Цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по сказке Ганса Христиана Андерсена “Русалочка”.
- Совершенствовать групповые формы работы, навык беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения, развивать монологическую речь, ее содержательность, последовательность, точность, выразительность, умение высказывать свои мысли, обогащать словарный запас, развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы, составлять характеристику главных действующих лиц.
- Воспитывать чувство самоотверженной, сердечной привязанности к людям, готовность прийти на помощь, положительные качества в процессе работы в парах, группах.
Тип урока – Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Методы и приемы обучения:
- Организация труда в парках, группах.
- Фронтальная работа.
- Демонстрация наглядных пособий.
- Викторина.
Технология – модульное обучение.
Оборудование:
- Сигнальные карточки.
- Карточки со словами.
- Модули.
- Таблицы для скоростного чтения.
- Карта с изображением Дании.
- Рефераты о Г.Х. Андерсене.
- Портрет сказочника.
- Выставка книг Г.Х. Андерсена.
- Рисунки по сказкам, выполненные учащимися.
- Сказки составленные детьми.
Ход урока.
I. Организация класса.
1. Девиз урока: Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь. (Г.Х. Андерсен)
2. Ваша речь на уроке должна быть:
Хоровое чтение с доски.
- Обдуманной
- Последовательной
- Содержательной
- Четкой
- Правильной
- В меру эмоциональной
- В меру быстрой
II. Возьмите модуль № 7.
Прочитайте цель нашего урока.
Задание 1. Звуковая разминка (таблица 1).
а) чтение слогов строчкой под ритмический стук с ускорением (обращаем внимание на дыхание);
б) чтение с различной интонацией
Ох – радостное, ой – разочарование.
в) чтение скороговорок (таблица 2)
Скороговорка № 30
1. Медленное чтение.
Носит Саня в сени сено, спать на сене будет Саня. (Словарная работа. Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом).
2. О чем говорится в скороговорке?
3. Какие слова похожи друг на друга по звучанию?
4. Проговори шепотом 2 раза.
5. Произнеси в слух в быстром темпе.
г) чтение текста с пропущенными буквами (таблица 3);
д) составь пословицу (таблица 4 послов. 26)
Объясни ее смысл.
е) упражнение фотоглаз
На доске.
- Цветаева
- Андерсен
- Ахматова
- Есенин
- Рубцов
- Гумилев
- Почему слова объединены в одну группу? (Фамилии).
- Какая фамилия лишняя? Почему?
Фамилия Андерсена лишняя, т.к. все поэты, а он – сказочник.
Добрые сказки вы помните с детства
Хочу чтобы сказки любили вы,
Чтобы подкралось к самому сердцу
И заронило зерно доброты и любви.
III. Проверка д/з.
1. Вспомните, что вы знаете о Г.Х. Андерсене, поделитесь друг с другом в группах.
Выберите, кто из вас будет отвечать.
- Кратко пересказывают биографию Г.Х. Андерсена (реферат).
- Какие еще сказки Г.Х. Андерсена вы знаете?
2. Словарная работа.
а) каждая парта получает слово, обменивается мнением о его значении, потом открывают и проверяют правильность. Несколько слов зачитывают и объясняют.
б) вам в тексте встречались слова. Подберите к ним синонимы.
Омерзительные – скверные, противные.
Зардеть – покраснеть, стать румяным.
Великолепные – превосходные, роскошные. (таблица 5)
3. Прочитайте отрывок в полголоса соседу по парте.
I в стр.182 до слов ... как сестра
II в стр.182 до слов … мог бы я полюбить.
Выслушайте его оценку.
4. Перескажи соседу по парте.
I в стр.183.
II в стр. 184.
Оцени ответ.
IV. Физ. минутка.
1. Упражнение для глаз.
2. Мы в сказку к русалочке
Собрались в дальний путь,
Летели, плыли, ехали –
Пора и отдохнуть.
Все любят сказки добрые
Довольна детвора
Скорее все за дело
Вновь в сказку нам пора!
V. Работа с текстом сказки.
1. Чтение спринт – начни по команде учителя “Начали!”
(Плотно сожми губы и зубы, чтение глазами).
Ответь на вопросы после команды “Стоп!”
I в стр.184-185.
- Кем оказалась невеста принца?
- Какие мысли одолевали русалочку во время танца?
2. Продолжи чтение текста, жужжащее чтение. Ответь на вопросы.
Могла ли русалочка спастись?
Что для этого она должна была сделать.
Какие решения она приняла? Почему?
3. Анализ сказки.
а) Эта сказка авторская или народная?
б) Что в сказке взято из реальной жизни, а что вымышлено?
в) Что тебя увлекло? Какой момент самый захватывающий?
г) Назови положительных и отрицательных героев, перечисли черты характера русалочки, пользуясь таблицей 3 20.
Добавь свое.
- Тихая,
- Задумчивая,
- Красивая,
- Печальная,
- Смелая,
- Прелестная.
- Чудная,
- Терпеливая,
- Мужественная,
4. Какому герою ты больше всего сопереживаешь? Почему?
VI. Викторина.
Задай вопрос по сказке другой группе.
1. Сколько принцесс дочек было у морского царя? (6)
2. Когда русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря. (15 л)
3. Что увидела русалочка, когда первый раз всплыла на поверхность моря? (Корабль, людей, принца)
4. Кто спас принца во время бури на море? (Русалочка)
5. Что взяла ведьма за помощь у русалочки? (Голос)
6. Почему у всех сестер русалочки не стало роскошных длинных волос? (Они их отдали ведьме за то, чтобы она помогла русалочке избавиться от смерти)
7. Почему русалочка превратилась в морскую пену? (Т.к. ее не полюбил принц, а это было условие ведьмы)
8. Сколько лет живут русалочки? (300)
9. Любил ли принц русалочку, как она его?
