Художественная литература – хранитель культуры. Читатель погружается в жизнь героев. Чтением формируются вкусы, взгляды, характеры. Вдумчивому, талантливому читателю, который способен осознать не только главную мысль прочитанного, но и смысл диалогов, пейзажа, монологов, роль деталей, значение избранной автором темы, который способен тонко почувствовать красоту и своеобразие писательского слога, открывается очень и очень многое.
Немаловажную роль в воспитании такого читателя играют уроки-зачеты по тексту художественного произведения в форме “вертушки”. В нашем распоряжении оказывается один из способов привлечения интереса к чтению и в первую очередь к себе как к читателю – как к человеку мыслящему, чувствующему, познающему и создающему прекрасное.
Такие уроки (после знакомства с системой работы ярославского учителя З. А. Павловой) провожу уже несколько лет. Принцип осуществления данного типа урока со стороны прост: ученики пять раз в течение урока переходят от стола к столу и вполголоса отвечают консультантам. Переходы осуществляются по плану, записанному на врученной им карточке, номер которой на время урока становится их личным номером. Таких карточек 25 (комплект для класса в тридцать человек: пять консультантов и двадцать пять участников) . В первой графе указаны переходы, во второй – столы (они обозначены буквами А, В, С, Д, Е, и такими же знаками обозначены сами столы), в третьей – роль (номер вопроса, на который нужно ответить) .
Итак, у нас сегодня урок-зачет по тексту поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник” (урок провожу в системе внеклассного чтения в 7 классе после изучения поэмы Пушкина “Полтава”) . Чтобы понять суть данной технологии, придется “повертеться” вместе с учениками. Возьмем карточку №1, и в первый переход придем к столу А. Консультант называет общий вопрос: “Кто это? Портрет. ”. Наша роль – 5, значит, мы отвечаем на пятый вопрос: “…они по ближним улицам и дальним \\ В опасный путь средь бурных вод пустились…”. Мы знаем ответ: это генералы. Консультант ставит на особой карточке с номерами от 1 до 25 + напротив нашего номера.
Во второй переход мы попадаем на стол Е, где будем отвечать на четвертый вопрос: “Вставь пропущенное слово”: “…И думал он: Отсель грозить мы будем (…) ”. Ответ – “шведу” - и второй консультант ставит нам +.
В третьем переходе у нас стол Д. Общий вопрос: “Кому принадлежат слова?”. Наша роль 3: “Красуйся, град Петров, и стой \\ Неколебимо, как Россия”. Мы не помним, поэтому + не получаем. Когда все на нашем столе ответили, вопрос №3 разыгрывается. На него отвечают другие: “автору”.
Следующий переход – четвертый, мы идем к столу С. У нас вопрос №2: “Место действия. ”: “Какое имя носила площадь, где сидел “на звере мраморном верхом” после наводнения Евгений?”. Мы отвечаем, что это площадь Петра, и получаем +.
Последний переход, стол В, у нас вопрос №1: “Времена и числа”: “Сколько лет служит Евгений?”. Мы отвечаем, что 2 года, и получаем +. На нашем столе остался неотвеченным вопрос №4. Консультант задает его желающим ответить: “За сколько перевез Евгения на другой берег перевозчик?”. Мы вспоминаем, что Евгений заплатил гривенник. И на листке рядом с нашим номером появляется еще один +.
Зачет окончен. Консультанты подводят итоги: у нас пять плюсов, но мы слышим, что есть и больше.
В подготовке “вертушки” есть свои правила:
1. Пять вопросов для одного стола объединены одной темой (портрет, пейзаж, интерьер, костюм, цифры, флора, фауна и т. д. ) .
2. Вопросы располагаются в строгой последовательности по сюжету произведения.
3. Три группы вопросов – это вопросы более легкие, две группы – более сложные.
4. Для консультантов зачет проводится накануне. У каждого из них есть карточка с вопросами, карточка с ответами и карточка с номерами, где ставятся плюсы.
5. В следующий раз консультантами становятся победители.
Урок-зачет (контроль знания текста) по поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”.
Цель:
1) контроль знания текста произведения, прочитанного в системе внеклассного чтения;
2) сопоставление знаний ученика с достижениями других учеников;
3) подготовка к последующему детальному анализу художественного текста;
4) развитие у детей умения читать “качественно”, вдумчиво, не торопясь;
5) развитие умения работать в сотрудничестве (работа в группах) ;
6) закрепление навыков самодисциплины, взаимоконтроля .
Оборудование:
1. Карточки с вопросами для каждого стола.
2. Карточки с ответами на вопросы.
3. Карточки с номерами, где ставятся плюсы.
4. Карточки-знаки для обозначения столов.
5. Таблички-схемы для терминологической игры “Продолжи предложение” (работа по теории литературы ) и рисунки “Угадай героя” для паузы при подведении итогов.
