотворением Некрасова, которое читает дедушка Кроша.

- Ученик читает стихотворение Некрасова:

Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я слёзы подсмотрел
Святые, искренние слёзы.
То слёзы бедных матерей,
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не понять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей. 14) Но только ли этот вопрос ставит А. Рыбаков в своей книге? И главный ли этот вопрос? Вспомните, о чём постоянно размышляет Крош? (Книга ставит вопрос, чего мы стоим, достойны ли мы тех, кто погиб. Автор хочет показать, каким выросло новое поколение людей. И мы видим, что Сергей Крашенинников достоин продолжать дело отцов. Краюшкин и его товарищи, если бы остались живы, гордились бы им. )

15) Вспомните, как сначала относились окружающие Сергея люди к его поискам? (Множество людей вовлечено в поиски. Это разные люди: старик Мехеев, журналист Агапов, дедушка Кроша, заместитель министра Стручков. И по-разному они отнеслись к поискам Кроша. Воронов считает, что это не их дело, пытается убедить прекратить поиски. Многие товарищи по работе также недоверчиво относятся к его затее. И только дедушка одобряет трудное дело, за которое взялся внук. )

16) Как постепенно меняется отношение окружающих людей к затее Кроша? (Постепенно, шаг за шагом, Сергей убеждает людей в необходимости поисков. Стена недоверия рушится, и вот уже сам Воронов предлагает Крошу взять отпуск для поездки в Красноярск к матери Бокарёва, а товарищи предлагают деньги на дорогу. )

Учитель: И в этом всеобщем одобрении поисков Сергея уходит в тень и злобный страх Мехеева, по существу предавшего смерти одного из солдат – Вакулина, и бахвальство Агапова, взявшегося за поиски из корыстных целей, и равнодушие сына погибшего солдата Краюшкина. Все эти люди и спорят, и мирятся, но открываются перед самими собой, едва речь заходит о солдатской могиле, и начинают уже мерить себя и других мерой высшей гражданской нравственности. Люди смотрят на себя как бы со стороны, взвешивают себя на весах чистоты и правды. Они становятся лучше, добрее, взрослее, как это произошло с Крошем и Зоей, внучкой Краюшкина.

17) Итак, каким мы видим Кроша, главного героя повести? Дайте ему характеристику. Затем открываю плакат на доске, и все убеждаются в правильности своих ответов. (Приложение 1. )

Учитель: Запишите характеристику Сергея Крашенинникова себе в тетрадь.

Второй вопрос диспута. Обращаюсь к доске. (Приложение1)

18) Есть ли такие, как Сергей Крашенинников, среди нас?

19) Так о чём же книга А. Рыбакова? (О нашем современнике, молодом человеке, только вступающим в жизнь, держащим экзамен на гражданскую зрелость. )

Учитель: Мы видим, что в сложном процессе поисков смысла жизни, Крош становится гражданином Сергеем Крашенинниковым и приходит к выводу, что надо быть человеком ищущим, активным и не забывать страшные годы далёкой войны.

Третий вопрос диспута. Обращаюсь к доске. (Приложение1)

20) Нужны ли нам книги о войне? Актуальна ли книга А. Рыбакова в наши дни? (Ведём разговор о войнах нашего времени, о том, что в наше время солдаты пропадают без вести. )

Звон колоколов.

Учитель читает эпиграф – слова А. Твардовского.

- О чём говорит А. Твардовский? (О памяти. )

Учитель читает отрывок из стихотворения Р. Рождественского “Реквием”.

Помните!
Через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,
Помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны,
ечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем
Будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучат,
Помните!

Какою ценою завоёвано счастье, пожалуйста, помните!

Вопросы к диспуту:

  1. Прав ли был Крош, что не сказал правду матери старшины Бокарёва? Как бы вы поступили в этой ситуации?
  2. Есть ли такие, как Сергей Крашенинников, среди нас ?
  3. Нужны ли нам книги о войне? Актуальна ли книга Анатолия Рыбакова в наши дни?