Литература
-
Методическая разработка урока, направленная на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся основной и средней школы 2024
XXI век… Век Интернета, компьютерных технологий, интерактивных досок и мобильных телефонов. У современного ученика весь мир умещается в ладони, стоит только достать мобильный телефон или планшет и нажать кнопку поиска в Интернете – и он тут же получит любую интересующую его информацию. Казалось бы, всё так просто, но нет! На уроках литературы, работая с текстом, мы исходим из убеждения, что не так уж важно читать много, но гораздо важнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное, нужно быть творческой личностью, умеющей мыслить критически. Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Особая роль при этом принадлежит педагогу – задача которого создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться.
-
Презентация к открытому уроку по произведению М.Булгакова "Собачье сердце" 2024
Цель урока: разобрать образ Шарикова, понять, что сделало его злым, каковы причины хамства и наглости героя.
-
Творчество И.С.Тургенева в контексте межлитературных взаимодействий 2024
В обзорной статье М.В.Осмоловского рассматривается широкий спектр межтекстовых взаимодействий в произведениях И.С.Тургенева – от мотивов и образов древней литературы до более поздних влияний на русского писателя европейской литературы. Отдельно анализируется влияние, оказанное, в свою очередь, творчеством Тургенева на китайскую и русскую литературу 20 века.
-
Разработка урока по литературе в 11-м классе "Анализ прозаического текста и написание сочинения по теме "Может ли быть бесполезной надежда?" 2024
Цель урока: в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа.
-
Смысловое чтение. Текст "Громогласный ход времени". 4-й класс 2024
Смысловое чтение в 4-м классе.
-
Повышение учебной мотивации по русскому языку и литературе при помощи цифровых заданий 2024
Существует немало цифровых образовательных платформ, каждая из них является эффективным, быстрым, доступным ресурсом, дает максимум результатов и позволяет прослеживать динамику развития каждого учащегося, класса, школы. Использование цифровых образовательных платформ дает учителю возможность более качественно организовать образовательный процесс за счёт реализации деятельностного подхода в обучении, реализации принципа построения индивидуальной образовательной траектории, организации учебного процесса как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
-
Образы главных героев романа А.С.Пушкина "Дубровский" 2024
Презентация к уроку по теме «Образы главных героев романа А.С.Пушкина «Дубровский» предназначена для учащихся 6-го класса при изучении творчества А.С.Пушкина. Урок носит интегрированный характер, поскольку используется компьютерная система нейросеть как алгоритм, созданный для выполнения конкретных задач, например, для поиска определенных картинок, распознавания звуков, рисования портрета и т.д.
-
Урок литературы в 11-м классе «Тема Дома в романе М.Булгакова «Белая гвардия» 2024
Цели урока: показать в развитии образ Дома в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия», его философскую глубину и ёмкость; закрепить знания, умения и навыки по анализу художественного произведения; формировать у учащихся навыки внимательного, вдумчивого чтения; развивать творческие способности, воображение, умение работать самостоятельно; воспитывать любовь к Отечеству, нравственные идеалы.
-
Внеклассное мероприятие «Святочные гадания» (для учеников начальной школы) 2024
Цель мероприятия: познакомить учащихся с традициями святочных гуляний на Руси; научиться изготовлять маску для народного гуляния.
-
Разработка внеклассного мероприятия по литературе "Литературное кафе "Бродячая собака" 2024
Предлагаемая игра может проводиться на обобщающем уроке после изучения раздела «Литературные направления начала 20 века». Цели игры: повторение и закрепление знаний о литературных направлениях начала 20 века; формирование умения чувствовать стиль автора, его манеру письма.
-
Технология оценивания образовательных достижений обучающихся 6-го класса на уроках литературы 2024
Преподавание литературы в школе – процесс не только образовательный, но и глубоко эмоциональный, воспитывающий. В связи с этим особое значение имеет процесс оценивания учителем ребенка. Общеизвестной формой оценки являются показатели освоения школьной программы, выраженные в баллах по 5-балльной шкале. Такая отметка носит малую информативность, не позволяет фиксировать незначительные продвижения, иногда лишает шанса на успешное обучение. Определенные критерии выставления отметки на уроках литературы выработаны, но часто оценивание зависит от личности учителя, его индивидуальных требований. Оценка за устный ответ всегда индивидуальна. Выработаны критерии оценивания сочинений. Наиболее точна и, очевидно, эффективна отметка за тест, но не все знания литературного образования можно оценить при помощи тестовой технологии. Главная проблема сегодня – найти технологически приемлемую замену показателям текущих и итоговых достижений учащихся.
