Литературная гостиная на тему «Владимир Маяковский "Мой стих трудом громаду лет прорвет"»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: Владимир Маяковский


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (32 МБ)


Цель: проанализировать особенности лирики В.В.Маяковского, раскрыть многогранность его поэтического мира, показать эволюцию его творческого пути и влияние на последующую литературу.

Задачи урока:

  • Дать представление о творчестве В.Маяковского, показать новаторский характер поэтики Маяковского, познакомить с биографией поэта.
  • Обучать анализу поэтического текста, совершенствовать навыки синтеза и обобщения, вычленения главного.
  • Формировать правильное понимание поэзии Маяковского.

Ход урока

Добрый день!

Наша литературная гостиная посвящена жизни и творчеству знаменитого поэта Владимира Маяковского.

Гениальные произведения Владимира Владимировича Маяковского вызывают истинное восхищение у миллионов его почитателей. Он заслуженно относится к числу величайших поэтов XX века. Кроме того, Маяковский проявил себя неординарным драматургом, сатириком, кинорежиссером, сценаристом, художником, а также редактором нескольких журналов.

Талантливый поэт родился в небольшом грузинском селе Багдади в Грузии. Его отец, лесничий Владимир Константинович Маяковский (1857-1906) происходил из запорожских казаков. Прадед отца Кирилл Маяковский был полковым есаулом Черноморских войск, что дало ему право получить звание дворянина. Впоследствии поэт написал в стихотворении «Нашему юношеству»: «Столбовой отец мой дворянин». По отцовской линии бабушка Ефросинья Осиповна приходилась двоюродной сестрой известному писателю и историку Г.П.Данилевскому.

Мать поэта Александра Алексеевна Маяковская (1867-1954) - дочь капитана Кубанского пехотного полка Алексея Ивановича Павленко, участника русско-турецкой войны 1877-1878 гг., кавалера Георгиевской медали «За службу и храбрость», а также других воинских наград. «Отец, Владимир Константинович, лесничий; высокий, широкоплечий, с черными волосами, зачесанными набок, с черной бородой, загорелым, подвижным, выразительным лицом. Огромный грудной бас, который целиком передался Володе. Движения быстрые, решительные. Веселый, приветливый, впечатлительный. Настроения сменялись часто и резко. …Хорошо владея речью, он пересыпал ее пословицами, прибаутками, остротами. Знал бесчисленное множество случаев и анекдотов и передавал их на русском, грузинском, армянском, татарском языках, которые знал в совершенстве.

Мама - Александра Алексеевна - среднего роста. Глаза карие, серьезные, смотрят немного исподлобья. Довольно высокий лоб, нижняя часть лица немного выдается вперед. Волосы каштановые, всегда зачесаны гладко. Лицом Володя похож на мать, а сложением, манерами - на отца» (Л.В. Маяковская, 1931).

У Маяковских кроме сына были две дочери: Людмила (1884-1972) и Ольга (1890-1949).

Семья Маяковских жила в доме местного жителя Константина Кучухидзе на нижнем склоне горы, возле моста через реку Ханис-Цхали.

С четырех лет Володя любил, чтобы ему читали, особенно стихи. И мать читала ему Крылова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова. А когда она не могла откликнуться на его просьбу, плакал. То, что ему нравилось, легко запоминал и потом выразительно декламировал наизусть.

Когда подрос, стал залезать в пустые чури (большие глиняные кувшины для вина) и читал стихи оттуда. Кувшины резонировали, и голос звучал громко, гулко.

Уже в Багдади Володя по воспоминаниям родных не раз проявлял свое остроумие и находчивость. Тем более, что Владимир Константинович поощрял в детях умение пошутить или придумать что-либо веселое.

Когда Володе исполнилось семь лет, Александра Алексеевна повезла его в город Кутаис, чтобы готовить к поступлению в гимназию.

«Володя учится с большой охотой и получает хорошие отметки».

