В начале учебного года по программе Гулина и Романовой (Гулин, Романова. Программа по литературе. 5-9 классы. М.: «Русское слово», 2020) изучается раздел «Праздники в народной культуре и их отражение в литературе». «Календарные праздники становятся предметом изображения во многих произведениях писателей середины XIX в., создаваемых на материале городской и деревенской жизни, с описанием специфических для определенной среды святочных обычаев и обрядов».
Из программных произведений этого раздела можно назвать балладу «Светлана», в которой В.А.Жуковский ярко и с большой любовью описал обряд святочных гаданий. Черты народного праздника Масленицы и связанных с ним традиций отразились в рассказе И.А.Бунина «Подснежник». И заканчивается это раздел рубрикой «Книжная полка», которая предлагает на выбор прочитать рассказы русских писателей 19 века, отражающих тему Рождества и других праздников и народных обрядов. Из предложенных рассказов мы изучаем на уроке внеклассного чтения в 6 классе рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Познакомимся с историей создания жанра святочного рассказа в литературе, с традициями святочного рассказа в русской литературе, выясним, какие традиции жанра святочного рассказа развивает и переосмысливает в своем произведении Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке» , погрузимся в анализ текста рассказа и выясним его смысл, идею писателя.
В толковом словаре Ожегова С.И. и Шведовой Н. Ю. 1995 года слово «традиция» означает:
- То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Национальные традиции. Воинские традиции.
- Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.
История создания жанра
Вместе с крещением Руси и принятием христианской веры пришло множество новых традиций и праздников, одним из которых является Рождество Христово. Рождество — это рождение человека – Бога, который послан человечеству,чтобы сделать жизнь чище и нравственнее.
Народная Русь прочно связала в своем сознании с Рождеством Святки. На протяжении многих веков с этим праздником связано много обычаев:помогать бедным и немощным, обмениваться подарками, колядовать и т.д. Во время святочных посиделок дети слушали поучительные рассказы, или былички, которые впоследствии легли в основу нового жанра – жанра святочного рассказа.
Рождественский или святочный рассказ — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанра рассказа. Свое название они получили от слова «святки», то есть святые дни от Рождества Христова до Богоявления.
Важно сделать акцент на терминологическом и содержательном различии рождественского рассказа как жанра западной литературы и святочного — жанра русской литературы.
Традиция рождественского рассказа берет свое начало в средневековых мистериях. Это были драмы на библейские темы. Основателем жанра принято считать Чарльза Диккенса, который задал основные постулаты «рождественской философии»: ценность человеческой души, тема памяти, детства, любви к «человеку во грехе».
На протяжении большого периода 20 века традиции христианской веры в целом и рождественских рассказов были незаслуженно забыты. Вместе с тем в начале 21 века, после переоценки нравственных ценностей общество вернулось к традициям христианства, в результате чего в последние годы в России получили широкое распространение святочные рассказы.
Цель святочного рассказа — усилить в домах читателей праздничную атмосферу, оторвав от житейских забот, хотя бы в день Рождества напомнить обо всех «труждающихся и обремененных», о необходимости милости, любви, заботе о своих ближних.
На уроке мы знакомимся с особенностями жанра святочного рассказа.
Черты святочного рассказа:
- Действие происходит в рождественские дни;
- Наличие рассказчика;
- Наличие среди героев ребенка
- Сюжет развивается от безысходной ситуации к счастливому финалу;
- Поучительный характер;
- Ярко выраженная мораль;
- Рождественское чудо.
Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором торжествует добро. Герои произведений оказываются в тяжелом материальном и духовном положении, для разрешения которого требуется чудо. Будь это явное вмешательство высших сил или якобы случайное стечение обстоятельств, все беды героев обязательно разрешатся, и читателя ждет светлый финал.
Расцвет святочного рассказа наступает в XIX веке, и связано это с освоением западноевропейской традиции рождественского рассказа, который пришел в Россию вместе с творчеством Диккенса. В 1840-е годы были опубликованы его знаменитые рождественские повести «Рождественская песнь в прозе». Человеческая жизнь сложна и переменчива. Человек может быть счастлив, удачлив, может жить в семье, среди близких и любимых людей … Но порой он сталкивается с тяжелыми испытаниями и потерями, страдает и переживает невзгоды.
- Куприн А.И. «Чудесный доктор»
- Андреев Л «Ангелочек»
- Гоголь «Ночь перед Рождеством».
