Интегрированный урок по литературе и технологии на тему "Моя профессия – железнодорожник"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с профессиональной деятельностью железнодорожников на примере художественных образов, созданных русскими писателями;
  • Развитие интереса к профессиональной деятельности на железнодорожном транспорте;
  • Воспитание чувства ответственности при выборе будущей профессии.

Вид урока: урок усвоения нового материала

Тип урока: обзорная лекция с элементами беседы

Оборудование: видеомагнитофон, аудиозаписи, фотографии, газеты о профессиях железнодорожников, выставка книг “Писатели о железной дороге”, подшивка газет “Гудок”, “Транссиб”.

Ход урока

1. Выразительное чтение стихотворения учеником.

Когд-то Великий Сибирский шел тракт.
Извозчики, тройки. А следом
В пыли утопая, вмерзая в снега
Шли пешие – счастья изведать.
От самой столицы, в таежной дали,
Знамением важного дела,
В награду страданиям – рельсы легли,
Встал город. И жизнь закипела!
И вот уж сто лет для великой Руси,
Хранят здесь рабочие руки
Великое дело, Великий Транссиб
И город Великой науки!

2. Вступительное слово учителя литературы о целях урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о профессии железнодорожника, представим профессиональную деятельность железнодорожников на примере художественных образов, созданных талантливыми писателями прошлого и современности. Услышим и увидим на уроке известное и неизвестное вам, детям железнодорожников, о труде ваших родителей, о той ответственности, которая лежит на них, узнаем, как интересна и в то же время ответственна работа на железнодорожном транспорте.

3. Слово учащегося (опережающее задание)

2006 год – год юбилейный. 105 лет Транссибирской магистрали, 110 лет Западно-Сибирской железной дороге.

Транссиб – это дорога, давшая толчок освоению восточных районов России. Протяженность магистрали от Москвы до Владивостока – 9288, 2 км. Это самая длинная стальная магистраль на планете. Транссиб проходит через 34 области, 4 края, 2 республики и одну автономную область Российской Федерации.

Дорога протянулась от западных пределов России до Тихого океана, через семь часовых поясов. Ныне истоком магистрали считается Ярославский вокзал Москвы. Конечный пункт – Владивостокский вокзал.

Транссиб - казенная железная дорога, крупнейшая в мире магистраль, соединившая Европейскую часть России с Дальним Востоком, соединяет в себе Южно-Уральскую, Западно-Сибирскую, Восточно-Сибирскую, Красноярскую, Дальневосточную железные дороги.

4. Учитель:

Транссибирская магистраль взрастила замечательного писателя Владимира Чивилихина, лауреата Государственной премии. Родился он в Мариинске, детские годы прошли на ст. Тайга, где он закончил после школы Тайгинский железнодорожный техникум и начал свой трудовой путь в локомотивном депо. Яркие впечатления тех лет воплотились в первых же его книгах “Живая сила”, “Про Клаву Иванову”. Любовь к тем, кто строит железные дороги и работает на них, пронес он через всю свою жизнь. Его повесть “Серебряные рельсы” - это гимн подвигу первопроходцев и изыскателей железнодорожных трасс, чьи имена носят теперь железнодорожные станции Кошурниково, Журавлево, Стофато.

В своем обращении к читателю в повести “Серебряные рельсы” Владимир Чивилихин пишет:

“Мне радостно, что в числе читателей настоящей книги будут многие сибиряки. Это станет возвращением малой части моего неоплатного долга Сибири, родным местам, дорогим землякам...

Родился я в Мариинске, “крестился” в Тайге. Наша большая семья осталась без отца перед войной, мне довелось рано узнать нужду и тяжелый труд, однако, я думаю, любой человек, а тем более писатель, не должен жалеть себя, если он это испытал в жизни. Такое “крещение” награждает его мерилом труда и лишений, помогает потом стать ближе к людям, лучше понять их.

