Цели:
- Расширенный поиск и сбор материала по произведению с использованием новых информационных технологий для более глубокого и точного понимания рассказа.
- Анализ произведения.
Ход урока.
1) Работа с проектом – презентацией. Презентация была подготовлена ученицей и включала обзор творчества писателя, графические изображения, интервью с, и на фоне фотографии писателя. Основополагающий вопрос предстоящего исследования: «Что это за мир такой?» (приложение 1).
2) Учитель: «Что это за мир такой?» Риторический вопрос, боль, крик души… Ещё в XVI веке В.Шекспир также мучительно и надрывно вопрошал своих современников (чтение наизусть сонета №6).
«Измучась всем, я умереть хочу…»
Таким образом, любое произведение, настоящее, подлинное, глубокое, общечеловечно, оно всегда современно и актуально. Согласны?
- Да. Я впервые задумалась над тем, как уродливо мы живём.
- Рассказ я прочитала с огромным интересом, на едином дыхании. Мне горько оттого, что люди, подобные Пашуте, бесправны. Они унижены, «раздавлены» беззаконием, что царит в нашей стране.
- Мне кажется, что произведение настолько жизненно, что есть прямой смысл разобраться в нём поглубже и проанализировать как можно полнее и объективнее.
Учитель: Тогда приступаем к первой части нашего занятия – расширенному поиску информации в Интернете. Кто хочет поработать в данном направлении, посмотреть критическую литературу, отобрать нужную информацию по творчеству В. Распутина и по рассказу «В ту же землю»? (задание поручается вызвавшемуся ученику, хорошо владеющему навыками поиска информации в Интернете). Итогом этой работы станет диск с информацией, который пополнит школьную медиатеку.
3) Сбор информации на бумажных носителях, использование программы МАРК-2 (работа в программе комментируется ученицей, проецируется на экран.)
Ученица: В школьной библиотеке и медиатеке есть некоторая литература по творчеству В. Распутина – это энциклопедия, критические материалы по русской литературе ХХ века. (Лаборант выдал необходимую литературу).
Учитель: Давайте продолжим поиск материала на электронных носителях.
Ученица предлагает ещё диски: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Всемирная литература» на двух дисках.
Три ученика садятся за компьютеры для работы. Цель – сделать словарную работу, напечатать материал по расширению лексики. Пока учащиеся трудятся за компьютерами, краткую информацию об их работе даёт консультант, который подробно рассказывает о работе за компьютерами
Учитель: Пока ребята за компьютерами заняты сбором информации, мы осмыслим то, что лежит «на поверхности». На что вы обратили внимание при чтении?
- На метафору «котлован». Она вызвала у меня ассоциацию с платоновским произведением, где «светлое будущее» связано с темой смерти (зачитывает фрагмент).
- А я обратила внимание на следующие горькие слова: «Что за мир такой, если решил он обойтись без добрых людей». Мир, в котором правят деньги и власть, где жизнь человека ничтожна и где не ценится самое сокровенное, что излучает человек – добро.
- Пронзительное и несомненно глубокое произведение «В ту же землю» не оставит никого равнодушными. Оно обязательно «зацепит» любого из нас и каждый осмыслит его по-своему. Анализируя этот рассказ, я обратила особое внимание на многие вещи, подчёркивающие глубину произведения. Вот одно из них:
«Ну как ты, мать?
Аксинья Егоровна отвечала:
- Сидю и плачу. Глаза её были сухи, она плакала в себя. Это там всё болело и стонало в муке, которая уже становилась привычной.»
Эта цитата является необходимой деталью, описывающей душевное состояние этих героинь, а именно Аксиньи Егоровны. Она готовилась к смерти… Она умирала… «В восемьдесят четыре года как не готовиться».
- Образ 15-летней девочки помогает многое понять в рассказе. Танька скрашивает одиночество Пашуты, она нужна бабушке, именно внучка делает жизнь Пашуты осмысленнее. И думает она о девочке в момент смерти Аксиньи Егоровны больше, чем о ком – либо. Да и Танька не остаётся в долгу: прильнёт к бабушке, и выговорится, и приласкает, так что окатит сладкой болью, перехватывающей горло, и Пашута поймёт, что не зря жила и страдала. Многие события в рассказе (особенно связанные со смертью) даются глазами девочки. Она воспринимает всё искренне, не умеет скрывать, как взрослые, своих чувств; смерть человека потрясла её. «В освещённых недетским прозрением глазах её стояли слёзы».
Танька оказалась чутким человеком и в горе хотела быть рядом и породниться ещё ближе. Когда я читала рассказ, чувствовала безысходность во всём, даже в образе яблони под окном Стаса Николаевича, которая глубокой осенью и ранней весной одинаковая: «Всё так же чёрно и коряво заглядывала в окно яблоня, всё так же терзал её ветер». И только образ девочки дан светлыми, чистыми, добрыми красками. Он даёт веру в то, что жизнь должна продолжаться и устраивать её взрослые должны ради детей, будущего.
Учитель: Чем, по-вашему, интересна жизнь Пашуты? (сообщения учеников).
Мнения ребят разделились. Одни считают, что во всём виновата Пашута, так как гордость не позволила идти с протянутой рукой к властям.
Другие защищают героиню, объясняя её поведение безысходностью.
II Работа над пейзажем.
III Анализ наблюдений учащихся, работающих с электронными носителями.
IV Синквейн (работа 2 минуты), чтение.
Примеры:
- Писатель.
- Глубокий, тонкий.
- Понимает, анализирует, взывает.
- Мне хочется жить по другому.
- Совесть
- Город.
- Бесформенный и бездушный.
- Вытягивает, подтачивает, разрушает.
- Хочется изменить всё вокруг.
- Цивилизация.
- Танька
- Светлая, понимающая.
- Помогает, осмысливает, борется.
- Её сила – в радости и чистоте.
- Будущее.
V Ученица 11 класса, занявшая призовое место в дистанционном конкурсе ТУСУРа, подготовила графический проект своего ассоциативного восприятия рассказа (через проектор показаны картины, которые девочка прокомментировала).
VI Подведение итогов.