Литература
-
Применение современных приёмов и методов на уроках русского языка и литературы 2024
В данной статье рассматривается необходимость изучения новых педагогических технологий учителем-предметником. Используя различные методы и приёмы, мы помогаем современному ребёнку просто и наглядно усвоить довольно большой объём информации.
-
Сценарий «Похождения Чичикова» (Фантастическая комедия из жизни маленького человека по мотивам 1-й части поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души») 2024
Представлен сценарий «Похождения Чичикова» по мотивам 1-й части поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
-
Удивительный мир сказок А.С.Пушкина 2024
Задачи урока: повторить и закрепить знания сказок А.С.Пушкина, вспомнить интересные фрагменты; учить правильно и четко отвечать на поставленные вопросы, активизировать словарный запас; развивать речь, умение внимательно слушать; воспитывать любовь, уважение и интерес к сказкам А.С.Пушкина; определить вид сказок А.С.Пушкина по их признакам; уточнить отличие авторской сказки от народной.
-
Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье» 2024
Цель урока: понять черты мировоззрения А.П.Чехова на основе анализа языка его произведений, продолжить обучать анализу художественного текста.
-
Разработка внеклассного занятия по литературе и психологии в 5-м классе. Тема: «Услышать, как дышит дерево… Семейные узы и философия жизни глазами ребенка» (по повести А.Нанетти «Мой дедушка был вишней») 2024
Проблема взаимоотношений ребенка с семьей, понимание себя в мире, воспитание человечности и способности выбирать важные жизненные ценности по-прежнему имеет значение и побуждает учителя к поиску ключей в современных и классических текстах. Повесть А.Нанетти «Мой дедушка был вишней» (пер. А.Красильщик, изд. «Самокат» 2016 г.) помогает провести аналогию между переживаниями главного героя в радостные и драматические моменты взросления и тем, что важно для подростка в реальной жизни. Особенно востребованным оказывается ракурс семейных ценностей, тонкий психологический подход автора книги к серьезным темам развода, потери, возвращения близких эмоциональных связей с родственниками. Цель и задачи представленного внеклассного занятия направлены на усиление перечисленных особенностей, призваны создать условия для развернутого обсуждения. Задания урока содержат психологический подход к теме, используются приемы групповой проектной работы, а также интерактивные упражнения с выходом на различные значимые аспекты взросления. Материал занятия может быть использован во внеклассной работе на уроках литературы.
-
Венок славы: Великая Отечественная война в творчестве карельских авторов глазами кадет» (к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне) 2024
В 2025 году Россия будет праздновать 80 лет со дня Великой Победы… Все меньше и меньше с нами ветеранов Великой Отечественной войны. И нам, потомкам, остаются их воспоминания, рассказы, повести, стихи. В них «дыхание» военного времени. Обращение к творчеству писателей, посвятивших свои произведения Великой Отечественной войне, особенно важно для воспитания будущего воина России. Воспитание гражданственности, патриотизма, нравственности, любви к Родине — основополагающие направления в современном образовании. Важнейшая цель проекта – воспитание воина-патриота. Именно в процессе его реализации решается основная задача – обогатить духовный мир кадет через обращение к военной прозе и поэзии авторов Карелии.
-
Система вопросов по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" 2024
Представлены вопросы для проверки знаний учащихся по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" (действия 1–5).
-
Мифы Древней Греции 2024
Цели урока: закрепить понятие о мифе как жанре фольклора; раскрыть понятия герой в древнегреческой мифологии.
-
Тест "Жизнь и творчество Л.Н.Толстого" 2024
Представлен тест по литературе. Тема: "Жизнь и творчество Л.Н.Толстого".
-
«В чём сила героев сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева»?» Разработка урока 2024
В данной публикации автор предлагает разнообразные инструменты и формы работы для познавательного и увлекательного анализа учащимися сказки Х.Х.Андерсена «Снежная королева»: работа в группах по стратегии Джигсо, утверждения правда/ложь, заполнение «слепого» текста, само-взаимопроверка по критериям, составление маршрута героя, описание иллюстрации/-ий, их сопоставление, сочинение пятистишия(синквейна), применение межпредметных знаний (например, географии). Приложены листы оценивания.
