Программа "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы – насущная проблема современности"

Разделы: Литература


Если вы хотите, чтобы
ваши питомцы стремились
к добру, – воспитывайте
тонкость, эмоциональную
чуткость юного сердца.

В.А.Сухомлинский

В современных условия на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.

В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом духовно-нравственное возрождение человека-это проблема, от решения которой зависит будущее страны.

В каких неблагоприятных условиях ни находились бы мы, учителя-словесники, каждый из нас стремится внести посильный вклад в повышение эффективности литературного образования, поэтому появляется все больше авторских программ и учебников по литературе.

Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное-проблема души и духа человека и целого народа.

Современный школьник сейчас в таких жизненных условиях, которые заставляют его бороться с деконструктивизмом собственных взглядов и мышления, интуитивно приводят к стремлению дойти до сути того или иного явления и в то же время охватить его в целостности. Вместе с этим формируется мотивация к преодолению деперсонализации собственной личности. Все это вместе взятое создает предпосылки для формирования философского склада мышления. Поэтому встает вопрос о динамическом подходе и к школьному преподаванию литературы, приобщающего к процессу развития художественной мысли родного народа.

В школьном учебнике издавна разработана такая система: от произведений устного народного творчества до современной прозы, лирики, драмы. Система нравственно-эстетических и социальных представлений и чувств задается отбором фактического круга чтения и методами работы. Уровень читательских интересов учеников формируется всем кругом их чтения, включающим произведения, которые составляют достояние отечественной литературы.

Знакомясь в 5-м классе с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок, ребята вместе со мной познают удивительный мир волшебства, образности и точности.

Сказка “Бой на Калиновом мосту”, где главный герой Иван, крестьянский сын, настоящий воин, умеющий постоять за себя словом и делом, учит детей чувству долга, мужеству, храбрости. Ребята готовят пословицы к уроку, а когда читаю пословицы других народов нашей планеты, удивляются их схожести, Например: вот как звучит китайская пословица о дружбе и друзьях: “Хороший друг-это настоящий клад”, о том же болгарская пословица: “Друг познается в беде, как золото в огне”,
французская: “Хороший источник узнаешь во время засухи, хороших людей – в беде”. Сравним их с русской пословицей: “Друзья познаются в беде”.
Огромное воспитательное значение имеют сказки А.С.Пушкина.

В работе над сказкой А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях я использую слова антонимы, дающие характеристику героя:

Царица Царевна
Гордая смиренная

Словарь Даля объясняет: смирение паче гордости. Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать.

Своенравная сдержанная

(Делающая все по-своему, на свой лад, чтобы другие подчинялись этому порядку)

гневная милостивая, кроткая.

Где гнев, там и милость. Покорное слово гнев укрощает.

Ребята, ссылаясь на поступки героев, составляют короткий рассказ о царевне или царице с элементами характеристики, определяя положительные и отрицательные человеческие качества героинь.

Литературная сказка Х.К.Андерсена “Снежная королева” глубоко любима детьми. Ученики, узнав о писателе Андерсене, что он был некрасив и хорошо знал это …, рассуждают о красоте внешней и внутренней. Интересен для них поступок писателя, когда он, вынув алую розу, дарит ее самой некрасивой девочке судомойке, она была к тому же хромая, как утка…

Описывая облик Снежной Королевы и Герды, вместе с учениками отвечаем на вопросы:
Какие душевные качества отразились в облике Снежной Королевы и Герды? Можем ли мы сказать, что и Герда, и Снежная королева любили Кая? А Кай? Каков он? Кто победит в этой неравной борьбе? Разве мог добрый автор своих героев отдать злым силам?

Многие герои Андерсена помогают Герде найти Кая, и эта сказка учит детей добру и любви, добро торжествует над злыми силами.

Скрытой пружиной 6 класса является идея – “Изображения в литературе взаимоотношений человека с окружающим миром: здесь важно показать учащимся, как невидимые духовно-нравственные законы взаимоотношений человека с человеком, человека с обществом, властью, природой по-настоящему правят миром; как писатель в силу своего таланта умеет передать людям необратимость действия этих законов, необходимость следования им, если человек хочет быть Человеком, с осознанием свой самоценности как личности и с чувством самоуважения.

