Литература
-
Разработка урока по рассказу В.Шукшина "Волки" 2007
Предлагаемый урок проводится в 8-м классе как урок внеклассного чтения. Он продолжает знакомить учащихся с творчеством писателя В.Шукшина. До этого не было подробного изучения биографии писателя. Рассказ "Волки" интересен и как произведение с большим нравственным смыслом, и как произведение, дающее богатый материал для обучения художественному анализу текста.
-
Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого "После бала" 2007
Урок литературы показывает учащимся, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого "После бала", раскрывает гуманистический пафос этого произведения.
-
Интегрированное внеклассное мероприятие - музыкально-литературная историческая композиция, посвящённая 100-летию окончания войны России с Японией (1904–1905 гг.) 2007
Музыкально-литературная историческая композиция, посвященная памяти героев русско-японской войны (1904–1905) была исполнена хором мальчиков в День защитника Отечества. Данный опыт будет интересен Суворовским, Нахимовским и кадетским училищам, школам в городах со славными морскими традициями, классам с преобладанием мальчиков в коллективе и всем тем, кто чтит и уважает наше героическое прошлое и воспитывает своих учеников в духе патриотизма.
-
"Отцы" и "дети" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2007
За основу урока взято убеждение Л.Н. Толстого: "Нет нравственного стержня в родителях, не будет его и в детях". Цель этого урока - показать, какие жизненные уроки преподают своим детям "отцы", какие качества воспитывают в них и как.
-
Учебный проект "Художественный мир Сергея Есенина" 2007
Система уроков литературы по теме "Лирика Сергея Есенина" в 11-м классе (7 уроков). Метод проектов, программа Intel "Обучение для будущего". Название проекта "Художественный мир Сергея Есенина". Цели: выявить особенности художественного мира и воссоздать характер лирического героя поэта. В ходе работы над проектом учащиеся должны усвоить следующие понятия: художественный мир поэта, основные мотивы лирики С. Есенина, образ лирического героя, эволюция взглядов поэта, этапы творческого пути.
-
Рассказ А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда". Занятие элективного курса "Основы текстовосприятия" с использованием технологии развития критического мышления 2007
Занятие показывает приемы вхождения в чеховский стиль, в котором сюжет перестает быть главным. В рассказе "Скрипка Ротшильда", по мнению К.И. Чуковского, сконцентрированы "все основные черты мировоззрения А.П. Чехова и главные особенности его мастерства.
-
Интегрированный урок литературы, ИЗО, театра "Притча о блудном сыне" 2007
"Притча о блудном сыне" - великолепный образец прощения как проявления настоящей любви.
-
Интегрированный урок по предметам "Литература стран изучаемого языка" и "Индивидуальное обучение музыке" на тему "Джоэль Харрис – детям" 2007
Данный урок знакомит с творчеством американского писателя Джоэля Харриса, создателя знаменитых "Сказок дядюшки Римуса", и музыкальными произведениями известного фольклориста Эли Сигмейстера. А также развивает креативные способности учащихся при инсценировании одной из сказок с музыкальным сопровождением.
-
Урок-семинар с элементами исследования "Парадокс волшебных зеркал по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". 11-й класс 2007
В романе Булгакова переплетаются в один нерасторжимый узел сложнейшие проблемы. Одно "волшебное зеркало" дополняет другое, и все оказывается взаимосвязанным, зависимым друг от друга. Великие идеи буквально пронизывают всю ткань произведения. Буквально каждая реплика, действие героя обретают, кроме индивидуальных характеристик, общефилософский смысл, несут общую идею произведения и развивают ее. Получается: в "волшебном зеркале" образуется своеобразная система линз, которая вбирает в себя отражение и затем отбрасывает его, усиливая его смысл. При этом мы видим, как в конкретном оживает, начинает жить своей жизнью, отражается в своей исторической специфике большое явление, обретая всеобщее значение. "Никогда не будет последнего прочтения, как никогда не будет Последнего суда".
