Урок развития речи. Характеристика героев «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина

Разделы: Литература

Класс: 5

Ключевые слова: А.С.Пушкин, А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»


Тип урока. Урок-исследование.

Цели урока: рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении; научить обучающихся, анализируя текст сказки, составлять по предложенному плану характеристику героя; развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения; формировать устойчивую нравственную позицию истинной красоты героев сказки А.С.Пушкина.

Методы и формы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский; коллективная, парная, индивидуальная.

Технологии, используемые на уроке: технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная; развития критического мышления; здоровьесберегающая.

Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация к уроку, видео материал, раздаточный материал, толковый словарь С.И.Ожегова, иллюстративный материал, портрет А.С.Пушкина, рисунки учащихся.

План урока

I. Мотивация (самоопределение) к деятельности.

II. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Викторина по сказкам А.С.Пушкина, с акцентированием понятий «Добро», «Зло» (добрые, злые)
  3. Работа в парах.

III. Операционно-исполнительский этап.

  1. Постановка проблемы.
  2. Приём «тонкие» и «толстые» вопросы
  3. Определение темы и цели исследования.
  4. Обращение к эпиграфу.
  5. Составление плана исследования.
  6. «Открытие» обучающимися нового знания (проверка гипотезы на основе наблюдений, мини-исследовательской работы на уроке, работы с текстом).
    1. Приём «тонкие» и «толстые» вопросы.
    2. Изображение образов героев сказки. Межпредметные связи на уроке.
    3. Выразительное чтение отрывков из сказки, ярко характеризующих героев (анализ, сопоставление).

IV. Оценочно-рефлексивный этап.
1. Интерпретация полученных данных. Работа в парах (характеристика героев, по выбору учащихся)
1.1. Характеристика образа царевны
1.2. Характеристика образа царицы-мачехи.
2. Применение новых знаний в учебной деятельности.
1. Составление сравнительной характеристики.
3. Вывод по результатам исследовательской работы.
V. Снятие утомления с глаз.
VI. Итоги урока. Рефлексия.
VII. Домашнее задание.

Ход урока

Зло, которое Вы делаете,
остается с Вами, а добро
возвращается Вам!
Индийская притча

I. Мотивация (самоопределение) к деятельности

Вступительное слово учителя. Добрый день, дорогие друзья. Рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Александр Сергеевич Пушкин… С детства нам знакомо это имя. Чарующий мир поэзии гения никого не оставит равнодушным. А как нам хотелось быть похожими на героев его сказок: прекрасную царевну-лебедь, смелого Гвидона, весёлого и находчивого Балду, мудрую волшебницу-рыбку. Невозможно быть равнодушными к сказочным персонажам, которые являются воплощением добра, нежности, благородства, мужества и чести.

«У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки…

А потом - и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма... И это уже навсегда! С Пушкиным мы не расстаемся до старости, до конца жизни. Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем, как подарок, всю ценность которого узнаешь только с годами.» - пишет С.Я.Маршак в «Заметках о сказках Пушкина».

Сегодня мы отправимся в увлекательный мир, мир сказки А.С.Пушкина. Вместе станем исследователями-изыскателями, опираясь на собственные знания, умения, навыки.

II. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания

1. Проверка домашнего задания. Работа в группах.

Обучающиеся выступают в роли языковедов-этимологов, библиографов, критиков, фольклористов, иллюстраторов.

Языковеды-этимологи. Объясняют литературные термины: фольклор, сказка, былина, антитеза.

Затем работают с устаревшими словами в сказке: сочельник, чёрная зависть, сенная девушка, «на полати взобралась», «Сорочина в поле спешить».

Библиографы. Знакомят с историей создания сказки.

А.С.Пушкин первые свои сказки он услышал от няни, Арины Родионовны Яковлевой, от бабушки, Марии Алексеевны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», одна из наиболее известных сказок А.С.Пушкина, написана осенью 1833 года в Болдино, напечатана впервые в 1834 г. в журнале «Библиотека для чтения». В основу её была положена русская народная сказка. На ярмарках, переодеваясь, смешиваясь с толпой крестьян, Пушкин запоминал и записывал меткие народные слова. Возможно, именно таким образом стала известна автору русская народная сказка «Самоглядное зеркало», которая по сюжету похожа на «Сказку о мертвой царевне».