-
Разработка урока "Взаимосвязь мотивов жизни и смерти как способ изображения трансформации героя рассказа Владимира Набокова «Рождество» 2024
Цель урока: раскрытие основной идеи рассказа В.Набокова «Рождество» (сложного с точки зрения стиля) через определение взаимосвязи мотивов жизни и смерти как способа изображения трансформации Слепцова, главного героя рассказа.
-
А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок 2024
Цели урока: рассказать учащимся о детских и лицейских годах жизни поэта, об отношении его к устному народному творчеству; помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок; продолжить обучение выразительному чтению.
-
Жестокий опыт или рождение новой жизни? (по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце») 2024
Завершая чтение и размышления над повестью «Собачье сердце», мы постараемся прийти к выводам о философской, социальной и нравственной проблематике этого произведения, обогатим свои представления о сатире и сатирических приёмах изображения и традиционно понаблюдаем над словом в художественном тексте. В ходе урока, размышляя над сложным нравственным вопросом, где проходит граница вседозволенности Человека-Творца, несущего ответственность за поступки, скажем об эксперименте профессора Преображенского, что это было ««Жестокий опыт или рождение новой жизни?»
-
Методическая разработка урока, направленная на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся основной и средней школы 2024
XXI век… Век Интернета, компьютерных технологий, интерактивных досок и мобильных телефонов. У современного ученика весь мир умещается в ладони, стоит только достать мобильный телефон или планшет и нажать кнопку поиска в Интернете – и он тут же получит любую интересующую его информацию. Казалось бы, всё так просто, но нет! На уроках литературы, работая с текстом, мы исходим из убеждения, что не так уж важно читать много, но гораздо важнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное, нужно быть творческой личностью, умеющей мыслить критически. Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Особая роль при этом принадлежит педагогу – задача которого создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться.
-
Презентация к открытому уроку по произведению М.Булгакова "Собачье сердце" 2024
Цель урока: разобрать образ Шарикова, понять, что сделало его злым, каковы причины хамства и наглости героя.
-
Творчество И.С.Тургенева в контексте межлитературных взаимодействий 2024
В обзорной статье М.В.Осмоловского рассматривается широкий спектр межтекстовых взаимодействий в произведениях И.С.Тургенева – от мотивов и образов древней литературы до более поздних влияний на русского писателя европейской литературы. Отдельно анализируется влияние, оказанное, в свою очередь, творчеством Тургенева на китайскую и русскую литературу 20 века.
-
Разработка урока по литературе в 11-м классе "Анализ прозаического текста и написание сочинения по теме "Может ли быть бесполезной надежда?" 2024
Цель урока: в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа.
-
Смысловое чтение. Текст "Громогласный ход времени". 4-й класс 2024
Смысловое чтение в 4-м классе.
-
Повышение учебной мотивации по русскому языку и литературе при помощи цифровых заданий 2024
Существует немало цифровых образовательных платформ, каждая из них является эффективным, быстрым, доступным ресурсом, дает максимум результатов и позволяет прослеживать динамику развития каждого учащегося, класса, школы. Использование цифровых образовательных платформ дает учителю возможность более качественно организовать образовательный процесс за счёт реализации деятельностного подхода в обучении, реализации принципа построения индивидуальной образовательной траектории, организации учебного процесса как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
-
Образы главных героев романа А.С.Пушкина "Дубровский" 2024
Презентация к уроку по теме «Образы главных героев романа А.С.Пушкина «Дубровский» предназначена для учащихся 6-го класса при изучении творчества А.С.Пушкина. Урок носит интегрированный характер, поскольку используется компьютерная система нейросеть как алгоритм, созданный для выполнения конкретных задач, например, для поиска определенных картинок, распознавания звуков, рисования портрета и т.д.
-
Урок литературы в 11-м классе «Тема Дома в романе М.Булгакова «Белая гвардия» 2024
Цели урока: показать в развитии образ Дома в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия», его философскую глубину и ёмкость; закрепить знания, умения и навыки по анализу художественного произведения; формировать у учащихся навыки внимательного, вдумчивого чтения; развивать творческие способности, воображение, умение работать самостоятельно; воспитывать любовь к Отечеству, нравственные идеалы.
