Урок-размышление в 9-м классе на тему: "Пока в России Пушкин длится…"

Разделы: Литература


Каждое поколение прочитывает творения Пушкина по-своему, открывает его для себя будто впервые, с позиций своего времени определяет ценность его творчества. Сегодняшним школьникам бывает очень непросто понять и принять философские идеи великого поэта. Урок-размышление в 9 классе “Пока в России Пушкин длится…” подводит ребят к признанию Пушкина – поэта и человека – своим современником, к пониманию того, что к автору “Евгения Онегина” можно всегда прийти за поддержкой, за советом, за мудростью.

Учитель берет в руки томик пушкинских стихотворений, открывает свое любимое и находит в раскрытой книге засохший цветок. Спрашивает у девятиклассников, какие ассоциации возникают у них при виде этого цветка; с какими предметами, ощущениями устанавливаются связи; какие картины из прошлого, настоящего рисуются в их воображении. Учащиеся вспоминают историю любви, рассказанную Тургеневым в повести “Ася” (где образ засохшего цветка имеет символическое значение). Далее девятиклассники обращаются к стихотворению А.С.Пушкина “Цветок” и размышляют, что делает это стихотворение таким понятным каждому из нас ( / - пауза, _________ логическое ударение):

Цветок // засохший, / безуханный,/
Забытый в книге вижу я;//
И вот уже мечтою странной/
Душа наполнилась моя:/

Где цвел?/ когда? / какой весною?//
И долго ль цвел?/ и сорван / кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положён сюда / зачем? //

На память / нежного ль свиданья, //
Или разлуки роковой, //
Иль одинокого гулянья //
В тиши полей, / в тени лесной? //

И жив ли тот, // и та жива ли?
И нынче где их уголок? ///
Или уже они увяли, //
Как сей неведомый цветок? ///

И в прошлом, и в настоящем, и в будущем всегда были, есть и будут “тот” и “та” - знакомые нам или чужие – с нежными свиданиями, одинокими гуляниями, неизбежным увяданием… Пушкин умеет так полно выражать картины и настроения, что содержание его произведений становится бесконечным: взятым из прошлого, легко парящим через настоящее, устремленное в будущее.

Обращаясь к теме урока, обозначая цели, учитель просит учащихся высказаться по поводу утверждения Д.Самойлова: “Пока в России Пушкин длится, Метелям не задуть свечу”. И тут же вспоминает слова самого Пушкина:

Кто б ни был ты, о мой читатель,..
Дай Бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти.

Эти крупицы может найти каждый человек, а людям творческим они просто необходимы. Для поэтов, музыкантов, художников пушкинская поэзия – источник вдохновения.

Однажды повесть “Метель”, как осколок андерсеновского зеркала, попала в самое сердце композитора Георгия Свиридова, и появилась прекрасная музыка. Учащиеся слушают свиридовскую “Тройку”. Подбирая слова к этой мелодии, приходят к мысли о том, что каждый человек может сбиться с пути, но если ты уж поехал, надо держаться, не останавливаться. Кто едет, тот и правит.

Великие поэты и писатели к творчеству Пушкина припадают, как к живительному роднику. М. Цветаева: “Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта убили…Я поделила мир на поэта и всех, и выбрала – поэта…” ). А. Твардовский: “…источник,… из которого потом пить всю жизнь”. Ч. Айтматов: “…(Пушкин) явился в образе чудесного дня, озаренного солнечным морозом… “Мороз и солнце! День чудесный…”

