Одной из современных педагогических технологий является метод проектов. Несмотря на многие положительные качества, он довольно медленно внедряется в активную педагогическую практику, так как перед педагогом встает проблема, как совместить метод проектов с классно-урочной системой. Предлагаю свой опыт изучения темы “Лирика Сергея Есенина” в 11-м классе с использованием варианта метода проектов, предложенного программой Intel “Обучение для будущего”.
“Визитная карточка” учебного проекта
Тема проекта: “Художественный мир Сергея Есенина”
Типология проекта: информационный
Категория учащихся: учащиеся 11-х классов
Продолжительность проекта: 7 академических часов; с включением самостоятельной домашней работы – 2 учебных недели
Предметная область: литература
Учебная тема: “Лирика Сергея Есенина”
Ключевые понятия: художественный мир поэта, основные мотивы лирики поэта, особенности стиля, образ лирического героя, эволюция взглядов поэта, этапы творческого пути.
Образовательные цели:
- выявить особенности художественного мира Сергея Есенина
- воссоздать характер лирического героя Сергея Есенина
Развивающие цели: способствовать формированию информационной культуры
Воспитательные цели: способствовать формированию коммуникативной культуры.
Система уроков
Урок 1. “Мозговой штурм”.
Основываясь на знании учащихся особенностей художественного мира А. Блока и В. Маяковского и имеющемся впечатлении о стихотворениях С. Есенина, учащимся предлагается определить существенную отличительную черту лирики С. Есенина. В ходе свободного обсуждения обращается внимание на то, как много стихов поэта стало песнями, которые воспринимаются как народные, что в его поэзии слышится что-то русское. Формулируется основополагающий вопрос проекта (считаю, что в 11-м классе данный этап возможно провести совместно с учащимися, так как в этом возрасте происходит активное формирование мировоззрения и у большинства учащихся есть интерес к философским вопросам). Основополагающим является обширный, всеобъемлющий вопрос, на который нельзя ответить одним предложением без проведенной исследовательской работы.
Итак, основополагающий вопрос нашего проекта:
Почему Сергей Есенин “самый русский” из поэтов серебряного века? (11 класс “А”).
Является ли Сергей Есенин “самым русским” из поэтов серебряного века? (11 класс “Б”).
Привожу варианты основополагающего вопроса по классам, которые показывают степень самостоятельности работы учащихся и их вовлеченности в работу.
На первом же уроке определяются и проблемные вопросы, т.е. относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые учащиеся ищут ответ в результате участия в проекте. Ответ на каждый из проблемных вопросов дает возможность приблизиться к решению основополагающего вопроса. Формулируются с помощью наводящих вопросов темы самостоятельных исследований в рамках каждого проблемного вопроса. К концу урока у каждого учащегося в тетради должна быть составлена таблица (учитель по ходу обсуждения чертит ее на доске).
11 класс “А”
Проблемные вопросы | Темы исследования |
Какие факторы повлияли на формирование русского характера поэта Сергея Есенина? | Истоки русского национального в характере Сергея Есенина. |
Каковы черты русского национального в характере лирического героя Сергея Есенина? | Фольклорные мотивы в лирике Сергея
Есенина. Мотив “хулиганства” в лирике Сергея Есенина. Любовь и трагедия лирического героя Сергея Есенина. Отношение лирического героя Сергея Есенина к жизни и смерти. Любовь к родной природе. |
Каково отношение Сергея Есенина к России? | Есенин и революция. Изменение отношения к России в послереволюционный период. Образ Родины в лирике Сергея Есенина. |
11 класс “Б”
Проблемные вопросы | Темы исследования |
Какие факторы повлияли на формирование русского характера поэта Сергея Есенина? | Истоки русского национального в характере Сергея Есенина. |
Каковы черты русского национального в характере лирического героя Сергея Есенина? |
|
Каково отношение Сергея Есенина к России? | Образ Родины в лирике Сергея Есенина. Изменение отношения к России в послереволюционный период |
Урок 2. Управляемая дискуссия, метод наводящих вопросов.