Раздел “Устное народное творчество” в 6классе представлен былиной об “Илье Муромце и Соловье Разбойнике”. Наделяя героев-богатырей сказочной силой и удалью, сказители говорят о настоящих защитниках Земли Русской. Обращаю внимание учеников на построение и язык былины, говорю о художественных изобразительных средствах языка: повторах, гиперболе, литоте: “мальчик-с-пальчик, мужичок-с-ноготок”, о постоянных эпитетах, о красоте русского языка. Многие былины посвящены подвигам Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Микулы Селяниновича, но с особой любовью показан Илья Муромец, крестьянский сын.

Народ славит защитников и тружеников любимой Родины.

Высока высота поднебесная,
Глубока глубина окиян-моря,
Широка раздолье по всей земле,
Глубоки омуты Днепровские,
Высоки горы Сорочинские,
Темны леса Брянские,
Черны грязи Смоленские,
Быстры-светлы реки русские.
А и сильны, могучие богатыри на славной Руси!

Особое воспитательное значение несут летописные произведения Древней Руси. “Повесть временных лет” ценна для нас тем, что она открывает завесу времени и дает возможность окунуться в быт Древней Руси, познать нравы и обычаи наших предков, приобщиться к духовному миру древнерусского человека.

“Слово о погибели русской земли” – произведение, написанное в первые годы монголо-татарского нашествия, с какой сокровенной любовью и гордостью неизвестный автор говорит о дорогой нам и ему Родине, как ни тяжело приходилось русским в борьбе с половцами, хазарами, печенегами Золотой Орды, их жестокость затмила все испытания, выпавшие на долю русской земли.

Перед учащимися 7-го класса стоит задача увидеть художественное время и художественное пространство в литературе, прошлое нашей Родины, какие художественные способы и средства находит автор, чтобы высветить многообразие душевных состояний героя, вызвать к ним личностное отношение читателя, раскрыть и свое видение сложной проблемы и характера персонажей.

Пафосом отрицания деспотизма, идеей уважения человека, его чести, достоинства является поэма Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича”, XIV век, время Ивана Грозного. Опричник Кирибеевич обманывает царя, скрывая, что полюбил замужнюю женщину.

Сила страсти, глубокое чувство внушает уважение гуслярам, которые поют о Кирибеевиче как о добром молодце и сравнивают его с “молодым голубем сизокрылым”. Ученики ценят в человеке мужество, смелость, отвагу и вовсе не склонны видеть положительные качества в силе и искренности его любовного чувства. А это так важно увидеть.

О героических подвигах запорожских казаков повесть Гоголя “Тарас Бульба”. Мастерство автора заключается в умении создавать яркие характеры.

Особенно интересна работа учащихся над образами запорожских казаков: Тараса Бульбы, Остапа и Андрия, боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Сцена казни Тараса, мужество, презрение к смерти, любовь к Родине, глубокая вера в то, что борьба за ее независимость продолжается.

“Запорожцы шли на казнь не боязливо, не угрюмо, но с какой-то тихой горделивостью”. Белинский писал: “Что такое Тарас Бульба?

Это представитель жизни целого народа, целого политического общества.

Таким образом, литературный курс (5—7-й классы) является, с одной стороны, пропедевтическим, раскрывает перед учащимися широкий панорамный взгляд на литературу как вид искусства, с другой стороны, приводит их к убеждению, что литература в школе это не просто чтение и проговаривание отдельных вопросов, а это предмет такой же сложный, как математика, физика, история, а может быть, в силу своей многофункциональности, и гораздо сложнее, требующий серьезного обучения, как и любой другой вид искусства.

С 8-го класса начинается курс на историко-литературной основе, который опирается на фундаментальный материал средних классов. Но в отличие от средних классов курс строится строго по хронологическому принципу: изображение человеческой личности в литературе Древней Руси в XIX веке (1 и 2 половины) и XX век. В литературных направлениях классицизма, сентиментализма, романтизма и в литературных направлениях рубежа веков. Остановлюсь на двух произведениях, изучаемых в 8 классе: “Капитанская дочка” А.С.Пушкина и “Песня о Соколе” М.Горького.

