Литература
-
Сценарий урока "Маленькие шедевры" Г.В. Свиридова (музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель") 2007
Гостиная посвящена предстоящей 195-й годовщине образования Царскосельского лицея – элитного учебного заведения. Именно здесь, "под сенью дружных муз...", в лицейских стенах, родилось братство одаренных молодых людей. И хотя эта гостиная – всего лишь плод фантазии, основанной на материалах воспоминаний лицеистов, строках из их писем, стихотворений и книг, посвященных лицейскому творчеству А.С. Пушкина и его друзей, но благодаря общему творческому труду мы совершаем увлекательное путешествие в золотой XIX век, в эпоху Пушкина. В гостиной звучат "музыкальные иллюстрации" Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина "Метель"; вальс Шопена; сонатина Моцарта; музыка Теппера де Фергюсона, хозяина гостиной, и музыка лицеиста Николая Корсакова.
-
Сценарий урока на тему: "Она ни в чем не виновата!" 2007
Более века минуло после смерти Натальи Николаевны, а интерес к ее личности не ослабевает. Какой же она была, эта первая красавица обеих столиц, – бездушной кокеткой, по вине которой произошла роковая дуэль, или глубокой, цельной личностью? Понять это, решить это для себя, задуматься о ее судьбе – задача данного занятия.
-
Урок чтения во 2-м классе на тему: «А.С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила"» 2007
Урок чтения во 2-м классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. Дети читают отрывки из сказок Пушкина и поэмы "Руслан и Людмила".
-
Сценарий гостиной: "Под сенью дружных муз…" 2007
Гостиная посвящена предстоящей 195-й годовщине образования Царскосельского лицея – элитного учебного заведения. Именно здесь, «под сенью дружных муз», в лицейских стенах, родилось братство одаренных молодых людей. И хотя эта гостиная – всего лишь плод фантазии, основанной на материалах воспоминаний лицеистов, строках из их писем, стихотворений и книг, посвященных лицейскому творчеству А.С. Пушкина и его друзей, но благодаря общему творческому труду мы совершаем увлекательное путешествие в золотой XIX век, в эпоху Пушкина.
-
Литературный ринг на тему: "Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу…" 9-й класс 2007
Литературный ринг по творчеству Пушкина. Участвуют две команды, которые соревнуются за звание "Лучший пушкинист".
-
Фольклорный праздник в 5-м классе 2007
Внеклассное мероприятие "Фольклорный праздник" помогает учащимся проникнуться поэтичностью устного народного творчества, овладеть умением рассказывать небылицы, сказки, петь частушки. Устное народное творчество - неиссякаемый источник для нравственного, эстетического воспитания учащихся. Простой и доступный пятиклассникам материал, основанный на русском фольклоре, позволяет заинтересовать учащихся; инсценировки небылиц, возможность "выступать" привлекают ребят к дальнейшему изучению литературы в целом. В сценарии использован краеведческий материал. Мероприятие носит интегрированный характер: предварительно на уроках ИЗО разбирается русский национальный костюм, изучаются особенности народных промыслов, учитель музыки готовит оркестр народных инструментов, исполнение частушек и народной песни. "Фольклорный праздник" проводится после изучения раздела "Фольклор".
-
Урок-размышление по феерии А.Грина "Алые паруса" на тему: "Душа родилась крылатой" (опыт интегрированного урока) 2007
Интеграция – это процесс объединения разрозненных компонентов в единое целое, их взаимопроникновение, которое устанавливает не только внешние, но и внутренние, смыслообразующие связи наук, искусств, различных способов познания и творчества. Интегрированный подход обеспечивает выход за пределы узкопрофессионального обучения анализу художественного произведения, способствует освоению литературы как искусства в органическом единстве с другими его видами, как средства формирования широких взглядов на мир. Опора на принципы интеграции позволяет более глубоко проникнуть в замысел автора, создает условия для развития творческого воображения, развивает ассоциативно-образное мышление.
-
Обучение сочинениям разных жанров 2007
Писать сочинение – дело нелегкое и непростое, хотя увлекательное и интересное. Умение писать сочинения вырабатывается постепенно. Развитие речи учащихся в письменной форме – одна из важнейших задач обучения русскому языку. Эта работа приобщает к литературному творчеству в программе факультативного курса "Обучение сочинениям разных жанров".
-
Интеллектуальная игра для школьников по теме: "Литературное веретено" по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2007
Как привлечь внимание учащихся к чтению классической литературы? Как вызвать желание к саморазвитию, самообразованию, познанию вечных истин? Как заинтересовать ребят на своих уроках? Путей развития интереса много. Один из них - использование занимательности, игр и игровых моментов на уроках. Статья содержит сценарий интеллектуальной игры для учащихся 8-х классов "Литературное веретено" по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".