Доподлинно известно, что А.С.Пушкин и В.А.Жуковский заключили пари на лучшую обработку народной сказки. В результате появились сказка «Спящая царевна» Жуковского, «Сказка о мёртвой царевне» Пушкина. Рассматривая главных героев «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», трудно сдержать восхищение перед бесспорным мастерством русского поэта. Произведение написано сочным и лаконичным слогом. Строчки легко читаются и навсегда врезаются в память. Но несмотря на кажущуюся простоту, за стройными рифмами скрывается глубокий смысл, разгадка которого ускользает от самого пытливого ума.

Литературоведы-критики. Указывают на заимствование сюжета сказки и связь с другими литературными жанрами.

Известный русский фольклорист Марк Константинович Азадо'вский утверждал, что «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина близка по своему сюжету к сказке «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм, которая была опубликована в 10-20-х годах XIX века, т.е. раньше, чем сказка Пушкина. Внешнее совпадение не умаляет заслуг сказочника. Великому русскому поэту удалось создать свою неповторимую сказку, которую отличает сюжет, герои, язык. Красочная и поэтичная, она выражает идеалы и идеи русского народа. Нельзя не заметить связь сказки с былинами. Семь богатырей появляются довольно редко, их стихия - «чистое поле да широкая степь», что характерно для былин. Былинные традиции прослеживаются в сказке А.С.Пушкина.

Фольклористы. Раскрывают фольклорную основу сказки.

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин использовал популярный в фольклоре европейских народов сюжет. В основе лежит миф об умирающем и воскресающем божестве, связанный с олицетворением растительной природы. Само название, в котором акцент падает на слово 'мёртвая', описание безрадостной завьюженной земли, три смерти - всё рождает в нашей душе протест против зла, насилия, зависти, тяготение к светлой и радостной жизни. Сказка известна довольно широко: отмечается 51 опубликованный вариант (27 русских, 20 украинских и 4 белорусских). Среди них «Сказка о старичках - келейчиках», «Золотоволосая Ялена». Сказка о мёртвой царевне, написанная Пушкиным по мотивам народного русского творчества, имеет древние истоки. Сюжетная линия, основанная на конфликте мачехи с падчерицей, стара как мир и встречается в произведениях многих стран мира. Семь богатырей, живущие в лесу - отголосок древних традиций. Именно поэтому подобный сюжет можно найти в легендах и сказках. Девушка, лежащая в гробу и разбуженная женихом - это та же спящая красавица из сказок Шарля Перро. Похожий сюжет известен многим народам, он оригинально обработан в «Тысяче и одной ночи».

Создавая сказки, Пушкин находился «в стихии русского фольклора; он говорил о великом и непреходящем; о грозных вопросах морали, о прекрасной гармонии вселенной», он воплотил в себе всю страну, с ее прошлым и настоящим.

Иллюстраторы. Оформляют выставку авторских работ. Готовят совместно с учителем презентацию об известных художниках-иллюстраторах, работавших над сказками А.С.Пушкина.

2. Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

Использование видео-презентации.

3. Работа в парах.

Учитель. Всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло». Работая в парах, составьте словарные статьи для школьного толкового словаря: 'добро', 'зло', 'добрый', 'злой'. (Зачитывание получившихся словарных статей, обсуждение)

Сверим наши рассуждения с мнением известных лексикографов. Обратимся к толковому словарю русского языка С.И.Ожегова, дадим определение этим понятиям.

III. Операционно-исполнительский этап

1. Постановка проблемы.

Слово учителя. Одна бедная женщина каждое утро пекла две лепешки. Одну для членов семьи, а вторую для случайного прохожего. Каждый день, оставляя лепёшку, она произносила молитву за своего сына, ушедшего из дома искать лучшую долю. В течение многих месяцев мать ничего не знала о своем мальчике и всегда молилась о его безопасном возвращении.

Вскоре она заметила, что какой-то горбун приходит каждый день и забирает вторую лепешку. Но вместо слов благодарности, он только бормотал: «Зло, которое Вы делаете, остается с Вами, а добро возвращается Вам!» Это продолжалось день за днем. Не получая ожидаемых слов благодарности, женщина чувствовала себя обманутой. «Каждый день этот горбун произносит одно и то же! Но что он имеет в виду?»

И однажды, будучи особенно раздраженной, она решила покончить с этим. «Я избавлюсь от этого противного горбуна!» - сказала она себе и добавила яд во вторую лепешку. Но когда она собралась положить ее на подоконник, руки женщины задрожали. «Что же я делаю?»- подумала она и немедленно бросила ядовитую лепешку в огонь, приготовила другую.

Горбун, как обычно, взял лепешку, пробормотав неизменные слова, и продолжил свой путь, не подозревая о бушующих внутри женщины эмоциях.