-
С.А.Есенин. Творчество разных лет 2024
Работа посвящена творчеству с.Есенина разных лет.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Суди меня по кодексу любви" к 100-летию Расула Гамзатова 2024
Тема патриотизма, любви к матери, уважения к женщине, бережного отношения к памяти народа – те вопросы, которые раскрывает в своём творчестве Расул Гамзатович Гамзатов. На уроках литературы изучению художественных произведений народов России уделяется мало времени, поэтому внеклассная работа помогает преодолеть дефицит учебного времени, в неформальной обстановке познакомиться с биографией и творчеством этих писателей и поэтов. Внеклассное мероприятие «Суди меня по кодексу любви» приурочено к 100-летию Расула Гамзатова и проведено в неделю словесности. Представляет собой литературно-музыкальную композицию, основанную на биографии поэта с использованием его произведений. Методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена для использования учителями средней школы и педагогами дополнительного образования для подготовки и проведения внеклассного мероприятия в форме литературно-музыкальной гостиной. Рассчитана на обучающихся 7–11-х классов. Направлена на формирование интереса обучающихся к изучению литературы народов России, воспитание эстетического восприятия мира через поэзию и патриотизма. Рекомендовано для проведения в неделю словесности.
-
Конспект урока литературы в 10-м классе "Ключи от счастья женского заброшены, потеряны..." (Образ Корчагиной Матрены Тимофеевны в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" 2024
Цель урока: активизация познавательного интереса учащихся к изучению поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
-
Мастер-класс "Использование цифровых технологий на уроке русского языка и литературы" 2024
Современные образовательные технологии позволяют учителю добиваться высоких результатов обучения. Давайте разберёмся, зачем использовать цифровые технологии при изучении гуманитарных предметов.
-
Интегрированный урок биологии и литературы в 5-м классе «Экологические проблемы большого города» 2024
Данный конспект основан на экологической сказке, написанной ученицей 11 класса Рахматуллиной Ильнарой (теперь уже выпускницей ГБОУ ЦО №1486). Учитель может использовать эту сказку, может написать собственную или предложить такой вид работы сильному ученику 5-го класса (контролируя и направляя его деятельность). Также представленный урок может быть использован как тематический классный час, но уже без домашнего задания (начиная с четвертого класса). Цель: формировать экоцентрическое мировоззрение посредством фольклорного жанра.
-
Своеобразие лирики Н.А.Некрасова 2024
Задачи урока: сопоставить средства и приемы раскрытия идеи в поэзии (цветовые эпитеты, описание портрета, сюжетность, лексика); сопоставить строки стихотворений Некрасова и Фета; сопоставить отношение поэтов к роли поэзии.
-
Интегрированный урок по английскому языку и литературе "Гений детектива – Артур Конан Дойл" 2024
Представлен интегрированный урок по английскому языку и литературе "Гений детектива – Артур Конан Дойл".
-
Проект "Чин чину рознь" (чины героев произведений русской литературы) 2024
Читая классическую литературу, мы часто сталкиваемся с тем, что герои в них охарактеризованы по чину. Многие слова, входившие в названия чинов, ныне забыты — они остались только в литературных произведениях и продолжают играть в них существенную роль для понимания статуса героя, общей расстановки сил.
-
Анализ образа-персонажа. Евгений Базаров (Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети») 2024
Образ Евгения Базарова занимает центральное место в романе. Из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Все персонажи группируются вокруг главного героя и раскрываются во взаимоотношениях с ним. Прототипы персонажа различны. Тургенев располагал огромным жизненным материалом, источниками для создания образа героя. Среди прототипов Базарова исследователи называют и врача В.Я.Якушкина, и революционера Баллода П.Д.
