Применение культурологического аспекта при изучении мифов и фольклорной сказки на уроках литературы в 5-м классе в формате ФГОС

Разделы: Литература

Класс: 5


Уроки литературы в начале учебного года в 5 классе всегда вызывают некоторые сложности у учителей, так как сразу после вступительной статьи «К читателям» начинается тема «Мифология. Мифы Древней Греции». Начинаем курс с изучения мифов о Геракле. В чем же трудность?

Думается, что для начала в нелогичности выстроенного материала. Ведь после этой темы переходим к понятию «легенды» и читаем «Легенду об Арионе», а затем изучаем малые жанры русского фольклора. Следующая тема предполагает краткий экскурс в славянскую мифологию , затем переходим к русскому устному народному творчеству. Возможно, составители учебника имели в виду соотнесение исторических эпох, стимулирующих возникновение мифов как попытки объяснить окружающий мир. Но только лишь в 8 классе говорится о неразрывной связи литературы и истории. Поэтому, по-видимому, целесообразно было бы начать с введения понимания тесной взаимосвязи исторического и фольклорного процессов. И не отступать от линейно-исторического принципа изучения материала. Поэтому на первом уроке ввожу теоретические понятия фольклора,его особенностей, отличие от литературы; обозначаю жанры фольклора, малые в том числе. Перехожу к мифам и сказкам, отмечая их сходства и различия. После введения понятия «миф» и «мифология» рассказываю об одинаковом желании разных народов объяснить окружающий мир, явления природы, таким образом выходя на мифы о богах и героях. Теперь можно говорить и о Геракле. (Возможно, упоминание о Ясоне, Ахилле, Персее, Прометее. Мифы об этих героях можно дать как внеклассное чтение на лето перед 5 классом или подключить другие виды искусства, например, анимацию: во времена СССР многие древнегреческие мифы были экранизированы, а также использовать в качестве иллюстративного материала произведения изобразительного искусства: цикл полотен «Геракл в живописи», картины Рубенса, Караваджо и др.). После изучения древнегреческих мифов о Геракле говорим с учениками о русских богатырях (дети их знают и охотно называют: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). Это самые известные. Учитель добавляет, рассказывая о Свентовите - богатыре, Святогоре, богатыре - оборотне Волхе Всеславиче); потом по логике должна следовать тема о пантеоне славянских богов. Ввожу такой урок как внеклассное чтение, с мини-презентациями, сообщениями и рисунками учащихся. Обсуждаем правду и вымысел сюжетных образов и явлений, подтверждая определение мифа. Как показывает практика, такое распределение материала продуктивнее, дети лучше усваивают содержание урока, запоминают непростую тему. Кто же интересен пятиклассникам в пантеоне славянских богов? Опять применяю сопоставление, например, Зевса и Перуна, Афродиты и Лады, Цербера и Индрика-зверя. Интересно понаблюдать за образами других существ: водяных,леших, русалок, полевиков. Это становится возможным в индивидуальной или групповой проектной работе.

Такой подход обеспечивает более глубокое проникновение в историю народного творчества и охватывает широкий культурологический аспект, что, в свою очередь , способствует развитию у школьников дополнительных умений и навыков работы с текстовым материалом.

Переходя к изучению фольклорной сказки, начинаю с культурно - исторической основы. Важно разрушить устойчивый стереотип, что сказка - это для малышей, что сказка - это несовременно, и вообще - в жизни так не бывает. Рассказываю детям о традициях и обычаях наших далеких предков. Например,так:

  • избушка на курьих ножках - особенность захоронения родственников;
  • магические числа - как считали в старину;
  • волшебные предметы - добрые помощники человека в быту и т.п.

Этот материал учителю можно найти в книгах У.Нижинской, В.Проппа. Детям интересно, почему в сказках встречается чаще всего именно дуб, яблоня, а не, например, береза, которая растет в России в изобилии; как возникли обычаи, закрепившиеся в народном сознании в качестве поведенческих особенностей народа.

