Развивающее обучение на уроках литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Разделы: Литература


Учителя, преподающие литературу в школе, задаются извечным вопросом: для чего это нужно? Для получения необходимого объёма знаний? Для развития речи? Да, разумеется. Но самое главное состоит в том, что прежде всего это необходимо для формирования духовного мира подрастающего человека, для формирования нравственных ценностей, для того, чтобы этот человек в разных жизненных ситуациях мог сделать правильный выбор, чтобы в сложных современных условиях, обстоятельствах, подчас жестоких и бесчеловечных, смог все же оставаться человеком: добрым, милосердным, отзывчивым и чутким к чужой боли, сострадающим и умеющим оказать реальную действенную помощь тем, кто в ней нуждается. Литература обладает небывалой воспитательной силой. Она продолжает оставаться тем предметом в школе, который в наибольшей степени способствует нравственному и духовному воспитанию учащихся.

Не является секретом то, что в современном мире, в условиях засилья телевидения и компьютеризации интерес к чтению заметно понизился. Это не раз обсуждалось повсеместно, и останавливаться на этом не стоит. Но волнует другое. Как вызвать интерес к хорошей, умной книге? Как заставить задуматься над прочитанным? Как задеть те струны в душе маленького человечка, чтобы он откликнулся на чужую боль и страдание? Нужно искать новые формы и методы работы, это несомненно.

Итак, что изучать? Как учить? Вот насущные вопросы, встающие перед учителем. В среднем звене, именно в 5-6 классах закладываются основы литературоведческих и аналитических умений. Учитель должен суметь в условиях современного урока, применяя дифференцированный подход, через фронтальные, групповые и индивидуальные задания, используя различные способы наблюдения по тексту активизировать интерес у ученика к тому или иному произведению.

С этой целью нами была разработана серия уроков под общим названием “В любых обстоятельствах оставаться человеком”. В центре внимания оказался рассказ В.Г. Короленко “Фёдор Бесприютный” (отрывки). Перед тем, как дать задание прочитать данное произведение к следующему уроку, учителем был поставлен вопрос: подумать, какие мысли “спрятаны между строк”?

На следующем уроке, при выяснении восприятия прочитанного, обсуждение данного произведения было бурным. Дети говорили о том, что герой не виноват, в том, что оказался таким, каким его описал автор, что он жизнью “… на такую линию поставлен”.

В ходе разбора произведения было выяснено, почему автор сопоставлял Фёдора и старика-бродягу. Дети вместе с учителем проследили по тексту, как менялось описание старика по мере развития действия. Было отмечено, что старик все больше и больше терял человеческий облик: “… исхудалый, глаза точно у волка”. Пытаясь отнять жизнь у другого, он теряет все человеческое, в то время, как Федор не помнит зла и делится с ним последним. Всё это отразилось в отзывах детей. Они увидели, что Фёдор милосерден, незлопамятен, и убивает он старика, защищая свою жизнь. Но и тут мучает Фёдора совесть “Иной человек и век проживёт без греха … Совесть, думает, чиста у меня, не как у прочих других. А, между прочим, может, и совесть потому у него чистая, что горя он не видал, да на линию такую поставлен. А вот моя линия совсем другая…”.

И вот тогда возникла мысль дать для внеклассного чтения другое произведение В. Короленко – “Дети подземелья”. Дети были подготовлены рассказом учителя о героях произведения, о трагической судьбе “Детей подземелья”.

В начале урока внеклассного чтения дети высказывали свои впечатления от прочитанного. Каждому было, что сказать. Многие говорили о том, что они плакали, читая. Так два произведения, перекликаясь, дали пищу уму и сердцу, заставили детей задуматься о судьбах героев. Детям был предложен ряд заданий, которые они выполняли в классе и дома, устно и письменно. Радовало то, что усилия не пропали даром, что задеты струны в душах, заставляющие откликаться сердцем на чужие страдания. Произведения были прочитаны всеми детьми. (Задания прилагаются).

Вопросы и задания.

1. Чей это портрет?

Назовите автора, название произведения. Вставьте нужные слова

вместо точек.

Глаза … глядели не с мужицкой наивностью, в них заметна была своего рода интеллигентность.

