Рабочая тетрадь, посвященная изучению произведения «Рождество избы» Николая Алексеевича Клюева, созданная на основе рабочего листа по предмету литература.
Работу выполнила:
Станпакова Анна,
ученица 9-го классаПедагог:
Захарова Е.Н.,
учитель русского языка и литературы
Описание создания рабочей тетради
22 октября 2024 года исполнилось 140 лет со дня рождения поэта Н.А.Клюева
Николай Алексеевич Клюев - один из крупнейших представителей поэзии Серебряного века - родился 22 октября 1884 года в одной из деревень селения Коштуги Вытегорского уезда Олонецкой губернии (с 1923 г. - Вытегорского района Вологодской области). Родители Клюева - по происхождению крестьяне. Его отец Алексей Тимофеевич Клюев, отставной фельдфебель, служил в Коштугской волости полицейским урядником. Мать Параскева Димитриевна, глубоко религиозная женщина, родом из семьи старообрядцев, известная в уезде «былинщица и песельница», была своеобразной хранительницей исторической памяти русской культуры. Еѐ образ поэт обессмертил во многих сочинениях, включая финальную поэму «Песнь о Великой Матери». Грамотная и начитанная (в доме Клюевых имелась библиотека рукописных и старопечатных книг религиозного содержания), она, по словам поэта, стала его первым учителем: «Грамоте я обучен семилетком родительницей моей Парасковьей Димитриевной…», хотя не исключено, что, как все деревенские ребятишки той поры, он окончил церковноприходскую школу. С 1901 по 1902 год Н.А.Клюев учится в Петрозаводской фельдшерской школе. Оставлен на второй год как неуспевающий по трѐм предметам. Учѐбу он не возобновляет. С 1902 по 1903 год Клюев наездами бывает в Петербурге, где в 1904 г. в коллективном сборнике «Новые поэты» были впервые опубликованы два его стихотворения: «Не сбылись радужные грезы...», «Широко необъятное поле...». В 1905 г., благодаря переписке Клюева с московским «Народным кружком», появляются его стихотворения и в московских изданиях. В 1907 г. произошло чрезвычайно значимое событие в жизни поэта: начинается его переписка с самым влиятельным поэтом его времени Александром Александровичем Блоком. Она длится по 1915 год и насчитывает 44 письма, включала не только рассуждения Клюева по фундаментальным вопросам (антагонизм города и деревни; крестьянская культура и современная цивилизация; характеристика новых книг Блока в связи с современными религиозными исканиями и др.), но и тексты стихотворений с просьбой передать их в столичные журналы. Понятно, какое значение для Клюева имело отношение к нему Блока, но и Блок считал его письма «большим событием» в своей «осенней жизни». Его настолько потрясли откровения крестьянского поэта, что он писал близким так: «Сестра моя, Христос среди нас. Это Николай Клюев».
В октябре 2024 года ученикам старших классов ГБОУ лицея №408 Пушкинского района посчастливилось вначале познакомиться с произведением Н.А.Клюева «Рождество избы», а затем выполнить творческую работу анализа поэтического текста. Материал рабочего листа разработала и предоставила участникам учебного процесса 9-11 классов ГБОУ лицея №408 Пушкинского района кандидат педагогических наук Горобец Надежда Ивановна: преподаватель в РАНХиГС Санкт-Петербурга. Выражаем глубокую благодарность Надежде Ивановне за возможность прикоснуться к удивительному произведению «Рождество избы», а также в увлекательной форме выполнить самостоятельный анализ стихотворения Н.А.Клюева.
Сроки были сжаты, однако ученики 9 «Б» класса под руководством Захаровой Елены Николаевны и 11 «А» и «Б» Лоянич Марины Владимировны с большим интересом погрузились в творческий процесс, было создано много творческих замечательных работ, однако одна из них выделяется больше всех, и эта работа ученицы 9 «Б» Станпаковой Анны.
Фрагмент заданий рабочего листа, разработанного Горобец Н.И.
Здравствуй, племя Младое, незнакомое! А.С.Пушкин
Здравствуйте, читатели стихотворения Николая Алексеевича Клюева «Рождество избы».
Очень надеюсь, что диалог с Автором стихотворения у Вас состоится. Итак, в путь!

Задание 2. Прочитайте стихотворение Н.Клюева «Рождество избы» и дайте аргументированные ответы.
Рождество избы
От кудрявых стружек тянет смолью,
Духовит, как улей, белый сруб.
Крепкогрудый плотник тешет колья,
На слова медлителен и скуп.Тёпел паз, захватисты кокоры,
Крутолоб тесовый шоломок.
