В мире русского символизма. Урок-мастерская в технологии КМ в 11-м классе

Разделы: Литература

Класс: 11


1. Концепция урока

Помочь учащимся войти в мир символизма, постигнуть неповторимость звучания поэтического слова и его символический характер.

Создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся через урок-мастерскую в технологии критического мышления.

2. Образовательные задачи урока

  • Приобщить старшеклассников к сложным духовным поискам литературы Серебряного века через постижение мира русских символистов
  • Выяснить художественные особенности поэзии символизма, поэтику и мировоззрение поэтов-символистов через анализ поэтических деклараций и произведений символистов.
  • Показать значение творчества поэтов-символистов для русской поэзии

3. Воспитательные задачи урока

а) задачи нравственного воспитания.

  • Создать атмосферу открытости и доброжелательности в общении.

б) задачи эстетического воспитания.

  • Вызвать эстетическое удовлетворение от соприкосновения с миром поэзии символизма.

4. Развивающие задачи

  • Организовать развивающее пространство, позволяющее ученикам в коллективном поиске приходить к построению ("открытию") знания.
  • Развивать умение учащихся читать, воспринимать, интерпретировать поэтические произведения, способствовать развитию художественного вкуса.
  • Развить способности обучаемых к рефлексии своей деятельности, поведения, личности.
  • Способствовать развитию устной речи, творческих возможностей через использование разных видов творческих заданий.

5. Внутрипредметные и межпредметные связи, необходимые для изучения материала

  • живопись символизма
  • историческая эпоха Серебряного века

Этапы урока


п/п

Технологический этап

Методы и приемы

1

Индукция

Ассоциативный ряд к слову символизм. Выразительное чтение учителем стихотворения К.Д.Бальмонта
«Безглагольность». Мультимедийное сопровождение

2

Разрыв

Проблемный вопрос о розе

3

Деконструкция

Работа с материалами, выбор понравившегося определения символа

4

Социоконструкция

Построение знания

5

Реконструкция

Работа с материалом. Создание коллективного манифеста символистов

6

Разрыв

Проблемный вопрос: Какие из предложенных стихов относятся к символизму?

7

Социализация

Работа в парах. Доказательство своего выбора

8

Разрыв

В чём различие индивидуальных манер Бальмонта и Брюсова?

9

Реконструкция

Работа в группах. Создание афиши

10

Дедукция
(афиширование)

Выступление от каждой группы

11

Самоконструкция

Сравнение, сопоставление творчества поэтов

12

Рефлексия

Словарная статья или синквейн. Заключительное слово учителя

Ход урока

Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искажённый
Торжествующих созвучий?

Я приглашаю вас в мастерскую «В мире русского символизма».

Я – бог таинственного мира;
Весь мир – в одних моих мечтах.
Сологуб

Я мечтою ловил уходящие тени
Бальмонт

Сегодня мы с вами попробуем постигнуть сложный и таинственный мир поэзии русских символистов, разобраться в особенностях их поэтики.

1. Какие ассоциации вызывает у вас слово «Символизм?

Попробуем выстроить ассоциативный ряд путём игры со словом, поиском созвучных и смысловых ассоциаций вокруг этого литературно-художественного направления.

Ассоциативный ряд: грёзы, ассоциация, непознанное, серебряный век, символ, Врубель, таинство, тайнопись, рубеж веков, модернизм.
Так давайте прикоснёмся к этому миру грёз, тайнописи, символов.

2. Моя встреча с символизмом

Чтение стихотворения на музыкальном фоне, мультимедийное сопровождение.

К.БАЛЬМОНТ
БЕЗГЛАГОЛЬНОСТЬ

Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвете на склон косогора, —
Над зябкой рекою, дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далеко-далеко.
Во всем утомленье, глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада, —
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно-больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.

Это стихотворение метра символизма Константина Дмитриевича Бальмонта. Восхищает? Завораживает? Чем? Хочется ли постигнуть его тайну, загадочность? А может быть, просто хочется слушать, слушать, слушать…

3. Итак, символизм - символ

Вот, например, роза.

Что она обозначает?

Красивый цветок, а с кем из античных божеств связан этот цветок?

С Афродитой, богиней любви и красоты, значит роза – символ любви и красоты. В христианстве роза цветок рая, благодаря своей красоте совершенству и благоуханию. В похоронных обрядах она символизирует вечную жизнь, вечную весну, Воскрешение. Роза – это знак молчания и тайны. У символистов роза – один из любимых образов, самый сложный и самый популярный. Это символ небесной лазури,

4. Так что же такое символ?