В волосах … уже виднелась седина. На лбу прошли морщины, резкие морщины обрамляли также глаза, глядевшие из глубоких впадин каким- то особенно выдержанным взглядом.

Исхудалый, глаза точно у волка.

Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка.

Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.

Это было бледное, крошечное создание, напоминающее цветок, выросший без лучей солнца. (Продолжите описание).

… Моя … была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. (Продолжите описание).

2. Найдите в тексте портрет Тыбурция. Ответьте на предложенные вопросы.

Почему Вася не мог представить, что дети могли жить без дома?

Как вы понимаете выражение “ Серый камень высосал у нее жизнь”?

Почему Маруся не могла играть? Найдите в тексте подтверждение.

Какие чувства овладевали Васей в подземелье? Найдите в тексте нужные слова.

Отношение Тыбурция к судье. Как это повлияло на отношения между отцом и

сыном? Найдите в тексте нужные слова, подтверждающие ваши мысли.

Найти в тексте описание подземелья. Как такое жилище влияло на жизнь детей?

Почему Вася не мог играть с детьми “по-прежнему безмятежно”? Найти в

тексте нужные слова.

3. Выразительное чтение диалога “Тыбурций и Вася”.

С каким произведением перекликается данный диалог?

Какими вопросами задается Вася, о чём задумывается?

Какое действие произвела на умирающую Марусю кукла?

Каким было душевное состояние мальчика?

Как все эти события повлияли на отношения отца и сына?

Что вы можете сказать о Васе; его отце?

Какие выводы можете сделать для себя?

О чём заставило задуматься произведение?

Следующим произведением для изучения был рассказ Б. Житкова “Механик Салерно”. С произведениями Б. Житкова учащиеся знакомились в 4 классе.

Поэтому перед прочтением рассказа было дано задание репродуктивного характера: Найти в книге для чтения “В океане света” за 4 класс информацию об авторе и ответить на вопрос: “Почему у Б. Житкова много рассказов о море, моряках, морских путешествиях и приключениях?”, что и было выполнено детьми.

Главной целью урока было вызвать интерес к произведению, учить работе с текстом, владению диалогической и монологической речью, развивать умение воспринимать художественное произведение, участвовать в обсуждении проблемы, коммуникабельные способности, формировать квалифицированных читателей, умеющих объемно воспринимать текст, видеть в нем выраженную авторскую позицию.

Урок проходит в форме беседы. Учащиеся рассказывают о жизни писателя.

Б. С. Житков был штурманом дальнего плавания, корабельным мастером, водолазом, ходил на яхте, знал несколько языков. Ещё был музыкантом и преподавателем математики. Объехал полсвета, и ему не приходилось придумывать специально.

Учитель настраивает ребят на то, что в рассказе Б. Житкова “Механик Салерно” поднимаются очень важные вопросы, актуальные во все времена: при любых обстоятельствах нужно оставаться человеком.

Ученики делятся на три группы:

1 группа. Тема: В любых обстоятельствах оставаться человеком. (по рассказу Б.Житкова “Механик Салерно”. Перед первой группой ставится задача понаблюдать за поступками и поведением капитана.

Что случилось бы на корабле в случае паники? Найдите цитату

(“Много случаев знал капитан. Страх – это огонь в соломе. Он охватит всех. Все в один миг потеряют ум. Тогда люди ревут по-звериному. Толпой мечутся по палубе. Бросаются сотнями к шлюпкам. Топорами рубят руки. С воем кидаются в воду. Мужчины с ножами бросаются на женщин. Пробивают себе дорогу. Матросы не слушают капитана. Давят, рвут пассажиров. Окровавленная толпа рвется, ревет. Это бунт в сумасшедшем доме”).

Мог ли капитан допустить подобное?

Проследите по тексту, как ведет себя капитан в трагической ситуации. Меняется ли его поведение? Как вы думаете, почему?

Все ли поступки капитана можно понять и оправдать?

Выберите для выразительного чтения отрывок из произведения, который, по-вашему, показывает идею рассказа.

Остался ли капитан человеком? Аргументируйте свой ответ.