В тот же вечер кто-то постучал в дверь бедной женщины. На пороге стоял сын. Выглядел он ужасно: голодный, худой, слабый, в рваной одежде. «Мама, это просто чудо, что я здесь! Я был так голоден, что упал в обморок и, наверное, умер бы, но меня спас горбун. Старый человек был так добр ко мне, что отдал целую лепешку».

Когда мать услышала эти слова, ее лицо побледнело.

Вот тогда женщина поняла смысл слов: "Зло, которое Вы делаете, остается с Вами, а добро возвращается Вам!"

Учитель. Проблема добра и зла существует на протяжении всего периода существования человечества. Противоборство этих двух нравственных понятий мы встречаем с вами и в нашей обыденной жизни. Как хочется, чтобы добро побеждало не только в сказках. Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил: «Есть только один способ положить конец злу - делать добро злым людям».

2. Определение темы и цели исследования.

Обращение к эпиграфу.

Учитель. Как вы думаете, о чем или о ком пойдёт речь сегодня на уроке? Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

(Выслушав ответы детей, учитель резюмирует, что разговор пойдёт о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе. На уроке будет проведена исследовательская работа с опорой на знания, умения, навыки учащихся.)

Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали тему и цели нашей работы.
(Тема и цели урока записаны заранее на доске. Обучающиеся работают в тетрадях, сверяют свои предположения с предоставленной учителем записью.)

3. Составление плана исследования.

Учитель. Ребята, как вы понимаете смысл слов из индийской притчи? (Ответы учеников.)

Убедиться в правильности данных слов предлагаю на примере характеристики героев «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

Битва Добра и Зла.

План исследования.

I. Добро и Зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

II. Противоборство двух сил (характеристика героев):

  1. Защитники добра.
  2. Силы зла, представленные в сказке.

III. «Сказка ложь, да в ней намек…»

4. «Открытие» обучающимися нового знания (проверка гипотезы на основе наблюдений, мини-исследовательской работы на уроке, работы с текстом).

4.1. Приём «тонкие» и «толстые» вопросы.

«Тонкие» вопросы:

- За что мачеха решила погубить царевну?

- Как царевна в первый раз спаслась от гибели?

- Как узнала злая царица, что Чернавка не выполнила её приказ?

- Как Соколко защищал царевну от черницы?

- Как удалось чернице погубить царевну?

- Кто помог царевне ожить?

«Толстые» вопросы:

- Образы каких героев в сказке, по-вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

- Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела?

- Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям?

- Почему умерла царица-мачеха?

4.2. Изображение образов героев сказки. Межпредметные связи на уроке.

Учитель. Сказки А.С.Пушкина настолько ярки и неповторимы, что многое мастера живописи, музыки, театра, кино используют сюжеты этих бессмертных творений в своих произведениях.

Знакомство с изображением героев «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина в произведениях искусства (презентация, буктрейлер; видео материалы):

  • изобразительное искусство;
  • музыка;
  • театр;
  • кино.

Рассмотреть изображение героев в данных видах искусства. Сделать вывод о представлении Добра и Зла в данных видах искусства.

4.3. Выразительное чтение отрывков из сказки, ярко характеризующих героев (анализ, сопоставление).

Учитель. Предлагаю всем вам, ребята быть не только слушателями и зрителями, а стать участниками действа, самим прикоснуться к миру искусства.

(Выразительное чтение, инсценизация подготовленных дома отрывков). Выступают несколько учащихся (с учётом временных рамок урока).

IV. Оценочно-рефлексивный этап. Работа в парах (характеристика героев, по выбору учащихся)

Учитель. У каждого исследования, опыта должен быть результат. Перед вами на столе находятся карточки, договоритесь в паре, выберите героя, о котором, как вам кажется, вы узнали больше и дайте ему характеристику по предложенному плану.

1. Интерпретация полученных данных.

1.1. Характеристика образа царевны.

План.

  1. Первая встреча с героиней.
  2. Портрет.
  3. Черты характера (через поступки, отношение к окружающим).
  4. Авторская позиция.
  5. Характеристика образа царицы-мачехи.

План.

  1. Первая встреча с героиней.
  2. Портрет.
  3. Черты характера (через поступки, отношение к окружающим).
  4. Авторская позиция.

Примечание. В сказках Пушкина мы найдём и авторскую характеристику, и индивидуализацию речи, и картины природы, помогающие понять переживания героев. Обращаем внимание на картину природы, открывающую сказку, и предлагаем подумать, какое настроение она создаёт, помогает ли понять переживания. Безотрадная картина природы («вьётся вьюга, снег валится на поля, вся белёшенька земля») вызывает грустное настроение и как бы раскрывает душевное состояние царицы, её одиночество, тоску, печаль.