Будут рябью писаны подзоры,
И лудянкой выпестрен конёк.По стене, как зернь, пройдут зарубки:
Сукрест, лапки, крапица, рядки,
Чтоб избе-молодке в красной щубке
Явь и сонь мерещились –легки.Крепкогруд строитель-тайновидец,
Перед ним щепа как письмена:
Запоет резная пава с крылец,
Брызнет ярь с наличника окна.И когда очёсками кудели
Над избой взлохматится дымок –
Сказ пойдет о красном древоделе
По лесам, на запад и восток.
2.1 Название произведения имеет особое значение в художественном тексте. Это своеобразный маркер, направляющий читателя, приглашающий его к размышлению. В чем необычность названия?
2.2 Какую эмоциональную окраску при прочтении стихотворения Вы ощущаете? Какие чувства испытываете как читатель?
2.3 Какие зрительные образы возникают при прочтении первой строфы?
2.4 Какой цвет преобладает в этой строфе? Какова символика этого цвета в традиционной народной культуре?
2.5 Чудо в выборе автором художественного слова позволяет «ощутить» читателю даже запахи, ароматы. Какие обонятельные ассоциации рождаются при прочтении первой строфы?
2.6 Расскажите о цветовой гамме 2, 3, 4, 5 строф и как она «работает» в осмыслении произведения.
Задание 3. Клюев – знаток фольклорного орнаментального искусства. Северное зодчество – неизменный источник вдохновения поэта. Он внимательно изучал народные вышивки и кружева, коньки на крышах и причудливую резьбу, украшающую оконные наличники. Это нашло отражение в его стихотворении. Современному читателю сложно понять значение многих слов, не прибегая к специальной литературе. Составьте « Клюевский словарь» расшифрованной лексики, используя различные источники информации для осмысления значений слов.
Задание 4. Выберите одну из строф стихотворения «Рождество избы» и напишите эссе-миниатюру, в которой отразится Ваша читательская культура восприятия и интерпретации художественных образов, созданных поэтом, с опорой на найденные в источниках толкования лексических значений. Актуализируйте Ваши зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные ассоциации. В процессе написания эссе-миниатюры проанализируйте найденные Н.А.Клюевым эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, позволившие поэту вдохновенно пропеть Песнь «Рождество избы».
Задание 2.1. Название произведения имеет особое значение в художественном тексте. Это своеобразный маркер, направляющий читателя, приглашающий его к размышлению. В чем необычность названия?
Рождество избы… как понять глубинный смысл этих слов? Возможно, рождество – это строительство чего-то нового, а может быть это приход в мир новорожденного «малыша» или настоящий праздник рождения очага, очень домашний, уютный, келейный и теплый, объединяющий всю семью. Думаю, что это исполнение самой заветной мечты о возможности переступить порог собственного дома, который с великой любовью и вниманием построен своими руками; является оплотом, нерушимой стеной и заботливым пристанищем самым близким и родным людям. Николай Алексеевич Клюев даёт такое название стихотворению неспроста, ведь слово «рождество» подразумевает один из самых главных для всех православных христиан праздник Рождества Христова, и это неслучайно – ведь именно с него начинается летоисчисление, а также исходит надежда и вера в счастливое будущее; он дает уверенность в созидании и сопричастность к чуду появления новой спасительной, совсем другой жизни.
Задание 2.2. Какую эмоциональную окраску при прочтении стихотворения Вы ощущаете? Какие чувства испытываете как читатель?
При прочтении строк произведения Н.А. Клюева меня наполняют ощущения нежности и заботы, слова в нем удивительно согревающие и занятные, будто кошка играет с клубочком шерсти, из которой потом родится теплый шарф или варежки, которые потом непременно будут согревать тебя в холодное время, в стужу и мороз. Созданные образы поэтом ласковые, очень простые и понятные, демонстрируют читателю картинки из непритязательной жизни маленького домика. Это поэтическая сказка, выраженная удивительными, чудными звуками непривычных слов и сочетаний, очень напоминающих иногда арабскую вязь…
Задание 2.3. Какие зрительные образы возникают при прочтении первой строфы?
От кудрявых стружек тянет смолью,
Духовит, как улей, белый сруб.
Крепкогрудый плотник тешет колья,
На слова медлителен и скуп.
Начало произведения погружает читателя в мир природы, где она выступает не только единством флоры и фауны, но и соединением, сотворчеством людей и живого мира вокруг. Возникает ощущение начала чего-то очень важного, идет подготовка к предстоящей работе. На земле соткан ковер из завитков и стружек – он такой белоснежный, глубокий и теплый, что хочется лечь на него, как на перину, и вдыхать аромат свежего дерева. Белоснежные бревна, с заботой подготовленные и напоенные теплотой рук человеческих, уложены ровными рядами, словно ждут команды на построение. Хочется насладиться удивительно спорой работой плотника, изготавливающего основу будущего дома. Кажется, что вот-вот произойдет что-то чудесное, необыкновенное, завораживающее. Внутри тебя появляется ощущение готовности к переменам и неотвратимости появления нового, очень важного и такого ожидаемого события. Вокруг разливается, окутывая наплывающим туманом, тончайший смоляной дух, который объединяет читателя с природой, ее запахами, образами, предметами и чувствами.
