Учитель.
Внимание! Команды, соберитесь, сосредоточьтесь.
Итак, у нас сегодня необычный урок – итоговый урок-викторина по теме “Былина”. Называется он “Мир русских былин”.
Задачи перед нами стоят очень важные.
- во-первых, мы должны закрепить те знания, которые получили при изучении темы “Былина”;
- во-вторых, вы должны проявить свое умение работать с былинным текстом, т.е. правильно и красиво читать былину и уметь верно находить особенности данного жанра;
- в-третьих, вы должны показать, насколько внимательные и пытливые вы читатели и,
- в-четвертых, как вы умеете работать в составе группы, в коллективе.
Кроме того, вам дается возможность вновь проявить свои актерские и писательские таланты.
Несколько слов перед тем, как начнется игра.
Былины прошли сквозь всю историю Руси вплоть до XX века. Они рассказывали обо всех событиях, происходивших в государстве, впитывали в себя особенности народной речи и национального быта.
Это творчество многих поколений, и мы, изучая былины, как будто разговариваем со своими дальними предками и живем их чувствами. И главное из этих чувств – любовь к Родине, патриотизм. Былинные богатыри, побеждая лютых врагов, зарившихся на наши богатства, помогали жителям Руси собирать свои силы в трудные моменты истории, ощущать себя единым великим народом.
Пусть же и вас сплотят былинные сказания в крепкие дружины, наполнят чувством патриотизма и единения ваши души.
Итак, начинаем.
Как во городе Инте да во северном,
В знаменитой школе-то во пятоей
Собирались две дружинушки хоробрыи
Силой меряться да умением.
А и силушка не в руках у них,
Не в руках у них, а в головушке,
А уменьице – не мечом владеть –
Языком владеть да теорией.
Пусть же будут вам все заданьица
Легче пуху-то лебединого,
Пусть же славу поют, выхваляют вас
По уму-то все да по разуму.
“Символ доблести богатырской”.
Перед боем богатыри называли себя, говорили, какого они роду-племени, а изображения на щите давали сопернику определенные представления о том, с кем он имеет дело.
Капитаны, представьте свои команды.
(Представление команд – название, эмблема).
Первый бой-сраженьице. “Теория да история былинная”.
Вопросы задаются попеременно обеим командам. Если не отвечает на вопрос одна команда, может ответить другая.
Вопросы:
- Дайте определение жанра былины. (Былина – историческая песня, повествующая о богатырях и народных героях и сочетающая в себе историческую основу с фантастическим вымыслом).
- К какому роду литературы относится жанр былины? Докажите. (Эпический. Автор самоустранен. Есть четкий сюжет. Присутствуют диалоги, описания. Объективность изображения, реалистичность. Герой в эпическом произведении – обобщенный образ человеческого характера, многосторонний, но обладает определенной индивидуальностью).
- Каково примерное время возникновения былин и почему нельзя определить точнее? (8-9 век, существовали в устной форме, появились в дописьменную эпоху).
- Как строится былина, какие части в ней выделяются? (Зачин, развитие действия, кульминация, концовка).
- Назовите художественные приёмы, применяющиеся в былинах. (Повторы – от предлогов до типических мест; сравнения; постоянные эпитеты; гиперболизация; суффиксация).
- В чем особенности былинного стиха? (Одинаковое количество ударений в каждой строке; первое – на третий слог от начала, последнее – на третий слог от конца. Отсутствие рифмы, снятое ударение).
- В былинах упоминается Владимир-князь стольнокиевский. Кто послужил реальным прообразом для этого героя? (Владимир Святославич – до 1015 г, и Владимир Всеволодович Мономах 1053-1125 гг.).
- В некоторых былинах встречаются такие строки: “Обувал калоши да на босу ногу”, “на головушке да шляпа сорочинская”. Откуда в старинных былинах слова, появившиеся в русском языке в XIX веке? (Форма былины устная, каждое поколение добавляло нечто свое, а записывать их стали в 19 веке).
- Назовите фамилии известных сказителей и собирателей былин. (Кирша Данилов – 18 век, П. Н. Рыбников – 60-е годы 19 века, А. Ф. Гильфердинг – 70-е годы 19 века, П. В. Киреевский – 30-40-е годы 19 века, Ю. М. Соколов, В. И. Чичеров – 20 век, Рябинин Трофим, Аграфена Крюкова).
- Назовите имена некоторых русских писателей, создавших произведения на былинные сюжеты. (А. К. Толстой, И. А. Бунин, Н. С. Гумилев, А. С. Пушкин).
Второй бой-сраженьице. “Певцы былинные”.