6. Нормы оценок.
План.
1. Вступительное слово учителя.
2. Работа в группах под руководством консультантов.
3. Терминологическая игра “Продолжи предложение”.
4. Подведение итогов жюри. Выставление оценок.
Тип урока: урок-зачет.
Ход урока.
1. Организационный момент: вступительное слово учителя.
Уже в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово “лаконизм” (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции – Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: “Со щитом или на щите”. Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.
Чрезвычайно высоко ценили краткость речи выдающиеся русские писатели. Замечательный стилист А. П. Чехов говорил: “Краткость – сестра таланта”. Придавая огромное значение работе над каждым словом, он писал: “Надо делать – в этом искусство. Надо выбрасывать лишнее…Надо заботиться об ее музыкальности”.
Овладение искусством изъясняться кратко и выразительно, чтобы, как писал Н. А. Некрасов, “словам было тесно, мыслям просторно”, - задача нелегкая, но при желании вполне осуществимая. И эту задачу мы попытаемся с вами сегодня выполнить на нашем, уже ставшем привычном, уроке – “вертушке” по прочитанной вами самостоятельно поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”. Итак, мы начинаем наше путешествие по горным перевалам знаний с первого перехода.
2. Работа в группах.
СТОЛ “А”.
КТО ЭТО? ПОРТРЕТ.
1.
“…она дышала, как с битвы прибежавший конь”.
2.
Он “не унывая, открывал Невой ограбленный подвал”.
3.
“Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами”
4.
“…зрит Божий гнев
И казни ждет”. Кто это?
5.
Они “…по ближним улицам и дальним
В опасный путь средь бурных вод пустились”.
СТОЛ “В”.
ЧИСЛА И ВРЕМЯ.
1. Сколько лет служит Евгений?
2. На сколько дней, как думал Евгений, он будет разлучен с Парашей?
3. В каком месяце происходит начало событий, изображенных в поэме “Медный всадник”?
4. За сколько перевез Евгения на другой берег на своей лодке перевозчик?
5. Когда нашли труп Евгения?
СТОЛ “С”.
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
1. Как назывались потешные поля?
2. Как называлось здание – “игла”?
3. Где в начале поэмы жил Евгений?
4. Кто всплыл, “как тритон, по пояс в воду погружен”?
5. Какое имя носила площадь, где сидел “на звере мраморном верхом” после наводнения Евгений?
СТОЛ “Д”.
КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА?
1.
“С божией стихией
Царям не совладать”.
2.
“Жениться? Мне?
Зачем же нет?”
3.
“Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия”
4.
“О мошный властелин судьбы?
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной,
Россию поднял на дыбы”
“Но бедный, бедный мой Евгений…”
СТОЛ “Е”.
ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО.
1.
“Но торжеством победы полны,
Еще кипели злобно (…) ”.
2.
“И он, как будто околдован,
Как будто к (…) прикован”.
3.
“С поднятой лапой, как живые,
Стоят два (…) сторожевые”.
4.
“…И думал он:
Отсель грозить мы будем (…) ”.
5.
“Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить (…) ”.
3. Терминологическая игра “Продолжи предложение”.
Итак, спасибо всем за плодотворную совместную работу. Предлагаю вам, пока жюри подведет итоги, поиграть.
“ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ”.
1. Поэма – один из жанров …. (лироэпических произведений).
2. В поэме ярко выражено …(авторское отношение к изображаемому) .
3. В поэме “Медный всадник” А. С. Пушкин свою любовь, восхищение Петербургом передает торжественным слогом, используя …(эпитеты, сравнения, иносказания, гиперболы) .
4. Прием, при котором происходит перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или контраста, называется …(метафорой) .
5. Выражения “державное теченье”, “оград узор чугунный”, “прозрачный сумрак”, “блеск безлунный” являются …(эпитетами) .
6. Выражения “и перед младшею столицей”, “девичьи лица ярче роз”, “порфироносная вдова” являются … (сравнениями) .
7. Выражение “корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся” является … (гиперболой) .
8. В поэмах А. С. Пушкина “Полтава” и “Медный всадник” одним из важнейших образов является образ… (Петра) .
9. Используемые в описании Петербурга выражения “задумчивые ночи”, “спящие громады”, “золотые небеса”, “заря спешит”, “бег санок”, “говор балов” являются … (метафорами) .
10. И, в заключение, еще один вопрос. Мы многое узнали о Петре Первом и о его “твореньи рук” - новой столице того времени, “окне в Европу”, г. Петербурге. А что знаете вы о Санкт-Петербурге? С какой датой ассоциируется у вас это слово (важной и знаменательной) ? Триста лет – это мало или много?
4. Подведение итогов составом жюри. Выставление оценок.
Приложение. Нормы оценок и ключи.