“Капитанская дочка” принадлежит к тем произведениям русской литературы, без знакомства с которыми не может состояться культурный читатель с его раздумьями о серьезных проблемах морали (вопросах чести, долга, любви).

Разбив класс на группы, поручаю учащимся подготовить короткие сообщения о сюжетных линиях “Капитанской дочки”: о любовной истории Гринева и Маши Мироновой одним, другим о Пугачеве и пугачевском восстании, третьим о духовном созревании Гринева и проблеме чести.

Пушкин, изображая Пугачева через его отношение к Гриневу, не показывает его как полководца, как вождя крестьянского восстания. Дети судят об этом косвенно. Ясно, перед нами талантливый, самобытный предводитель народа, умный, расчетливый, удалой и безгранично смелый, он обречен на казнь, потому что обречено на поражение стихийное крестьянское восстание; размах событий, его незаурядная личность оставят глубокий след в памяти народной и в истории России.

К сожалению, добрые порывы соединяются в душе Пугачева с жестокостью и даже беспощадностью к людям враждебного лагеря,
а иногда и безвинным людям. Выбор фигуры повествователя (Гринева) не случаен, стремясь к достоверности, Пушкин остановился на среднем дворянине, у которого под влиянием исторических событий понятие чести расширяется до границ двух прекрасных качеств доброты и благородства.

Пушкин выступает против лжи, предательства и вероломства. Носителем всевозможных нравственных пороков является Швабрин. Главные же герои повести Гринев и Маша Миронова – в любви раскрывают свои лучшие качества.

Одна из задач изучения “Капитанской дочки” А.С.Пушкина – установление связей этого классического произведения с нашей современностью, пробудить раздумья учеников над вопросами морали, поведения, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, благодарность за добро и желание принести добро другим людям, рыцарство, чувство чести и собственного достоинства.

“Песня о Соколе” М.Горького. Действие происходит в сыром ущелье: столкновение Ужа и Сокола соотнесено с картиной огромного мира. На фоне свободного неба – Сокол, сраженный в бою, не отчаяние, не упадок воли испытывает он, а чувства гнева, жажду борьбы. Все охвачено борьбой, стремлением к свободе: “…бились волны внизу о камни”, “поток стремился навстречу морю, гремя камнями…” Слова: жизнь, счастье, небо, битва стоят рядом и не оставляют сомнений в благородстве и возвышенности его стремлений.

Для Ужа теплое и сырое ущелье – обетованная земля. Подвиг Сокола – в активной ненависти к обывательскому покою, в стремлении к свободе, которая выше жизни. Трагедия Сокола – это трагедия борца, вынужденного покинуть поле боя. Учащиеся на примере этих героев рассуждают о смысле жизни, идее “Песни о Соколе”. Афоризм “безумства храбрых – вот мудрость жизни” – вот идея, уточняемая М.Горьким: как Сокол создан для вольного полета и борьбы, так и человек создан для борьбы и свободы.

В 9-10-х классах изучение русской литературы XIX-XX вв. происходит по программам, утвержденным Министерством образования, где содержание традиционно. Большой объем и количество художественных текстов не допускает включения дополнительного материала, но расстановка специальных акцентов при анализе русской классики сосредоточит внимание старшеклассников на своеобразии способов изображения человеческой личности в художественной литературе разных направлений.

В программу 9-го класса включены такие произведения как “Слово о полку Игореве”, где присущ патриотический пафос, произведения М.Ю.Лермонтова “Прощая, немытая Россия”, “Родина” – возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова, в “Бедных людях” Ф.М. Достоевского -изображение любви как высшего прояления человеческой сущности…

“Словом о полку Игореве” завершается изучение произведений древнерусской литературы в средних классах. Одновременно “Слово…” открывает собой курс литературы в историко-литературном освещении. По объему это произведение – небольшое, но вместе с тем необычайно монументальное по своему сюжету, образам, пространственным границам. Его героем является вся Русская земля и в повествовании “Слова…”так же втянуты огромные географические пространства – от Новгорода на севере и до Тмуторакани на Черном море на юге , от Волги на востоке до Галича на западе.