Послушаем сказателей (выразительное чтение отрывков былин).
Третий бой-сраженьице. “А и в том ли во городе былинном…”.
Отвечать нужно сразу. Нет ответа – может ответить другая команда, если у неё есть версия.
Вопросы первой команде:
- Озеро, в котором Садко поймал рыбу Золотое перо? (Ильмень)
- Река в родном городе Садко? (Волхов)
- Дайте точный адрес Соловья-Разбойника. (У Грязи-то у Черноей, у березы у покляпыя, у речки у Смородины на сыром дубу)
- Какое отчество было у Соловья? (Одихмантьевич)
- Кто такие калики перехожие? (странники, нищие)
- Место обитания Змея Горыныча? (гора Сорочинская)
- Как называет своего коня богатырь, когда им недоволен? (“волчья сыть, травяной мешок”)
- Из какого города родом Алёша Попович? А Добрыня? (из Ростова, из Рязани)
- Как звали жену князя Владимира? (Апраксия)
- Сыном короля какой земли назвалась Василиса Микулична, жена Ставра Годиновича? (земли Ляховицкой)
- Что означает выражение “ой ты гой еси!” (будь здоров)
- Что произошло с дорожкой, которая заколодела, замуравела? (замерзла, стала непроходимой, заросла травой)
- Кто такой тать? А супостат? (вор, разбойник, недруг)
- Как иначе называют былину? (старина, старинка)
- Богатыри периодически ездили поляковать. Что это за занятие? (ездили в поле совершать подвиги богатырские)
Вопросы второй команде:
- Родной город Садко? (Новгород)
- Имя святого, помогавшего морякам и торговцам, в том числе и Садко? (Микола Можайский – Николай Угодник)
- Из какого села родом Илья Муромец? (Карачарово)
- Куда ранил Илья Соловья? (в право око со косицею)
- Кто такие поляницы? (богатырки)
- Богатырь, умевший превращаться в различных животных? (Волх Всеславьевич)
- Кого из отрицательных героев оскорбительно сравнивают с “собачищей старой” и с “коровищей”? (Тугарина Змеевича)
- Сообщите отчество Ильи Муромца и Алеши Поповича. (Илья Иванович, Алексей Федорович/ Леонтьевич)
- Как богатыри Дюк Степанович и Чурила Пленкович решали, кто из них достойнее? (одеждой выхвалялися да лошадьми)
- Что означает выражение “исполать тебе, добрый молодец”? (хвала, слава тебе)
- Откуда, из каких месть мурзамецкое копье? (татарское, восточное)
- Как звали племянницу князя Владимира? (Забава Путятична)
- Кто такой оратай? (пахарь)
- Что значит “рушить лебедя”? (резать на части)
- Добрыня, был случай, бил Алешу шалыгой. Чем это? (плетью, кнутом)
Четвертый бой-сраженьице. “Мы потрудимся над былиною…”
Каждой команде дается текст – отрывок из былины. Надо найти там все возможные художественные особенности и подготовить выразительное чтение с листа.
Пятый бой-сраженьице. “Угадай-ка старинку”.
Каждой команде зачитываются отрывки из былин. Надо назвать, из какой былины они взяты.
Первой команде:
“Он берет сумочку да одной рукой-
Эта сумочка да не сшевелится!
Как берет он ее обеими руками,
Принатужился он силой богатырской,
По колени ушел да в мать сыру землю…”
(“Илья и Святогор”)
Второй команде:
“А не езди-ко ты, дитятко, далече,
Да ты далеко-далече во чистое поле,
Ко тем славны горам да к сорочинским,
Да ко тем норам да ко змеиным,
Не топчи-ка ты там малых змеенышей,
Не пускай полонов оттуда русских!”
(“Добрыня и Змей”)
Шестой бой-сраженьице. “Взговорю-ка я да былинным стихом”.
Задание – написать хвалебные слова своим соперникам былинным стихом.
Учитель. Спасибо за игру. Жюри подводит итоги, учитывая рисунки к былинам, а вы выбираете лучшего игрока в команде соперников.
Итак, игра закончилась. Вы проявили свои знания и бойцовские качества, проявили свое умение внимательно, вдумчиво читать и работать в коллективе.
Надеюсь, помог вам в этом сам материал.
Еще раз хочу напомнить, что былины – часть нашей истории. А без исторической памяти о прошлом новое поколение погибнет, как дерево без корней. Поэтому не относитесь к былинам легкомысленно или пренебрежительно, мол, устарели. Ощутите выраженную в них и пронесенную через века идею единения и силы великого народа.