А работам талантливых художников числа нет: рисунки к сказкам А.С.Пушкина В.Конашевича (рисунок 1), репродукции картин В.Васнецова (“Песнь о вещем Олеге”, рисунок 2), М.Врубель “Моцарт и Сальери” (рисунок 3), К.Рудаков “Последнее объяснение Онегина и Татьяны” (рисунок 4), М.Добужинский “Дуня у постели Минского” (рисунок 5), С.Герасимов “В Бердской слободе” (рисунок 6), А.Бенуа “Погоня” (рисунок 7). Но особенно поражает графика Н.Кузьмина (“Онегин на балу” - рисунок 8) и Н.Рушевой (“Письмо Татьяны”, рисунок 9). В их рисунках заметны переклички с летящими, неостановимыми в своей энергии и порывистости росчерками пушкинского пера. Пушкин любил, когда все просто, коротко и ясно. И рисунки этих художников тоже лаконичны. Краткие, емкие линии созданы как бы на едином дыхании, без отрыва пера от бумаги. Так писал и сам Пушкин.

Рис.1

Рис. 7

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 6

Русский кинематограф тоже стал все чаще обращаться к творчеству поэта. Вспомнить хотя бы недавний показ фильмов “Барышня-крестьянка”, “Русский бунт”, которые завоевали награды на престижных фестивалях ( можно продемонстрировать фрагменты из фильмов).

“А как вы понимаете произведения Пушкина?” – так звучит следующий вопрос, заданный классу. Учащимся предлагается поработать в группах. Выразительно читая пушкинские тексты, девятиклассники отвечают на вопрос: “Что эти строки открывают в поэте?” и “собирают” общее мнение о том, что делает поэта понятным и близким современному читателю?

1 группа анализирует отрывок из стихотворения “Домовому”:

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес, и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель!

***

Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани!
1819

Один из учащихся дает ответ: “Как град Китеж скрылся от полчищ Батыя в озере Светлояр, так за этими строками скрывается русская душа Пушкина – представителя древних духовных традиций. Нам понятен поэт, потому что и в нас продолжают жить русские суеверия”.

2 группа работает со стихотворением “Напрасно я бегу к сионским высотам…”:

Напрасно я бегу к сионским высотам,
Грех алчный гонится за мною по пятам…
Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,
Голодный лев следит оленя бег пахучий.
1836

Один из учащихся обобщает высказывания одноклассников: “Понятно каждому человеку стремление Пушкина достичь совершенства, но сделать этого практически невозможно. Каждый христианин, как и глубоко верующий в Бога поэт, осознает это”.

3 группа обращается к отрывку из пушкинской “Осени”:

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! – матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
Плывет. Куда ж нам плыть?..
1833

Примерный ответ учащегося: “ Очень актуально звучит последнее предложение в наши дни. Вопросы, которые затрагивает Пушкин в своем творчестве, волнуют нас и современное мировое сообщество, и от вопросов этих никуда не уйти. Найти бы правильный ответ – вот в чем задача”.

4 группа произносит слова, которые очень многим людям помогают жить:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
1825

Учащиеся отмечают умение и желание поэта утешить каждого из нас, отогнать грусть и печаль, взбодрить, поддержать хорошее настроение. Именно это и делает Пушкина особенно близким нам.

5 группа ищет ответы на поставленные вопросы в стихотворении “Дар напрасный, дар случайный…”:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет предо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучной жизни шум.
1828

Учащиеся в ходе обсуждения приходят к выводу о том, что Пушкин в этом стихотворении – обыкновенный человек, который подвержен человеческим слабостям.

Учитель оценивает ответы девятиклассников, вручая за лучшие высказывания особый знак (например, изображение пера). А дальше задание усложняется, так как учащиеся обращаются к одному из самых трудных для понимания текстов – пушкинскому “Пророку”. Читаем это произведение вместе с великим русским актером В.Аксеновым, делимся своими впечатлениями.

Как звучат пушкинские строки? Какие образы возникли в вашем воображении, когда вы слушали великого артиста? Что-то поняли из этого стихотворения? Легко ли сразу понять мысли поэта? Почему?

Над словарем стихотворения учащиеся работают в группах. Каждой группе для анализа дается одна часть (5 смысловых частей в стихотворении – 5 групп в классе). Консультанты расшифровывают непонятные слова и выражения, далее учащиеся переводят на современный русский литературный язык каждую часть стихотворения и отвечают на вопрос, как поняли Пушкина.