В сказке природа - не безразличный фон, на котором разворачиваются события. Она сочувствует добрым людям, откликается на их беды и радости, выражает настроения и переживания героев.

2. Применение новых знаний в учебной деятельности.

1. Составление сравнительной характеристики царевны и царицы-мачехи (заполнение таблицы, коллективная работа).

Примечание. После самостоятельного прочтения у обучающихся складывается представление о каждой из героинь, однако их высказывания не идут дальше общей характеристики: «царевна добрая, ласковая», «царица злая, завистливая». Обращаем внимание на то, как изображает Пушкин внешность царевны и царицы-мачехи. Важно направить внимание на поступки героев, взаимоотношения, внешность, речь, показать близость Пушкина к народному творчеству, а также на новое, что вносит поэт в изображение герое, чем обогащает созданные народом характеры. Оставляя эти приёмы преобладающими, автор расширяет способы изображения сказочных персонажей.

Царевна

Царица-мачеха

«белолица, черноброва, нраву кроткого такого».

«высока, стройна, бела, и умом и всем взяла»;
«горда, ломлива, своенравна и ревнива»

Два эпизода из сказки: появление в доме семи богатырей и встреча с ними - раскрывают характер царевны (заботливая, трудолюбивая, хозяйственная): «Всё порядком убрала, засветила богу свечку, затопила жарко печку» и только после этого «на полати взобралась и тихонько улеглась».

Народный идеал женской красоты и добродетели.

Воспитана, скромна: «Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась, закраснелась, извинилась…от зелёного вина отрекалася она; пирожок лишь разломила да кусочек проглотила»

Только с зеркальцем «добродушна, весела» (когда зеркальце говорит о её непревзойдённой красоте):
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Иная царица в гневе:
Как царица отпрыгнёт,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу, как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!...

Даже в самый страшный час, когда решается её судьба, она находит путь к сердцу Чернавки добрыми трогательными словами: «Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я?»
Простотой, сердечностью, чуткостью располагает к себе братьев-богатырей, отводит обиду:
Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные…
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны.
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана…
При виде нищенки стремится помочь ей, оградить от опасности:
Постой,
Бабушка, постой немножко, -
Ей кричит она в окошко, -
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу.

Речь приветлива, весела: «Свет мой, зеркальце!»;
в гневе: «Ах ты, мерзкое стекло!»
Грозна в решениях и наказах: «Весть царевну в глушь лесную и, связав её, живую подсосной оставить там на съедение волкам»;
«иль не жить, иль царевну погубить» ( раскрывает злобный характер)

Окружена заботой и любовью.
Чернавка, «в душе её любя», отпускает, нарушая грозный приказ царицы; братья-богатыри полюбили «милую девицу», жили с ней в ладу, не перечили ни в чём; королевич Елисей, узнав о случившейся беде, бросается на поиски невесты.

В полном одиночестве (авторское отношение к злу, жестокости, зависти).
Пушкин заклеймил царицу словами: «баба гневная», «злая царица», «злая мачеха».
Красива лицом и злобной душой.

Постоянное стремление к добру, умение видеть в окружающих только хорошее, верить им, располагает к ней сердца, делает столь привлекательной.

Поэт выражает своё доброе отношение к героине, на протяжении всей сказки: «красавица-душа», «хозяюшка», «милая девица».
«Вдруг она, моя душа, пошатнулась…» - выражает симпатию автора к царевне. Любимая героиня поэта.

3. Вывод по результатам исследовательской работы.

Битва Добра и Зла.

Вывод. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - апофеоз добрых народных нравов, в ней прославляются верность, отзывчивость, скромность, трудолюбие, душевная красота человека. Раскрываются эти качества в столкновении со злом, эгоизмом, жестокостью. В противопоставлении добра и зла внешней красоты и внутреннего уродства заключается основной смысл сказки.

А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. Добро всегда побеждает, а зло - наказано. В жизни, ребята, всё гораздо сложнее. Мы часто не можем разделить людей на добрых и злых. В душе у каждого есть противостояние. Нужно стремиться к добру, изживать в себе зло.

V. Снятие утомления с глаз

Ребята, на какую героиню из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна» похожа царевна из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»? Сколько лет спала героиня Жуковского? Представим, что вместе с царевной проснулись все, кто её окружал.
Упражнение для глаз «Бабочка»

VII. Домашнее задание

  1. Дать характеристику героям, которые помогают царевне победить зло царицы-мачехи (по выбору учащихся).
  2. Выучить наизусть понравившийся отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

VIII. Рефлексия деятельности. Итог урока

Учитель. Ребята, убедились мы в правильности сегодняшнего эпиграфа?

