Домашнее задание к уроку:
1).Анализ эпизодов. Аспект – уроки отцов.
1). Отъезд Андрея на войну. | Т1.ч1,гл.25(конец). |
2). Именины Элен. | Т1.ч3,гл.2. |
3). Сватовство Анатоля. | Т1.ч.3,гл.4,5. |
4). Проигрыш Николая Ростова | Т2.ч.1,гл.16 |
2). Приготовить свод вопросов конкретно к каждому эпизоду. Продумать пути сопоставления.
Таблица заполняемая по ходу урока:
“Как доказывает Толстой – писатель свою мысль: нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях”?
Аспект | Ростовы | Болконские | Курагины | ||||||
Манера поведения | Граф Ростов |
Наташа | Николай | Старый князь |
Андрей | Марья | Князь Василий |
Элен | Анатоль |
Черты хар-ра | |||||||||
Отношение к окруж. | |||||||||
Жизненные цели |
Отцы и дети… Тема вечная, охватывающая всю нашу жизнь: социальную, семейную, личную. В ней – все, что происходит с нами. Отношения отцов и детей, пожалуй, способны наиболее полно и всесторонне раскрыть сложный “мир” человеческих связей.
В романе “Война и мир” тема семьи имеет особое значение, но нас с вами сегодня интересует не семья как таковая, а уроки, которые родители преподают своим детям, и всходы, которые эти уроки дают.
У автора романа своя точка зрения на этот счет.
Цель нашего урока - проследить, как доказывает Толстой – свою мысль: нет нравственного стержня в родителях - не будет его и в детях.
Для анализа избраны определенные эпизоды в домашнем задании.
По ходу работы в таблицу будут вписываться новые определения, касаемые героев именно в этих эпизодах.
Эпизод №1- “Отъезд Андрея Болконского на войну”
В чем значимость этого эпизода?
В том, что в нем наиболее ярко показаны взаимоотношения в семье Болконских. Становятся понятны нравственные ориентиры и их происхождение, психология и характеры героев.
Этот эпизод поднимает такие вопросы, как:
- взаимоотношение детей (брата и сестры) между собой.
- взаимоотношения детей с отцом.
- нравственные нормы, внутреннее содержание героев.
Главная отличительная черта Болконских?
“Горделивая совесть”
Остановимся на странице, где старший Болконский прощается с сыном.
Какие уроки преподает старший Болконский своим детям? Андрею?
С каким чувством отец отправляет Андрея на войну?
С радостью! Радостью за что?
За то, что сын исполняет долг. Службу (в высоком значении этого слова) за опального отца продолжает сын.
Торопит сына.
Как понимает старший Болконский службу? Что в образе этого героя раскрывает понятие службы?
Служить, а не прислуживать. Но служить не как Ипполит, которому отец выхлопотал должность посла в Вене, и не адъютантом при каком-то, хоть и важном, но незначительном лице, как Берг, Борис Друбецкой, а при самом Кутузове. Хотя, быть адъютантом при ком бы то ни было не в традициях Болконских.
Как соотносятся в понимании старшего Болконского слова “адъютант” и “служба”?
“Скверная должность!” - не скрывает своих антипатий старый князь. Адъютант по его понятиям, это лакей, делающий карьеру, а служба- риск, опасность.
Просит в письме Кутузова употреблять сына в “хороших местах”.
Что значат эти “хорошие места” для старого князя?
Не в адъютантах, а, например на батарее Тушина.
Как должен служить сын по мнению отца?
Не из милости! “Коли хорош будет”. (Кутузов).
“Николая Андреевича Болконского сын из милости служить не будет”.
Ведь не Кутузову в итоге будет служить сын, а России!
Адъютант России!
Что значит четырежды повторенное отцом слово “спасибо”?
Спасибо сыну от отца и генерала, что светскому миру предпочел войну.
Какая борьба происходит в душе старого князя в момент прощания? Детали?
Борьба отца и гражданина с победой последнего.
Пусть лучше больно, чем стыдно.
“Гордость мысли” мешает обоим обнажить всю глубину переживаний.
Задиристая выходка отца многое объясняет в его душевной борьбе? Что?
- “Что-то” – это слезы;
- Любимый сын.
Докажите что Андрей Болконский безмерно уважает отца и имеет настоятельную потребность общаться с ним?
- Восхищение и понимание образованностью отца в политических делах, самообразование.
- Просьба забрать к себе сына в случае его смерти.
Такого комплимента он, может быть, за всю свою жизнь не получал. Это не просто высокая оценка человеческих качеств отца, но и сыновья любовь к нему, выраженная, как и все, что делает Андрей, по-мужски сурово и сдержанно.
Что характерно для общения детей Болконских между собой?
- Взаимоотношения.
- Образок, подаренный Марьей.
- Разговор об отце и полное понимание его позиций.
Вывод:
- Нравственные основы семьи Болконских, по мнению автора, - главная составляющая.
- Никто из отцов в романе не говорит со своими детьми умнее и лаконичнее князя Николая Андреевича Болконского.
- Старший Болконский воспитывает своих детей.
- Болконские – семья, где воспитывают настоящих мужчин, знающих себе цену.
- Князь Андрей никогда не оказался бы в компании Долохова и не проиграл бы ему в карты просто, наверное, даже не взял бы их в руки.
Анализ эпизода №2 “Проигрыш Николая Ростова”.
Если один отец провожает сына почти на верную смерть и этим гордится, то другой отец – граф Ростов – спасает своего сына от верной смерти.
Зачитать эпизод до конца.
Вчитаемся в эту страницу.
- Как ведут себя оба героя этой сцены?
- Какой урок преподал граф Ростов своему сыну?
