І. Особенности курса
В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом курс ориентирован на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования Российской Федерации.
Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильной подготовки и обладает новизной для учащихся, что составляет актуальность содержания обучения по данному курсу.
Особенностью программы является её ориентированность на расширение знаний школьников в области комического в русской литературе, на углубление эстетической мысли и культуры чувств. Вместе с тем сдвиги в развитии школьников должны сказаться в реальной эстетической деятельности, важными видами которой являются выразительное чтение и рассказывание.
Выразительное чтение и рассказывание связаны с оценкой актёрской итерпретации художественного текста, поэтому, делая акцент на выразительном чтении и рассказывании по жизненным и литературным наблюдениям, в дальнейшем можно усложнить работу, сопрягая выразительное чтение и рассказывание с другими видами искусства (музыка, театр, изобразительное искусство).
Данная программа призвана дать учащимся основы теории комического, помочь осознать универсальное значение смеха для человека.
В программе элективного курса шире, чем на уроках, включается художественная деятельность учеников.
Для развития творческой самостоятельности школьников внимание акцентируется на недостаточно широко представленных в базовой программе мастерах сатиры и юмора.
XVIII в.: А.П. Сумароков, М.М. Херасков, Н.И. Новиков и др.;
XIX в.: Д.В. Давыдов, П.П. Ершов, Козьма Прутков (А.К. Толстой, А.М. и В.М. Жемчужниковы), Г.И. Успенский, Н.С. Лесков и др.;
XX в.: А.Т. Аверченко, Тэффи (Н.А. Лохвицкая-Бучинская), Саша Чёрный (А.М. Гликберг), С.Я. Маршак, М.А. Светлов, Ю.К. Олеша, Д.И. Хармс, М.М. Зощенко, В.С. Высоцкий, М. М.Жванецкий, А.И. Райкин, А.А. Иванов, М.Задорнов и др.
Программа имеет также ориентировочный характер, способствуя развитию самоопределения личности старшеклассника (в частности при выборе профиля) и мотивации обучения.
Курс рассчитан на 18 часов лекционно-практических занятий.
II. Цели и задачи курса
Ученик будет иметь представление:
1. о комическом как эстетической категории,
2. о социально-исторических предпосылках возникновения и развития сатиры и юмора в русской литературе,
3. об известнейших мастерах в области сатиры и юмора XVIII-XX вв.
Ученик будет знать:
4. содержание художественных текстов или фрагментов, выбранных для изучения, а также их авторов;
5. наиболее существенные особенности методов и стилей, изученных авторов.
Ученик будет уметь:
На элементарном уровне анализировать предложенные фрагменты художественных текстов, т. е.
6. видеть тему и идею произведения;
7. выделять эпизода в тексте;
8. видеть закономерность в композиционной структуре;
9. характеризовать образ героя;
10. уловить основную эмоциональность художественного текста и динамику авторских чувств;
11. оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении;
12. «видеть» читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
13. соединять образы, масли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
14. правильно читать художественный текст (отчётливость произнесения слов, логические ударения, паузы, темп речи, соблюдение интонаций, зафиксированных пунктуацией и т. д.);
15. соотнести характер чтения со стилем писателя;
16. оценить и мотивированно высказать суждение о чтении товарища;
17. услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи;
18. различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике: на элементарном уровне оценивать и комментировать художественный текст с точки зрения его содержания и формы, т. е.
19. комментировать особенности стиля художественных текстов с точки зрения использования автором различных способов выражения идеи, в том числе и отбора языкового материала;
20. осознавать ценностные ориентации в области собственного круга чтения;
21. пользоваться аппаратом книги, словарями литературоведческих терминов, справочниками и энциклопедиями;
22. характеризовать главных героев произведения, выявлять в каждом общее и индивидуальное, объясняя связь героев и событий в произведениях.
Ученик будет иметь опыт:
23. публичного выступления и выразительного чтения;
24. в создании текстов юмористического и сатирического характера;
25. редактирования своих работ и работ сверстников.
