Игры бойкого русского ума

Разделы: Литература


Учитель: Добрый день, дорогие ребята.

Если бы я вас сейчас спросила, что такое смех, как бы вы ответили на этот вопрос?

(Смех – это звуки, выражающие полноту удовольствия, радости, веселья.)

Слово “смех” общеславянское. Только славяне, с их широкой натурой и открытым сердцем, могли создать такое очаровательное, красивое, волшебное, оптимистичное слово!

Подумайте, какой звук, цвет и жест соответствуют, с вашей точки зрения, понятию “смех”?

(В слове “смех” одна гласная – Е. И это не случайно.)

В сонете французского символиста Артура Рембо “Гласные” описывается система соответствий между гласными звуками и цветами:

А – черный; белый – Е; И - красный; У – зеленый; О – синий…

Е – белизна холстов, палаток и тумана,

Блеск горных ледников и хрупких опахал.

Слово “смех” для меня ассоциируется с белым цветом, это цвет чистоты (белизна холстов), красоты (блеск горных ледников. Представьте себе такую картину: горные ледники, на них направлены лучи солнца. Это неописуемая красота!), цвет нежности (хрупких опахал), цвет радости, не зря невесты надевают белое платье.

- Какие ассоциации возникают у вас при произнесении этого слова?

(У меня слово “смех” вызывает ассоциации с цветком роза, причем белого цвета. Посмотрите на розу (учитель вынимает вазу с белыми розами). Ею можно только восторгаться: она красива, изящна, нежна. Так и смех, красивый смех несет радость всем, вызывает нежные чувства, делает человека изящнее душевно.)

Я хочу, чтобы сегодняшний урок прошел в атмосфере праздничности, радости, раскрепощенности.

- Но у розы есть шипы. Ими можно уколоться. Может смех уколоть?

(Конечно)

- Какие жанры построены на смехе?

(Анекдоты, пародии, эпиграммы)

Учитель: Я сейчас прочитаю вам несколько исторических анекдотов, а вы подумайте над таким вопросом:

- Что смешного в них, ведь исторические лица, упоминаемые в этих произведениях, давно уже умерли? А люди все равно продолжают смеяться.

Послушайте один из исторических анекдотов:

Денис Давыдов явился однажды в авангард к князю Багратиону и сказал: “Главнокомандующий приказал доложить Вашему Сиятельству, что неприятель у нас на носу, и просит Вас немедленно отступить”. Багратион отвечал: “Неприятель у нас на носу? На чьем? Если на вашем, так он близко; а коли на моем, так мы успеем еще отобедать”.

 Вот еще несколько исторических анекдотов:

Князь должен был Толстому довольно значительную сумму. Срок платежа давно прошел, но денег князь не отдавал. Наконец Толстой, выбившись из терпения, написал ему: “Если Вы к такому-то числу не выплатите свой долг сполна, то не пойду я искать правосудия в судебных местах, а отнесусь прямо к лицу Вашего Сиятельства”.

Когда Карамзин был назначен историографом, он отправился к кому-то с визитом и сказал слуге: если меня не примут, то запиши меня. Когда слуга возвратился и сказал, что хозяина дома нет, Карамзин спросил его: “А записал ли ты меня?” – “Записал”. – “Что же ты записал?” - “Карамзин, граф истории”.

Митрополит Платон очень недолюбливал графа Шереметева, однако посещал его великолепные обеды. Раз подали огромную рыбу.

- Какая это рыба? - спросил граф дворецкого.

- Лосось, Ваше Сиятельство.

- Надобно говорить лососина, - заметил Шереметев и, обращаясь к митрополиту, сказал: Ваше Высокопреосвященство, вы человек ученый, объясните нам, какая разница между лосось и лососина?

- Такая же точно, Ваше Сиятельство, - отвечал Платон, - как между дурак и дурачина.

Баснописец Дмитриев заметил, что ничего не может быть страннее названия Московский Английский клуб. Пушкин, смеясь, сказал, что у нас есть названия еще более странные.

- Какие же? - спросил Дмитриев.

- А императорское человеколюбивое общество, - отвечал поэт.

Однажды Пушкин сидел в кабинете графа С. и читал про себя какую-то книгу. Сам граф лежал на диване. На полу играли его двое детишек.

- Саша, скажи что-нибудь экспромтом, - обращается граф у Пушкину.

Пушкин, не задумываясь, скороговоркой, ему отвечает:

- Детина полоумный лежит на диване.

Граф обиделся.

- Вы забываетесь, Александр Сергеевич.

- Ничуть…Но Вы, кажется, не поняли меня… Я сказал: - дети на полу, умный лежит на диване.

 А вот эпиграмматические пословицы:

Аптека улечит на полвека.

Рай на лице ее, однако в сердце ад.