2 группа должна проследить за поступками механика Салерно на протяжении рассказа. В ходе анализа рассказа ребята должны найти ответ на вопросы:

Как он ведет себя в сложной ситуации? Для этого ответьте на вопрос и выполните следующие задания:

Что случилось бы на корабле в случае паники? Найдите в тексте слова, отражающие возможную ситуацию.

(“Много случаев знал капитан. Страх – это огонь в соломе. Он охватит всех”).

Мог ли капитан допустить подобное?

Оцените поступки механика Салерно с этой точки зрения.

Для выразительного чтения возьмите нужный отрывок из главы 14. Как данный диалог характеризует капитана и механика Салерно?

Объясните смысл названия рассказа. Почему, по-вашему, исчез механик Салерно?

Остался ли он человеком? Аргументируйте свой ответ.

Выясните по словарю литературных терминов следующие понятия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

3 группа получает задание проследить за поведением и поступками матросов и ответить на следующие вопросы:

Что произошло бы на корабле в случае паники? Найдите в тексте слова, которые выражают последствия паники.

( “Много случаев знал капитан. Страх – это огонь в соломе. Он охватит всех. Все в один миг потеряют ум. Тогда люди ревут по-звериному. Толпой мечутся по палубе.

Бросаются сотнями к шлюпкам. Топорами рубят руки. С воем кидаются в воду.

Мужчины с ножами бросаются на женщин. Пробивают себе дорогу. Матросы не слушают капитана. Давят, рвут пассажиров. Окровавленная толпа рвется, ревет. Это бунт в сумасшедшем доме”.)

Мог ли капитан допустить подобное?

Всегда ли матросы выполняли поставленные перед ними задачи? Аргументируйте свою точку зрения.

Остались ли матросы людьми?

Найдите отрывок для выразительного чтения, который соответствовал бы вашему мнению. (Стр. 167).

Дополнительное задание:

Найдите в литературном словаре объяснение следующих понятий:

Композиция, экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

Найдите их в тексте.

3. Работа в группах.

4. Отчет о проделанной работе представителей каждой группы.

5. Выводы:

Слово учителя:

Прослушав ваши выступления, хотелось бы задать следующие вопросы:

Как построен рассказ? Какова его композиция? Почему, по-вашему, автор разделил его на части? Найдите в тексте экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.

Все ли герои ведут себя достойно в сложившейся ситуации?

Мы не раз на наших уроках говорили о том, что нужно оставаться человеком в любых обстоятельствах. К кому из героев применимо данное выражение? Кто остался человеком. Аргументируйте свои ответы.

6. Домашнее задание:

С какими произведениями перекликается идея рассказа Б. Житкова “Механик Салерно”?

Подумайте, в произведениях каких авторов звучит мысль: “В любых обстоятельствах оставаться человеком”?

Подумайте, над темами своих сочинений. Дать название своему сочинению вам помогут темы, предложенные в учебнике на стр. 175.

Итоговым уроком серии под общим названием “В любых обстоятельствах оставаться человеком” был урок развития речи – написание сочинения. Многие учащиеся сами сформулировали темы своих сочинений в которых они писали о том, что их взволновало, над чем они задумались, прочитав и обсудив предложенные учителем произведения.

Вот выдержки из этих сочинений:

ДРУЖБА СРЕДИ УЖАСНОГО ПОДЗЕМЕЛЬЯ.

Передо мной произведение В. Г. Короленко “Дети подземелья”.

Это история о детях, которые доказали своей дружбой, что нет смысла отделять обеспеченных людей от нищих.

Когда читаешь это произведение, становится жалко Валека и Васю, а больше всего Марусю.

Вася хотя и обеспеченный, испытывает одиночество, нелюбовь отца (так ему кажется). Валек нищий, постоянно голодный, жил под землей – в ободранном склепе, и при всем этом он был сильный духом. Маруся – маленькая девочка, не испытавшая детства, думавшая о кусочке хлеба, уставшая от жизни кончает свой путь, прижимая к себе первую и последнюю игрушку.

Несмотря на трудности их детской жизни, они не упустили момента быть рядом, дружить, поддерживать друг друга, находить минутки радости. Эта дружба дала всем понять смысл жизни.