В это время старшая сестра готовилась к поступлению в московское Строгановское училище и брала уроки рисования у художника С.П.Краснухи, окончившего Петербургскую академию художеств. Она показала ему рисунки брата, и тот стал заниматься с Маяковским бесплатно. «В это время он рисовал уже довольно хорошо, преимущественно по памяти. Срисовывал и увеличивал крейсера, иллюстрировал прочитанное, рисовал карикатуры на наш домашний быт... Я стала брать уроки рисования у единственного в Кутаисе художника С. Краснухи, окончившего Академию художеств. Рассказывала ему о Володе, о его талантливости и любви к рисованию, показала его рисунки. Краснуха попросил привести брата, сказав, что будет заниматься с ним бесплатно. Володя был несказанно рад... Учитель засиживался с нами, не считая времени, увлекаясь вместе с нами. Он рассказывал нам о русской и западной живописи, об отдельных художниках... Уроки проходили оживленно и интересно. Володя быстро почти догнал меня в рисовании... Мы стали привыкать к мысли, что Володя будет художником»

1906 года. Семью Маяковских постигло тяжелое горе: от заражения крови умер глава семьи Владимир Константинович.

«…В первых числах февраля отец получил назначение на должность кутаисского лесничего. Осуществлялась давняя мечта всей нашей семьи: жить вместе в городе. Но приготовляя к сдаче дела Багдадского лесничества, сшивая бумаги, он уколол палец иголкой и, не обратив на это внимание, уехал в лесничество. А рука разболелась, образовался нарыв» (Л.В.Маяковская, 1968).

«Вернулся он в плохом состоянии. Операцию было уже поздно делать. Ничем нельзя было помочь… Мы лишились любящего, заботливого отца и мужа» (А.А.Маяковская, 1953).

«Отцу в то время было сорок девять лет, он был полон сил и энергии, ничем серьезным не болел. … Трагическая неожиданная смерть отца потрясла нас» (Л.В.Маяковская, 1968).

«Мы остались совершенно без средств; накоплений у нас никогда не было. Муж не дослужил до пенсии один год, и поэтому нам назначили только десять рублей пенсии в месяц. Распродавали мебель и питались на эти деньги» (А.А.Маяковская, 1953).

Людмила Владимировна уговорила мать переехать жить в Москву, где она училась в Строгановском училище и могла тяжесть семейных забот взвалить на себя. В этот период тревог, трудностей и сомнений Володя каждый раз с волнением спрашивал: «Ну как, поедем?». Ему очень хотелось уехать в Москву.

20 июля. Распродав вещи и заняв у хороших знакомых двести рублей на дорогу, семья Маяковских навсегда покинула ставший родным Кутаис.

С помощью друзей Медведевых Л.В.Маяковская устроила сестру в частную гимназию Ежовой, а брата - в Пятую классическую гимназию

Президент избирается народом нашей страны, а Российской империей управлял император, который власть получал по наследству от отца. В Российской империи все принадлежало дворянам и купцам, все земли, все заводы и фабрики. Рабочим и крестьянам жилось очень трудно, работали по 16-10 часов шесть дней в неделю.

Ваши мамы и папы работают в основном восемь часов сейчас. Люди отдохнуть не успевали, зарабатывали очень мало. Как вы думаете люди были рады такой жизни? Поэтому в стране стали появляться революционеры - те кто призывал народ прогнать хозяев-богачей, а все поделить между рабочими и крестьянами.

Вот в такое непростое время большая семья Маяковских (у Владимира были две сестры и два брата) остается без отца, а значит и без денег. Мать увозит детей в Москву, где ей кажется, будет легче прожить. Живут трудно.

Владимир еще мальчишка, но он видит, что творится в стране, и идет вместе с революционерами по заводам агитировать за то, чтобы свергнуть императора, чтобы все шли бороться за более счастливую жизнь, прогоняли богачей. А что бывает с теми, кто нарушает порядок и выступает против властей?

Вот Маяковский и попал в тюрьму. Но вскоре его отпустили, за него просили, писали, что он по глупости и молодости не понял с кем пошел. В то время человек, побывавший в тюрьме, не мог пойти потом учиться и работать туда куда хотел, можно было поступить только в одно училище.