10. Могла ли русалочка спастись? Что для этого она должна была сделать?
11. Какое решение приняла русалочка?
12. На какую жертву прошла русалочка, чтобы принц полюбил ее?
13. Во что превратилась русалочка после смерти?
VII. Какая тема сказки? (Любовь)
Идея – (во имя настоящей любви человек может пожертвовать, если понадобится жизнью). С момента написания сказки Андерсеном прошло много времени, но и сейчас сказка актуальна. Но время другое и жизнь выдвигает новые проблемы, и мы их решаем по-новому.
На уроках природоведения, при изучении темы Днестр, вы придумывали удивительные экологические сказки.
Инсценировка сказки “Как русалочка спасла Днестр”.
VIII. Итог урок.
Что общего у этих сказок? (Это сказки о русалочке)
Это сказки о любви.
- к морям;
- к природе;
В чем различие?
Оцените себя. Дети выставляют себе оценки.
IX. Домашнее задание.
1. Составь кроссворд по сказкам Г.Х. Андерсена.
2. Подготовься к конкурсу “отгадай сказку”. Пересказать отрывок из прочитанной сказки.
Номер модуля | Номер задания | Учебный материал с указанием задания | Методические указания |
7 | Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по сказке. Совершенствовать групповые формы работы, навык беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения, развивать монологическую речь, ее содержательность, умение высказывать свои мысли, обогащать словарный запас, составлять характеристику действующих лиц. | ||
1 |
Звуковая разминка: а) Чтение слогов под ритмический стук; б) чтение с различной интонацией (ох – радостное, ой – разочарование); в) чтение скороговорок; г) чтение текста с отсеченной частью строки; д) составь пословицу; е) фотоглаз. |
Готовность покажи красным сигналом | |
2 |
Подготовься к проверке домашнего
задания:
|
Работай в паре. Смотри в верхний правый угол доски. | |
3 | Физминутка | ||
4 |
Работа с текстом. Открой учебник на
странице. 1) Чтение начни по команде учителя “Начали”. Памятка. а) плотно сожми губы и зубы; б) читай только глазами; в) читай, как можно быстрей, читай все; г) Ответь на вопрос. “Стоп”. 2) Продолжи чтение текста, жужжащее чтение. Ответь на вопрос. |
Смотри на доску
Работай сам |
|
5 |
Анализ сказки. а) Эта сказка авторская или народная? б) Что в сказке взято из реальной жизни, а что из вымышленного? в) Что тебя увлекло? Какой момент самый захватывающий? г) Назови положительных или отрицательных героев, перечисли их черты характера главного действующего лица, пользуясь таблицей № 20. д) Какому герою ты больше всего сопереживаешь? |
Работай в паре.
Красный – 5 Зеленый – 4 Желтый – 3 |
|
6 | Викторина Составь вопрос по сказке, посоветуйся с соседом, задайте вопрос другой группе. |
Работай в группе | |
7 | Прими участие в общеклассной беседе. Цель. Подвести итоги. Оцени свою работу на уроке. |
Экологическая сказка
“КАК РУСАЛОЧКА ПОМОГЛА ДНЕСТРУ”
Брынза Дарья
ученица IV кл.
Жила-была речка Днестр с чистой, прозрачной водой. Она брала начало высоко в Карпатах на высоте 900м. Она была одной из самых извилистых рек, ее длина 1352км. Она путешествовала через территорию Украины, Молдовы, Приднестровья и впадала в Черное море. Каждую каплю хранила река.
Хвасталась всем река:
- Посмотрите, какая я чистая, прозрачная, красивая! Живут в моей воде: щука, плотва, карп, сазан, сом, толстолобик, речной бычок, лещ, раки; птицы и жуки. Каждое утро с радостью встречала река людей. Жила в реке и Русалочка со своими сестрами. Очень она любила свою реку. Стали в городе новые заводы строиться, по берегам реки люди деревья вырубили. Из больших труб в реку потекли грязные отходы с заводов.
Однажды русалочка проснулась утром, посмотрела на себя в зеркало и заплакала.
Трудно стало жить в Днестре.
Ах, судьба моя жестока –
Негде спрятаться от стока
Норовит любой завод
Сбросить стоки в бездну вод!
Грязь из труб течет рекой
Нарушает мой покой
Негде мне воды напиться
Лучше сразу утопиться!
В речке чистой я жила
И красавицей была.
А теперь краса угасла.
Из-за грязи, из-за масла
И в лице я изменилась
Будто триста лет не мылась
В пятнах краски чешуя…
Как же выжить мне друзья?
Каждое утро пела Русалочка на берегу эту песню. В выходной день на берег реки пришли ребята из 4 а класса школы № 8. стали они на берегу реки бумаги и мусор собирать. Увидела их Русалочка и обрадовалась. Думает: “Вот, где мое спасение”. Выглянула она из воды, ребята заметили ее и поздоровались с Русалочкой. Рассказала им она о своей тяжелой жизни, о том, что стали редкими в Днестре речной осетр, речной лосось, сельдь-пузанок, солнечная рыба да и сестры ее покинули Днестр и поплыли другой дом искать.
Задумались ребята и решили помочь Днестру.
Создали они голубые патрули, стали дежурить на берегах, убирать мусор, обсаживали берега реки деревьями и речка опять ожила и стала радовать всех своей чистой водой.