Русские писатели всегда обостренно чувствовали боль человека. Один из таких русских писателей-классиков, который глубоко любил человека, переживал за человека, пребывающего в несчастье или пороке, радовался за человека, несущего «в своей душе свет», верил в человека и его великие духовные силы – это Ф.М.Достоевский. Ф.М.Достоевский перенес тяжелые жизненные испытания, прошел трудный путь от атеиста (неверующего) до глубоко религиозного православного человека.
Традиция Диккенса в России была быстро воспринята и частично переосмыслена. Если у английского писателя непременным финалом была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев, то в отечественной литературе нередки трагические финалы. Среди наиболее значительных произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа, является рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке». По свидетельству жены Ф.М.Достоевского, А.Г.Достоевской, "Мальчик у Христа на Елке" принадлежал к числу тех художественных произведений, которые в конце жизни писатель больше всего ценил.
История создания рассказа "Мальчик у Христа на елке"
Незадолго до празднования нового 1876 года писатель побывал с дочерью на елке в клубе художников, а затем посетил детскую колонию. В эти же предновогодние дни ему несколько раз на улицах Петербурга встретился нищий мальчик, просивший милостыню («мальчик с ручкой»). Эти впечатления легли в основу святочного рассказа «Мальчик у Христа на елке», опубликованного в сборнике «Дневник писателя».
Тема детства в рассказе «Мальчик у Христа на елке», как и во многих произведениях Достоевского, оказывается ключевой. «Без святого и драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек», «Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства», - запишет Достоевский в «Дневнике». Но какова судьба тех, чье детство заканчивается, так и не успев начаться? Тех, кого жестокое безнравственное человечество лишает детства? «Униженные и оскорбленные, трагически одинокие, бесприютные и невинно страдающие, рожденные «на мостовых», живущие «в подвалах», изможденные от холода и голода, просящие милостыню…но кроткие, смиренные, наблюдательные и проницательные «родныедети» Бога. И что же значит тогда заповедь Спасителя «Быть как дети», если дети лишаются самого сокровенного, чистого и святого мировосприятия?
- Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что " все это могло случиться действительно", - говорю я ребятам и задаю им вопрос:
- Почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?
- Достоевскому важно дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.
- В рождественском рассказе наиболее традиционна и ожидаема стихия авторского вымысла, что определяется особенностями жанра, но автор с первых же строк "отказывается" от вымысла.
Сюжет исследуемого произведения вымышлен. "Но я романист, и, кажется, одну "историю" сам сочинил", - пишет Достоевский. Но с другой стороны писатель стремится подчеркнуть реальность описываемых событий: "Но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось". Реальность описываемого станет одной из главных черт рассказа.
Так, в финале автор еще раз напоминает о том, что для него важно рассматривать события действительные: "И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне всё кажется и мерещится, что всё это могло случиться действительно, - то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа - уж не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать".
Анализ текста рассказа
Рассказ начинается с экспозиции, из которой мы узнаем историю мальчика, некоторые подробности его жизни.
- Обращаемся с ребятами к началу рассказа и находим описание главного героя.
(Известно, что ему шесть лет или даже менее. Здесь отчетливо указывается на то, что перед нами безгрешный младенец. В семилетнем возрасте ребенок называется отроком. Он уже не безгрешен, ему требуется исповедь.
Просыпается мальчик в холодном и сыром подвале, в котором находится весь день. У него умирает мама, о чем герой даже не подозревает. Почувствовав холод и бесприютность, мальчик выходит на улицу. Совершенно один, одетый в тоненький халатик, он оказывается в огромном холодном городе).
«…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал»).
- Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и «маленький"» рост, и возраст- «лет семь», и одежда – «какой-то халатик», а главное, что это «безликое существо» «хотело кушать».
- Почему Достоевский обращает наше внимание на такую деталь «одетый в тоненький халатик»?
Достоевский заставит своего мальчика странствовать по улицам огромного города в этом халатике в канун Рождества, чтобы образ напоминал образ рожденного Христа.
В начале рождественского рассказа создается образ разоренного вертепа. Вертеп - кукольная пещера, делаемая на Рождественские праздники и представляющая собой сцену Рождества Христова. Перед нами подвал, где в центре композиции, на тонкой как блин подстилке (надо видеть, например, икону Рождества Христова XV века, находящуюся в Третьяковской галерее, чтобы понять точность описания того, на чем возлежит Богоматерь) покоится мертвая мать мальчика. В одном из нижних углов иконы традиционно помещался Иосиф, в другом - призванная им повитуха (здесь – «нянька»), готовящаяся омыть Младенца. Иногда повитух было две. Но из разоренного вертепа все разбрелись, остались только мертвые, умирающие или мертво пьяные.
