Урок литературы в 7-м классе (по программе А.Г. Кутузова) на тему "Стихотворение Ф.Н. Глинки "Москва"

Разделы: Литература


Оборудование: стихотворение Ф. Н. Глинки “Москва” (В мире литературы. 7 кл.: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений / Авт.-сост. А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е.С. Романичева и др. — М.: Дрофа, 1997 (и последующие издания). — С. 454 — 455.); презентация, выполненная в Power Point (акростих о Москве (автор неизвестен), написанный в 1840-е годы; изображение древней Москвы; изображения исторических и культурных памятников, упоминаемых в стихотворении Глинки (Колокольня Ивана Великого, Царь-колокол, Царь-пушка, Кремль); слайды с изображением известных мест Челябинска); распечатка поэтических и прозаических строк о Москве (на каждого ученика или по одному на парту).

Задания к уроку для всех: приготовить мини-сочинения о городе Челябинске и его достопримечательностях.

Индивидуальные задания к уроку: составить краткие исторические справки о Москве, Колокольне Ивана Великого, Царь-колоколе, Царь-пушке, Кремле; приготовить выразительное чтение стихотворения Ф. Н. Глинки “Москва”.

Ход урока

Учитель: Сегодняшний урок русской словесности я предлагаю начать необычно - со стихотворных строк, написанных в середине 19 века. Послушайте их и подумайте, о чем у нас пойдет речь?

(Слайд 1)

Мои мечты и силы молодые
О
дной тебе я отдал, посвятя;
С
удьбой своей чудесной в дни былые
К
ак сильно ты тревожила дитя!
В
сю жизнь свою останусь я с тобою,
А
ты сияй бессмертной красотою.

                                         1840-е годы

(Если ученики сразу не увидели, что из начальных букв каждой строки стихотворения складывается слово “Москва”, то необходимо напомнить им об этом.)

Учитель: Стихотворение, с которого мы начали наш урок, написано в форме акростиха. (Акростих - стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-нибудь слово или фразу.)

Действительно, сегодня мы будем говорить о Москве. Поводом к этому разговору послужило стихотворение Федора Николаевича Глинки, которое помещено в вашем учебнике. Запишите, пожалуйста, тему урока: “Стихотворение Ф. Н. Глинки “Москва”” (Слайд 2).

Цель нашего урока: погрузиться в слово МОСКВА, вспомнить исторические и культурные памятники, художественные тексты, которые с ним связаны. Создать свой образ Москвы, главного города России. В конце урока мы обратимся к образу нашей малой родины — будем слушать мини-сочинения, написанные вами о Челябинске.

Для работы тетрадную страницу разделите, пожалуйста, на три столбика. В первый столбик запишите, какие мысли, чувства, ассоциации вызывает у вас это слово – МОСКВА. (Даем ребятам поработать 2-3 минуты, а затем слушаем высказывания учеников.)

Учитель: Как и у вас, у многих людей с Москвой связаны совершенно разные чувства и мысли, но никого она не оставляет равнодушным. Во второй столбик будем записывать те факты, строки, мысли, которые вас заинтересуют на уроке. Итак, начинаем наше путешествие в мир слова “Москва”.

(На экран проецируется картина с изображением древней Москвы.)

Историческая справка (подготовленный ученик):

Москва, столица России, город-герой, центр Московской области. Крупнейший в стране (и один из важнейших в мире) политический, промышленный, научный и культурный центр. Расположена в Европейской части РФ, в междуречье Оки и Волги, на реке Москва. Площадь около 1000 кв. км., 8390,7 тыс. жителей (1998).

Первые поселения славянских племен на территории Москвы и ее окрестностей появились в конце 1-го тыс. н.э. Впервые упомянута в летописи под 1147. С 13 в. — центр княжества. С 14 в. — центр Великого княжества Московского. Со второй пол. 15 в. — столица единого Русского государства. С перенесением столицы в Санкт-Петербург (1712) сохранила значение второй столицы. Во время Отечественной войны 1812 была занята в сентябре-октябре французскими войсками Наполеона Первого и сильно разрушена.

Поэтическая справка (учитель): Многие известные люди посвящали Москве поэтические и прозаические строки. У вас на партах распечатки некоторых из них. Прочитайте их, выберите те, которые понравились больше других, и обоснуйте свой выбор.

Столица древняя, родная -
Её ль не ведает страна?
Её назвать, - и Русь святая
С ней вместе разом названа. (К.С. Аксаков)

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный. (М.Лермонтов)

На тихих берегах Москвы
Церквей, венчанные крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простёрлись по холмам
Вовек не рубленные рощи,
Издавна почивают там
Угодника святые мощи. (А.С. Пушкин)

Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! Как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва…как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось! (А.С.Пушкин)

“Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать”? (Л.Н. Толстой)

“Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой, и больше ехать уже некуда, Кремль и Василий Блаженный заставляли чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным”. (Художник В.М. Васнецов)

(Ученики читают понравившиеся строки и комментируют свой выбор.)

Учитель: Что объединяет все высказывания о Москве? С какими деталями связаны у авторов строк наиболее теплые воспоминания?

Послушайте стихотворение “Москва” Федора Николаевича Глинки. (Читает подготовленный ученик.)

Учитель: Что привлекает поэта в главном городе столицы? Какой он видит Москву?

(Далее даны возможные ответы учеников. Если они не отметят какой-нибудь момент, то учитель помогает. Необходимо напомнить ученикам о том, что наиболее интересные строки и факты необходимо записывать в тетрадь.)