Задание 2.4. Какой цвет преобладает в этой строфе? Какова символика этого цвета в традиционной народной культуре?
От кудрявых стружек тянет смолью,
Духовит, как улей, белый сруб.
Крепкогрудый плотник тешет колья,
На слова медлителен и скуп.
Что такое белый цвет, белый свет, белый день…? Сложно ответить на этот вопрос однозначно. Белый цвет является символом чистоты, красоты, защиты и надежды. Возведение белостенного, а в последствии белокаменного дома – это дань традиции русского народа. Ведь нужно жить в мире и согласии с самим собой, основываясь на общих принципах мироустройства. А это все в том числе означает и определенное присоединение, принятие и исполнение общих правил – белый дом, белые стены, белая печь, белый хлеб, белый плат у невесты… И правила эти чрезвычайно просты и понятны – будь белым – свободным от грязи, идущим за светом, живущим по закону чести и совести.
Белый сруб, описанный в строфе стиха, на мой взгляд, является символом новой, правильной жизни, определенной точкой отсчета, которая при возжжении семейного очага подарит жителям нового дома белое будущее, без грозовых облаков, смут и ссор, без вьюги семейного неблагополучия, выстуживающей из сердец любовь и счастье. Белые стены станут защитой молодой семье и на многие лета сохранят светлое чувство единения и взаимопонимания.
Задание 2.5. Чудо в выборе автором художественного слова позволяет «ощутить» читателю даже запахи, ароматы. Какие обонятельные ассоциации рождаются при прочтении первой строфы?
Выстраивание вереницы образов, возникающих попеременно при прочтении первых строк стихотворения, переносит любопытствующего отрока в загадочную страну неявных, почти не уловимых запахов и звуков. Словно неведомый природе зверь, монотонно выстукивает молоток, а затем с легким жужжанием высекает белоснежные стружки рубанок; рядом подставили свои белоснежные бока теплым солнечным лучам готовые бревна для избы, переливчато потрескивает янтарным золотом сосновая смола. И словно неуловимые тени мелькают разные, едва ощутимые запахи. Это целая симфония, будоражащая обоняние невольного зрителя - здесь есть все оттенки сосновой рощи от тяжелого тягучего смолистого вкуса до головокружительно легкого медового запаха хвои и ладана, разливающегося, словно дымка от давно потухшего костра.
Опаленные долгой и тяжелой работой инструменты плотника источают свой, особый «рабочий» запах – он погружает в плотную ткань времен. Здесь сливаются воедино широкие мазки запаховой палитры, образованные дубовыми крепкими пятнами обухов топоров и пил, сосновым послевкусием оставшихся маленьких щепок, застрявших в рукоятях, приземленным послеобеденным хлебным ароматом и ощущением человека, много и трудно работавшего. Все они залиты свежестью весны и прелой земли, молодого зеленого лугового разнотравья.
Задание 2.6. Расскажите о цветовой гамме 2, 3, 4, 5 строф и как она «работает» в осмыслении произведения.
Иногда слова, облеченные в форму, создают впечатление чего-то скованного, не цельного, ограничивающего восприятие и не способного к раскрытию внутренних потаенных глубоких смыслов. А бывает, что слово превращается в источник чистой прозрачной ключевой воды, растекается водопадами неведомых оттенков, переливается перламутром открывающейся раковины, внутри которой обнаруживается бесценная жемчужина сокровенного понимания замысла виртуоза – художника слова.
В прочитанных строфах произведения «Рождество избы» читатель улавливает и представляет картины, рождённые воображением из сложенных пазлов-слов. Восприятие красоты текста произведения происходит за счёт обогащения цветовой палитры неизвестных ранее буквосочетаний, внутри которых кроется познание цвета. Как просто сказать, что изба расписана белой краской, а гениальный автор создаёт хрупкую конструкцию цветоощущений – «лудянкой выпестрен конек». Вместо привычного «красивая изба», благодаря цвету создается впечатление о доме как живом организме «Избе-молодке в красной шубке». Кроме того, красный, в моем понимании данной строки, значит идеальный, особенный, красивый, прекрасный, дорогой для всех, животворящий и жизньдающий.
Мелькание солнечных лучиков, опустившихся с неба на землю в поисках приключений, их игра переливчатыми изумрудами на наличниках окон, создает волшебную атмосферу совершаемого тайного действа – рождения новой Избы, словно девица собирается на свидание, красит веки зелеными тенями в надежде понравиться своему жениху – новому хозяину.
А строгий древодел – создатель, сотворец красоты нового очага, гордится своим произведением и готов совершать свой многотрудный путь и далее. Народная молва окрестила его красным, то есть лучшим мастером. Как прекрасно и живо слово в руках искусного мастера!