Цели урока:
- понимать смысл прочитанного;
- работать над интонацией в произведении, над выразительностью с помощью звонких и глухих согласных.
1. Организационный момент
Создание атмосферы психологического комфорта.
Свой урок хотела бы начать со стихотворения.
Несу добро в ладошках
Да, чтоб не расплескать,
Хочу его немножко
Да каждому отдать.
Пусть свет зажжётся в людях,
Согреет доброта.
Пусть каждый добр будет
Со всеми и всегда.
2. Актуализация знаний
- О чем это стихотворение?
- Найдите однокоренные слова.
Добро, доброта, добр.
- А зачем я прочитала это стихотворение в самом начале урока? (нужно помогать друг другу, уважительно относиться друг к другу,….)
- Какое ключевое слово здесь прозвучало?
Слайд 2.
ДОБРОТА
- А что значит доброта?
Согласно словарю Даля, доброта - это отзывчивость, стремление делать добро другим, то есть нести благо.
- Нести благо - приносить пользу.
Я ЖЕЛАЮ С УРОКА ВЗЯТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ.
- Как звучит это слово?
- Сколько в этом слове звонких и глухих согласных звуков? (3 зв.1 глухой).
- Даже звучание в слове соответствует этому слову.
- Давайте произнесём это слово.
Я желаю вам принести пользу себе, так и окружающим людям.
Слайд 3.
- Мы сегодня продолжаем работать над сказкой А.С. Пушкина.
3. Тема: Сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Слово СКАЗКА.
- Какая тайна в этом слове? Чем это слово нас завораживает? (волшебством, выдумкой, звучанием)
- Как звучит это слово, поработайте со звуками (4 глухих согласных - все согласные глухие)
Слайд 4.
- Как произнесём это слово? Попробуем спокойно, волшебно.
ТИХО или ГРОМКО
- Что интересного в слове тихо?
- Как звучит слово тихо? (2 согласные и то глухие) бесшумно, незаметно.
- Произнесите:
- ГРОМКО - как звучит слово (3 звонкие согласные, 1 глухая)
- Как будем произносить слово? С какой интонацией? Торжественно, звучно, с голосом.
- Произнесите:
Сегодня мы с вами поработаем над интонацией в произведении, над выразительностью, а помогут нам звонкие и глухие согласные.
Давайте попробуем.
4. Работа в группах
Слайд 5-11.
1 группа
Рабочий лист
- Соберите картинку
- Зачитайте фрагмент из сказки, которому соответствует картинка
- Продолжи строчки, запишите слова, определите в этих словах количество звонких и глухих согласных
Видит - море слегка ____________- …..зв., …..глух.
«Не печалься, ступай себе с богом.
Будет вам новое _________________». …..зв., ….глух.
- Прочитайте отрывок выразительно.
Слово РАЗЫГРАЛОСЬ (5 звонких, 1 глухой)
- Как связано содержание этих строк с количеством звонких и глухих согласных звуков?
- С какой интонацией прочитаем? С игривой, звонкой. Давайте попробуем.
КОРЫТО (1 зв., 2 глухих), тихо.
2 группа
Рабочий лист
- Соберите картинку
- Зачитайте фрагмент из сказки, которому соответствует картинка
- Запишите, что значит
ПОМУТИЛОСЬ море_____________________
Сколько звонких и глухих согласных в слове
ПОМУТИЛОСЬ …..зв., ……глух.
- Подберите синоним к слову ИЗБА______________.
- Сколько звонких и глухих согласных в слове ИЗБА....зв., ……глух.
- Прочитайте отрывок выразительно:
Помутилося синее море.
"Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет".
(Помутилося синее море).
Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет".
(затуманилось, беспорядок на море)
Дом, хижина
ПОМУТИЛОСЬ - 2зв., 3 глухих.
ИЗБА - 2 зв. согласных.
3 группа
Рабочий лист
- Соберите картинку.
- Зачитайте фрагмент из сказки, которому соответствует картинка.
Восстановите последовательность событий
|
отвечает |
|
кликать |
|
вздурилась |
|
ступай |
|
спросила |
|
старуха |
|
пошёл |
- Какое слово лишнее? Почему?
- Почему много слов действий в этом отрывке.
В этом отрывке быстро развиваются события.
3. Определите в выделенных словах количество звонких и глухих согласных звуков.
Не спокойно (…….зв., ……глух.) синее море.
Уж не хочет быть она крестьянкой
Хочет быть столбовою дворянкой (…….зв, ……глух)
- Прочитайте выразительно
Тревожно, взволновано.
4 группа
Рабочий лист
- Соберите картинку
- Зачитайте фрагмент из сказки, которому соответствует картинка
- Подбери к словам антонимы:
почернело - ______________________,
старик - _________________________,
добро -________________________,
золотая - ______________________.
4. Определите в выделенных словах количество звонких и глухих согласных звуков.
Почернело (…….зв, ……глух.) синее море
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей (…….зв., ……глух.)
- Прочитайте выразительно.
5 группа
Рабочий лист
- Соберите картинку
- Зачитайте фрагмент из сказки, которому соответствует картинка
- Определите в выделенных словах количество звонких и глухих согласных звуков
Видит, на море чёрная буря (…….зв., ……глух.):
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей (…….зв., ……глух.) морскою
- Прочитайте выразительно
4. Отметьте пословицы, которые соответствуют тексту
|
За большим погонишься - малое потеряешь |
|
Кто за Родину горой, тот и герой. |
|
Ненасытному всё мало |
5. Заключение
- Урок я хотела бы закончить пословицей.
Слайд 12.
Сказка - ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.
- Чему нас научила сказка?
- Как звонкие и глухие согласные отражают содержание?
- Ведь недаром А.С.Пушкин подобрал эти слова к своему произведению. Какие-то слова надо сказать громко, какие-то тихо. Благодаря звучанию мы понимаем смысл прочитанного, слышим выразительность в произведении, образы становятся ярче, лучше виден характер героев.
- Что вам было интересно?
- Что было трудно?
Спасибо за урок.