1 часть – 1 группа.

?? Пророк / букв. “говорящий будущее” / - 1. Истолкователь воли Бога, провозвестник. 2. Тот, кто предсказывает что-нибудь.

/ В Библии есть сцена, где пророк Исайя рассказал о своем видении: он стоял пред престолом Бога, вокруг которого находились серафимы о шести крылах; один из них взял клещами горящий уголь и прикоснулся к устам пророка, очистив их огнем от всего порочного. После этого Бог посылает Исайю к людям, и тот обличает порок и беззакония, возвещает грядущий суд /.

Немецкий художник Юлиус Шнорр фон Карольсфельд этот библейский сюжет переосмыслил в своей работе “Пророк Исайя” (рисунок 10).

Рис. 10

Этим же ветхозаветным сюжетом воспользовался и Пушкин как своего рода исходным материалом.

?? Как вы думаете, от чьего лица ведется повествование? / Пророка /.

?? А что за человек этот Пророк? /Древний, живущий среди природы, знающий все ее тайны. С таким вот человеком и отождествляет себя Пушкин/.

?? Что значит выражение “духовная жажда”?/ Это переносное, метафорическое выражение, означающее “поиски истины” /.

Томим (томить) / мучить, изнурять /

?? Какой аллегорический образ понимается под “пустыней мрачной”?

/ Бесплодная, бесполезная жизнь человека/.

Влачился (книжн., устар.) / мучительно проживал жизнь/

Шестикрылый серафим / высший чин в небесной иерархии, наряду с херувимами и престолами, первый приближенный к Богу ангел, выполняющий его поручения и охраняющий престол. Имеет 6 крыльев: 2-мя закрывает свое лицо, 2-мя – ноги, 2 крыла предназначены для полетов /.

Вот таким мы можем его видеть на миниатюре XVIII века (рисунок 11).

Рис. 11

Перепутье - первичное значение – перекресток путей

/ положение человека, колеблющегося в выборе пути /

Перевод. Изнуренный поисками смысла жизни, не определившийся в жизненном выборе, я мучительно проживал день за днем, пока мне не явился серафим.

(На доске по ходу анализа стихотворения составляется таблица).

2 часть – 2 группа.

То, что происходит дальше, проиллюстрировал Михаил Врубель в 1905 году. “Шестикрылый серафим” - так он назвал свою работу (рисунок 12).

Рис. 12

Перстами (ст.-сл. форма ) - пальцами

Зеницы – глаза

Отверзлись (устар.) – открылись

Испуганной орлицы – глаз орла – символ зоркости, поэт обращает внимание на внешние, зрительные признаки: это глаза широко открытые, настороженные, полные страха от внезапно открывшегося мира, преображенного и незнакомого

Вещие (высок.) – предвидящие будущее, мудрые

Внял (устар.) –услышал, усвоил, понял

Содроганье (книжн.) – движение, волнение

Гады морские (устар., прост.) – пресмыкающиеся, морские чудовища

Перевод. Когда серафим коснулся своими пальцами глаз человека, они широко раскрылись, и он увидел мир, которого раньше не замечал. Когда коснулся ушей, услышал полет ангелов, прорастание лозы, ход морских чудовищ.

Мир открывается теперь не в красках, а в звуках. Для их понимания нужна сверхчеловеческая мудрость.

Второй дар серафима ставит человека на более высокую ступень.

3 часть – 3 группа.

Уста – губы, рот

Приник – плотно прижался

Грешный – порочный

Празднословный – пустой

Лукавый – коварный, хитрый

Десница – правая рука

Перевод. Прижавшись к губам, серафим вырвал порочный, коварный язык человека и поместил в рот жало мудрой змеи.

4 часть – 4 группа.