Город чудный, город древний…

Обращает внимание на размеры Москвы:

Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..

Учитель: Почему автор выделяет курсивом слово “семь”? (Магическая цифра, Рим расположен на 7 холмах.) Какие речевые и художественные приемы использует автор в этом четверостишии для создания образа Москвы? (Олицетворение, лексический повтор, восклицательное предложение.) Что нового к пониманию образа добавляют два следующих четверостишия?

Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит.

(Сравнение, антитеза.)

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка-Москва!

(Деталь подчеркивает древность церквей, используется фразеологизм, обозначающий большое пространство.) Почему выделены курсивом слова “матушка-Москва”? (Слова принадлежат не только автору.)

О каких московских достопримечательностях идёт речь в двух следующих четверостишиях? (Колокольня Ивана Великого, Царь-колокол, Царь-пушка, Кремль) Почему именно об этих? Послушаем историческую справку. (Выступления подготовленных учеников. Во время выступлений демонстрируются изображения названных московских достопримечательностей.)

“Теперь, на досуге, не хочешь ли со мною прогуляться в Кремль? Дорогою я невольно восклицать буду на каждом шагу: это исполинский город, построенный великанами; башня на башне, стена на стене, дворец возле дворца! Странное смешение древнего и новейшего зодчества, нищеты и богатства, нравов европейских с нравами и обычаями восточными!” (К.Н. Батюшков)

Кремль, центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями; комплекс оборонительных, дворцовых и церковных сооружений. Кремль располагался на высоких местах, обычно на берегу реки или озера, и был ядром города, определял его силуэт и планировку. Кремли сохранились в Новгороде, Пскове, Туле, Нижнем Новгороде, Смоленске, Москве и других городах.

(Слайд 3)

Кремль Московский, древнейшая и центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москва, один из красивейших архитектурных ансамблей мира. Московский Кремль в 1156 был укреплен валом; в 1367 возведены стены и башни из белого камня, а в 1485-95 – из кирпича. Памятники русской архитектуры 15-17 вв. на территории Московского Кремля: соборы – Успенский (1475-79), Благовещенский (1484-89) и Архангельский (1505-08), колокольня “Иван Великий” (1505-08, надстроена в 1600), Грановитая палата (1487-91), Теремной дворец (1635-36) и др. Среди 20 башен Московского Кремля наиболее значительны Спасская с Кремлевскими курантами, Никольская, Троицкая и Боровицкая.

(Слайд 4) “Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... нет! У неё есть своя душа, своя жизнь...” (М.Ю. Лермонтов. “Панорама Москвы”)

Колокольня — башня с открытым ярусом для колоколов, стоящая рядом с храмом или включенная в его композицию.

Известный немецкий композитор Роберт Шуман, побывав в 1844 году на гастролях в России, под впечатлением увиденного в Москве начал писать стихи и рисовать. Одно из его стихотворений называется “Колокол Ивана Великого”.

“Царь-колокол”, памятник литейного искусства 18 в., установлен в Московском Кремле; масса свыше 200 тонн (высота с ушками 6,14 м., диаметр 6,6 м.); отлит в 1733-35 русскими мастерами И.Ф. и М.И. Маториными. Во время пожара 1737 г. От “Царь-колокола” отвалился кусок в 11,5 тонн.

“Царь-пушка”, артиллерийское орудие (мортира), отлитое в 1586 русским мастером А.Чоховым. Масса ствола 40 тонн, длина 5.34 м., калибр 890 мм. Предназначалась для обороны Кремля (но из нее никогда не стреляли). Памятник литейного искусства 16 в. Установлена в Московском Кремле на лафете, изготовленном в 19 веке.

Учитель: С какой целью автор использует в этих четверостишиях риторические вопросы и анафоры (единоначатия строк)? (Подчеркнуть удивительность этих памятников, их огромность и силу народа, создавшего такие чудеса.)

В следующем четверостишии используется старославянское слово “выя”, вместо общеупотребительного “шея”, для отражения преклонения автора перед несгибаемостью, гордостью Москвы.

Какую особенность построения следующих двух четверостиший можете отметить? (Вынесение в отдельную строку важных для автора определений-эпитетов.)

Что желает Москве автор в последнем четверостишии? Почему Москва названа здесь срединным градом?

Как, с вашей точки зрения, нужно читать это стихотворение? (Слушаем комментарии партитуры чтения, а затем чтение стихотворения несколькими учениками.)

Учитель: А теперь обобщим все, что мы сегодня узнали на уроке. Прочтите, пожалуйста, все, что вы записали в первый и второй столбик. В третьем столбике вам сейчас нужно будет подвести итоги ваших впечатлений с помощью синквейна. (Демонстрируется слайд 5 с планом работы.) (Ученики создают синквейны и читают то, что у них получилось.)

Учитель: Москва – главный город России, ее столица. Это прекрасный и удивительный город. Это наша большая родина. Но у каждого из нас есть еще малая родина – тот город, в котором мы родились и живем, – город Челябинск. Пусть он не столь древний, как Москва, не такой большой, и не так много в нем удивительных чудес, однако нам тоже есть чем гордиться. (Просмотр слайдов о Челябинске.)

Я просила вас приготовить мини-сочинения о городе Челябинске и его достопримечательностях. (Слушаем работы учащихся.)

Домашнее задание (по выбору учащихся):

  • выучить наизусть стихотворение Ф. Н. Глинки “Москва”;
  • самостоятельно найти и выучить какое-то другое стихотворение о Москве или Челябинске;
  • составить свою книгу стихотворений, высказываний о Москве или Челябинске.