III. Структура курса
IV. Содержание курса
Цели |
Часы |
Темы практических занятий и лекций |
Виды деятельности учащихся |
1 – 3 |
1 |
Введение. Знакомство с программой курса. Постановка целей и задач. Начальная диагностика (викторина «Сатира и юмор в произведениях русской классики»). | Слушают, конспектируют, задают вопросы. Участвуют в планировании деятельности. Отвечают на вопросы викторины. |
1 – 8; 18 |
1 |
Сущность и искусство комического. О природе комического: обрядово-зрелищные формы, словесно-смеховые произведения, различные формы фамильярно-площадной речи. | Слушают, конспектируют, участвуют в дискуссии, задают вопросы. |
1 - 8; 18-20 |
2 |
Речевые средства юмора и сатиры: художественная лексика (тропы), синтаксические фигуры (повтор, параллелизм, антитеза, инверсия, риторические вопросы, обращения, восклицания и т. д.), эвфония (особенности звучания: благозвучие, ритм, рифма, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс, диссонанс, звуковые повторы) | Слушают, конспектируют, комментируют особенности стиля художественных текстов с точки зрения отбора языкового материала. |
1 – 8; 18-22 |
4 |
Почему мы смеёмся, читая Гоголя и
Зощенко? (Выразительное чтение и анализ
рассказов, стихотворений и фрагментов
произведений сатирического характера по выбору
учителя: - афоризмы Козьмы Пруткова; - шутливые жанры в поэзии Жуковского и Пушкина; - творчество Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова; - творчество современных юмористов: А. Райкина, А. Иванова, М. Задорнова, В. Вишневского и др. |
Формулируют тему и идею текста. Представляют читаемое в воображении. Учатся соотносить характер чтения со стилем писателя. Характеризуют образ героя. На элементарном уровне оценивают и комментируют текст с точки зрения его содержания и формы. |
4 – 5; 20-22; 24, 25 |
6 |
Индивидуальные занятия (в микрогруппах). Консультации по совершенствованию исполнительского мастерства. | Отрабатывают навыки выразительного чтения сатирических произведений. Готовятся к конкурсу «Проба пера». Работают над рефератами и докладами (с использованием фондов библиотек (хрестоматий, сборников, рекомендованных учителем) и возможностей Интернета) |
10, 12-17; 23,24 |
2 |
Урок концерт «Улыбайтесь, господа!» | Участвуют в творческом отчёте: выступают с сатирическими произведениями разных жанров: частушки, басни, юмористические рассказы (в рамках конкурса «Проба пера»). Принимают участие в конкурсе чтецов юмористических стихотворений и рассказов. |
2 |
Зачётное занятие | Защита творческих работ. Выступления докладчиков, обсуждение работ. Итоговая викторина (комплексное задание). |
V. Учебно-методическое обеспечение
1. Комментарий к содержанию программы
Предметом смеха является комическое в действительности, хорошо смеяться – значит говорить языком данного предмета. Поэтому после вводных лекций по теории комического важно провести индивидуальные занятия с общим для группы заданием по анализу какого-либо произведения, лучше – рассказа. Эти занятия надо особенно хорошо подготовить и, тщательно отмечая плюсы и минусы работы, провести так, чтобы школьники сразу поняли многое из того, что от них потребуется дальше в подготовке докладов (творческих работ).
Наибольшие практические задания группе даются и в последующем (привести пример литературно-художественного гротеска (гиперболы, иронии и т.д.) и дать ему оценку, или: что смешного приключилось с Вами в последнее время?...), но основная работа продолжается в виде выразительного чтения эпизодов, рассказов, стихотворений, а также консультаций по творческим работам (доклады, рефераты, конкурс «Проба пера»). Тематика их в программе не прилагается, она с достаточной конкретностью подсказывается изложением актуальных вопросов в изучении творчества того или иного писателя.
