Цели и задачи:
- Показать разницу между эпосом и лирикой.
- Ввести понятие “лирический герой”.
- Учить анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания.
- Понимать смысл лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания.
- Уметь передать в выразительном чтении идейно – художественное своеобразие стихотворения.
Автор эпического произведения придумывает сюжет и героев. Он показывает, как развиваются события, как ведут себя герои. А сам стоит в стороне. На прошлом уроке мы читали и анализировали рассказ Н. Думбадзе “Собака”. А теперь представьте себе, что автора что-то взволновало, представился какой-то образ. И возникает желание передать это словами. Такое состояние называется поэтическим вдохновением. Вот тогда и начинаются стихи, рождается лирика. Автор говорит от себя, от своего имени. Даже если в стихотворении нет слова “я”, мы постоянно слышим автора и никого иного.
Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним произведением об этом животном (а, может быть, и не только о нём ) – стихотворением С. Есенина “Песнь о собаке”. Встреча с этим произведением – еще одна ступенька вверх на пути постижения огромного мира лирики. Мы не просто прочитаем стихотворение, а попробуем погрузиться в мир, созданный поэтом, и попытаемся не только воспринять чувства, переживания лирического героя, но и понять удивительную красоту этого произведения и увидеть в нём одну из граней поэзии С. А. Есенина.
Звучит стихотворение в исполнении учителя. Ребята обмениваются впечатлениями, чувствами, вызванными произведением.
Вспомним, какие уровни имеет текст художественного произведения. На экране:
ФАКТУАЛЬНЫЙ (сюжет)
ПОДТЕКСТОВЫЙ (идея)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ (позиция автора)
О чём стихотворение? Имеет ли оно сюжет? Можно ли сказать, что главный герой стихотворения – собака, как в одноимённом рассказе Н. Думбадзе? Содержит ли произведение прямые высказывания самого автора? А можно ли что – то сказать об образе поэта ? Образ поэта, который возникает в нашем воображении, мы называем образом ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ.
Итак, от факта, от сюжета через анализ – к пониманию позиции автора. Цель – увидеть, услышать мир, созданный Есениным, наглядно представить себе, как меняется состояние мира есенинского стихотворения от строфы к строфе, как происходит движение в нём, понять своеобразие лирического героя поэзии С. Есенина.
На экране появляются строфа за строфой, ребята в тетрадях делают конспективные записи ( например, в виде таблицы ), записывают выводы из наблюдений.
Если предварительно попросить ребят принести с собой цветные карандаши, то постепенно по ходу урока таблицу можно раскрашивать:
ЦВЕТ | ЗВУК | СМЫСЛ (какое значение придаёт поэт) |
(Слайд 2, 3) Презентация
Первая строфа:
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
Яркий, ласковый свет золотого солнца, освещающего закут. Златящиеся рогожи. Рыжий цвет (цвет солнца, Цвет огня) шерсти щенят. | отсутствует | Щенки появляются утром. |
Мир находится под защитой сил света и добра. И в торжественном безмолвии мир замер перед свершившимся чудом: приходом в мир семерых (само число “семь” является счастливым) новых жизней. Золотой цвет солнца, рыжий цвет щенят – всё это подчёркивает высоту происшедшего. Рождение – это всегда торжество сил света, тепла, плодородия. Вся обстановка появления щенков сулит им счастливую, благополучную, сытую жизнь (символика “ржи” - “ржаной закут”, в котором ощенилась собака).
Производим наблюдения на фонологическом уровне.
В данной строфе присутствует аллитерация: повтор звука “р”, однако здесь нет агрессии (ничего щенкам не грозит). Быть может, это ласковое урчание собаки – матери?
(Слайд 4)
Вторая строфа:
До вечера она их ласкала,
Причёсывая языком,
И струился снежок подталый
Под тёплым её животом.
Постепенное уменьшение света (день переходит в вечер). | Лёгкое шуршание, ласковое журчание воды. |
Порадовавшись вместе с матерью чуду рождения, мир как бы приглушил яркий свет. Белый снег тает, превращаясь в бесцветную воду. |
Почему поэт обращает наше внимание на такую деталь, как “тёплый живот” собаки? – Она выносила в “тёплом животе” своих детей, и сейчас они лежат, прижавшись к животу родившей их, возле которого им тепло и нестрашно.
(Слайд 5) Презентация
Третья строфа:
А вечером когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
Тьма, мрак (вечер), “хмурый” хозяин, пришедший за щенками | Куры молчат (почему?) Звук шагов хозяина (?) | Наступило время господства над миром сил тьмы, зла и разрушения. |
Почему автор использует эпитет “хмурый”? При помощи каких глаголов он передаёт действия хозяина? Что вы можете сказать о слове “поклал”? – Просторечие, сказано словно о поленьях. Одна из злых сил мира – туча – вызывала у наших предков (древних славян) ассоциацию с мешком, в который прячут по ночам украденное солнце. Рыжие, как солнце, щенята брошены в тёмный, душный мешок.
Мир молчит. Может, от страха или сознания своей вины, от стыда за свою беспомощность?