-
Внеклассное мероприятие «Святочные гадания» (для учеников начальной школы) 2024
Цель мероприятия: познакомить учащихся с традициями святочных гуляний на Руси; научиться изготовлять маску для народного гуляния.
-
Разработка внеклассного мероприятия по литературе "Литературное кафе "Бродячая собака" 2024
Предлагаемая игра может проводиться на обобщающем уроке после изучения раздела «Литературные направления начала 20 века». Цели игры: повторение и закрепление знаний о литературных направлениях начала 20 века; формирование умения чувствовать стиль автора, его манеру письма.
-
Технология оценивания образовательных достижений обучающихся 6-го класса на уроках литературы 2024
Преподавание литературы в школе – процесс не только образовательный, но и глубоко эмоциональный, воспитывающий. В связи с этим особое значение имеет процесс оценивания учителем ребенка. Общеизвестной формой оценки являются показатели освоения школьной программы, выраженные в баллах по 5-балльной шкале. Такая отметка носит малую информативность, не позволяет фиксировать незначительные продвижения, иногда лишает шанса на успешное обучение. Определенные критерии выставления отметки на уроках литературы выработаны, но часто оценивание зависит от личности учителя, его индивидуальных требований. Оценка за устный ответ всегда индивидуальна. Выработаны критерии оценивания сочинений. Наиболее точна и, очевидно, эффективна отметка за тест, но не все знания литературного образования можно оценить при помощи тестовой технологии. Главная проблема сегодня – найти технологически приемлемую замену показателям текущих и итоговых достижений учащихся.
-
С.А.Есенин. Творчество разных лет 2024
Работа посвящена творчеству с.Есенина разных лет.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Суди меня по кодексу любви" к 100-летию Расула Гамзатова 2024
Тема патриотизма, любви к матери, уважения к женщине, бережного отношения к памяти народа – те вопросы, которые раскрывает в своём творчестве Расул Гамзатович Гамзатов. На уроках литературы изучению художественных произведений народов России уделяется мало времени, поэтому внеклассная работа помогает преодолеть дефицит учебного времени, в неформальной обстановке познакомиться с биографией и творчеством этих писателей и поэтов. Внеклассное мероприятие «Суди меня по кодексу любви» приурочено к 100-летию Расула Гамзатова и проведено в неделю словесности. Представляет собой литературно-музыкальную композицию, основанную на биографии поэта с использованием его произведений. Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для использования учителями средней школы и педагогами дополнительного образования для подготовки и проведения внеклассного мероприятия в форме литературно-музыкальной гостиной. Рассчитана на обучающихся 7–11-х классов. Направлена на формирование интереса обучающихся к изучению литературы народов России, воспитание эстетического восприятия мира через поэзию и патриотизма. Рекомендовано для проведения в неделю словесности.
-
Конспект урока литературы в 10-м классе "Ключи от счастья женского заброшены, потеряны..." (Образ Корчагиной Матрены Тимофеевны в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" 2024
Цель урока: активизация познавательного интереса учащихся к изучению поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
-
Мастер-класс "Использование цифровых технологий на уроке русского языка и литературы" 2024
Современные образовательные технологии позволяют учителю добиваться высоких результатов обучения. Давайте разберёмся, зачем использовать цифровые технологии при изучении гуманитарных предметов.
-
Интегрированный урок биологии и литературы в 5-м классе «Экологические проблемы большого города» 2024
Данный конспект основан на экологической сказке, написанной ученицей 11 класса Рахматуллиной Ильнарой (теперь уже выпускницей ГБОУ ЦО №1486). Учитель может использовать эту сказку, может написать собственную или предложить такой вид работы сильному ученику 5-го класса (контролируя и направляя его деятельность). Также представленный урок может быть использован как тематический классный час, но уже без домашнего задания (начиная с четвертого класса). Цель: формировать экоцентрическое мировоззрение посредством фольклорного жанра.
-
Своеобразие лирики Н.А.Некрасова 2024
Задачи урока: сопоставить средства и приемы раскрытия идеи в поэзии (цветовые эпитеты, описание портрета, сюжетность, лексика); сопоставить строки стихотворений Некрасова и Фета; сопоставить отношение поэтов к роли поэзии.