Интегрированный урок по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк"

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: И.С.Тургенев, И.С.Тургенев «Бирюк»


Цели урока: пробудить сочувствие к тяжёлой жизни крестьянства; вызвать антикрепостническое настроение.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу.

Ход урока

Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот был - крепостное право.

1. Вступительное слово учителя литературы о теме, цели урока

2. Работа с эпиграфом

Учитель литературы. Ребята, как вы понимаете слова этого замечательного писателя?

Вывод: Итак, всенародным врагом Тургенев считал крепостное право.

3. Повторение

Учитель истории. Середина 20-го века - время засилия крепостного гнёта, время, когда основной привелегией дворян было владение крепостными крестьянами.

Крепостная зависимость сделала из крестьянства бесправное существо, полностью зависимое от воли своего хозяина-помещика.

Давайте вспомним, в каком году было окончательно установлено крепостное право на Руси?

4. Беседа с классом

Учитель литературы.

- Когда были созданы «Записки охотника»?

- О чём эта книга?

- Какие рассказы, прочитанные вами, входят в этот цикл?

В рассказе «Бирюк» Тургенев показал выразительную фигуру бунтаря в образе крестьянина-порубщика, доведённого до последней степени бедности, в речах которого слышится веками накопленная ненависть к своим угнетателям, готовая вылиться в открытое возмущение.

Учитель истории. Численность крестьян к середине 19-го века в Российской империи составила более 30 миллионов человек. Из них 15 млн. принадлежали к государственным крестьянам. Они платили подати, терпели поборы и произвол властей, но в сравнении с помещичьими крестьянами они жили свободнее и имели больше земли.

Учитель литературы. - Ребята, а кем являются наши герои (Бирюк и пойманный им мужик) по социальному положению? Найдите в тексте доказательства

  • 1-й вариант - доказательства, относящиеся к мужику
  • 2-й вариант - доказательства, относящиеся к Бирюку

- Ребята, как показывает нам Тургенев жизнь крепостного крестьянина?

- Вспомните историю Бирюка?

- Найдите и зачитайте описание его жилища. (Стр. 105)

- Какое чувство возникло у вас? При ответе рассмотрите иллюстрацию.

Итак, мы видим убожество, бедность. Часто изба крестьянина топилась по-чёрному, животные жили в одном помещении с хозяевами. Спали крестьяне на лавках, старики и малые дети - на печи (на полатях). В углу избы обычно стоял грубый деревянный стол, а над ним висели образа с масляной лампадкой. Вместо стекол были бычьи пузыри и слюдяные оконца, что преграждало доступ света в комнату. Именно эти особенности крестьянского быта мы можем увидеть в иллюстрации к рассказу.

- Подумайте, почему крестьяне жили так бедно? (Крестьянин был вынужден платить налоги не только в государственную казну, но и нёс повинности в пользу помещика.)

Учитель истории. - Какие повинности вам известны? (Оброк, барщина)

- Что такое оброк?

- Чем барщина отличается от оброка?

Учитель литературы. И.С.Тургенев в своём произведении описывает события, происшедшие в Орловской губернии, которая, как и Тамбовская губерния, относилась к Центрально-Чернозёмскому району, где царила барщина. Многие помещики в страдную пору заставляли крепостных пять-шесть дней в неделю работать на господских полях. Для работы на себя у них не оставалось времени. Другие помещики переводили крестьян на «месячину»: выдавая им раз в месяц определённое количество хлеба, они заставляли их всё время работать в барском хозяйстве, отпуская лишь на праздники.

Часто крестьянин не мог прокормить свою семью и был вынужден идти на нарушения.

- Какого рода нарушения совершил безымянный мужик? С какой целью?

Учитель истории. - Как вы считаете, от чего зависел достаток крепостной семьи? (Достаток семьи зависел от соотношения едоков и работников. Молодая семья с большим числом малых детей билась в постоянной нужде. Когда дети подрастали и начинали работать, положение несколько улучшалось. Но старел и умирал глава семьи, сыновья разделялись - и всё начиналось сначала. Одна и та же семья при жизни одного поколения могла пройти через несколько социальных групп и вернуться в исходное положение.

Учитель литературы. Вернёмся к нашим героям.

- Кого называют Бирюком?

- Что означает это слово?

- Найдите и зачитайте портрет Бирюка. Соответствует ли данное описание занимаемой должности?

- Как относились к Бирюку мужики? (Боялись за то, что он честно справлял свой долг.)

- Итак, Бирюка боялись, а кого боялся он? Кого не мог ослушаться? (Хозяина)

Учитель истории. Крепостные боялись хозяйских наказаний, обычно ознаменованных крайней жестокостью по отношению к ним, к бесправным крестьянам.

История Тамбовского края хранит имя помещика Кашкарова, в имении у которого были заведены самые строгие порядки. В случае малейшей неисправности крестьянина наказание производилось немедленно. Давали по 400 ударов кнутом, так что наказанные лежали больными месяца по 3 и более. Бывало и так, что наказанные уже не вставали с места и трупы их без всякой огласки были провожаемы на кладбище. Как человек с жестокой натурой, Кашкаров, наказывая, любил издеваться над своими жертвами. Так у одной девочки после сечения он сжёг на голове волосы, а у другой обезобразил лицо зажжённой свечкой.

Крепостные боялись своего хозяина сильнее смерти. При таком порядке вещей не удивительно, что многие кашкаровские крестьяне охотно шли в солдаты, или же куда глаза глядят.

Учитель литературы. Похожие зверства были ив других губерниях Российской империи, Не зря мужик из рассказа «Бирюк» характеризует своего барина следующими словами: «Ваш-то, сам знаешь, заест, во как».

- А почему же Бирюк, зная, что последует наказание, сам же нарушает свой жизненный закон и отпускает вора? На этот вопрос ответим после прослушивания диалога Фомы Кузьмича и пойманного им мужика. (Идёт диалог.)

- У нас происходит конфликт. Что такое конфликт? Между кем он происходит?

Вглядимся в участников конфликта. Как оправдывается мужик? Что мы слышим в его голосе? Меняется ли его интонация? Приведите примеры.

Как разрешается конфликт? Почему же, вернёмся к вышепоставленному вопросу, Бирюк отпускает вора? Какой закон он нарушает? (Есть закон: нельзя присваивать себе чужого, того, что тебе не принадлежит. Но выполнить этот закон невозможно, иначе погибнет от голода семья. Нет выхода. Эту безысходность провоцирует крепостное право. Нет возможности работать, найти заработок, потому что крестьянин - крепостной. Бирюк тоже не может не пожалеть этого жалкого озлобленного человека, поэтому он нарушает свой жизненный закон и отпускает вора.)

Вывод: На одном эпизоде из жизни крепостного крестьянина, Тургенев в лице охотника-повествователя Петра Петровича показал жизнь всего угнетённого народа, быт крестьян, сочувственное отношение к бесправным, обездоленным.

- Ребята, а как вы понимаете слово «сочувствие»? Дома вы работали со словарем синонимов. Подберите синонимы к этому слову.

5. Домашнее задание

Учитель литературы. Ребята, а как вы относитесь к Бирюку и к мужику, воровавшему лес? На этот вопрос вы ответите дома, написав сочинение-миниатюру, опираясь на анализ рассказа и на исторический материал, услышанный на уроке.

6. Итоги урока

В чём же проявилась антикрепостническая направленность рассказа?

При ответе вернитесь к эпиграфу.

Итак, Тургенев всю свою жизнь боролся против крепостного права.

7. Оценки за урок