-
Урок на тему "В.А. Жуковский "Светлана". Тема веры и верности и их осмысление в балладе" 2007
Основные цели урока – формирование нравственных ценностей, выработка навыков анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, развитие умения грамотно и аргументированно выражать свою точку зрения.
-
Интегрированный урок (литература + химия) на тему "Любовь, что движет Солнце и светила" (Данте) 2007
Интегрированный урок химии и литературы назван словами известного поэта эпохи Возрождения Данте и посвящён чувству, во имя которого "воздвигли Тадж-Махал и разрушили Трою", чувству, ставшему основой одной из мировых религий ("Возлюби ближнего, как самого себя").
-
Конспект урока на тему "Чиновники на приеме у "ревизора". Анализ 4 действия комедии "Ревизор" 2007
Предлагаемый конспект урока "Чиновники на приёме у "ревизора" (по комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя) по литературе для учащихся 8-х классов поможет учителям сделать свою работу более содержательной, интересной. Он способствует организации диалога, создаёт для каждого ребёнка возможность самовыражения, развития творческих навыков.
-
Урок внеклассного чтения по теме: "Человек на войне" (по рассказу В.П. Некрасова "Сенька"). 7-й класс 2007
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу В.П. Некрасова "Сенька" знакомит учащихся с краткой биографией В.П. Некрасова. Основная цель урока - показать поведение, поступки и чувства героев рассказа перед лицом смерти.
-
Игра-викторина "Автограф" 2007
Игра-викторина " Автограф" проводится для учащихся 9-го класса в конце изучения творчества А.С. Пушкина. Занятие состоит из пролога (это театрализованная сцена разговора няни и поэта), трех блоков вопросов и эпилога (сцена последнего разговора Пушкина и его жены). Вопросы трех блоков заключают сведения о жизни поэта, людях, близких ему, местах Петербурга, связанных с его именем; проверяют знания сказок А.С. Пушкина; дают исторический и культурологический комментарий эпохи, изображенной в романе "Евгений Онегин". Заканчивается занятие рассуждениями учащихся о роли и значении творчества А.С. Пушкина в их жизни.
-
Философия жизни (поэтическая мастерская "Сочиняем хокку") 2007
Поэтическая мастерская – это урок творчества. Подобные занятия выстраиваются в рамках деятельностно-творческой парадигмы образования, в центре которой – знания и деятельность, погруженные в социокультурный контекст, в ситуацию диалога, взаимопонимания. Внимание направлено на ценностное содержание объектов окружающего предметного мира, их личностный смысл. Поиск смысла собственной жизни и бытия вообще является содержанием данного урока.
-
"…Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями…" (урок по рассказу "Кусака" Л.Н. Андреева) 2007
Шестиклассники впервые встречаются с произведениями Л.Н. Андреева. Важно, чтобы эта встреча не была последней, чтобы у них появилось желание самостоятельно читать его рассказы. Учащиеся, отвечая на вопросы, выполняя задания и размышляя о том, кто виноват в несчастной судьбе Кусаки, вырабатывают навыки анализа прозаического произведения. Затем делают вывод, что несчастье Кусаки случилось по вине равнодушных взрослых, что "все живое имеет одну и ту душу, все живое страдает одними и теми же страданиями", и поэтому все должны сочувствовать всякой живой твари, хрупкой и во всем от них зависимой.
-
Интегрированный урок с использованием ИКТ в 11-м классе "Сталинградская битва: исторические факты и её художественное отображение" 2007
Интегрированный урок истории и литературы с использованием ИКТ в 11-м классе, изучающий историко-литературные аспекты Сталинградской битвы. Основной целью урока служит создание условий для воспитания чувства патриотизма и гордости за свою страну и её народ. Для этого необходимо было охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне, раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге, проанализировать ключевые эпизоды из художественных произведений, отображающих Сталинградскую битву.