Достоевский предельно жестко и вызывающе строит образ: в центре города, готовящегося праздновать Рождество - разоренный вертеп. Мать мертва, а младенец голоден, и ему холодно. И для всех, празднующих Рождество, он, мальчик - лишний и мешающий празднику.
Чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события.
- Найдем описание места, где живет герой.
(«…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно»).
- Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала?
(Чувство брезгливости, безысходности, тупика.)
- Кто еще находится в это время в подвале?
- Почему мама не сможет помочь мальчику?
Перед нами подвал, где в центре композиции, на тонкой, как блин, подстилке покоится мертвая мать мальчика.
Мальчик- олицетворение младенца Иисуса. А разоренный вертеп – это подвал, в котором жил герой.
- Почему автор прямо не называет, в каком городе происходит действие?
Следует отметить, что автор прямо не называет, в каком городе происходит действие: «… это случилось в каком-то огромном городе и в ужасный мороз». Но исследователи указывают на то, что Достоевский на страницах рассказа воспроизводит "петербургский колорит", подчеркивая тем самым реальность происходящего. Он создается благодаря присутствию в произведении ряда типичных для русской жизни фигур («хозяйка углов», «халатник», «блюститель порядка», «барыня», «дворники»)
- В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти разные. В большом городе царит атмосфера праздника. Мальчик приходит в восторг от увиденного.
- Найдите в тексте рассказа описание города
("Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…"). А прекрасная зала за большим стеклом…("Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то").
- Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и празднично нарядные?
(Для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.)
Так же, как Иисус пришел в мир, полный людской ненависти и равнодушия, с тем же самым сталкивается и герой рассказа. Маленький герой теряется в этой атмосфере. Несмотря на то что вокруг мальчика множество людей, он чувствует себя одиноким и всеми забытым. «Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого». Мальчик вспоминает свою деревню: "Деревянные низенькие домикизапираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь — Господи, кабы покушать! "
Благодаря контрастной характеристике уголка русской провинции, откуда приехал герой, и столицы, описание которой близко описанию Петербурга с его фантастическими, миражными огнями в "Невском проспекте". "Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!" - замечает герой,- так Достоевский. с одной стороны, создает образ Петербурга, с другой, - выделяя слово каким-то курсивом, желает подчеркнуть универсальный характер происходящего: дети гибнут от холода и голода в любом российском городе. В этих целях писатель не дает и имя мальчику, желая заострить внимание на том, что события, описываемые в рассказе, могли произойти с любым брошенным и забытым ребенком.
В городе, в котором оказывается мальчик, находим, как отмечают исследователи, взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, отъединенность всех друг от друга, поэтому чувство одиночества и ощущение суеты вокруг не покидает того, кто оказывается в этом огромном пространстве: "И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко…" [11, с.460]. Результатом всеобщей разъединенности является равнодушие к детскому страданию: "Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика". «Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался!» «Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик* большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой.
- «Копеечка выкатилась и зазвенела». Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?
(Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы. Или эта копеечка ему была не нужна.)
Денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И, конечно же, все, что дается не от души, - не нужно, мертво, обманчиво, ложно.
После описания детского праздника автор воспроизводит восхищение мальчика увиденными куколками, "маленьким, разодетыми в красные и зеленые платьица", которые были "совсем как живые". Достоевский неслучайно изображает этих куколок: они, "живые куколки", противопоставлены мертвым душой людям.
Герой, в силу своего юного возраста. Не осознает бездушия людей по отношению к нему, а общество не замечает мальчика, тем самым обрекает его на смерть. «Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: «Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, — подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, — совсем как живые!..» «А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика».
Таким образом, мы видим, что общество не соблюдает христианских заповедей. Здесь герой встречается, как отмечалось ранее, с поразительным бездушием и равнодушием к нему со стороны взрослых. В этом произведение Достоевского расходится с традиционными рождественскими (святочными) рассказами, где образ ребенка напоминал взрослому о чем-то добром и вечном.
- Обратимся к главному эпизоду рассказа "Мальчик у Христа на ёлке".
- Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным? Чей голос услышал мальчик во сне?
(Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: "Это Христова ёлка". Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они - ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…)
- Куда попал мальчик? Почему мальчику стало тепло?
- Кого увидел мальчик на елке у Христа?
(детей и плачущих мам)
- Почему плакали матери?
