В России в 2000 году было издано собрание сочинений И.С.Шмелёва. Для читателей, а впоследствии и почитателей его творчества - это громадное событие. Да, мы узнавали много новых имён - русское зарубежье стало близким, но роль И.С.Шмелёва - особая. Без него знание и понимание русской литературы, русского человека, православной веры было бы неполным.
После рассказов «За карасями», «Как я стал писателем» самым первым и большим открытием для меня было произведение «Лето Господне». Роман состоит из трёх частей - «Праздники», «Праздники - Радости», «Скорби». Главные персонажи - пяти-шести-семилетний Ваня (автобиографический персонаж), его отец, наставник Горкин. Поражает, как поэтически автор рассказывает об этих праздниках. Вот глава «Благовещенье»:
Солодовников запускает руку под коленкор, там начинается трепыхня, и в руке Солодовникова я вижу птичку.
- Бери в руку. Держи - не мни… - говорит он строго.
- Погоди, а знаешь стих - «Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда»? Так, молодец. А - «Вчера я растворил темницу воздушной пленнице моей»? Надо обязательно знать, как можно!»
Или глава «Пасха»: «О, незабвенный вечер, гаснущий свет за окнами… И теперь ещё слышу медленные шаги, с лампадкой, поющий в раздумьи голос - Ангелы поют на не-бе-си-и…
…Вспыхивают бенгальские огни, бросают на стены тени - кресты, хоругви, шапку архиерея, его трикирий. И всё накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди.
Христос воскресе из мертвых…»
Можно бесконечно быть благодарными И.С.Шмелёву и за его произведения, и за прекрасный русский язык, и за веру, которую он помог нам обрести.
А глава «Рождество»: «Идёшь из церкви. Всё - другое. Снег - святой. И звёзды - святые, новые, рождественские звёзды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та дивная звезда, которая волхвам явилась? Вот она: над Барминихиным двором, над садом! Каждый год - над этим садом, низко. Она голубоватая, святая…» И мы тоже слышим вслед за Ваней пение: «Рождество твое, Христе Боже наш, Возсия мирови свет Разума…»
А потом Крещение, крестный ход («Завтра у нас «Донская». Завтра Спас Нерукотворный пойдёт из Кремля в Донской монастырь крестным великим ходом, а Пречистая выйдет Ему навстречу в святых воротах. И поклонятся Ей все Святые и Праздники со всех хоругвей»). А потом Покров, когда рубят капусту, мочат антоновку. А дальше Михайлов день («Собор Архистратига Михаила и прочих сил Всеплотных» весь серебром сияет, будто зима святая,- осеняет все святости»). И опять Рождество:
«Мороз, ночь, ясные такие звёзды, - и гу-ул… всё будто небо звенит-гудит, - колокола поют. До того радостно поют, будто вся тварь играет: и дым над нами, со всех домов, и звёзды в дыму, играют, сияние от них весёлое».
Как не почувствовать и красоту праздника, и силу молитвы. Да, силой молитвы преподобному Серафиму Саровскому был исцелён сам Шмелёв накануне операции. Верой, силой молитвы, своей праведной жизнью сподобился Иван Сергеевич отойти ко Господу именно в тот день, когда он приехал в православный монастырь Покрова Пресвятой Богородицы в Бюсси-ан-Отт.
После романа «Лето Господне» было моё открытие повести «Богомолье», настолько удивительное, что я с моими учениками заочно проделала этот путь в Сергиев Посад во время урока внеклассного чтения (урок опубликован 16.10.2011 года), а потом была сама поездка. «Богомолье» неразрывно связано с романом «Лето Господне», только в романе два года жизни персонажей, а в «Богомолье» всего один эпизод, но очень важный.
В повести «Богомолье» много культурных реалий. Например, в начале повести Ваня, обрадованный тем, что его берут на богомолье, поёт лошади Кривой песню, недавно выученный стишок А.В.Кольцова «Ну, тащися, сивка, пашней-десятиной». Также в повести постоянно присутствуют описания, имена и названия храмов (в Кремле Успенский, Благовещенский, Архангельский, Иверская часовня, Николаевская церковь), названия икон, святых. Автор показывает православную Русь через восприятие верующего ребёнка. Ещё один важный персонаж - Горкин, духовный наставник Вани, который учит его верить, рассказывает о святых праздниках, своим примером учит жить честно. Таким же отзывчивым растёт и Ваня. Не случайно, когда заболел Горкин, Ваня восклицает: «Сядь на тележку, Горкин! Я грех на себя возьму». Мальчик понимает, что, если идёшь на богомолье, нужно потрудиться, А Горкин заболел, и Ваня готов взять грех на себя, только бы его наставнику было легче.
Главный герой умеет видеть красоту окружающего мира (необычайное освещение комнаты), и это умение, и вера передаются из поколения в поколение: «Почему розовый пар над самоваром, и скатерть, и обои?.. Тёмная горбатая икона «Страстей Христовых» стала как будто новой, видно на ней распятие. Вот отчего такое…За окном - можно достать рукой - розовая кирпичная стена, и на ней полосы от солнца: оттого-то и свет в передней. Никогда прежде не было». Отец объясняет, что это солнышко, которое редко сюда заглядывает, и что дедушка любил здесь чай пить с солнышком, и просит помолиться за дедушку.
В повести «Богомолье» для меня ещё одно открытие: купеческий быт совсем не такой, как в пьесах А.Н.Островского, и нравы другие. Конечно, это и время другое.
И.С.Шмелёв вспоминал, что дома у них книг не было, но было Евангелие. Назвали его Иваном, так как он родился на день Ивана Богослова 21 сентября (3 октября), так же, как и Марина Цветаева. А отца назвали Сергием, так как он родился на мучеников Сергия и Вакха. В свадебное путешествие Иван вместе с женой Ольгой отправился на Валаам, потом появится произведение «Старый Валаам», и я буду его перечитывать перед каждой своей поездкой в это святое место.
Русский философ Иван Александрович Ильин, с которым И.С.Шмелёва связывала многолетняя дружба, назвал его писателем мировой скорби. Об этом и произведение «Солнце мёртвых», это и гибель единственного и любимого сына Сергея, это и утрата Родины, которую И.С.Шмелёв очень любил и воспел в своих произведениях. Как же без скорби, если вокруг - угнетение, попрание человека, мировые войны и революции, озверение одних и гибель других. Но не только скорбь, но и вера - в народ наш, в слово наше, в Бога. Вот что писал Иван Сергеевич Шмелёв Александру Куприну: «Доживаем свои дни в стране роскошной, чужой. Всё чужое… Всё у меня плохо - на душе-то… Но я верю в жизнь, в наш русский народ, в нашу Россию, отсюда мои - «Лето Господне» и «Богомолье».
Эту веру И.С.Шмелёв передаёт и нам, за что мы ему очень благодарны.