Литература
-
Традиции святочного рассказа в произведении Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» на уроке литературы в 6-м классе (методические рекомендации к уроку) 2025
Вместе с крещением Руси и принятием христианской веры пришло множество новых традиций и праздников, одним из которых является Рождество Христово. Рождество — это рождение человека – Бога, который послан человечеству,чтобы сделать жизнь чище и нравственнее. Народная Русь прочно связала в своем сознании с Рождеством Святки. На протяжении многих веков с этим праздником связано много обычаев:помогать бедным и немощным, обмениваться подарками, колядовать и т.д. Во время святочных посиделок дети слушали поучительные рассказы, или былички, которые впоследствии легли в основу нового жанра – жанра святочного рассказа. Рождественский или святочный рассказ — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанра рассказа. Свое название они получили от слова «святки», то есть святые дни от Рождества Христова до Богоявления.
-
Методическая разработка внеурочного занятия по родной литературе по теме «Амурские сказки» Д.Нагишкина – хранилище народной мудрости и нравственных представлений о добре и зле народов Дальнего Востока (итоговое занятие) 2025
Методическая разработка представлена на дистанционный конкурс лучших методических разработок образовательных событий, конкурс методических разработок, посвящённых Международному дню родного языка, «Мой край, мой язык»в рамках предметной области «Родной язык и родная литература»/ «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
-
Анализ стихотворения "Рождество избы" к 140-летию Н.А.Клюева 2025
В октябре 2024 года ученикам старших классов ГБОУ лицея №408 Пушкинского района посчастливилось вначале познакомиться с произведением Н.А.Клюева «Рождество избы», а затем выполнить творческую работу анализа поэтического текста.
-
Интегрированный урок по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк" 2024
Цели урока: пробудить сочувствие к тяжёлой жизни крестьянства; вызвать антикрепостническое настроение.
-
Урок – час Памяти "Он пал за мир..." (по повести Г.Я.Бакланова "Навеки - девятнадцатилетние") 2024
Цели урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по повести Г.Я.Бакланова «Навеки - девятнадцатилетние»; углубить знания о войне, посмотреть на войну через произведения литературы.
-
Использование коучинг-технологий как способ создания образовательной среды, развивающей мышление обучающихся 2024
Коучинг в школе ориентирован на формирование УУД учеников, развитие гибкости мышления. Универсальные учебные действия влияют на успешность достижения метапредметных результатов и развитие творческого потенциала обучающегося. Результатом коучинга становится эффективное и быстрое по сравнению с обычными методами развитие способностей, так как вся система работы основана на принципе веры в потенциал человека и помощи ему в достижении результатов.
-
В мире русского символизма. Урок-мастерская в технологии КМ в 11-м классе 2024
Цели урока: приобщить старшеклассников к сложным духовным поискам литературы Серебряного века через постижение мира русских символистов; выяснить художественные особенности поэзии символизма, поэтику и мировоззрение поэтов-символистов через анализ поэтических деклараций и произведений символистов; показать значение творчества поэтов-символистов для русской поэзии.
-
Путешествие по сказкам А.С.Пушкина 2024
Сказки Пушкина – это первые и лучшие наши книги, место действия которых – это всегда Древняя Русь с её рублеными избами, боярскими палатами, высокими теремами, с куполами и маковками церквей.
-
Тема урока: «Александр Сергеевич Пушкин» 2024
Цели урока: познакомить учащихся с биографией А.С.Пушкина; воспитание чувства патриотизма и гражданского долга на примере поэтического наследия А.С.Пушкина; формирование культуры читателя с глубоким и вдумчивым отношением к прочитанному.
-
Электронные образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы 2024
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала. В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.
-
Интегрированный урок физическая культура + литературное чтение в форме веселых стартов «Кладовая сказок». Сюжетные эстафеты для учащихся 4-го класса 2024
Цель урока: укрепление межпредметных связей физической культуры и литературного чтения.
-
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 2-й класс 2024
Цели урока: понимать смысл прочитанного; работать над интонацией в произведении, над выразительностью с помощью звонких и глухих согласных.
-
Русская литература: тренажёр для учащихся 9-х классов
2024
Представлена презентация к уроку литературы для проверки знаний учащихся по изученным произведениям.
-
Синквейн как эффективный приём технологии развития критического мышления на уроках литературы 2024
В условиях ФГОС актуальным является поиск новейших приемов, методов и технологий, которые способствовали бы развитию критического мышления у учеников. Ведь мы, педагоги, должны в полной мере активизировать познавательную, мыслительную деятельность обучающихся. Урок не должен быть неинтересным, он должен нести в себе творческий замысел. Поэтому на уроках литературы автор использует систему работы с синквейном с 5-й по 11-й классы.
-
Моё восприятие творчества и личности И.С.Шмелёва 2024
В России в 2000 году было издано собрание сочинений И.С.Шмелёва. Для читателей, а впоследствии и почитателей его творчества – это громадное событие. Да, мы узнавали много новых имён – русское зарубежье стало близким, но роль И.С.Шмелёва – особая. Без него знание и понимание русской литературы, русского человека, православной веры было бы неполным. После рассказов «За карасями», «Как я стал писателем» самым первым и большим открытием для меня было произведение «Лето Господне». Роман состоит из трёх частей – «Праздники», «Праздники – Радости», «Скорби». Главные персонажи – пяти-шести-семилетний Ваня (автобиографический персонаж), его отец, наставник Горкин. Поражает, как поэтически автор рассказывает об этих праздниках.