Перед вами определения этого понятия. Выберите такое высказывание, которое вам показалось неожиданным? Ярким и точным?

Зачитайте, что вы выписали.

Приложение 1

5. Что нам поможет глубже постигнуть мир символизма? (Построение знания)

История возникновения, взгляды символистов, поэзия

  1. Из истории символизма
  2. Философия символизма
  3. Анализ творчества

Постигнуть философию русских символистов нам помогут их поэтические манифесты, лекции, статьи. Давайте создадим коллективный манифест символистов.

Каждая группа получает материал, в котором можно найти ответ на информационный запрос. Статья Бальмонта К.Д. «Элементарные слова о символической поэзии», отрывок из лекции Мережковского Д.С. «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» и, конечно, программные стихи символистов. Попробуйте, опираясь на этот материал, составить манифест символистов.

Приложение 2

Реконструкция – Создание коллективного манифеста символистов Дедукция – Выступление от каждой группы.

6. Проблемный выбор?

Какие из предложенных стихотворений поэтов рубежа веков вы отнесёте к символизму?

(Учитель предлагает стихи поэтов серебряного века)

Приложение 3

Почему?

(отвлечённая лексика, интенсивная метафоричность, своеобразный поэтический монолог, внешняя музыкальность, певучесть, нет образной системы, впечатлительность лирического героя, интуитивное восприятие, недоговорённость, ассоциативная связь между образами…)

7. Анализ творчества

Обратимся к творчеству двух поэтов одного поколения, получивших сходное по характеру образование и начавших путь в литературе серебряного века в рамках символизма. Это Константин Бальмонт и Валерий Брюсов. Они сыграли видную роль в обновлении русского стиха, оба почитались к концу 900-х годов как авторитетные мастера поэтического слова. Мы попробуем в их художественных свершениях увидеть не только сходство, но и различия индивидуальных манер.

У каждой группы образец лирики и факты биографии. Оформите афишу, представляющую творчество поэта.

Приложение 4

Группы представляют поэта и читают стихотворение, в биографиях выделяя яркие эпизоды или наиболее интересные характеристики, которые помогут лучше понять стихотворение поэта. Ученики читают, обмениваются информацией, обсуждают и оформляют свою страницу-афишу, используя литературу, готовят выступление-защиту афиши на 3 минуты.

8. Выступление групп

9. Проблема

Соотнесите приведённые характеристики с лирическими героями каждого из поэтов.

  • Непостоянство, переменчивость настроений
  • Стабильность мироощущения поэтизация твёрдых качеств характера
  • Нелюбовь к правилам и ограничениям
  • Стремление к систематизации, строгая логика
  • Жажда слияния с мировыми стихиями, любование своей многогранностью
  • Возвышение над мирской суетой, тяга к чёткому осознанию границ своего «Я»

Какие ассоциации со смежными искусствами возникли у вас при чтении стихов этих поэтов?

Музыка, живопись – Бальмонт (особенно музыкален и живописен)

Скульптура – Брюсов (больше скульптурности, пластичности)

10. Попробуйте дать своё определение символизма

1. Словарная статья

Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.

2. Составьте синквейн соедините и обобщите свои впечатления, знание, воображение.

Интеллектуальным, индивидуальным открытием каждого, моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным - является самостоятельное заключение, обобщение, итог, вывод, написанный в форме синквейна:

  • первая строка – название темы;
  • вторая – описание темы в двух словах-признаках, прилагательных;
  • третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами-глаголами;
  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме;
  • последняя – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый участник мастерской соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. Все зачитывают свои обобщения - итоги.

Символизм

Таинственный, загадочный,
Волнует, увлекает, очаровывает
Уводит в мир грёз
Волшебство

Символизм
Отвлечённый, красивый
Чарует, тревожит, завораживает
Открывает неведомый мир
Окно в бесконечность

Символизм Музыкальный, певучий
Устремляет, вдохновляет, будит
Загадочно тревожит
Небывалая высота

Наша мастерская завершена

  • Что вам было интереснее всего делать на уроке?
  • Что вызвало затруднение?

Д\З. Сочинение-эссе «Символизм, по выражению О.Мандельштама, то широкое лоно, которому обязана жизнью вся русская поэзия 20-го века.