- Детали, слова, жесты!
Отец “по-толстовски” мгновенно угадал за напускной бравадой душевное смятение сына. Надо знать своего Николеньку, чтобы тотчас понять, во что обошлось “честное слово”, которое он дал отцу (не просить денег) и не сдержал.
Он не деньги, а себя проиграл.
Кому проиграл? Почему отец оставляет свой вопрос без ответа?
Догадался, чьей жертвой стал его сын. Его обманули, провели, “наказали”. Над ним поглумился шулер, до этого, кстати, переставший бывать в доме Ростовых.
Вывод:
Что дает эта сцена в понимании “ростовской породы”?
Без укоризны и упрека протянута рука отца сыну. Он не только спасает от позора и беды Николая, но своим великодушием, прощением и пониманием раскрывает подлинный смысл и значение отца, способного родственное наполнить духовным. “Завтра” станет для Николая особенным днем, а может, целой эпохой в его жизни. Теперь, что бы он ни делал, его офицерское, дворянское и сыновнее “честное слово” уже не будет только словом – оно будет осознанным, ответственным поступком.
Потому и тянулись к ним многие, ибо в их семье царила атмосфера доброты и душевности!
Вот он – главный капитал Ростовых.
Анализ эпизода №3 “Сватовство Анатоля”
В то время, как отец – Болконский проводил на войну сына и гордился этим, другой отец – князь Василий Курагин – стремился как можно дальше упрятать своего сына от войны.
С какими мыслями явится Анатоль к Болконским?
- Женитьба.
- Повеселиться, ожидание чудачеств от князя Болконского.
Как проявился князь Василий как отец?
Такой же безнравственный, как и всегда (сын служит неизвестно где, лишь бы где-то в теплом месте.)
Чему учит сына? Как себя вести?
Будь почтителен. От этого многое зависит.
Почему старший Болконский требователен к дочери до деспотизма?
Ключ к разгадке в словах: “А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, не хочу”.
Источник людских пороков – праздность и суеверие. Нужны ум и деятельность. Потому и учит Марью математике.
Некрасивая – значит должна быть умной. “Кто ее из любви возьмет?”.
Какие детали подтверждают ум и прозорливость князя?
(Анатоль и Бурьен, взгляды, жесты).
Что важно князю в женихе для дочери?
Чтобы он был ее достоин.
В каких сценах с особой силой проявится чувство отцовства в старшем Болконском?
Невозможность разлучиться с дочерью толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные, “…нечего уродовать себя – и так дурна”.
Сватовством Курагиных он оскорблен “за свою дочь”, потому что любит ее больше себя.
Какие качества демонстрирует Марья?
- Мечтает о любви, ничего дурного даже не подозревает.
- Ей не свойственно это.
- Не видит ничего странного в поведении Анатоля и Бурьен, думает, что это от любви к ней.
- Готова простить Бурьен за низость.
- Главное в Марье – “лучистые глаза”. Достоинство – основная черта ее характера.
Жизненная цель?
“Призвание – быть счастливою счастьем любви и самопожертвования. Думать о чести и достоинстве дома Болконских.
Духовная Марья могла родиться только в семье князя Болконских.
Отец понимает, как богат духовный мир его дочери, знает, какой красивой она могла быть в минуты душевного волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, этой “подлой, бессердечной породы”.
Как переживают Курагины позор сватовства?
Легко “С веселой улыбкой Анатоль поклонился княжне Марье, как бы приглашая ее посмеяться над этой шуткой”.
Неловкая дурнушка Марья превзошла развязного и самоуверенного светского ловеласа, дала ему хороший урок. Предпочла остаться дочерью князя Болконского, а не женой Анатоля Курагина.
Анализ эпизода №4 “Именины Элен”.
Продолжит тему заботы о своих детях князя Василия эпизод, в котором он “женит” свою дочь на безуховских миллионах. Эта тихая “домашняя” страница романа играет важную роль.
Почему домашний мир Курагиных почти отсутствует в романе?
По причине их бездуховности. Приемы, ужины, встречи князь Василий устраивает только по деловым соображениям. Из выгоды.
Какое впечатление производит внутреннее убранство дома Курагиных?
Блеск, сияние. Все притворно.(Анализ интерьера)
Чем так озабочен князь Василий? Детали?
“Нынче все решится”. Не выпустить Пьера из рук.
Как меняется поведение князя Василия в зависимости от обстоятельств?
Улыбается, строго-вопросителен, ласков, решителен, неприятен, хмур.
Что чувствует Пьер?
- Стыд!
- Князь Василий готов на все ради денег. Прокомментировать его решительный шаг.
- Как хороший артист умеет сыграть роль, расчувствоваться. Разыграв сцену помолвки, даже прослезился. Мастерски сыгранная роль.
Что доказывает родство душ между князем Василием и его дочерью?
Такая же неестественная, лживая.
Роль матери?
Ее мучила зависть к счастью своей дочери.
Вывод:
Они чужды толстовской этике. Эгоисты, замкнутые только на себе. Пустоцветы. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу.
Итак, на примерах выбранных для анализа эпизодов, мы смогли убедиться в правильности авторской мысли о безусловной определяющей роли “отцовского” воспитания в становлении “детей”.
Бессмертный роман Толстого дает пищу для размышлений многим поколениям.
Домашнее задание:
1). Написать сочинение-размышление на тему:
а) Что я приемлю в воспитании молодого поколения в романе “Война и мир” и что отвергаю;
ИЛИ
б) Какие уроки по воспитанию молодого поколения я хотел бы воплотить в своей семье (нынешней или будущей).
2). Приготовиться к диспуту: “ В какой семье я хотел бы воспитываться”.