Наряду с творческим подходом к избранной теме от докладчика требуется свобода и живость выступления. Способов и приемов такого оживления бесконечное множество. Это не только увлекательность монолога, но и привлечение различных диалогических форм, вплоть до разыгрывания сценок. К примеру, доклад о речевых средствах комического в Ревизоре» может сопровождаться сценками, к исполнению которых привлекаются и другие школьники. Защита докладов, рефератов проводится на «Смотре знаний» (зачетном занятии). Итоги обсуждения подводит руководитель курса.
Как вариант возможно, чтобы каждое из занятий – консультаций начинали «дежурные по смеху» (их назначает учитель). Они проводят пятиминутную смеховую «зарядку»: разыгрывают сценку, читают веселые страницы из художественных произведений, юморески из журналов и газет, рассказывают смешные случаи из своей жизни. Немало смеха поставляют зачитываемые перлы из рубрики «Нарочно не придумаешь» (в том числе из школьных сочинений и ответов учеников), великолепные нелепости из детской сокровищницы «от трех до пяти», исполняют частушки, шуточные песенки (под гитару или без сопровождения), быть может собственного сочинения с припевом на известный мотив. Все это также является подготовкой к итоговому уроку-концерту.
Периодически (можно бы и к каждому занятию) выпускаются «смехомолнии». Различные шаржи и карикатуры настраивают аудиторию на юмористическую волну, поддерживают на занятиях атмосферу веселой работы.
По итогам работы курса проводится зачетный урок-концерт. «Зачет» принимает коллектив учащихся и учителей. Урок-концерт готовится в течение всех занятий.
На первом занятии-консультации проводится начальное тестирование (возможно, в форме викторины). Вопросы могут быть как из курса литературы 5-9 классов, так и опережающего характера (на выявление общего читательского кругозора учащихся).
2. Викторина
1. Какую народную пословицу использовал Н.В. Гоголь для эпиграфа в комедии «Ревизор»? («На зеркало неча пенять, коли рожа крива»).
2. Что такое интермедия? (Небольшая пьеса или сценка, обычно комического характера, разыгрываемая между действиями пьесы (драмы или оперы), а иногда в тексте самой пьесы).
3. Под каким псевдонимом выпустил Гоголь своё произведение? (Своё первое произведение «Ганс Кухельгартен» (1827) Н.В. Гоголь выпустил под псевдонимом «В. Алов»).
4. Назовите фамилии трёх героев комедии Фонвизина «Недоросоль» (Скотинин, Правдин, Простаков).
5. Кто такой Козьма Прутков? (Псевдоним писателя А.К. Толстого и братьев Жемчужниковых).
6. Излюбленный приёма Марка Твена – преувеличение. Как он называется иначе? (Гипербола).
7. Откуда эти строки: «Жил – дрожал, умирал – дрожал»? («Премудрый пескарь» Салтыкова – Щедрина).
8. В произведении какого автора впервые появилось выражение «герой не моего романа». (Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
9. Откуда пошло выражение «рыльце в пуху». (Басня И.А. Крылова «Лисица и сурок». Выражение употребляется в значении «быть причастным к чему – нибудь преступному, неблаговидному»).
10. Какое слово поссорило Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем? (Гусак). И т. д.
Элементы викторины могут быть вкраплены также в вводные лекции по теории комического или в доклады учащихся (вопросы викторины в этом случае школьники говорят самостоятельно). Допустим, по «Мёртвым душам»:
- Как звали Собакевича?
- А детей Манилова?
- Назовите из поэмы смешные фамилии, кроме главных героев?
- Как в списке из мужских душ, составленных Собакевичем, оказалась Елизавета Воробей?
- Кто пустил слух об афере Чичикова?
- Кто из героев поэмы смахивал на Наполеона?
- Какими эвфемизмами пользовались гоголевские дамы?
- Какое хобби было у губернатора?
- Как читал Петрушка? И т. д.
В обсуждении – дискуссии на зачётном занятии участвуют все: не только поднимающие руку, но и те, кого хотел бы услышать руководитель.