Попробуйте продолжить одну из эпиграмматических пословиц:

Не делай милости злодею.
Чтоб после милостью твоею…
(Не сел другому он на шею.)

 - Почему вы смеетесь?

Да, мы смеемся над ситуацией и потому, что она обыграна остроумным метким словом. И эту способность играть словом Н.В.Гоголь считал неотъемлемой особенностью бойкого русского ума.

Итак, тема нашего урока: “Игры бойкого русского ума ”.

 - Почему сейчас так важно нам, молодым, смеяться над пошлостью и глупостью? Почему это актуально?

(Общество несовершенно)

Учитель: Да, смеясь, мы преодолеваем свои недостатки, искореняем свои слабости, пороки. Мы совершенствуемся, мы становимся Личностью.

Сейчас в нашей стране время значительных перемен и появившихся надежд. Личность лихорадочно ищет опоры. Рождается что-то новое. Впереди большой путь становления национального самосознания.

 В XIX веке тоже был переломный период, который Л.Н.Толстой обозначил словами: “Всё это переворотилось и только укладывается”.

Именно в это время 4 молодых человека, как нынешние КВН-щики, создают образ писателя нового времени. И вот что об этом писателе появляется сразу же в журналах:

 Ф.М.Достоевский в “Зимних заметках о летних впечатлениях” писал: “Есть у нас теперь замечательный писатель, краса нашего времени… Весь недостаток его состоит в непостижимой скромности”.

Рецензия в журнале “Пантеон” писал: “…отсутствие вкуса и уважения к литературе…пустая проза, являющаяся в форме анекдотов …и афоризмов”.

 Образованная публика заинтригована, сходит с ума: кто? Что? откуда? Каждый хочет разгадать загадку. И все смеются над его произведениями. Все общество хохочет, читая этого писателя, только он сам остается серьезным. Так на литературной сцене рождается новый персонаж. А.А.Блок намного позже назвал его появление “естественной реакцией против несмеющейся эпохи”.

(На экране появляется портрет К.Пруткова.)

- Вы узнаете этого человека?

Учитель: Это Козьма Петрович Прутков. Это не литературный псевдоним, а “вымышленное в насмешку лицо”, комический тип – яркая фигура своего времени. Как истинно великий писатель, К.Прутков не тратил времени на детские и юношеские годы, он родился – и сразу стал печататься. Все свои обращения к читателю он обычно подписывал так: “Твой доброжелатель”. Так подписывают анонимные кляузы, даже супруга его в девичестве носила сомнительную фамилию – Проклеветанова. Свой матери он не помнил. Известно, что у него были отцы: А.Толстой, Алексей, Александр и Владимир Жемчужниковы. Особой любовью пользуются такие его интересные фразы:

Зри в корень!

Бди!

Лучше скажи мало, но хорошо.

Козыряй!

Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?

Купи прежде картину, а после рамку!

- Я уверена, что вы тоже знаете многие фразы К.Пруткова. Продолжите их:

Объять необъятное ….

Единожды солгавши, … (кто тебе поверит)?

Что имеем – не храним; потерявши – …(плачем).

Гони любовь хоть в дверь, она влетит … (в окно).

Если хочешь быть счастливым, …(будь им).

Учитель: Да, это стало достоянием нашего национального самосознания.

- Эти фразы стали крылатыми выражениями. Как по-другому называются такие выражения?

(Афоризмы – изречения, выражающие с предельной краткостью какую-либо значительную, глубокую мысль, некое неожиданное суждение. )

 Учитель: Н.В. Гоголь, основоположник критического направления в русской литературе и великий мастер комического, в поэме “Мертвые души” писал: “…нет слова, которое было бы так замашисто, бойко…так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово”. Именно желание раскрыть многоцветность такого слова, поиграть им так, чтобы вся его прелесть выступила выпуклее, приводит к созданию афоризмов.

Для размышления я вам предлагаю несколько афоризмов К.Пруткова.

(На экране написано)

Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння.

Многие чиновники стальному перу подобны.

Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.

- Прочитайте вслух.

Какой прием определяет композицию?

(Прием сравнения)

Учитель: Это не просто игра словами, это те самые житейские мудрости, которые в оригинальной, художественно заостренной запоминающейся форме предлагает К.Прутков.

- Какие ассоциации рождают у вас эти афоризмы? В какой ситуации они могут быть употреблены?

(Все чиновники холодны, как сталь, вся их работа – это бумаготворчество, бюрократизм.)

- Это хорошо, что люди с начинкой? В этом афоризме положительная или отрицательная оценка?

Учитель: Все 3 афоризма построены на иронии!

Меня тоже всегда привлекало словесное озорство, ирония, анекдотичность. И мне захотелось создать пародию в стиле Пруткова, используя его же афоризмы. У К.Пруткова есть стихотворение-пародия на жрецов “чистого искусства” “Я недавно приехал в Коринф”. Вот что у меня получилось.