Поход Игоря против половцев и поражение его войска – это повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, объединении и защите Русской земли. Эта мысль единение русских против общих врагов и является главной мыслью произведения. Горячий патриот, автор “Слова” видит причину неудачного похода Игоря не в слабости русских воинов, а в князьях которые не объединены, действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы.

Идея единства Руси не умирает в XII веке, она высказывается в летописях, она провозглашается отдельными князьями системы – единых. Идея единства Руси продолжала существовать в народе, использующими популярность в своих эгоистических целях. Идея единства Руси продолжала существовать в народе. Провожу параллель с современностью. Обращаю внимание ребят на личностные характеристики героев: Игорь – храбрый воин, защитник Родины; Ярославна – нежная, любящая жена Игоря, тоскующая по любимому мужу, Всеволод Буй тур напоминает народного богатыря, он прыщет на врагов стрелами, гремит об их шлемы мечами харалужными, сражается с врагами подобно Илье Муромцу и куда поскачет, там лежат поганые головы половецкие.

Автор не клеймит позором князя Игоря, он его современник, истинный защитник Руси. Поход Игоря хотя явление и типичное, но временное, а Родина, ее история, ее честь – смысл человеческой жизни.

Учащиеся говорят, что “Слово” живет в веках, сама идея единения Руси вечна, чтоСлово” обладает высочайшими художественными достоинствами, что оно написано необыкновенно талантливым человеком, который глубоко лично воспринимает историю своей Родины, ее раны и беды. Именно сила любви, в особенности к родной земле, страстно, нежно и так значительное, что делает талантливо выражены, и есть то самое “Слово…” бессмертным.

В программе 10-го класса по литературе дана общая характеристика русской классической литературы XIX века. Эстетические и нравственно-философские достижения русской литературы просматриваются и в произведении А.С.Пушкина “Евгений Онегин”.

Я не буду останавливаться на этом произведении, методика работы всем известна. Остановлюсь на Достоевском.

На уроке по теме “Петербург Достоевского” – это мир, расколотый надвое”, достаточно взрослые ученики осознают, что значит внешняя красота и внутренняя, как часто это не совпадает: и в прекрасном Петербурге, где дворцы и роскошь, есть закоулки для бедных несчастных.

 У многих Петербург ассоциируется с изяществом, роскошью Петродворца, величием дворцов и набережных города и романтикой белых ночей. Но существует и другая сторона Петербурга. Это город холодный и равнодушный к людям, а судьбы некоторых из них оказываются загубленными в тесноте комнаток. Это призыв ко всем: не будьте равнодушными к бедам других, не проходите мимо. Человек доведен до такой нищеты, за которую, по словам Мармеладова, “Даже не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой”. Мир романа “Преступление и наказание” Достоевского – мир неблагополучный, В нем царит озлобление против всех. Главное свидетельство преступности мира – голодные и несчастные дети. Родион Раскольников, вместе с героями романа является преступниками, они переступают либо через других, либо через себя, на совести многих, если не чья-то смерть, то поруганная честь. Размышления Родиона о том, что смерть” бессмысленной, злой старушонки” спасет тысячи жизней и не загладится одно, крошечное преступление тысячами добрых дел, заканчиваются созданием преступной теории. Когда он переживает тяжелые нравственные муки, то мучается лишь содеянным. Наказанию в романе уделяется гораздо больше места, чем преступлению. Автор подводит к размышлению о том, может ли человеческая жизнь строиться по теории. Финал романа оптимистический, светлый. Писатель верит в человека, в абсолютность нравственных законов. Учащиеся вместе со мной страница за страницей прочитывают роман, рассуждают над нравственной проблемой, имел ли право Раскольников на убийство? Что такое наказание? Говорим о высшей мере наказания за смерть невинных людей в современном мире, об Уголовном Кодексе Российской Федерации. Нужен ли варварский закон о насильственной смерти, о законе и справедливости, о чести и совести, о долге каждого гражданина вести свою жизнь по нравственным законам общества.