-
Литературно-историческая игра «Турнир знатоков»
2024
В помощь учителю для проведения литературно-исторической игры «Турнир знатоков» подготовлена презентация.
-
Литературная гостиная на тему «Владимир Маяковский "Мой стих трудом громаду лет прорвет"»
2024
Цель урока: проанализировать особенности лирики В.В.Маяковского, раскрыть многогранность его поэтического мира, показать эволюцию его творческого пути и влияние на последующую литературу.
-
Рабочие листы к урокам литературы (5–9-е классы) 2024
Представлены рабочие листы к урокам литературы для 5–9-х классов.
-
Тестовая работа по творчеству М.Ю.Лермонтова 2024
Представлена тестовая работа по творчеству М.Ю.Лермонтова.
-
Как привить любовь к чтению у ребят старшего дошкольного возраста 2024
В последние годы чтение все больше утрачивает свою культурную, образовательную и воспитательную роль в обществе, поэтому тревога педагогов, психологов и родителей весьма обоснована: мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.
-
Приемы и способы формирования и развития читательской грамотности среди участников образовательного процесса 2024
В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Эти умения формируются в большей степени во время обучения в начальной школе.
-
Вариативность фольклорных произведений на примере русской народной сказки "Сивка-бурка" 2024
Цель: сформировать умение выделять общие и отличительные черты двух вариантов одной сказки. Познакомить с вариантом сказки, записанном в Тобольской губернии в 1906 году.
-
Внеурочное занятие по литературному регионоведению в 7-м классе на тему «Мир взрослых и детей в повестях А.Лиханова «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой все равно» 2024
В книге «Мальчик, которому не больно» рассказывается о мальчике, больном церебральным параличом. Жизнь его очень сложна. Иногда он плачет от безысходности, иногда смотрит на мир с детским оптимизмом. В книге «Девочка, которой все равно» рассказывается о нелегких испытаниях, выпавших на долю маленькой девочки – детдомовки Насти. Она равнодушна ко всему окружающему, никому не верит.
-
Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам А.С.Пушкина к 225-летию со дня рождения поэта (для 1–2-х классов)
2024
Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам А.С.Пушкина разработан к 225-летию со дня его рождения и предназначен для учащихся 1–2-х классов. Ребята вместе с героями отправляются в путешествие в Лукоморье, где они знакомятся со сказками поэта. Целью мероприятия является повышение мотивации учеников к чтению, развитие воображения, обогащение словарного запаса, воспитание морально-нравственных качеств. К сценарию прилагается красочная презентация с иллюстрациями, загадками и видео фрагментами.
-
Формирование читательской грамотности в начальной школе 2024
На сегодняшний день читательская грамотность рассматривается как один из самых важнейших параметров готовности к жизни в современном обществе. Чтение и работа с информацией занимает важное место среди метапредметных универсальных учебных действий. Успешность обучения в начальной школе невозможна без читательской грамотности. В этом возрасте дети только начинают учиться читать и писать, поэтому развитие навыков чтения и письма являются базой для успешного усвоения учебных предметов в будущем. Уровень овладения читательской грамотностью является одной из важных характеристик современного ученика. Исследования, проведенные в международных рамках оценки читательской грамотности, показывают, насколько актуальна эта проблема в современном мире.
-
К проблеме «симбиоза литератур» (в помощь учителю словесности) 2024
В то время как многие пытаются доказать свою индивидуальность и откреститься от общих основ, учителя в школе по-прежнему говорят о единых корнях, о едином происхождении, о культурном заимствовании, компаративных связях и «типологических схождениях», столь необходимых для понимания мирового литературного процесса.
-
Конспект урока по литературе в 11-м классе по творчеству В.Я.Брюсова (анализ стихотворения «Творчество») 2024
Цель урока: создании условий, способствующих активному познанию учащихся, а также расширению их знаний о символизме с помощью анализа стихотворения В.Я.Брюсова «Творчество». Урок нацелен на то, чтобы научить анализировать стихотворение, находить символы в нем.
-
Применение культурологического аспекта при изучении мифов и фольклорной сказки на уроках литературы в 5-м классе в формате ФГОС 2024
Уроки литературы в начале учебного года в 5-м классе всегда вызывают некоторые сложности у учителей, так как сразу после вступительной статьи «К читателям» начинается тема «Мифология. Мифы Древней Греции». Начинаем курс с изучения мифов о Геракле. В чем же трудность?
-
Урок развития речи. Характеристика героев «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина 2024
Цели урока: рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении; научить обучающихся, анализируя текст сказки, составлять по предложенному плану характеристику героя; развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения; формировать устойчивую нравственную позицию истинной красоты героев сказки А.С.Пушкина.
-
Конвергентный урок: "Какими были новогодние праздники в старину" 2024
Цель и задачи ресурса: знакомство с обычаями и традициями русского народа в старину.