В процессе изучения теоретической части школьники должны определиться с формой итоговой аттестации по программе курса:
- Доклад, реферат по творчеству одного из предложенных авторов (темы предлагаются учителем либо формулируются самостоятельно). Это отразит теоретические знания по данному курсу.
- Участие в конкурсе чтецов (в рамках урока – концерта);
- Участие в конкурсе «Проба пера» (учащиеся сочиняют сатирические произведения разных жанров: частушки, куплеты, басни, юмористические рассказы);
Творческий конкурс позволяет оценить способность школьника к самостоятельной художественной деятельности, а также проследить динамику интереса к данному курсу, к будущему профилю обучения.
3. Темы рефератов:
1. О природе комического.
2. Юмор в детской художественной литературе.
3. Виды и жанры комического.
4. Первые русские сатирики (XVII в.)
5. Пословицы и поговорки в творчестве А.Д. Кантемира.
6. Русская сатира в век Екатерины.
7. Сатиры смелый властелин. Творческий путь Дениса Фонвизина.
8. Язык басен И.А. Крылова.
9. Шутливые жанры в поэзии В.А. Жуковского и А.С. Пушкина.
10. Жизнь и юмор И. Ильфа и Е. Петрова.
11. Творчество современных юмористов.
12. Современный анекдот как жанр устного народного творчества.
4. Темы докладов:
1. Что значит быть остроумным?
2. Смех – оружие сатиры.
3. Средства словесного выражения сатиры и юмора.
4. Пушкин – эпиграмматист.
5. Мастерство Крылова – баснописца.
6. Языковые приемы создания комического у Гоголя.
7. Смех Пушкина.
5. Система контроля и оценки знаний учащихся
На вводном занятии – консультации учащиеся знакомятся с основными формами работы курса и отчета за усвоенный материал. На этом же занятии учащиеся начинают планировать собственную деятельность по данному курсу. Система оценки знаний может быть следующей:
Положительная оценка выставляется при выполнении всех обязательных заданий:
- участие в викторине «Сатира и юмор в произведениях русской классики» (в рамках начальной диагностики);
- лекционные записи по всем трем модулям;
- защита реферата (выступление с докладом) по творчеству одного из предложенных авторов;
- участие в обсуждении – дискуссии на зачетном занятии;
- участие в итоговом уроке – концерте «Улыбайтесь, господа!»;
- удовлетворительное прохождение итогового теста (комплексного задания).
Следует учесть и довести до сведения учащихся, что положительная оценка не может быть выставлена, если не выполнено хотя бы одно обязательное задание.
Отличная оценка выставляется за успешное выполнение всех обязательных заданий, а также за активную работу на практических занятиях, выполнение дополнительных заданий, за творческий подход к представлению темы – реферата (инсценировки, диалоги и пр.), а также за активное участие в уроке – концерте и успешное прохождение итогового теста.
Такой подход стимулирует, с одной стороны, осознанное отношение к занятиям, а с другой – избавляет от случайностей и необъективности.
6. Реалистичность программы
Процесс изучения содержания программного материала распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения содержащихся в программе знаний и получения запланированных результатов.
Для устранения возможных сбоев при прохождении программы допускается интеграция материала модуля № 3 и модуля № 2: изучение речевых средств юмора и сатиры на материале авторов, представленных в модуле № 3.
Список использованной литературы
1. Любимов Т.Б. Комическое, его виды и жанры. – М., 1990 г.
2. Московский А.П. О природе комического. – Иркутск, 1968 г.
3. Московский А.П. Сатира и юмор в русской литературе (учебное пособие для студентов и учителей литературы) - Иркутск, 1993 г.
4. Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы: Сценарии школьных праздников. – М.: Новая школа, 2001, 400 с.
5. Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов / Под ред. Маранцмана В.Г., Богдановой О.Ю. – в 2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, Владос, 1995, 228 с.
6. Программа по литературе для 7 – 8 классов средней шкоды / Под ред. Маранцмана В.Г. – Санкт-Петербург, Специальная литература, 1996 г.
7. Программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации. – М.: Просвещение, 1995 г.
Морякова Н. В.