В 11-м классе я работаю по учебнику В.В. Агеносова “Русская литература ХХ века”, авторы исходили из того, что ХХ век стал преемником традиций русской культуры, а в литературе нашли отражение все стороны русского национального характера. Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, нашло свое отражение в творчестве М.Горького, В.Маяковского, А.Толстого, Н.Островского, А.Твардовского и в “Поднятой целине” Шолохова, во многих других произведениях писателей.

Русская созерцательность, углубленность в познание Бога и самопознание, стоицизм нашли отражение в ХХ веке и развитие в творчестве Блока, русских символистов, А.Ахматовой и акмеистов, Л.Леонова и М. Булгакова, в поэзии Пастернака, О.Мандельштама, И.Бродского, в прозе Солженицына, В.Распутина и других произведениях литературы второй половины ХХ века. Хочу остановиться на таких произведениях, которые несут большой нравственный заряд ,как “Сотников”, “Живи и помни”,доказываю, что всякая измена ,что дезертир-это человек, всегда заслуживающий осуждения, что измена Родине не может быть оправдана ничем (ни раньше, ни теперь). На уроках, посвященных темам “Трагедии человека в повести Распутина и “Проблема ответственности за нравственный выбор”, ученики отвечают на вопросы: Почему Гуськовы (старики) не понимают Настену? Повинны ли односельчане в ее гибели? Самоубийство Настены – искупление своей вины перед миром или вызов тоталитарной системе? Насколько правдиво и тонко автору удается обрисовать образы “железных людей”, проникнуться сталинским духом?

Старшеклассники учатся работать с художественным словом, анализировать художественные детали, сопереживать героям, ведут самостоятельный поиск нравственных истин. А ведь хорошо известно, что нравственные истины, добытые самостоятельно, остаются с человеком на всю жизнь. Автор, показал борение добра и зла; жизнь подчиняется двум законам природы и долга с совестью, она выше любой системы.

В произведении Распутина есть стремление по-новому осмыслить проблемы человека и общества, общества и государства, народа и власти.

“Нравственность есть правда. Это мужество и честность, это значит жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает правду”, – этот нравственный критерий Шукшин пронес через все свое творчество. Главной своей задачей он

считал – познание души человеческой, исследуя присущие русскому народу качества: честность, доброту и справедливость. По рассказу Шукшина “Охота жить” задаю вопросы учащимся: как по мысли Шукшина, нельзя жить? Против каких нравственных пороков он восстает? О чем он заставил вас задуматься? В рассказе изображено столкновение двух людей, противоположных во всем – в образе жизни, в отношении к людям, во взглядах на труд, на нравственные ценности.

В заключение хочется сказать, что преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, это важно, чтобы дети открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, решать нравственные проблемы.

Художественное произведение – это своеобразный мост между автором и читателем. Понимая точку зрения писателя, раскрывая проблемное содержание текста, ученик познает себя.

А учитель – это проводник и помощник. Значит, главное для учителя литературы – построить разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за ним в мир литературы.

 Приложение 1.

Список литературы:

1.Программы общеобразовательных учреждений по литературе ( 1-11классы) Г.И.Беленький “Просвещение” 2001г.

2.Еженедельная газета “Первое сентября” с №1-39 (сентябрь-октябрь) 2003г.,с №39-45(ноябрь-декабрь) 2003г.

3. “Русская литература” Е.С.Роговер.

4. “Библиотека словесника” В.Распутин “Повести” Просвещение 1999г.

5. “Сокровища Древнерусской литературы” Ф.Ф.Филина “Россия” 1981

6. “Литература в школе” Научно-методический журнал №1-12 1999г.

7. “История Русской литературы Х1-Х1Х веков” И.П. Щеблыкин “Высшая школа” 1995г.

8. “Воспитание школьников” №1-9 2002г. №1-10 2003г.