Однако учиться пришлось недолго: Маяковский активно включается в подпольную революционную работу. Вступает в Российскую социал-демократическую партию большевиков. (РСДРП) 29 марта 1908 года он был арестован в подпольной типографии, но был освобожден до суда. 27 февраля 1909 года вновь попадает под арест, наконец, 2 июля арестовывается в третий раз. В тюрьме он скандалил, поэтому его переводили из части в часть, и вот Бутырская тюрьма, одиночная камера №103. Здесь он начал писать стихи. Здесь же, в Бутырках, созрело решение "делать социалистическое искусство".

Написанное в тюрьме у Маяковского изъяли, и он позже вспоминал, что хорошо, что забрали, а то еще напечатал бы не дай Бог.

К ранним произведениям Маяковского относится стихотворение «А вы могли бы?» Давайте его послушаем внимательно, тем более, что его читает сам автор (прослушивание аудиозаписи).

Анализ:

- Какова тема стихотворения? (противопоставление лирического героя и окружающего его мира, поэта и толпы).

- Это противопоставление носит характер резкого конфликта? (Нет. Лирический герой понимает, что чувствует и воспринимает мир тоньше, он способен подняться над мещанством, увидеть «косые скулы океана», а другие не могут).

- Какую автор поднимает проблему? (Взаимоотношение поэта и окружающих людей, проблема жизненных ценностей). Поэт приходит к выводу, что не стоит ограничиваться блюдом студня, стремиться видеть скулы океана.

В 1911 году Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Но и здесь он пробыл недолго. Причиной тому стала встреча с Давидом Бурлюком, который свел его с Хлебниковым, Крученых и другими поэтами и художниками, основоположниками футуризма в России. В. Маяковский примыкает к этой группе (названной ее участниками "Гилей") и очень скоро становится одним из самых активных (и самым талантливым) представителем нового направления в искусстве.

Слово "футуризм" происходит от латинского слова "будущее". Футуристы пытались полностью порвать с традиционной культурой, утверждая новую эстетику - эстетику будущего.

Все для них начиналось с разрыва с современностью и историей. Будущее мыслится как нечто абсолютно новое, ничем не связанное с настоящим. Но это будущее должны были понять и принять все и сразу. Футуристы презирали современность, считали, что старый мир должен быть выброшен на мусорную свалку истории. Но одновременно они страстно хотели быть услышанными и понятыми теми, кого презирали.

И вот на сцену выходил высокий широкоплечий мужчина в ярко-желтой кофте и читал стихотворение "Нате!".

Появление Маяковского в русском поэтическом обществе можно сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы. В начале XX века многие поэты использовали нестандартные образы и приемы в своем творчестве. Но именно Маяковский приобрел самую скандальную славу. В 1913 г. он написал стихотворение «Нате!», ставшее его программным заявлением перед публикой.

В это время публичное выступление поэтов было очень популярно. Это давало способ заработать деньги и завоевать известность тем, кто не имел возможности опубликовать свои произведения. Выступления начинающих авторов порой приобретали характер униженной просьбы подачки от скучающего общества. У богатых слушателей это развивало ложное самомнение, они начинали считать себя истинными знатоками и ценителями искусства.

Известно презрение Маяковского к буржуазному обществу. Оно еще больше усиливалось из-за вынужденного участия поэта в таких публичных чтениях. Стихотворение «Нате!» стало резким протестом автора, направленным против тех, кто воспринимал его творчество как очередное развлечение. Можно представить себе реакцию человека, попавшего впервые на выступление Маяковского с этим стихотворением.

Агрессивный стиль и содержание произведения сразу должны вызвать в слушателе негативную реакцию. Маяковский заявляет, что его поэтический дар растрачивается впустую перед «обрюзгшим жиром». Автор выхватывает из толпы характерные мужской и женский образы, олицетворяющие собой все мерзости общества. У мужчины «в усах капуста», а женщину даже не видно из-за косметики и обилия принадлежащих ей предметов. Тем не менее эти «недочеловеки» - уважаемые и почитаемые члены человеческого социума.