(они не смогли спасти своих детей от голода и бедности)
- Можно ли применить слово «Милосердие» к этому эпизоду?
(дети проявили милосердие к своим несчастным матерям, простили их)
- Почему дети простили своих матерей?
(потому что они поняли, что матери их бросили не по злобе, порочности характера, а из- за жестокости и невыносимой самой жизни, быта)
Автор также использует прием противопоставления, когда описывает сказочную елку у Христа. Если на земной елке мальчик встречается с бездушием и эгоизмом, то на елке у Христа он попадает в атмосферу любви и участия, обретая то, чего у него не было на земле, - семью, дом, где его любят. "… о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом все куколки, - но нет, это все мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его…"
- Давайте подумаем, сбылось ли в рассказе чудо Рождества?
(Чудо произошло: мальчик обрёл счастье, успокоение. Он встретился с мамой, попал в атмосферу любви и праздника. Но чудо это страшное, так как мальчик и другие дети, которых он встретил на Христовой ёлке, прежде чем попасть сюда претерпели страшные мучения на земле).
Конец произведения выдержан не совсем в стиле святочных рассказов. В нем писатель отступает от традиций. Его безымянный герой не получает рождественского подарка от окружающих людей, он умирает. Для маленького героя смерть становится дверью в страну его заветных желаний, где он обретает все, чего так не хватало в действительности: свет, тепло, елку, любящий взгляд матери. «Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама!» - кричит ей мальчик.
- Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей?
(Чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь - есть в ней бедные, нищие, а есть - богатые. Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.)
- Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.
- В начале урока я вам сказала, что у святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер.
- Финал рассказа никак не назовешь счастливым.
- А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте.
("Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет".)
Несмотря на трагический финал мальчик находит счастье и успокоение у Христа на елке, то есть в Царствии небесном.
- Почему же Достоевский отходит от общепринятых канонов святочного рассказа?
На этот вопрос можно ответить лишь в том случае, если широко посмотреть на творчество автора в целом. Все произведения Достоевского пронизаны темой униженного и оскорбленного человека. Среди униженных и оскорбленных героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления.
Смерть ребенка в рождественскую ночь – преступление человечества по отношению к ним.
- Как вы думаете, в чем заключается смысл рассказа Достоевского?
Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь! А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее. Чтобы люди на своих земных елках дали место обездоленным и страдающим детям. И тогда чудо могло бы совершиться в рождественский сочельник и стать реальностью в рассказе.
Подводим итоги
Итак, рассказ "Мальчик у Христа на елке" содержит в себе все жанровые признаки святочного рассказа. Его действие происходит в двух временных пластах: в реальном и в фантастическом. И если реальность оборачивается для героя трагедией (ребенок замерзает в канун Рождества), то фантастический план изображаемого привносит элемент чудесного. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа. Но фантастическое в рассказе не выходит за рамки реального, оно связано с предсмертным видением замерзающего мальчика.
Достоевский не случайно напоминает читателю об ином праздничном мире - справедливом мире радости и Христовой любви. В указании автора на этот идеал и заключается смысл рассказ.
Рождественские праздники должны стать «днями семейного сбора», днями примирения и всеобщей любви, тем временем, в котором воплощаются и выдвигаются в человеческом сознании на первый план все христианские ценности.
В качестве домашнего задания можно дать творческое задание поразмышлять над вопросом: «Как вы думаете, почему Достоевский не мог завершить рассказ иначе»?
Список литературы
- Достоевский, Ф.М. Мальчик у Христа на елке // Достоевский, Ф.М. Повести и рассказы. – М.: Просвещение, 1985.
- Дьяконов А. И. Типы высшей Богословской школы в Древней Церкви III–VI вв. / Ученые записки. 2. Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 30. – Л.: Наука, 1988.
- Гулин, Романова. Программа по литературе. 5-9 классы. М.: «Русское слово», 2020.
- Журнал “Литература в школе” № 5, 2003.
- Методические рекомендации к учебнику Литература. 6 класс: /Авт.-сост. А.В.Гулин, А.Н.Романова / А.Н.Романова; под ред. А.В.Гулина. - М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2020.
- Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка.- Москва, 1995 г. – С. 795.
- Старыгина, Н.Н. Детский святочный рассказ // Открытый урок по литературе (Планы, конспекты, материалы). Пособие для учителей / Редакторы-составители: Карпов И.П., Старыгина Н.Н. – М.: Московский лицей, 1992. – С.20.