Письмо из Москвы.

Современное русское.

Посвящено чиновнику.

Я недавно приехал в Москву.
Тут вот мэрия, там вот Госдума.
Очень хочется мне к нему,
К самому депутату протиснуться.

Целый день у Госдумы сижу,
Так доверенных выловить легче.
Меж охранников зорко слежу,
Вот пройдет депутат сладкопевчий.

Как чиновники резво бегут,
В корень зрить на событья способны.
Как нам дорог покой этих слуг,
Что стальному перу подобны.

“Мы вам дали хорошую жизнь,-
Говорит нам чиновник чуть внятно.-
А у вас вдруг возник некий сплин.
Ну нельзя же объять необъятное.

Иной живи и здравствуй;
Другой, напротив, сгинь!..
Над всей земною паствой
Мы пастыри; аминь!”

Так говорил чиновник из мэрии из той,
Мы даже прослезилися от речи от такой:
“Ох, судьбою огорошены, - взревели мы тогда.
И безутешно вспомнили: “Спаси, Господь меня!”

“Зрить в корень вы должны бы! -
Изрек чиновник тот.-
И знать не грех вам было бы,
Что я и есть Господь!

Еще Прутков советовал,
Хранить что есть у вас.
Но если потеряете,
Ох, плакать страшно вам!”

Послушав речи важные,
Мы поняли одно:
Чиновники бессмертные.
Вот вам и всё письмо.

А теперь и мы постараемся с вами отточить свое сатирическое перо, обыграть ситуацию словами, показать бойкую игру русского ума.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Учитель:

- Разделимся на 4 группы. Каждой группе свое задание.

1. Продолжите письмо школьника однокласснику XIX веке:

Сегодня я читал(а) книгу афоризмов К.Пруткова “Кодекс чести”. Я бы назвала это произведение не так: “Кодекс подлости”…

2. Представьте себе, что перед вами великий мудрец К.Прутков. Вы можете его спросить о чем захотите, о самом важном для себя. А этот мудрец должен ответить афоризмом К.Пруткова или придумать свой, имитируя стиль Пруткова.

(Например, Можно ли достичь счастья? Когда человек будет счастливым? (Если хочешь быть счастливым, будь им.)

Зачем человек рождается? (Всякий необходимо причиняет пользу, употребленный на своем месте. Напротив того, упражнения лучшего танцмейстера в химии неуместны; советы опытного астронома в танцах глупы.)

Как уберечь себя от ненужных ошибок? (Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.)

Можно ли преодолеть смерть?

Почему в мире так много зла? (Копая другому яму, сам в нее попадешь.)

Есть ли судьба? (Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни.)

Как надо относиться к жизни? (Век живи – век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно, мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.

Для чего нужна любовь? (Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно. – Любовь нужна, чтобы летать.)

3. Паскаль говорил: “Человек, несомненно, сотворен для того, чтобы думать: в этом и главное его достоинство, и главное дело жизни…И начать ему следует с размышлений о себе самом”.

Используя афоризмы Пруткова, согласитесь или опровергните тезис Паскаля (мини-размышление). Какие мысли о себе у вас появились после урока?

4. Рецензия в журнале “Пантеон” писал: “…отсутствие вкуса и уважения к литературе…пустая проза, являющаяся в форме анекдотов …и афоризмов”.

Напишите монолог или диалог независимых читателей в защиту К.Пруткова.

Напишите монолог Пруткова в свою защиту. (Например, Вы обвиняете меня в отсутствии вкуса и уважения к литературе…А ведь я пишу о нас с вами… Вы видите в героях себя, свои недостатки…)

ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП УРОКА – РЕФЛЕКСИЯ.

- Какие моменты на уроке оказались для вас неожиданными или удивительными и почему?

- Какое задание было трудным?

- На какие вопросы вы хотели бы обязательно получить ответы?

- В курсе литературы не изучается творчество К.Пруткова. А жаль! Я надеюсь, что, выйдя из класса, вы захотите открыть книгу. Ваша речь станет более образной и яркой. Жизнеутверждающая идея К.Пруткова такова: когда тебе трудно, шути, обыгрывай смешные ситуации, утверждай жизнь, создавай положительные эмоции.

Образ К.Пруткова – это великолепная мистификация, воплощение талантливой игры бойкого русского ума, для которого характерно постижение истины, гибкость. И мы видим, что и в XXI веке можно говорить о духовном здоровье нации, потому что живо метко сказанное русское слово.

Оказывается, и в XXI веке можно играть словами, а в житейских ситуациях смеяться над самими собой.

Посмотрите на портрет К.Пруткова – это воплощение талантливой игры бойкого русского ума.