Главным же образом, которым Маяковский описывает толпу, является «стоглавая вошь». Благодаря деньгам, человеческая масса заявляет свои права на личность поэта. Она считает, что, купив его время, властна распоряжаться талантом по своему усмотрению.

Маяковский идет наперекор правилам приличного общества. Он, подобно «грубому гунну», совершает индивидуальный бунт. Вместо приличного преклонения и кривляния поэта в лицо толпе летит плевок. В этом плевке сосредоточена вся накопленная автором ненависть.

Стихотворение «Нате!» - одно из наиболее сильных произведений протеста в русской поэзии. Никто до Маяковского не выражал такого открытого презрения к собственным слушателям. В нем можно видеть зародыш современного ультрарадикального искусства.

Примечание: данный стих также называют «Hate!», что в переводе с английского означает «ненависть».

В 1910-х молодого Владимира Маяковского знали как "того самого футуриста в желтой кофте". Поэт понимал, что одежда - полноправный участник его выступлений, и создавал яркие образы, эпатирующие публику. Для этого у Маяковского были две знаменитых желтых кофты: одна - цыплячьего оттенка, другая - в желто-черную полоску.

Корней Чуковский вспоминал: "Эту жёлтую кофту я пронес в Политехнический музей контрабандой. Полиция запретила Маяковскому появляться в жёлтой кофте перед публикой. У входа стоял пристав и впускал Маяковского только тогда, когда убеждался, что на нём был пиджак. А кофта, завернутая в газету, была у меня под мышкой. На лестнице я отдал ее Владимиру Владимировичу, он тайком облачился в нее и, эффектно появившись среди публики…». А вот что писал сам Маяковский о своих кофтах: «Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы гнуснейшего вида. Испытанный способ - украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке - галстук».

Борьба за искусство и общество будущего для футуристов вылилась в борьбу с современной им действительностью, которую они считали пошлой, бездуховной, пропитанной ложью, материальными заботами. С тем, что принято называть буржуазной действительностью.

Итак, вот оно литературное окружение. Раннее творчество Маяковского - это эпатаж, бунт, борьба. За участие в публичных литературных выступлениях футуристов Маяковский был исключен из училища. (1914 г.)

А мы прощаемся с ранним Маяковским, Маяковским - футуристом. Впереди - революция, которой Маяковский будет служить всем сердцем, впереди - радости и огорчения, взлеты и падения.

Давайте послушаем стихотворение В. Маяковского «Хвои» (читает ученик).

Стихотворение «Хвои» было написано в 1916 году. Оно имеет мощную антивоенную направленность. На фоне кровавых военных событий веселые рождественские праздники выглядели странно и неуместно. Впечатлительный поэт с чуткой душой не мог не отреагировать на содержание фронтовых сводок, свидетельствующих о страшных людских потерях.

Не надо.
Не просите.
Не будет елки.
Как же
в лес
отпустите папу?
К нему
из-за леса
ядер осколки
протянут,
чтоб взять его,
хищную лапу.

Нельзя.
Сегодня
горящие блестки
не будут лежать
под елкой
в вате.
Там -
миллион смертоносных осок
ужалят,
а раненым ваты не хватит.
Нет.
Не зажгут.
Свечей не будет.
В море
железные чудища лазят.
А с этих чудищ
злые люди
ждут:
не блеснет ли у окон в глазе.

Не говорите.
Глупые речь заводят:
чтоб дед пришел,
чтоб игрушек ворох.
Деда нет.
Дед на заводе.
Завод?
Это тот, кто делает порох.

Не будет музыки.
Рученек
где взять ему?
Не сядет, играя.
Ваш брат
теперь,
безрукий мученик,
идет, сияющий, в воротах рая.

Не плачьте.
Зачем?
Не хмурьте личек.
Не будет -
что же с того!
Скоро
все, в радостном кличе
голоса сплетая,
встретят новое Рождество.

Елка будет.
Да какая -
не обхватишь ствол.
Навесят на елку сиянья разного.
Будет стоять сплошное Рождество.
Так что
даже -
надоест его праздновать.

