Цели:
- Интегрированный урок по индивидуальному обучению музыке и американской литературе как средство развития креативных способностей студентов.
- Обеспечить необходимый уровень усвоения систематизированных знаний по американской литературе.
- Развить интерес к музыкальному и литературному творчеству американского народа.
- Формировать эстетический вкус.
Оборудование:
- Сборник пьес Э. Сигмейстера (“Я печальна и одинока”, “Старый духовой оркестр”, “Каждый вечер”, “Поезд”).
- Художественные тексты (“Сказки дядюшки Римуса”, реквизит к инсценированию).
Межпредметные связи: индивидуальное обучение музыке, история, страноведение, театральная деятельность.
Запись на доске: тема урока, цели, перечислить пьесы, домашнее задание.
Ход занятия
1. Орг. момент.
2. Вступительное слово.
Сегодня мы проводим интегрированный урок по предметам “Литература стран изучаемого языка” и “Индивидуальное обучение музыке”. И вам, как будущим преподавателям английского языка этот очень важно знать, потому что определенная сумма знаний и умений формируются глубже, если в процесс включается мир искусства, управляющий нашей эмоциональной сферой.
Американская детская литература имеет столь долгую, хотя и не менее яркую, историю, как в родственной ей по языку Англии. Она сформировалась во 2-ой половине XVIII века. Объясняется это историей страны, начавшейся, собственно, после переселения в XVI веке в Америку европейских колонистов. Хотя и до появления в Америке первых белых людей там существовала прекрасная и богатая культура коренных индейцев.
Другим замечательным источником для вдохновения детских писателей США является фольклор американских негров.
Первым собирателем сказок был Джоэль Чендлер Харрис (1848-1908), который написал книгу для детей “Сказки дядюшки Римуса”.
Негритянский фольклор нашел свое отражение и в творчестве композиторов того времени. Ярким представителем которых является Эли Сигмейстер. В его пьесах джазовые, синкопированные интонации, блюзовые мотивы и мелодии.
Я хочу представить вашему вниманию несколько композиций из его цикла детских пьес, они помогут вам почувствовать колорит этой эпохи.
Прежде чем прозвучит пьеса, мне хотелось бы сказать несколько слов об авторе. Эли Сигмейстер - довольно известный в Америке и Европе композитор и фольклорист. Он преподавал в университете Миннесоты. Сочинения его отличаются простой и ясностью языка, в них претворены традиции американской песни и джаза.
Пьеса “Я печальна и одинока” (Мотив гор).
Джоэль Харрис в самом начале книги говорят, что услышал эти истории от доброго старого негра-раба. От дядюшки Римуса. Услышал, когда был еще мальчиком и жил на одной из плантаций американского Юга. А было это в середине прошлого века, незадолго до того, как в США началась Гражданская война между Севером и Югом (1861-1865). Победили северяне. Они настояли, чтобы негров в Америке освободили от рабства. Сказки-басни о Братце Кролике и Братце Лисе попали в Америку из Африки вместе с теми, кто их придумал и любил рассказывать: вместе с неграми, которых насильно увозили из Африки в Америку и продавали в рабство белым плантаторам. Эпоха рабства длилась в США почти двести пятьдесят лет – с начала XVII века до 1865 года, то есть до конца Гражданской войны. Но после освобождения неграм пришлось бороться за равные права с белыми. Эта борьба, собственно продолжается и по сей день. А в те далекие времена, когда Дж. Харрис был еще мальчиком, негры очень любили вспоминать героя своих народных сказок – неугомонного Братца Кролика и придумывали про него все новые и новые истории.
Конечно, со временем характер Братца Кролика сильно изменился. Постоянная борьба за жизнь сделала его очень находчивым.
Братец Кролик, Братец Лис, Братец Волк и другие ведут себя словно соседи по деревни. А вот шутят они, разыгрывают и обманывают друг друга, ссорятся и мирятся совсем как дети. Таким образом, истории про Братца Кролика – не только сказки, но и басни, в которых животные олицетворяют людей. Не чудеса помогают Братцу Кролику – он сам творит чудеса смелости и находчивости. Может быть, поэтому эти сказки-басни в прекрасном изложении талантливого писателя Дж. Харриса стали любимым чтением американских детей. А русским детям они известны в замечательном переводе Михаила Гершензона.
Давайте побываем в этой эпохе и инсценируем страницы одной из сказок. А пьеса “Каждый вечер” поможет нам в создании настроения.
Пьеса “Каждый вечер”.
Пьеса “Старый духовой оркестр”.
3. Вопросы к учащимся.
1. В чем прекрасная сказочность этих историй? (в жизни маленький и слабый редко побеждает коварного и более сильного, в этом-то и заключается чудо и сказочность этих историй).
2. Почему это не только сказки, но и басни? (потому что животные в них олицетворяют людей, их особенности, нрав и характеры).
3. Что является характерной чертой этих сказок? (во всех звучит протест против угнетения и призыв к борьбе за права негров).
4. А в русском фольклоре есть ли сказки, похожие на эти? (“Волк и лиса”, “Лиса и заяц” и др.)
А в заключении послушаем еще одну пьесу из цикла. Пьеса “Поезд”.
Время как “Поезд” Э. Сигмейстера неумолимо мчит нас вперед, появились новые сказки, которые придумал уже Уолт Дисней. Я думаю, что жизнь станет богаче и интересней, если ребята будут не только разглядывать комиксы и смотреть боевики, но и читать интересные книги.
4. Выставление и комментирование оценок.
5. Домашнее задание:
Индивидуальное обучение – продолжить работать над репертуаром.
Американская литература – прочитать новеллы В. Ирвинга.
6. Заключение.
В заключении мы проанализируем, в чем плюсы и минусы интегрированных уроков?
Возможные ли интегрированные уроки для педагогической практики?