К писательству я пришел через работу, ученье в техникуме, позднее в Московском университете и снова работу. Много занятий и профессий пришлось сменить: работал кочегаром на паровозе, слесарем, техником и бригадиром в депо, мастером и преподавателем в железнодорожном училище, литературным сотрудником и редактором отдела в “Комсомольской правде”, и все это было полезно. Как самое дорогое, берегу всю жизнь воспоминания о замечательной рабочей среде тайгинских железнодорожников, в которой я рос. Считаю святой и добровольной обязанностью писателя постоянно помнить о тех, кто ему доверил выразить свои заботы и надежды, свои политические и нравственные идеалы, помнить о долге перед народом, которому мы всем обязаны.

Настоящий писатель для меня — художник не только талантливый, честный, любящий жизнь и людей, но и человек, вооруженный научными знаниями законов общественного развития. За последние годы в русской советской прозе появилось много ярких и серьезных литераторов, глубоко реалистически подходящих к действительности, отвергающих ее лакировку и очернительство. Они с уважением относятся к прошлому своего народа, с надеждой смотрят в его будущее. Они, жаждая улучшения жизни, стремятся стать в своем творчестве современными. Я не имею в виду современность, так сказать, календарную; одному легче писать о людях, которые сейчас живут рядом с ним, другому, чтоб вышло хорошо, надо взять дистанцию. Не в этом дело. Важно стать современником своего народа, написать о главном, неисчезаемом,— современно лишь то, в чем живет будущее. И я счастлив, ощущая рядом с собой растущую силу сегодняшних и завтрашних солдат социалистической культуры...

Повести, собранные в этой книге и удостоенные в 1966 году премии Ленинского комсомола, я считаю началом своей работы в литературе. Мечтаю о том, чтобы в результате этой встречи с читателем нашлись у меня новые друзья и советчики, и среди них — сибиряки”.

Посмотрите на эту фотографию. На ней вы видите тех людей, которых называли изыскателями.

Изыскатели. Люди этой профессии первыми появляются там, где должна пройти железная дорога. Они, используя географические карты, материалы аэрофотосъемки и космической съемки, обследуют направление будущей железной дороги, определяют положение ее трассы, намечают места, где необходимо будет построить станции, мосты и тоннели. Вместе с другими специалистами они создают проект-прообраз будущей железной дороги.

Вот как описывает Владимир Алексеевич Чивилихин труд изыскателя в повести “Серебряные рельсы”:

“Нелегка изыскательская планшетка! Прежде чем трасса будущей дороги ляжет на бумагу, изыскатель не раз проедет вдоль нее, пролетит, пройдет, проползет. Геолог обогнет болото, где зудят миллионы комаров, не полезет в густой ельник, с которого сыплются за шиворот клещи. А изыскателю железной дороги нужен кратчайший путь. Поэтому он не может миновать гнилую мочажину, хотя в ней подступает под самое сердце студеная водица. Поэтому он пробирается через густейший кустарник - мордохлест, подстраховываясь, как альпинист, лезет по отвесной скале, преодолевает многокилометровые древесные завалы, оставляя на острых поторчинах клочья одежды.

Есть у изыскателя идеал, к которому он постоянно стремится: кратчайшее расстояние и минимальные уклоны. Удлинишь дорогу – поезда будут пробегать лишнее расстояние, заложишь крутой подъем – потребуется снижать вес составов, вводить толкача, двойную тягу…

И вот изыскатель перебирает множество вариантов, отыскивая самый выгодный… Изыскатель должен бесконечно верить в свой вариант – ведь он предлагает его на века и подтвердить правоту этого инженера могут только потомки…”.

Именно изыскатель и строитель железных дорог, в том числе и Транссиба, инженер с большой буквы, интеллигент в самом точном смысле этого слова, человек мыслящий, ищущий, но и умеющий делать любую черновую работу, писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский стал героем последнего, неоконченного романа Владимира Чивилихина “Дорога”.

5. Сообщение учащегося о Гарине-Михайловском (опережающее индивидуальное задание)

В 2008 году Новосибирск будет отмечать свое 115-летие. Вглядываясь в его историю, люди с благодарностью вспоминают человека, которому этот город в большой степени обязан своим рождением; Николая Георгиевича Гарина-Михайловского - вдохновенного инженера-изыскателя, строителя многих железных дорог на огромных пространствах России, талантливого писателя и публициста, автора тетралогии "Детство Темы", "Гимназисты", "Студенты" и "Инженеры", видного общественного деятеля, неутомимого путешественника и первооткрывателя.