Маяковский и революция. Сразу после революции активно включается в революционную жизнь, заявляет: "Нужно приветствовать новую власть, и войти с ней в контакт". В автобиографии он открыто заявляет: "Моя революция". Революцию 1917 года Маяковский воспринял как исполнение своей мечты и подтверждение своей правоты.

Октябрьскую революцию великий поэт встретил в штабе восстания в Смольном. Он сразу же стал сотрудничать с новой властью и участвовал в первых собраниях деятелей культуры.

Назначение поэта он понимал как служение революции и, следовательно, советской власти. Когда он писал: "Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо", он тоже был абсолютно искренен. Поэзия представляется ему как равноправная часть общей работы по созиданию нового мира.

Светить всегда, светить везде,
До дней последних донца,
Светить - и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой - и солнца.

В 1917 году происходят в нашей стране большие изменения- революция, императора прогоняют, дворян и купцов лишают имущества, начинается гражданская война, где русские сражаются против русских, белые-богатые против бедных-красных. Побеждают рабочие и крестьяне. Российская империя становится Советским Союзом. Жизнь у рабочих и крестьян меняется к лучшему. В стране все ждут и строят новую - счастливую жизнь. Правительство решает, что детям не нужны старые книжки и сказки, нужны новые, полезные книги; кидает клич: «Писатели, поэты пишите новые книги!»

И первым, кто на него откликнулся, был именно Владимир Маяковский. Он писал друзьям: «Моё последнее увлечение - детская литература: надо дать детям новые представления и новые понятия об окружающих вещах».

Книги для детей:

  • «Сказка о Пете толстом ребенке и о Симе, который тонкий»
  • «Что ни страница, - то слон, то львица»
  • «Конь-огонь»
  • «Кем быть?»
  • «Эта книжечка моя про моря и про маяк»,
  • «Песня-молния»,
  • «Возьмем винтовки новые»,
  • «Майская песенка»

В это же время, в 1917 году, Маяковский пишет стихотворение «К ответу!» (читает ученик).

Это протест поэта против затянувшейся Первой Мировой войны. здесь В. Маяковский обращается к народу, солдату Первой Мировой. Пора бросить в лицо «им» веское: за что воюем? поэт вопрошает: за что? Во имя чего? кто над небом боев? И сам же отвечает: не свобода, не Бог, а деньги.

К ответу!

Гремит и гремит войны барабан.
Зовет железо в живых втыкать.
Из каждой страны
за рабом раба
бросают на сталь штыка.
За что?
Дрожит земля
голодна,
раздета.
Выпарили человечество кровавой баней
только для того,
чтоб кто-то
где-то
разжился Албанией.
Сцепилась злость человечьих свор,
падает на мир за ударом удар
только для того,
чтоб бесплатно
Босфор
проходили чьи-то суда.
Скоро
у мира
не останется неполоманного ребра.
И душу вытащат.
И растопчут там ее
только для того,
чтоб кто-то
к рукам прибрал
Месопотамию.
Во имя чего
сапог
землю растаптывает скрипящ и груб?
Кто над небом боев -
свобода?
бог?
Рубль!
Когда же встанешь во весь свой рост,
ты,
отдающий жизнь свою им?
Когда же в лицо им бросишь вопрос:
за что воюем?

В Москве он работает в "Окнах РОСТА" - рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года создано около 1100 "окон"). В марте 1919 поэт начал работать с «РОСТА» и трудился над агитационно-сатирическими плакатами.

«Окна сатиры РОСТА» - плакаты, создававшиеся в 1919-1921 годах советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» - самобытный вид агитационно-массового искусства.

Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в Москве и др. городах.

«Окна РОСТА» (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчёркнутой простотой и лаконизмом изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в 2-3 цвета)

Не менее важным и насыщенным был для Маяковского период биографии, в течение которого он много путешествовал. За 2 года он посетил Францию, Латвию и Германию, которым посвятил несколько произведений. В 1925 году Владимир Маяковский отправился в Америку, побывав в Мехико, Гаване и многих городах США.