(Слайд 6) Презентация
Четвёртая строфа:
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамёрзшей гладь.
Белый цвет сугробов. Стальной отлив воды. | Шорохи… Звук дыхания. | Но… Всплеск отсутствует. |
Почему в этой строфе стихотворения нет описания самого события? Каким знаком заканчивается первое предложение этой строфы? (Многоточие – приём умолчания) О чём умалчивает поэт?
Для чего автор использует повтор? – Долго-долго собака глядела на вздрагивавшую
воду, скрывшую от неё детей. А человек убил и спокойно пошёл домой; для него то, что он только что сделал, - обыденный житейский факт, мелочь, на которой не стоит задерживать своё внимание. Может, поэтому и не говорится ни слова о том, как гибли щенята?
(Слайд 7) Презентация
Пятая строфа:
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из её щенков.
На тёмном небе – месяц (может быть, рыжий, как часто бывает в есенинских стихах, например, “рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани”?) | (неясные негромкие шорохи…) | Может, собака прислушивается, замерла в ожидании… |
Что же позволило собаке принять месяц за своего щенка? – Во-первых, цвет.
Во-вторых, форма: месяц может напоминать свернувшегося в комочек щенка.
В-третьих, месяц молодой, быстрый, резвый, шаловливый; то прячется, то появляется вновь.
(Слайд 8) Презентация
Шестая строфа:
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
Синий цвет небесной выси. (Синий – сияющий. Вместо былой черноты!) Блеск (золотистый? серебристый?) месяца. Чернота. | Скулящий голос собаки. | На некоторое время мир обрёл цвет и звук. Будто бы озарило его на мгновение сияние. Но обманул, “скрылся” месяц – и наступило царство темноты, мира мёртвых. |
Какое-то слово удивило вас? Как понять выражение “смотрела звонко” ?
Попробуйте подобрать синоним к наречию “звонко”. – Пронзительно – и вглядываясь, и скуля. Одним словом автор передаёт и боль, и надежду в максимальной степени их проявления.
(Слайд 9) Презентация
Седьмая строфа:
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Белый цвет снега, поглотивший падающие в него “золотые звёзды”. Чернота, мрак нависшей над миром ночи. | Возможно, тонкий звук падающих “золотых звёзд”. Но снег заглушает его. Становится ещё понятнее звучавшее ранее “звонко”. | Лишь на мгновение мир стал красочным и звучным. И мгновение это связано с надеждой собаки на то, что хотя бы одно её дитя живо. |
Итак, как же реагирует мир на то, что произошло в нём? - В первой строфе присутствует удивительная торжественность, с которой мир встречает появление новых жизней в нём. Радуются вместе с матерью силы света, переживая чудо рождения. Однако мир теряет свои краски, свой свет: он молчит, словно устыдясь своей беспомощности перед силами зла. Лишь раз всполохом цвета и света блеснул перед нами мир в шестой строфе, но радость, освященная надеждой, была недолгой: вместе с золотыми звёздами ушли из мира звуки, свет, цвет, а вместе с ними и жизнь. Воцарилось чёрно-белое беззвучие. Интересно, что если траурным цветом сейчас является чёрный, то у древних славян со смертью ассоциировался белый цвет снега – смертного покрова земли
Ещё один удивительный образ стихотворения, который никак нельзя обойти. Это “золотые звёзды” :
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Как же понять эти строки? Среди поверий наших предков было такое, что звёзды, горящие на небе, - души людей, живущих на земле. Когда падает, скатывается по небосклону звезда - умирает человек…Человек… Но при чём же тут собака? А вот сейчас о главном. Выходим на постижение концептуального уровня, на выявление позиции автора стихотворения. В том мире, который создал Сергей Есенин, все живое равноправно, в его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, растения или человека. Однажды поэт сказал о своём понимании мира так: “Все мы яблони и вишни одного голубого сада”. И ещё: “Всё от древа”. О каком древе идёт речь? - О древе жизни, прародителе всего сущего в мире. И потому, если все мы - дети единого древа жизни : и растения, и животные, и люди, - то горе собаки, потерявшей своих щенков, - это горе матери, это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческая. И весь мир, в котором отзывается это горе, со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя. И скорбит об утрате. После проделанного анализа следует предложить ребятам прочитать стихотворение ещё раз про себя, а затем вслух, стараясь передать в интонациях всё то, что они почувствовали, пережили и открыли для себя во время работы с текстом.
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся письменный ответ на вопрос: “Почему стихотворение Есенина названо “песнью”? Также можно попросить ребят полистать томики есенинских стихов и поискать в его произведениях строки, которые содержали бы в себе отзвуки столь дорогой для поэта мысли: “Всё от древа”.
Список использованной литературы:
- Сипинев, Ю.А., Сипинева, И.А. Русская культура и словесность – Санкт – Петербург: книгоиздательство “Сайма”, 1994.
- “Животворящая святыня…” / Книга для чтения по курсу “русская культура и словесность” - Санкт – Петербург: книгоиздательство “Сайма” - АО “Энерготех”, 1994.
- Альбеткова, Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. Для 7 кл. – М.: Дрофа, 2001.