-
Педагогическая мастерская "Петербург Пушкина" (по поэме "Медный всадник" ) 2007
Урок организован по технологии педагогических мастерских и сочетает в себе мастерскую по построению знаний. Мастерская представляет комплекс заданий, выполняя которые, учащиеся 9-го класса подойдут к пониманию того, чем вызван интерес А.С. Пушкина к историческому прошлому России; позволит выявить позиции автора по отношению к Петербургу. На изучение темы по программе отводится 2 часа. Первый урок (педмастерская) посвящен Петербургу Пушкина (образу города), изображенному в поэме "Медный всадник"; второй – семинар "Два бунта" (жанр, композиция произведения, конфликт: власть, стихия, человек).
-
Урок внеклассного чтения по рассказу В.М. Шукшина "Экзамен" 2007
Данный материал – разработка урока внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу В.М. Шукшина "Экзамен". Занятие мотивирует учащихся, способствует более осознанному восприятию текста древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" в 9-м классе. На уроке не только развиваются навыки грамотно вести диалог, тактично дискутировать, чувствовать позицию автора и определять свою, но и становится возможным ощутить взаимосвязь истории, литературы и современной жизни; обогащается читательский и личный опыт учащихся, формируется гражданская позиция.
-
Урок-конкурс по стихотворению И. Бунина "Крещенская дочь" 2007
Анализ стихотворения – сложный для учащихся вид работы. Обучать серьёзному исследованию стихотворения надо с мадших классов. Помогает путь "от формы к содержанию", который исправляет типичную ошибку сочинений по лирическому произведению – вначале объяснять содержательный план текста, а затем "прикладывать" к нему набор найденных изобразительных средств. Урок-конкурс проводится после изучения стихотворений И. Бунина и уроков по поззии других авторов, на которых отрабатываются план анализа лирического стихотворения и выразительные средства языка.
-
Урок-КВН по книге Дж. Роулинг "Гарри Поттер и философский камень" 2007
Книги о Гарри Поттере – любимое чтение многих пятиклассников, и уроки по произведениям Дж. Роулинг воспринимаются ими с интересом. Задача учителя литературы – формировать внимательного читателя, показать, что ученики могут сами выбирать тексты для уроков, учить работать в группе. Форма урока КВН по первой книге о юном волшебнике даёт возможность и проверить знание текста, и оптимально выбрать материал для обсуждения, и организовать коллективную интересную работу. Задания – рассказ о себе от имени Гарри, узнавание героев и хозяев волшебных предметов, составление свидетельства об успехах – способствуют глубокому пониманию произведения.
-
Открытый урок литературы по теме: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Дума"» 2007
На данном уроке мы продолжаем формировать умение производить структурный анализ текста, определять его тип. Работа над текстом включает в себя развитие навыков анализа художественного текста, осмысление темы через речевой тренинг, выполнение заданий творческого характера, организацию индивидуальной и дифференцированной работы на уроке, предполагающей элементы дискуссии. Организуется процесс обсуждения, совместной деятельности по анализу текста, выявлению гражданской позиции каждого обучающегося.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Лирический герой поэзии Есенина" 2007
Центральной эстетической проблемой курса 7-го класса является “Герой – характер – образ”. Раздел, посвященный лирике, построен на сопоставлении эпического героя с лирическим, выяснении художественно-выразительных средств, которые используются для создания этого образа. Роль курса литературы в 7-м классе в общей структуре программы А.Г. Кутузова заключается в обучении эстетическому анализу, а основным структурным принципом является жанрово-родовой. С этой точки зрения образ автора приобретает первостепенное значение. Тема “Лирический герой поэзии С. Есенина” продолжает разговор о любви к родным местам, к родной природе, начатый на предыдущем уроке стихотворением Глинки. У ребят появляется возможность проверить свои знания о лирическом герое и умение определять его характерные черты. Живая, красочная поэзия Есенина – хороший материал для закрепления таких понятий, как "эпитет", "сравнение", "олицетворение" и "метафора".