Маяковский считает себя "голосом" нового мира. Ему доверяют. Его часто выпускают за границу. Выезжая за границу, Маяковский вез туда, как он надеялся, новую идеологию.

ЕДУ! (читает ученик)
Билет -
щелк.
Щека -
чмок.
Свисток -
и рванулись туда мы
куда,
как сельди,
в сети чулок
плывут
кругосветные дамы.
Сегодня приедет -
уродом-урод,
а завтра -
узнать посмейте-ка:
в одно
разубран
и город и рот -
помады,
огней косметика.
Веселых
тянет в эту вот даль.
В Париже грустить?
Едва ли!
В Париже
площадь
и та Этуаль,
а звезды -
так сплошь этуали.
Засвистывай,
трись,
врезайся и режь
сквозь Льежи
и об Брюссели.
Но нож
и Париж,
и Брюссель,
и Льеж -
тому,
кто, как я, обрусели.
Сейчас бы
в сани
с ногами -
в снегу,
как в газетном листе б…
Свисти,
заноси снегами
меня,
прихерсонская степь…
Вечер,
поле,
огоньки,
дальняя дорога, -
сердце рвется от тоски,
а в груди -
тревога.
Эх, раз,
еще раз,
стих - в пляс.
Эх, раз,
еще раз,
рифм хряск.
Эх, раз,
еще раз,
еще много, много раз…
Люди
разных стран и рас,
копая порядков грядки,
увидев,
как я
себя протряс,
скажут:
в лихорадке.

За границей Маяковский открыто восхищался достижениями науки и техники. Но о чем бы ни писал Маяковский в стихах о загранице, он обязательно подчеркивал присущие капиталистическому миру социальные противоречия.

Однако именно Маяковскому принадлежат первые произведения в духе так называемой социальной рекламы, призванной бороться с различными пороками общества. Конец 20-х годов ознаменовался культом спортивных достижений, благодаря которым многие выходцы из села, не имеющие даже начального образования, становились настоящими героями. Тем не менее, советское правительство прекрасно понимало, что здоровье нации поставлено под угрозу. И дело не только в алкоголизме, но и в курении, которым увлекались и мужчины, и женщины, и даже дети. В итоге в 1929 году Маяковский написал рекламное стихотворение «Я счастлив!», в котором постарался убедить своих читателей в преимуществах здорового образа жизни на личном примере. Поэт действительно провел эксперимент и отказался от табака на несколько дней. 1929 - В.Маяковский пишет стихотворение «Я счастлив!» (читает ученик).

Граждане,
у меня
огромная радость.
Разулыбьте
сочувственные лица.
Мне
обязательно
поделиться надо,
стихами
хотя бы
поделиться.
Я
сегодня
дышу как слон,
походка
моя
легка,
и ночь
пронеслась,
как чудесный сон,
без единого
кашля и плевка.
Неизмеримо
выросли
удовольствий дозы.

Дни осени -
баней воняют,
а мне
цветут,
извините,-
розы,
и я их,
представьте,
обоняю.
И мысли
и рифмы
покрасивели
и особенные,
аж вытаращит
глаза
редактор.
Стал вынослив
и работоспособен,
как лошадь
или даже -
трактор.
Бюджет
и желудок
абсолютно превосходен,
укреплен
и приведен в равновесие.
Стопроцентная
экономия
на основном расходе -
и поздоровел
и прибавил в весе я.
Как будто
на язык
за кусом кус
кладут
воздушнейшие торта -
такой
установился
феерический вкус
в благоуханных
апартаментах
рта.
Голова
снаружи
всегда чиста,
а теперь
чиста и изнутри.
В день
придумывает
не меньше листа,
хоть Толстому
ноздрю утри.
Женщины
окружили,
платья испестря,
все
спрашивают
имя и отчество,
я стал
определенный
весельчак и остряк -
ну просто -
душа общества.
Я
порозовел
и пополнел в лице,
забыл
и гриппы
и кровать.
Граждане,
вас
интересует рецепт?
Открыть?
или...
не открывать?
Граждане,
вы
утомились от жданья,
готовы
корить и крыть.
Не волнуйтесь,
сообщаю:
граждане -
я
сегодня -
бросил курить.

