Цель урока:
- показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;
- работа по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции;
- раскрыть гуманистический пафос рассказа “После бала”.
Оборудование: иллюстрация к рассказу “После бала”.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Л.Н.Толстого “После бала”. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.
Как выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем мы и поговорим сегодня.
2. Беседа с учащимися.
- Как композиционно построен рассказ?
- Какие две сцены противопоставлены?
- Что мы называем контрастом?
(Контраст – антитеза - противопоставление. Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т.п. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя)
- Почему рассказ, большая часть которого посвящена описанию бала, называется “После бала”?
3. Сравнительная характеристика поведения героев на балу и после бала.
- Давайте сравним поведение героев на балу и после бала.
- Какими эпитетами автор рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, солдат, наказываемого татарина во второй части?
Составление плана сравнительной характеристики.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ: | ВТОРАЯ ЧАСТЬ: |
- зала предводителя дворянства; | - описание улицы; |
- хозяева бала; | - солдаты; |
- Варенька; | - наказываемый; |
- полковник; | - полковник; |
- Иван Васильевич. | - Иван Васильевич. |
Запись планов в тетрадь.
4. Слово учителя.
Ребята, давайте найдем эпитеты, которыми Л.Н.Толстой рисует картины в первой и во второй частях, и запишем их в тетради.
Записи в тетрадях.
Бал – чудесный, зала – прекрасная, буфет – великолепный, музыканты – знаменитые, мотив мазурки звучит беспрерывно.
Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее “сияющее, разрумянившееся лицо с ямочками и ласковые, милые глаза”.
Отец Вареньки – красивый, статный свежий с белыми усами, белыми бакенбардами с блестящими глазами, радостной улыбкой, широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.
Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженным умилением.
- Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает “с восторженным умилением”? (Влюбленность, возвышенные чувства, близость любимой, молодость, красота).
Во второй части рассказа краски темнеют: что-то большое, черное.
На доске записаны ключевые слова: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке, Солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.
Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.
- Сопоставьте полковника и наказываемого (запись в тетрадях).
ПОЛКОВНИК | НАКАЗЫВАЕМЫЙ |
“Высокий военный в шинели и фуражке”. | Оголенный по пояс человек, спина его “что-то неестественное пестрое, мокрое, красное”. |
“Шел твердой, подрагивающей походкой”. | “Дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед”… |
“Румяное лицо и белые усы и бакенбарды”. | “Сморщенное от страдания лицо”. |
“Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура”. | Спотыкающийся, корчащийся человек. |
Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.
- Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
5. Обсуждение и выяснение идеи рассказа.
- Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам?
- Почему Толстой противопоставляет друг другу две части рассказа и в описаниях употребляет контрастные краски?
- Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке?
- Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Прав ли он был, по-вашему?
6. Сочинение-миниатюра.
“Мои впечатления после прочтения рассказа Л.Н.Толстого “После бала”.
Домашнее задание. Поразмышляйте над вопросом: Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?