Цели урока: развить интерес к Библии, как к источнику мудрости и образцу нравственного поведения; обсудить феномен прощения, как проявления настоящей любви; показать воплощение христианского сюжета в живописи; отработать навыки инсценировки.
Оборудование: детская Библия, Новый завет, рабочая страничка, картина Рембрандта ван Рейна “Возвращение блудного сына”.
Эпиграф: Прощение приносит в жизнь надежду. (Ханс – Йоахим Хаан)
Чем легче мы прощаем, тем легче мы живём. (Дж. Кеннеди Шульц).
Ход урока
Вступительное слово.
Учитель: На прошлом уроке мы читали и анализировали притчу из Библии о добром самарянине, а также говорили о десяти заповедях. На доске написаны эпиграфы к нашему уроку. Прочитайте их, подумайте и скажите, о чём, по-вашему, мы будем говорить сегодня?
Учащиеся: О прощении.
Беседа.
Учитель: Верно. Вспомните эпизод из вашей жизни, когда друг или кто-то из родных простил вам обиду. Какое чувство вы тогда испытали? Какова была ваша реакция?
(Заслушиваются ответы).
Сегодня мы познакомимся с ещё одной притчей. Она называется “Притча о блудном сыне”. А как вы понимаете слово “блудный”?
Учащиеся: Блуждающий. Тот, кто где-то ходит без цели. Кто не знает, зачем и куда идёт.
Учитель: Молодцы. Напомните мне, что говорит заповедь о родителях?
Учащиеся: Почитай отца и мать и будешь долголетен.
Историческая справка.
Учитель: Правильно. Сейчас, чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу дать вам некоторые сведения о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой. Давайте теперь прочитаем притчу вслух.
(Чтение притчи).
Работа по теме урока.
Учитель: Для обсуждения поделимся на группы. Проведём эстафету 1 – 3.
(Ребята делятся на 3 группы).
Ещё раз прочтите внимательно притчу и перечислите действия отца, в которых выразилось его прощение сыну. Запишите ответ в тетради, обменяйтесь мнениями в группе и будьте готовы сообщить их всему классу. На подготовку 2 минуты.
(Заслушиваются ответы).
А сейчас посмотрим на картину Рембрандта “Возвращение блудного сына”. Как художник изобразил этот момент?
Учащиеся: - В притче отец бросился сыну на шею, а на картине сын стоит на коленях перед отцом.
- Краски, используемые Рембрандтом, на мой взгляд, темноваты. Они не столько передают радость, сколько подчёркивают торжественность происходящего.
- Лицо отца сосредоточено и, как мне кажется, печально, а в притче отец радостный.
Учитель: Скажите, а почему художник именно так увидел эту встречу?
Учащиеся: - Может быть, потому, что акт прощения очень важен в жизни человека.
- Мне кажется, что художник не совсем понял истинный смысл притчи.
Учитель: А в чём он по-твоему?
Учащиеся: Истинный смысл, по-моему, в том, что прощающий испытывает радость и прощённый тоже испытывает радость, потому что между ними восстанавливаются утраченные взаимоотношения.
Учитель: Молодец. А сейчас мы оживим некоторые из эпизодов притчи. Это поможет нам глубже понять её смысл и саму идею прощения. Положите перед собой рабочую страничку. Выберите один из трёх предложенных сценариев и подготовьте всей группой короткую сценку минуты на две. Потом вы её разыграете. На подготовку 7 – 10 минут.
(Разыгрываются сценки).
Сценка 1.
Работа в парах: на пир в честь возвращения блудного сына приходит сосед отца и беседует с одним из персонажей притчи.
- Какие события послужили поводом к пиршеству?
- Почему отец так “необычно” реагировал на возвращение сына?
- Что сделал сын, чтобы получить прощение и благословение отца?
- Как восприняли окружающие решение отца принять сына обратно в семью?
Сценка 2.
Работа в парах: отец и сын сидят за праздничным столом и обсуждают следующие вопросы:
- Что пережил отец, когда младший сын ушёл со своей частью наследства?
- О чём думал сын “придя в себя”?
- Что почувствовал сын, увидев, что отец выбегает к нему навстречу?
- Что почувствовал отец, когда увидел возвращающегося сына?
- Что побудило отца принять сына с почестями после того, как он опозорил его?
Сценка 3.
Работа по трое: вы – близкие друзья семьи. Вы явились свидетелем отцовского великодушия, но хорошо помните, как страдал отец из-за сына. Поздно вечером, вернувшись с пира, который в честь сына устроил отец, вы обсуждаете события последних месяцев. Разговор может касаться следующих вопросов:
- Как вёл себя младший сын и что он заслужил за своё поведение?
- Как реагировал отец на возвращение сына и почему?
- В чём конкретно выразилось решение отца простить непокорного сына?
- Как должны измениться образ жизни и поведение сына, после того, как отец простил его?
V. Итоги урока.
Учитель: Ребята, вы заметили, что любовь неразрывно связана с прощением. Простить человека – перестать винить его и гневаться на него. Когда мы прощаем других, наше счастье умножается, наши отношения с людьми обретают гармонию. Давайте-ка вернёмся к нашим эпиграфам. Нужно ли прощать?
Учащиеся: Да.
Учитель: Сколько раз?
Учащиеся: Всегда.
Учитель: Что приносит прощение?
Учащиеся: Радость, свободу в общении…
Учитель: Есть ли обиды, за которые можно не простить человека?
Учащиеся: Нет. Вот в притче сын нанёс отцу смертельную обиду, а тот простил.
Учитель: Правильно, прощать надо любую обиду. А теперь запишите домашнее задание.
Домашнее задание.
Подготовить инструкцию, как научиться прощать.
Подготовить и инсценировать фрагмент “Один день блудного сына вдали от дома”.