В начале 1930 года была организована выставка, посвященная двадцатилетию творчества Маяковского. Он сам трудился над ее оформлением.

Плакаты, реклама, сборники стихов - все, что создал Маяковский, было выставлено как итог двадцатилетней работы. На выставке побывали учащиеся, студенты, интеллигенция, рабочие, словом, все, кто любил Маяковского.

1 февраля 30 года открывается выставка, посвященная 20-летию творческой деятельности Маяковского. Художественное решение выставки принадлежит Александру Родченко, другу, фотографу и художнику. Ждали все руководство, включая Сталина. Не пришел никто. На третий день приехал главный советский цензор Платон Керженцев. Жена Луначарского вспоминает: «Бледность, отчужденность, молчаливость Маяковского запомнились всем, кто пришел на открытие выставки. Хотелось плакать». Маяковский в начале своей речи сказал: «Ну, что ж, "бороды" не пришли. Обойдемся без них».

Но никто из власть предержащих не приехал взглянуть на итог двадцатилетней работы, казалось бы, официального поэта. И тогда Маяковский, может быть, впервые так остро почувствовал и отчетливо понял, что стал всего лишь орудием в руках власти.

Трагедия Гражданской войны. Рабочие и крестьянские восстания, жестоко подавленные большевиками, голодомор, унесший сотни тысяч человеческих жизней. Разве Маяковский этого не видел и об этом не знал?

Видел, знал и понимал. Однако долго надеялся на то, что в один прекрасный момент все изменится. Канут в небытие герои его сатирических произведений, прекратятся насилие и кровь, исчезнут нищета и беззаконие. Власть, отодвигая Маяковского от себя, перестав выпускать его за границу, игнорируя его выставки и юбилеи, давала понять, что воспевать советский строй уже недостаточно. Нужно оправдывать ВСЕ ее действия. Но этого Маяковский себе позволить уже не мог. Оставалась одна надежда - на потомков, которые услышат, прочитают и поймут.

«Мой стих трудом громаду лет прорвет
и явится весомо, грубо, зримо...»

Стихи о поэте.

Валентин Гафт известен в первую очередь, как талантливый актёр театра и кино. Но не обделён он при этом и поэтическим талантом. Широко известны его эпиграммы на коллег-актёров, но есть у него и серьёзные, пронизывающие до глубины души стихотворения. Сегодня мы решили вспомнить одно из них - стихотворение "Хулиганы".

ХУЛИГАНы (читает ученик)

Мамаша, успокойтесь, он не хулиган,
Он не пристанет к вам на полустанке,
В войну Малахов помните курган?
С гранатами такие шли под танки.

Такие строили дороги и мосты,
Каналы рыли, шахты и траншеи.
Всегда в грязи, но души их чисты,
Навеки жилы напряглись на шее.
Что за манера - сразу за наган,
Что за привычка - сразу на колени.
Ушел из жизни Маяковский - хулиган,
Ушел из жизни хулиган Есенин.

Чтоб мы не унижались за гроши,
Чтоб мы не жили, мать, по-идиотски,
Ушел из жизни хулиган Шукшин,
Ушел из жизни хулиган Высоцкий.

Мы живы, а они ушли туда,
Взяв на себя все боли наши, раны…
Горит на небе новая Звезда,
Её зажгли, конечно, хулиганы.

НА КАВКАЗЕ (Алена Лисунова)

Так сложилось, что Кавказ, оказался важным для истории русской литературы регионом. Здесь в своё время находили вдохновение А.Пушкин и М.Лермонтов, здесь же родился великий советский поэт В.Маяковский. Побывал здесь и Сергей Есенин, который, посетив Грузию, написал замечательный цикл «Персидские мотивы».