Трепетное – пугливое

Отверстую – открытую, разомкнутую

Водвинул – поместил

Перевод. В разрубленную мечом грудь серафим помещает пылающий огнем уголь, вынув пугливое сердце.

Так мучительно происходит превращение человека в Пророка.

5 часть – 5 группа.

Глас – голос

Воззвал – обратился

Восстань – встань

Виждь - увидь

Внемли – услышь

Исполнись – проникнись

Глаголом - словом

Перевод. Когда серафим заменяет человеческое сердце пламенеющим углем – символом вечного горения - напряжение достигает высшей точки – смерти.

Воскресить Пророка может только Бог. Герой встает уже обновленным: его превращения в Пророка начинались с легкого прикосновения, потом становились все более ощутимыми, и, наконец, человек прошел через страшные страдания и смертные муки. Только теперь он имеет право глаголом жечь сердца людей.

На доске – таблица:

Теперь он должен глаголом жечь сердца людей.

?? Что значит “жечь сердца”?

(Пробуждать в человеческих душах совесть. Ведь человек является высшим и любимым творением Бога. В реальной жизни люди часто забывают об этом и теряют свое лицо. Пророк и должен жечь сердца словом, чтобы люди помнили о человеческом в человеке).

Итогом урока станут ответы девятиклассников на самые трудные вопросы: судьба Пушкина каким-то образом отражается в этом стихотворении и какое место занимает “Пророк” в творчестве писателя? Учащиеся скажут о любителях словесности, которые считают, что в “Пророке” отражаются гонения, жизненные невзгоды, преследующие Пушкина до 1826 года, года появления “Пророка”. Но есть мнение, что в этом произведении судьба поэта не отражается, а предчувствуется и прозревается; говорится о тех тяжелых испытаниях и муках, которые поэту предстоит перенести.

Все перипетии пушкинской судьбы – в его творчестве, которое можно сравнить с полноводной рекой. В лицейский период Пушкин находится в поиске своего голоса, в первое семилетие после Лицея (1816–1823) он испытывает усвоенные с юности представления о жизненных ценностях, во второе семилетие (1823–1830) строит собственную картину мира.

И вот здесь наступает момент, когда река выносит нас в море, стихи растекаются, и мы остаемся с вечным вопросом: “Куда нам плыть?..”

Выходом в море и путеводителем становится “Пророк”. И мы сегодня вместе с Пушкиным, избравшим путь обличителя и борца, понимаем, что плыть всем надо в одном направлении в сторону совершенствования человека, человеческого общества.

Об этом же слова нашего современника Михаила Дудина:

Что из того, что лжепророки лживы?
Извечная поэзия с тобой
За жизнь и честь ведет смертельный бой.
И мир живет, пока в том мире живы
Твоей души прекрасные порывы,
Оплаченные пушкинской судьбой.

Откликом учащихся на урок-размышление станет домашняя письменная работа под названием “Мой Пушкин”.

Учащимся предлагается поразмышлять над вопросами: какие пушкинские строки особенно нравятся? Почему? Какие строки заставляют задуматься, удивляют, поражают, волнуют, вызывают противоречивые чувства? Слова С.Маршака “У каждого возраста свой Пушкин” помогут кому-то определиться с идеей сочинения.

Учитель выражает уверенность в том, что все работы будут выполнены только на “хорошо” и “отлично”, и обращает внимание на следующие строки, предлагая подобрать эпиграф к прошедшему уроку:

…По всей Руси в теперешние дни,
Как первый гром, звучат слова поэта,
И в наше Завтра шествуют они.
С.Смирнов

И в каждом сердце, Пушкин, вы прочтете
Свои стихи.
Они у нас в почете.
Р. Гамзатов

Как сердце бедное унять?
Скорей бы пушкинская сила
Его наполнила опять.
Я.Смеляков

Искренние строки поэтов ХХ века учитель рекомендует девятиклассникам использовать в своих сочинениях.