-
Нетрадиционные формы урока и их роль в развитии учащихся 2007
На уроках приемлемы любые виды деятельности, если они вызывают живой интерес у ребят. Поэтому большое внимание я уделяю нетрадиционным формам урока. Организация викторины типа "Звездный час" и "Умники и умницы" на литературном материале способствует формированию у учащихся внимательного отношения к детали в художественном произведении. Кроме всего прочего, я получаю возможность в ненавязчивой форме выявить знание текста.
-
Анализ стихотворений О.Э. Мандельштама как опыт интерпретации поэтического текста 2007
В изучении курса литературы XX века, пожалуй, основное место занимает знакомство с русской поэзией начала века. Это время сопоставимо с нашим, эпоха рубежа веков – период поисков в политике, экономике, культуре. Поэзия Серебряного века с ее поисками новых форм, образов, тем интересна современному читателю своим новаторством, нестандартностью, зачастую эпатажностью, что вполне совпадает с мироощущением молодых людей начала XXI века. Особый интерес вызывает творчество тех, чья судьба стала трагичной впоследствии. Почему их личность вызвала такое внимание со стороны властей? Чем могло быть опасно поэтическое слово? Как связаны образ и судьба? В этом контексте изучение творчества О.Э. Мандельштама, одной из самых трагических фигур в поэзии начала XX века, особенно актуально. Я предлагаю интерпретацию одного из классических стихотворений поэта, которая, думается, заинтересует читателей, желающих знакомиться с литературой полнее, читать между строк, понимать недосказанное, видеть то, что скрывается в глубине поэтического текста.
-
Урок на тему: "Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Что ты клонишь над водами…" 2007
Первый урок по творчеству Ф.И. Тютчева в 8-м классе по программе Кутузова. Цель урока – подробный анализ лирического произведения и, в результате совместной деятельности, систематизация знаний учащихся о лирическом произведении, обучение умению анализировать художественное произведение через знакомство с поэтическим взглядом Тютчева на природу, освоение навыков анализа пейзажной лирики.
-
Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля". 8-й класс 2007
Представлен конспект урока-исследования по литературе в 8-м классе, который рассказывает о М.В. Ломоносове.
-
Два взгляда (категории войны и мира с точки зрения Л.Н. Толстого и современного читателя) 2007
Современная школа активно переходит на предпрофильное и профильное обучение. Перед учителями, работающими в профильных классах, в процессе обучения встают вопросы, связанные с тем, как учить и чему учить. На выходе из старшей школы мы должны видеть ученика, умеющего легко ориентироваться в современном мире, спокойно адаптирующегося к требованиям, предъявляемым действительностью. Как проверить такие умения? Как увидеть результаты предпрофильной и профильной подготовки?
-
Литературный вечер, посвященный 185-летию со дня рождения Некрасова: "Я лиру посвятил народу своему" 2007
Вечер построен в виде литературно-музыкальной композиции, основанной на биографическом материале с использованием стихов поэта, фрагментов его воспоминаний и документов, связанных с ним. Мероприятие адресуется как учащимся среднего звена, так и старшеклассникам. Рассказ ведущих о жизни поэта сопровождается чтением стихов и демонстрацией слайдов с картин Г. Венецианова, по тематике созвучных поэзии Некрасова. Музыкальным фоном вечера служит музыка Г. Свиридова.
-
Урок литературы в 10-м классе по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" (урок-исследование) 2007
Урок - очередной этап в изучении творчества А.Н. Островского. Специфика урока – в том, чтобы заставить учащихся задуматься над социальными и духовными причинами трагедии творческой личности. Тип урока определён как урок-исследование причин трагедии судьбы Ларисы Огудаловой. Уроки такого типа дают возможность направить учащихся на мыслительный, аналитический процесс; способствуют актуализации восприятия произведения.
-
Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М. Цветаевой 2007
Литературно-музыкальная композиция может быть использована как на уроке литературы, так и во внеклассной работе по предмету. Данное мероприятие показывает сложность и трагичность пути поэтессы, глубину ее поэтической мысли и красоту художественных образов.
-
План-конспект урока литературы в 8-м классе по теме: "Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь" (по сказке А.М. Горького "Заветы отца") 2007
В предлагаемой разработке урока углубляется понятие об изобразительно-выразительных средствах языка, развивается понимание символического языка искусства с помощью различных аудиовизуальных средств обучения. А всё вместе способствует воспитанию чувств патриотизма и мужества, любви к окружающему миру и доброты, признательности и благодарности старшему поколению, активной жизненной позиции.
-
Программа элективного курса по литературе на тему: "Русские "love story" 2007
Нет таких профессий, где не пригодилось бы знание вековых этических традиций поведения человека, его психологии, искусства владения словом. Политик, проповедник, юрист, менеджер, учитель, социальный работник должны овладеть основами этих знаний, если хотят достичь успеха в своей профессии. В этом призван помочь данный элективный курс. Чтение книг о любви - занятие увлекательное и полезное, но способностью осмыслить их суть и назначение (если там нет прямого морализаторства) обладают не все. Как не потеряться в море любовной литературы, понять "высокое" и отсеять "низменное", подскажут занятия по программе данного элективного курса.