Какой жизненный урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина?

На ваших столах находится наливное яблоко, орудие мести царицы. Предлагаю вам снять колдовство, написать на яблоке, какими же чертами характера должен обладать добрый человек. (Учащиеся яблоки размещают на дереве Добра). Возможно, кто-то сегодня встанет на сторону злой царицы? Напишите на яблоке, какие черты её характера вызывают вашу симпатию. (Яблоки размещают на дереве Зла).

Вывод. Добро побеждает не только в сказках, добро победило и на нашем уроке. «Дерево смотри в плодах, человека - в делах.»- гласит русская пословица. На нашем дереве Добра созрел богатый урожай. Будьте добры, совершайте добрые поступки и Добро к вам вернётся. Ребята, спасибо за урок.

ДОБРЫЙ, -ая, -ое; добр, добра, добро, добры и добры.

  • Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза. Он добр ко мне.
  • Несущий благо, добро, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение.
  • Хороший, нравственный. Добрые дела.
  • Дружески близкий, милый. Наши добрые друзья. Мой добрый знакомый.
  • Хороший, отличный. В добром здоровье кто-нибудь. (вполне здоров). Добрый конь. Добрый молодец. Добрая традиция. Доброе старое время (о прошлом; ирон.). Оставить по себе добрую память.
  • Безукоризненный, честный. Доброе имя.
  • Действительно такой большой, не меньший, чем то, что указывается существительным или числительным (разг.). Осталось добрых десять километров. Съел добрых полбуханки.

* Будьте добры, будь добр - 1) форма вежливого обращения с просьбой. Будьте добры, позвоните позже; 2) выражение подчеркнутого и настойчивого требования. Будь добр, оставь меня в покое. Доброго здоровья -приветствие при прощании с пожеланием благополучия. В добрый час! -пожелание удачи. В добрый путь - пожелание отъезжающему, а также (перен.) пожелание успеха в каком-н. начинании. Добрый малый (разг.) - о неплохом человеке. Добрый день (вечер), доброе утро - приветствие при встрече. Люди доброй воли (высок.) - честные, прямые люди, искренне стремящиеся к миру, к благу народа. По доброй воле - без принуждения, по своему желанию. Чего доброго, вводн. сл. (разг.) - возможно, пожалуй (при ожидании неприятного). Еще, чего доброго, явится с визитом.

ДОБРЯК, -а, м. (разг.). Добрый человек.; ж. добрячка, -и.; прил. добряческий, -ая, -ое./p>

ЗЛОЙ

ЗЛОЙ, злая, злое; зол, зла, зло; злее; злейший.

  • Заключающий в себе зло (в 1 и 2 знач.). 3лой умысел. 3лой рок (несчастная судьба).
  • Полный злобы, злости. 3лой мальчик. Злейший враг. 3лой взгляд. Зло (нареч.) подшутить.
  • Перен. Причиняющий сильную неприятность, боль, жжение; сильный, крайний по степени своего проявления (разг.). Злая тоска. 3лой мороз. Злая горчица (очень острая).
  • Кратк. ф., на кого-что. Сердит, исполнен злобы. Зол на всех.
  • На что и до чего. Делающий что-нибудь увлеченно, с азартом (прост.). Зол на работу или до работы.

Все чаще современные учителя стали использовать синквейн.(приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии).
Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн - белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится.

Почему интересен именно этот прием? Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Технология критического мышления учит осмысленно пользоваться понятиями и определять свое личное отношение к рассматриваемой проблеме. Ценность заключается в том, что все это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки.

Развивать мышление - значит развивать умение думать.

Для чего используют?

  • обогащает словарный запас;
  • подготавливает к краткому пересказу;
  • учит формулировать идею (ключевую фразу);
  • позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
  • получается у всех.

Правила написания синквейна таковы:

  • На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
  • На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  • На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  • На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
  • Пятая строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Сказка.
Мудрая, таинственная.
Удивляет, заинтересовывает, запутывает.
Прочтешь и узнаешь все секреты.
Волшебство.

Заключительное слово учителя. А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. Добро всегда побеждает, а зло - наказано. В жизни, ребята, всё гораздо сложнее. Мы часто не можем разделить людей на добрых и злых. В душе у каждого есть противостояние. Нужно стремиться к добру, изживать в себе зло. Подумайте, считаете ли вы себя добрыми людьми?