В 1891 году Н.Г. Гарин-Михайловский руководил изыскательской партией, выбравшей место строительства железнодорожного моста через р. Обь для Великой Сибирской железной дороги, и своим "вариантом на Кривощеково" создал условия для возникновения Новосибирска - одного из крупнейших промышленных, научных центров нашей страны.

В нем все было незаурядным: внешний облик, мысли, дела...

"Передо мной вырастает стройная фигура юноши, со смуглым лицом, с седыми волосами, с юношески светлыми глазами. Вы не верите, что ему 50 лет. Вы не скажете, что это стареющий человек. Такие горячие глаза, такое подвижное лицо, такая приветливая улыбка могут быть только у юноши". Так писал о Николае Георгиевиче геолог Б.К. Терлецкий, его приемный сын.

Сохранилось немало фотографий, запечатлевших Николая Георгиевича, однако они не отражают до конца динамизма и обаяния этого удивительного человека.

Пожалуй, более яркое впечатление составляет словесный портрет, написанный А.И. Куприным:

"У него была стройная, худощавая фигура, решительно небрежные, быстрые, точные и красивые движения и замечательное лицо, из тех лиц, которые никогда потом не забываются. Всего пленительней был в этом лице контраст между преждевременной сединой густых волнистых волос и совсем юношеским блеском живых, смелых, прекрасных, слегка насмешливых глаз — голубых, с большими черными зрачками. Голова благородной формы сидела изящно и легко на тонкой шее, а лоб - наполовину белый, наполовину коричневый от весеннего загара - обращал внимание своими чистыми, умными линиями. Он вошел и уже через пять минут овладел разговором и сделался центром общества. Но видно было, что он сам не прилагал к этому никаких усилий. Таково было обаяние его личности, прелесть его улыбки, его живой, непринужденной, увлекательной речи".

Николай Георгиевич Михайловский (как писатель он выступал под псевдонимом Н. Гарин: от имени сына - Георгий, или, как звали в семье, Гаря) прожил удивительно яркую жизнь. Стоит перечитать все написанное им, чтобы глубже познать душу и сердце этого одаренного русского человека, которого современники считали талантливым, веселым и склонным к озорству человеком, умевшим прекрасно рассказывать о своей трудной, но удивительной работе инженера-путейца и не менее талантливо писать о пережитом и виденном.

6. Учитель:

В русской литературе есть еще один писатель, жизнь и творчество которого были очень тесто связаны с железной дорогой. Это Андрей Платонов. Он родился и вырос в семье слесаря паровозоремонтного завода. В годы гражданской войны служил в Красной армии – был помощником машиниста на бронепоезде, который водил его отец.

Платонов – автор рассказов “Старый механик”, “Происхождение мастера”, “Сокровенный человек”.

В жизнь писателя, сына железнодорожника, очень рано вошел мир слесарей и машинистов, машин и механизмов, мир, пропитанный запахом масел и пронизанный стуком колес.

Вот как пишет о работе машиниста Андрей Платонов в рассказе “В прекрасном и яростном мире”.

Зачитывается отрывок от слов:

“…Я был доволен своим назначением. Машина “ИС”… (до слов) … После меня машину повел Мальцев; он брал подъемы со скоростью пятидесяти километров, и на кривых у него не забрасывало машину, как у меня, и он вскоре нагнал упущенное мною время…”

Какими же качествами должен обладать машинист?

7. Учитель:

Мы рассмотрели профессии изыскатель и машинист. Теперь поговорим об одной важной профессии на железной дороге, профессии проводника вагона.

У многих из вас родители работают проводниками. Что вы знаете о работе проводника вагона?

Учащиеся рассказывают о работе своих родителей.

Обобщение учителя:

Одна из наиболее массовых и ведущих профессий на железнодорожном транспорте, связанная с обслуживанием пассажиров в пути следования – это проводник вагона.

Перед отправкой в рейс проводник принимает вагон, инвентарь и постельные принадлежности. Обеспечивает безопасную посадку и высадку пассажиров, их правильное размещение в вагоне, создает необходимые для удобного проезда условия: чистоту и порядок в вагоне, нормальный температурный режим, вентиляцию воздуха.