С.Есенин справедливо заметил, что Кавказ издавна манил к себе, «звеня загадочным туманом», русский Парнас (именно так автор, употребляя перифразу, обобщённо называет писателей и поэтов). Край, полный романтики, загадочный край, где живут горцы, разводят скакунов и поют прекрасные песни. Неудивительно, что С.Есенин, очарованный этой волшебной страной, написал стихотворение «На Кавказ». Стихотворение имеет своеобразную композицию. Сначала поэт совершает небольшой экскурс в историю, где рассказывает о том, как Кавказ повлиял на судьбы собратьев С.Есенина по перу, описывая ссылку А.Пушкина, продолжает жизнеописанием Лермонтова. Нарушая историческую хронологию, С.Есенин вспоминает о другой ужасной для русской литературы потере:

И Грибоедов здесь зарыт,
Как наша дань персидской хмари.

А Маяковский здесь родился.

Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы узнали, ребята?

Спасибо всем за внимание, до новых встреч в литературной гостиной.

Источники

  1. https://muzeimayakovskogo.ru/mayakovsky/biography/
  2. https://muzeimayakovskogo.ru/mayakovsky/biography/1893-1905/
  3. https://mmkspo.ru/diagnosis/mayakovskii-ego-biografiya-interesnye-fakty-iz zhizni-mayakovskogo-mayakovskii-i/
  4. https://hmlk.ru/vladimir-mayakovskii---biografiya-informaciya-lichnaya-zhizn smert/
  5. https://jeisport.ru/mayakovskii-biografiya-gody-zhizni-biografiya-mayakovskogo samoe-glavnoe-i/ (25%)
  6. https://m-eng.ru/buildings/vladimir-mayakovskii---biografiya-informaciya-lichnaya zhizn.html (24%) https://gcchili.ru/smert-mayakovskogo-tragicheskii-final-poeta/
  7. https://testet.ru/on-a-free-theme/kakuyu-literaturnuyu-gruppu-vozglavlyal mayakovskii-hronologiya.html
  8. https://fkrchr.ru/wedding-decor/mayakovskii-biografiya-gody-zhizni-mayakovskii vladimir-vladimirovich/
  9. https://vbordo.ru/vladimir-mayakovskii---biografiya-informaciya-lichnaya zhizn.html
  10. https://rupeek.ru/uvlekalsya-mayakovskii-i-kinomasterstvom-kratkaya-biografiya mayakovskogo.html
  11. https://ethnoschool.ru/smert-mayakovskogo-tragicheskii-final-poeta-kratkaya biografiya.html
  12. https://drafteea.ru/military-id/li-mayakovskii-mayakovskii-v-v-lichnaya-zhizn poeta/
  13. https://zaeltsovka.ru/v-kakoi-strane-rodilsya-mayakovskii-biografiya mayakovskogo-osnovnye/
  14. https://kollege.ru/bunin/obrazovanie-mayakovskogo-kratko-vladimir-mayakovskii kratkaya.html
  15. https://bashschool2.ru/polnaya-biografiya-mayakovskogo-vladimir-mayakovskii fakty-stihi-biografiya.html
  16. https://rkcsrp.ru/the-health-of-the-child/vladimir-mayakovskii-biografiya-kratko sochinenie-tvorchestvo.html
  17. https://profolog.ru/den-rozhdeniya-mayakovskogo-po-novomu-stilyu-uvlekalsya mayakovskii-i.html
  18. https://genpen.ru/goncharov/poslednie-gody-zhizni-mayakovskogo-vladimir mayakovskii-dokumentalnyi/
  19. https://vk.com/wall-34249553_102605
  20. https://7craft.ru/mayakovskii-biografiya-kratko-samoe-vazhnoe-vladimir mayakovskii---biografiya.html
  21. .https://vk.com/wall-27179774_122125
  22. http://mayakovskiy.lit-info.ru/mayakovskiy/bio/katyanyan-hronika/1902.htm
  23. https://feb-web.ru/feb/mayakovsky/KMH-ABC/kmh-024-.htm?cmd=2&istext=1
  24. https://melnicadom.ru/glass-and-glass-products/tvorchestvo-mayakovskogo kratkoe-soderzhanie-biografiya-mayakovskogo-osnovnye.html
  25. https://edema-club.ru/the-oral-cavity/edinstvennaya-doch-mayakovskogo-smert mayakovskogo-tragicheskii/