-
Воплощение в музыке национально-освободительной идеи: от царя Давида до наших дней 2007
Интегрированный урок по мировой художественной культуре. Межпредметные связи: история, литература, русский язык, иностранные языки, этика, эстетика. Эпиграфом к уроку взяты слова Солера: "Лети же, мысль, на крыльях золотых..." Этим автором написано либретто оперы, принесшей славу Джузеппе Верди. Итальянский вариант названия оперы – "Набукко" – закрепился, возможно, потому, что полное имя героя, давшего ей название, неудобопроизносимо – Навуходоносор. В ней речь идёт о страданиях израильского народа в вавилонском плену. История эта пронизана тайной – это библейская история.
-
Анализ стихотворения Н. Гумилева "Жираф". Конспект открытого урока 2007
Данный урок предлагается в системе уроков по поэзии Серебряного века, в которой творчеству непосредственно Н.С. Гумилева отводится три часа учебного времени.
-
Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках концепции развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного процесса 2007
Внеклассная работа по литературе и русскому языку – важное звено учебно-воспитательной работы в гимназии. Значительное место в общей системе внеклассной работы принадлежит деятельности Клуба любителей русской словесности. Она способствует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие творческих способностей учащихся, подготавливает их к самостоятельной научно-исследовательской работе. Как правило, итогом внеклассной работы является проведение в гимназии предметной недели. Тематика ее может быть самой разнообразной. В работе представлены план проведения Недели русского языка и литературы, вопросы для проведения Аукциона знаний по русскому языку, вопросы Аукциона знаний по литературе на тему "Любви все возрасты покорны" и творческий отчет руководителя МО в виде презентации в Power Point.
-
Мотивационные особенности обучения французскому языку как второму иностранному на базе интеграции с русским языком и литературой 2007
В работе рассматриваются задачи переводчика художественной литературы, специфика перевода стихотворных произведений, особенности языка и стиля поэзии А.С. Пушкина. Представлен перевод стихотворений А.С. Пушкина учащимися старших классов.
-
Революция и Гражданская война в творчестве писателей XX века. "Все вы у меня… одинаковые – в поле брани убиенные…" (по роману М. Булгакова "Белая гвардия") 2007
Предлагаемый урок является очередным из цикла "Революция и Гражданская война в творчестве писателей ХХ века". Каково видение этой темы Михаилом Булгаковым в романе "Белая гвардия"? В процессе урока учащимся предлагается выявить две стороны личности Булгакова-художника: Булгаков-повествователь (его видение истории) и Булгаков-лирик (его основной мотив в романе). Широко используются биографические факты из жизни самого писателя, сопоставление их с внутренней автобиографией, которая нашла свое воплощение в произведении. Учащиеся выполняют исследовательскую работу и творческие задания. Урок показывает художественный мир писателя и ценность его романа "Белая гвардия".
-
Литературная гостиная «Л.Н. Толстой и его "Азбука"», с использованием компьютерной презентации 2007
Литературная гостиная «Лев Толстой и его "Азбука"» с использованием мультимедийной презентации для 4-го класса. Можно использовать как нетрадиционную форму проведения урока внеклассного чтения, литературного чтения во 2–4-м классах.
-
Литературная гостиная «Презентация книги О.Е. Щербаковой "Обо всем понемногу"» 2007
Литературная гостиная посвящается 75-летию города, которое будет отмечаться в июне 2007 года. На встречах в гостиной мы рассматриваем произведения дальневосточной литературы, знакомимся с вновь вышедшими книгами писателей и поэтов нашего города. Такая работа помогает прививать любовь к культуре родного края, побуждает к творчеству учащихся. Так среди участников гостиной есть ребята, которые пишут стихи, прозу. Отдельные ребята посещают заседания городской писательской организации.