Формирование групп учащихся для проведения исследований. Возможна и индивидуальная работа. Определение формы представления результатов. Выбрана форма презентации. Учитель знакомит с требованиями, предъявляемыми к учебным презентациям, указывает, какова их цель (наглядное представление результата самостоятельной деятельности), что может быть содержанием презентации, разбирает на примерах возможные ошибки.
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. Учащиеся определяют для себя “цепочку” вопросов и ответов, которые надо доказать в исследовании, продумывают пути проведения своих исследований. Учитель предлагает составить предварительный сценарий презентации, оказывает консультативную помощь.
Обсуждение с учащимися возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав, достоверности источников информации.
Домашнее задание: сбор материала по теме исследования.
Урок 3, 4. “Мозговой штурм”.
Каждая группа представляет собранный материал. В ходе обсуждения нужно выяснить, отвечает ли представленный материал на основополагающий вопрос проекта. Учащиеся класса дают советы, предлагают исключить какую-либо информацию, либо расширить исследование, рассмотреть дополнительные аспекты. Учитель направляет обсуждение с помощью наводящих вопросов. В финале обсуждения рабочих материалов учитель сообщает, что каждое исследование должно иметь свою цель, ее наличие поможет отобрать нужную информацию и выбрать последовательность изложения. На примере ученических проектов прошлых лет проводится тренировка по определению цели исследования и ее формулированию.
Домашнее задание: доработать исследования, внести коррективы с учетом сделанных замечаний, сформулировать цель исследования.
Урок 5. Индивидуальные консультации. Самостоятельная работа в группах.
Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
Домашнее задание: подготовка презентации по отчету о проделанной работе (доклад на 5-6 минут, который должен сопровождаться компьютерной презентацией, чтением и анализом стихотворений по выбору учащихся).
Уроки 6, 7. Защита полученных результатов и выводов.
Каждой группе на представление полученных результатов дается до 6 минут. Затем проводится обсуждение, которое организуется в виде игры “черное – белое” оппонирование. Каждому учащемуся дается номер выступающей группы. Номер на темной бумаге – “черное” оппонирование, на светлой – “белое”. “Черный” оппонент должен задать вопрос, который выявляет недостаток работы, “белый” задает вопрос, высвечивающий достоинства работы. Задача выступающих – воспользоваться вопросами для того, чтобы суметь рассказать то, что осталось за рамками выступления. Например, с помощью “белого” вопроса развернуть интересную часть своей работы, а с помощью “черного” восполнить недостаток. Ответы на вопросы могут сделать выступление более ярким, интересным, запоминающимся. Поэтому, ответ лучше начать с таких речевых формул, как: “Спасибо, что вы обратили внимание на…”, “Большое спасибо за интересный вопрос”. “Вы правы, однако мы полагаем…” и подобных. Таким образом, каждая группа отвечает на 2 вопроса. Работа учащихся организована. Они вовлечены в активную деятельность. С правилами игры учитель знакомит в начале урока перед защитой.
Кроме этого, учащимся предлагается вести конспект урока используя таблицу, составленную на 2-ом уроке: в левой колонке записывается тема исследования, в правой – тезисы выступления. Таким образом, к концу урока у учащихся в тетради должны быть записаны тезисы темы “Художественный мир Сергея Есенина”. Учитель предупреждает, что конспекты будут им оценены.
Уроки, проведенные с использованием метода проектов, вызвали большой интерес у учащихся, которые проявили активность, инициативу. Понравился и урок-защита работ, результат которого – оценка у каждого учащегося (некоторые получили по 2 оценки). Однако главный результат – это осознание, что подготовленные презентации могут быть использованы на других уроках в других классах.
Предлагаю вниманию несколько ученических презентаций, которые имеют разное качество, как в содержании, так и в оформлении. Но их главное достоинство в том, что они являются самостоятельной творческой и исследовательской работой учащихся.
Одна презентация отпечатана полностью, остальные – в полном объеме представлены на электронном носителе, а выборочные слайды отпечатаны (см. приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4).