-
Лермонтов-художник. К 210-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова 2024
Лермонтов был разносторонне одарён: прекрасно рисовал, играл на скрипке и фортепьяно, увлекался математикой. Уже в детские годы он начал рисовать акварелью и лепить из воска целые композиции. Лермонтов рисовал всю жизнь. Хотя не все его работы сохранились, однако и то, что дошло до нас, а это более десяти картин маслом, свыше пятидесяти акварелей и трёхсот рисунков – даёт полное представление о его живописном наследии. Он был великолепным пейзажистом, увлекался портретной живописью, причём изображал людей своего окружения с большой точностью. У него много рисунков, выполненных не только акварелью, но и пером, карандашом.
-
Развитие читательской грамотности на уроках литературы через смысловое чтение 2024
учителю за 5 лет нужно сформировать у обучающихся высокий читательский уровень, предполагающий осмысленное восприятие текста, уметь работать с информацией в тексте и создавать собственный текст. Один из способов формирования у обучающихся читательской грамотности – это систематическое использование методов смыслового чтения на уроках литературы. Смысловое чтение является инновационной разработкой, которая рекомендована учителям не только русского языка и литературы, но и других предметов.
-
Урок-аукцион по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2024
Цель урока: обобщить знания учащихся о романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», контроль полученных знаний.
-
Презентация к уроку внеклассного чтения в 6-м классе "Лучший друг человека!" 2024
На уроке дается ответ на проблемный вопрос: Почему собаки становятся «бомжиками»?
-
Лучший друг человека (по рассказу Н.Васильевой «Бомжик»). 6-й класс 2024
Цель урока: развитие этических качеств: чувства сострадания к животным, эмоционального отклика; совершенствование точности и ясности речи, развитие образного и аналитического мышления. Задачи: познакомить с творчеством Н.Б.Васильевой; выяснить, почему собака, друг человека, оказалась бездомной, выяснить, какие поступки людей сыграли роль в ее судьбе; формировать умение смыслового чтения с учетом проблемной ситуации; воспитывать гуманное отношение к животным, чувство сострадания, ответственность за свои поступки.
-
Образы-символы дворянских гнезд на примере рассказа А.П.Чехова "Дом с мезонином" 2024
Цели урока: знакомство с творчеством А.П.Чехова, обсуждение и анализ рассказа «Дом с мезонином». Задачи: обсудить особенности изображения писателем усадебного мира как символа дворянского сословия.
-
Стратегия работы с детьми-мигрантами во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе 2024
В презентации представлена стратегия работы с детьми-мигрантами во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе.
-
Своя игра "Литературные отцы" 2024
Своя игра по теме "Литературные отцы" оформлена в форме презентации.
-
Божественный литературный дар 2024
Начало июня – время говорить о Пушкине еще больше и чаще, чем обычно. Традиция почитания гения русской поэзии, оставляет в памяти поколений то, что было сделано правительством Москвы к юбилеям А.С.Пушкина, государством и общественными организациями, деятелями науки, литературы, искусства, культуры. Пушкинские юбилеи приводят в движение весь русский мир. В юбилейные года проводятся работы по благоустройству пушкинских мест. В музеях и выставочных залах демонстрируется богатство пушкинских коллекций. Театральная пушкиниана вызывает интерес многообразием жанров. Каждый юбилей мы погружаемся в мир любимого поэта и расширяем собственный мир. Пушкин не кончается с проходящими юбилеями, он остается в нашей жизни всегда. Его вклад в русскую литературу поистине бесценен. Стиль поэта, сочетающий книжные и разговорные нормы, до сих пор остается основой русского литературного языка. Произведения Пушкина постоянно переиздаются, переводятся на многие языки мира, по ним написаны оперы, балеты, хоры, они многократно экранизировались.
-
Презентация к уроку по теме «В.В.Маяковский. Биография и творчество. Стихотворение "Хорошее отношение к лошадям"» 2024
Цели урока: познакомиться с личностью и биографией В.В.Маяковского, особенностями творчества поэта и понятием «футуризм»; познакомиться с историей создания стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и выявить его идейное и нравственное содержание; совершенствовать умения анализировать лирические тексты; находить изобразительно-выразительные средства и комментировать их роль; строить логичное устное высказывание, аргументировать своё мнение.