И мы, читая это произведение, задумываемся о том, какие ценности в жизни важнее, для чего дана нам эта жизнь, и то, что дружбой надо дорожить.

Добосова Наташа, 5 класс

КАПИТАН – ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК.

Мне понравился рассказ Б. Житкова “Механик Салерно”. Потому что капитан вёл себя достойно и беспокоился за пассажиров. На пароходе была экстремальная ситуация, был бунт, который нужно было усмирить, справиться с ним, потому что матросы были испуганы. Но капитан быстро успокоил словами, он сказал: “Я за них держу ответ перед миром и совестью, они нам доверились”. Вот такой был капитан.

Чудинов Саша, 5 класс

ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ

Мне нравится повесть В. Короленко “Дети подземелья”, потому что она очень интересная.

Когда ее читаешь, сначала мне не интересно, но потом всё интересней, так и не можешь отвлекаться. Но это очень грустное повествование. Там говорится, что мальчик Вася помог своим новым знакомым. Он давал и приносил им еду, поддерживал их, был всегда рядом. Ему было жалко 4-ёх летнюю девочку. Её звали Марусей, она болела. Вася девочке помогал. Вася решил попросить у сестры Сони её куклу. Она ей была очень дорога, девочка ни за что не хотела с ней расстаться. И Марусе эта кукла понравилась.

Эта повесть мне очень понравилась.

Егорова Лена, 5 класс

ГЕРОИ ПОВЕСТИ “ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ”

Мне понравилась повесть Владимира Короленко “Дети подземелья”.

Теперь я напишу, как я поняла характер героев. Валек: мальчик, который готов пойти на все, лишь бы остаться в живых. Он воровал булки для Маруси, а Маруся – это девочка с бледным цветом лица, младшая сестра Валека. Из-за того, что их отовсюду гонят, когда её заставляют бегать, она плачет. Пан Тыбурций – человек, любящий Валека и Марусю. Вася – лучший друг детей, и ещё у него не складываются дела с родным отцом. Отец Васи: судья, непростой судья, а честный судья. Не мог пережить смерть жены и поэтому не находил в сыне того, что могло напомнить жену, а Соня, его дочь, напоминала ему покойную жену.

Вот так я поняла повесть Владимира Короленко “Дети подземелья”.

Парфенова Настя, 5 класс

Разговор о детских сочинениях – тема особая. Хотелось бы привести отрывки из сочинений пятиклассников. Эти работы были написаны после серии уроков, объединенных общим названием “Жизнь по законам чести”. Дети составляли своеобразный “кодекс чести”. Они посчитали, что герой должен быть мужественным, честным, уметь дружить и всегда приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ

Я прочитала роман Дюма “Три мушкетёра”.

Это произведение мне очень нравится. Мне понравились Атос, Портос и Арамис, но больше других мне понравился Д,Артаньян. Его поступки были справедливы и доблестны. Д,Артаньян был очень мужественным и смелым, ради любимой он пошёл на всё.

Д,Артаньян не стал сражаться с Атосом, у которого была ранена рука. Д,Артаньян стал доблестным мушкетёром. Он ездил по просьбе королевы в Лондон.

Мне нравится Д,Артаньян, потому что он храбрый, смелый и ему не страшны никакие трудности. Он всегда за своих друзей, в любом случае.

Григорьева Наташа, 5 класс.

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ ИЗ КНИГИ “ТРИ МУШКЕТЁРА”

Недавно я прочитала книгу “Три мушкетёра”. Мне понравился герой Д,Артаньян. Потому, что он храбрый, мужественный, благородный. Он мушкетёр, за всех заступается.

Д,Артаньян был человек не совсем обыкновенный, он не мог безропотно покориться неизбежности смерти, как сделал бы это другой человек. Он надеялся, что завоюет дружбу Атоса, строгое лицо и благородная осанка которого произвели на него самое хорошее впечатление. Кроме того, в Д,Артаньяне жила непоколебимая решимость, которая сводилась к следующему: “Не покоряться никому, кроме короля и господина де Тревиля”.

Д,Артаньян был смелый, можно от него поучиться многому. Он доблестный воин. Д,Артаньян мне понравился.

Егорова Лена, 5 класс.