-
Тема урока: "По следам прочитанных сказок" (программа А.Г. Кутузова). 5-й класс 2007
Данный урок для 5-го класса является обобщающим. Соответствует программе А.Г. Кутузова и составлен по учебнику А.Г. Кутузова «В мире литературы», 1-я часть. В ходе занятия учащиеся должны показать знания по изученным произведениям и по теории литературы. Урок составлен в нетрадиционной форме (КВН).
-
Урок литературы в 6-м классе по теме: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века" 2007
Урок литературы в 6-м классе знакомит учащихся с биографией поэта, развивает творческие и интеллектуальные возможности учащихся, отрабатывает навыки выразительного чтения стихотворений, прививает чувства любви к природе родного края, к Родине, воспитывает эстетический вкус у учащихся.
-
Интегрированный урок по литературе и химии на тему: "Последние дни" (М.Булгаков). Дуэль и смерть Пушкина 2007
Работа представляет исследование: можно ли было спасти А.С. Пушкина.
-
Интегрированный урок по литературе и химии на тему: "…оград узор чугунный" 2007
Неповторим архитектурный облик Петербурга – его ансамбли, набережные, мосты… В нём нашли отражение важнейшие этапы развития русского зодчества XVIII–XX столетий. Неотъемлемой его частью является удивительно разнообразное по рисунку «чугунное кружево» – садовые ограды, перила набережных и мостов, балконные решётки, ворота, фонари, флагштоки…
-
"Цветной туман" мечты и приключений (главы из романа А.Грина "Золотая цепь") 2007
На данном уроке учащиеся знакомятся с творчеством Александра Грина, анализируют главы из его романа «Золотая цепь». Отвечая на поставленные вопросы, ученики приходят к выводу, что мир мечтаний и грез нередко помогает человеку пережить горести и скорби, а порой – стать творцом своей судьбы.
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по теме: "Герой тургеневских произведений – не только русский народ, но и русский язык" 2007
Данный урок можно проводить после изучения рассказа "Бежин луг" или как внеклассное мероприятие по предмету (заседание литературной гостиной), причем учитель может подобрать рассказы, руководствуясь интересами учащихся или опираясь на цели, которые он преследует. Урок, который представлен на суд читателей, был проведен в малокомплектной школе, поэтому и тематика рассказов несколько ограничена. При желании можно включить в урок большее количество рассказов, стихотворений в прозе, а также историю создания "Записок охотника".
-
Интеллектуальный марафон "Захарово – Большие Вязёмы – поэтическая родина А.С. Пушкина" 2007
Одинцовский район известен тем, что на его земле находится охраняемый государством музей-заповедник А.С. Пушкина, включающий в себя усадебный комплекс Большие Вязёмы и Захарово. Ежегодно музей проводит творческие встречи юных поэтов, на которых выступают воспитанники нашего лицея. Мои ученики - частые гости музея. В 2007 году городу Одинцово исполняется 50 лет. Хотя город и молод, но имеет богатую историю. Литературное краеведение Одинцовского района очень разнообразно и заслуживает пристального внимания. Заинтересовать ребят историей края помогают различные интеллектуальные игры, в процессе которых они постигают красоту и богатство малой родины. Думаю, что это очень важно для сегодняшнего поколения - иметь духовную опору. Предлагаемый в статье интеллектуальный марафон рассчитан на глубокое знакомство с историей Больших Вязём и Захарова.
-
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад" 2007
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма, который проводится после предполагаемого прочтения пьесы А.П. Чехова дома. Позади - определённый опыт работы с чеховскими произведениями, сведения из биографии автора, чтение писем писателя. Всё это даёт возможность говорить о формировании личного отношения к творчеству А.П. Чехова и помогает строить разговор о такой простой и в то же время непростой пьесе, как "Вишнёвый сад".
-
Интегрированный урок по литературе и истории на тему: "Повесть о Петре и Февронии" Ермалая-Еразма (по произведению древнерусской литературы) 2007
Интегрированный урок история + литература с использованием компьютерной презентации на тему "Повесть о Петре и Февронии" Ермалая-Еразма. На уроке анализируется произведение в контексте культурной и политической жизни Руси в период феодальной раздробленности.
-
Литературная игра для учащихся 8-го класса, посвященная жизни и творчеству Н.В. Гоголя 2007
Игра может быть использована учителями литературы средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий в качестве мероприятия для проведения литературной недели.
-
Методическая разработка урока литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала"» 2007
Цели урока: показать учащимся роль Ясной Поляны в жизни Л.Н. Толстого; изучить жизненные источники рассказа "После бала", особенности композиции рассказа; провести наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.