Проводник следит за исправным состоянием ходовой части вагона, автотормозов и электрооборудования, устраняет в нем мелкие дефекты, надевает и снимает приводные ремни подвагонного электрогенератора.

Он должен знать правила технической эксплуатации железных дорог, перевозки пассажиров и багажа, расположение станций маршрута следования поезда, инструкцию по сигнализации на железных дорогах.

Из школьных предметов необходимы хорошие знания по географии, физике, языкам.

Главное качество проводника вагона – доброжелательность к людям должна сочетаться с наблюдательностью, аккуратностью и расторопностью при обслуживании пассажиров.

Давайте рассмотрим, как описывается работа проводника вагона в литературе через художественный образ.

В романе И. Штеммлера “Поезд” разворачивающиеся события касаются каждого из нас, когда мы становимся пассажирами. Поэтому героями романа кроме пассажиров являются проводники, начальник поезда, начальник станции и другие, от которых зависит судьба железной дороги.

Одним из героев романа является Елизар – проводник вагона. Вот как в романе автор описывает его работу. (Чтение отрывка из романа)

8. Просмотр сюжета видеофильма о работе проводника пассажирского вагона.

9. Учитель:

Подведем итоги нашего урока.

  • Чем занимаются изыскатели?
  • Какую работу выполняет машинист?
  • Каков характер работы проводника вагона?
  • Какая из рассмотренных профессий вам более интересна и почему?
  • Какие учебные заведения необходимо закончить для того, чтобы стать специалистом железнодорожного транспорта?
  • С какими произведениями писателей вы познакомились на уроке? О каком писателе вы услышали впервые?
  • Какие произведения об истории строительства Транссибирской магистрали вы читали самостоятельно?
  • О каких профессиях железнодорожного транспорта в них говорится?

Многие выпускники нашей школы поступают в железнодорожные ВУЗы и техникумы. Они будут продолжать дело своих родителей, потому что для них железная дорога стала родной с детства.

Закончить урок хочется стихотворением нашей ученицы Екатерины Быковой:

“Тебе, Транссиб”

Когда-то в веке прошлом, устав от пешей жизни,
Услышав о хорошем дорогу проложили.
110 Западно-Сибирской, 105 Транссибу – эталон,
А как здесь стройку начинали, как гнулись спины, ребер звон.
Поднялись люди русские- рабы и заключенные,

Великие российские мыслители, ученые.
И наши люди русские, включив себя в работу,
Сумели все же выложить железную дорогу.
Пусть в сотый раз прокляв, с кровавой болью в горле,
И в сотый раз поня: во благо это горе.
Пройдя сквозь этот путь, смертельный и кровавый,

Прижмем теперь к груди дорожный флаг державы.
Да здравствует железная дорога! Великий и могучий путь.
Пусть впереди еще так много, но нас назад не повернуть.
Пусть за окном уже стемнело, и гложет сердце стук колес.
Мы отмечаем праздник века! Сердца залиты морем слез.

Блестят пусть рельсы наши сталью,
Звучат гудки, звучат во тьме.
Мы мчимся вслед за этой далью,
Навстречу солнцу и весне!

12. Выставление и комментирование оценок.

13. Домашнее задание.

Индивидуальные задания по газете “Гудок”, “Транссиб”:

  • Подобрать материал для знакомства с профессиями железнодорожного транспорта.
  • Прочитать отрывки из новой книги В. Распутина “Транссиб” в газете “Транссиб” №№ 39 - 47

Звучит Гимн Западно-Сибирской железной дороги в исполнении группы “Славяне” (аудиозапись)

Гимн Западно-Сибирской железной дороги

Городов и сел на свете много.
Через необъятные края
Пролегла железная дорога,
Западно-Сибирская моя.

От Саян до древнего Урала
Нефть и лес, Кузбасский уголек
На века дорога увязала
В мощный нескончаемый поток.

И гудят натруженные рельсы,
К поездам вагонники идут.
Трудятся движенцы и путейцы,
Службу энергетики несут.

С новым веком мы шагаем в ногу
И семьей единою живем,
И свою любимую дорогу
По-сыновьи матушкой зовем.

Сквозь тайгу, горы и реки
Днем и ночью мчат поезда.
Мы душой сроднились навеки
И дорога с нами всегда.