А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 2-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: А.С.Пушкин, А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»


Цели урока:

  • понимать смысл прочитанного;
  • работать над интонацией в произведении, над выразительностью с помощью звонких и глухих согласных.

1. Организационный момент

Создание атмосферы психологического комфорта.

Свой урок хотела бы начать со стихотворения.

Несу добро в ладошках
Да, чтоб не расплескать,
Хочу его немножко
Да каждому отдать.

Пусть свет зажжётся в людях,
Согреет доброта.
Пусть каждый добр будет
Со всеми и всегда.

2. Актуализация знаний

- О чем это стихотворение?

- Найдите однокоренные слова.

Добро, доброта, добр.

- А зачем я прочитала это стихотворение в самом начале урока? (нужно помогать друг другу, уважительно относиться друг к другу,….)

- Какое ключевое слово здесь прозвучало?

Презентация

Слайд 2.

ДОБРОТА

- А что значит доброта?

Согласно словарю Даля, доброта - это отзывчивость, стремление делать добро другим, то есть нести благо.

- Нести благо - приносить пользу.

Я ЖЕЛАЮ С УРОКА ВЗЯТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ.

- Как звучит это слово?

- Сколько в этом слове звонких и глухих согласных звуков? (3 зв.1 глухой).

- Даже звучание в слове соответствует этому слову.

- Давайте произнесём это слово.

Я желаю вам принести пользу себе, так и окружающим людям.

Слайд 3.

- Мы сегодня продолжаем работать над сказкой А.С. Пушкина.

3. Тема: Сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

- Слово СКАЗКА.

- Какая тайна в этом слове? Чем это слово нас завораживает? (волшебством, выдумкой, звучанием)

- Как звучит это слово, поработайте со звуками (4 глухих согласных - все согласные глухие)

Слайд 4.

- Как произнесём это слово? Попробуем спокойно, волшебно.

ТИХО или ГРОМКО

- Что интересного в слове тихо?

- Как звучит слово тихо? (2 согласные и то глухие) бесшумно, незаметно.

- Произнесите:

- ГРОМКО - как звучит слово (3 звонкие согласные, 1 глухая)

- Как будем произносить слово? С какой интонацией? Торжественно, звучно, с голосом.

- Произнесите:

Сегодня мы с вами поработаем над интонацией в произведении, над выразительностью, а помогут нам звонкие и глухие согласные.

Давайте попробуем.

4. Работа в группах

Слайд 5-11.

1 группа

Рабочий лист

  1. Соберите картинку
  2. Зачитайте фрагмент из сказки, которому соответствует картинка
  3. Продолжи строчки, запишите слова, определите в этих словах количество звонких и глухих согласных

Видит - море слегка ____________- …..зв., …..глух.

«Не печалься, ступай себе с богом.

Будет вам новое _________________». …..зв., ….глух.

- Прочитайте отрывок выразительно.

Слово РАЗЫГРАЛОСЬ (5 звонких, 1 глухой)

- Как связано содержание этих строк с количеством звонких и глухих согласных звуков?

- С какой интонацией прочитаем? С игривой, звонкой. Давайте попробуем.

КОРЫТО (1 зв., 2 глухих), тихо.

2 группа

Рабочий лист

  1. Соберите картинку
  2. Зачитайте фрагмент из сказки, которому соответствует картинка
  3. Запишите, что значит

ПОМУТИЛОСЬ море_____________________

Сколько звонких и глухих согласных в слове

ПОМУТИЛОСЬ …..зв., ……глух.

- Подберите синоним к слову ИЗБА______________.

- Сколько звонких и глухих согласных в слове ИЗБА....зв., ……глух.

- Прочитайте отрывок выразительно:

Помутилося синее море.
"Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет".
(Помутилося синее море).
Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет".

(затуманилось, беспорядок на море)

Дом, хижина

ПОМУТИЛОСЬ - 2зв., 3 глухих.

ИЗБА - 2 зв. согласных.

3 группа

Рабочий лист

  1. Соберите картинку.
  2. Зачитайте фрагмент из сказки, которому соответствует картинка.
    Восстановите последовательность событий

отвечает

кликать

вздурилась

ступай

спросила

старуха

пошёл

- Какое слово лишнее? Почему?

- Почему много слов действий в этом отрывке.

В этом отрывке быстро развиваются события.

3. Определите в выделенных словах количество звонких и глухих согласных звуков.

Не спокойно (…….зв., ……глух.) синее море.

Уж не хочет быть она крестьянкой
Хочет быть столбовою дворянкой (…….зв, ……глух)

- Прочитайте выразительно

Тревожно, взволновано.

4 группа

Рабочий лист

  1. Соберите картинку
  2. Зачитайте фрагмент из сказки, которому соответствует картинка
  3. Подбери к словам антонимы:

почернело - ______________________,

старик - _________________________,

добро -________________________,

золотая - ______________________.

4. Определите в выделенных словах количество звонких и глухих согласных звуков.

Почернело (…….зв, ……глух.) синее море

Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей (…….зв., ……глух.)

- Прочитайте выразительно.

5 группа

Рабочий лист

  1. Соберите картинку
  2. Зачитайте фрагмент из сказки, которому соответствует картинка
  3. Определите в выделенных словах количество звонких и глухих согласных звуков

Видит, на море чёрная буря (…….зв., ……глух.):
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей (…….зв., ……глух.) морскою

- Прочитайте выразительно

4. Отметьте пословицы, которые соответствуют тексту

За большим погонишься - малое потеряешь

Кто за Родину горой, тот и герой.

Ненасытному всё мало

5. Заключение

- Урок я хотела бы закончить пословицей.

Слайд 12.

Сказка - ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.

- Чему нас научила сказка?

- Как звонкие и глухие согласные отражают содержание?

- Ведь недаром А.С.Пушкин подобрал эти слова к своему произведению. Какие-то слова надо сказать громко, какие-то тихо. Благодаря звучанию мы понимаем смысл прочитанного, слышим выразительность в произведении, образы становятся ярче, лучше виден характер героев.

  • Что вам было интересно?
  • Что было трудно?

Спасибо за урок.