«Ах ты, Баба-Яга - костяная нога, ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, а потом бы и спрашивала». Для чего нужно так много действий, чтобы узнать причину визита Ивана-царевича к Бабе-Яге? (Целесообразно при этом провести лингвистическую работу, определяя значение слов «яга», «ларец», «буйный», «кручиниться» и др.) Мы говорим с учениками о гостеприимстве русских людей, щедрости, великодушии. Встречаем гостей на пороге дома, приглашаем за стол, угощаем, спрашиваем о трудностях, стараемся помочь или утешить. Эти поведенческие нормы закреплены в нашем сознании. Но возникли они не вдруг, а складывались веками, формировались из традиций ранней славянской культуры и нашли отражение в народной сказке.

Так же глубоко работаем с учащимися и с системой образов сказки. Дети с удовольствием называют знакомых героев: глупого и злого волка, неуклюжего медведя, хитрую лису, трусливого зайца. Обычно это существа, которые не только олицетворяли человеческие качества, но и взаимодействовали с людьми, принося добро (преданность собаки, доброта и щедрость коровы, трудолюбие лошади и пр.) Остановиться на этом важно: относись к природе по-доброму, и она отплатит тебе тем же; будь благодарен за сделанное тебе добро. А вот змея, лягушка, рак не прижились в народном творчестве. Почему? В сказке «Царевна-лягушка», изучаемой на уроках в 5 классе, лягушка, как главный персонаж, чуть ли не единственный в русских сказках. Возможно, имеет место неприглядность существа, его «приземленность». Красота и ум Василисы контрастируют с уродливостью и глупостью лягушки - хладнокровного, «примитивного» существа, живущего в грязном болоте. Обсуждаем с детьми, что истинная красота и ум человека иногда бывают скрыты под «лягушечьей кожей». Так наказал Василису Кощей Бессмертный. В сказке он отец Василисы Премудрой. Почему же отец наказывает дочь за то, что «хитрей-мудрей его уродилась»? Казалось, радоваться должен бы, а он гневается. Вопрос для размышления...

Кощей Бессмертный - ещё один интересный персонаж, о котором мы с учениками беседуем на уроках. Сказка «Царевна-лягушка» называет Кощея отцом Василисы, а в других сказках он выступает в качестве жениха и хочет жениться на красавице, или Кощей Бессмертный является властителем подземного мира, воплощением самой Смерти. (Можно поговорить с ребятами о слове «КОщей»: кости (скелет), или «КАщей - от слова «касть» уст., пакостный, мерзкий»,«кощЮн» - древний сказитель). Объясняю пятиклассникам, что вариативность сказки зависит от культурно-исторической среды, где «сказка сказывалась».

Иначе говоря, углубление в характеристику персонажа, связь его с культурно- исторической традицией, а также лингвистическая составляющая дает учащимся более широкое понимание образов и действий героев сказок.

В сказке «Царевна-лягушка» одним из главных героев учащиеся также называют Ивана-царевича. Ввожу понятие «герой произведения». Выясняем с детьми, что герои русских сказок чаще всего носят имя Иван. Ищем ответ, почему это имя встречается так часто. Но Иван может иметь прозвище - Запечный, царевич, Крестьянский сын, Коровий сын и пр. в зависимости от места рождения.

Рассказываю детям, что обычно это младшие дети, «последышки». По верованиям наших предков, именно они являлись хранителями традиций рода и должны были передавать эти традиции потомкам. Такую важную миссию нельзя доверить случайному человеку. Он должен зарекомендовать себя с самой лучшей стороны, доказать, что способен оправдать доверие. Поэтому герой совершает подвиги: добывает молодильные яблоки, богатырского коня, сражается со Змеем Горынычем и т.д. Вот и Иван-царевич проходит испытания, но временем («Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь - только тогда разыщешь меня»), голодом («Мочи моей больше нет -так есть хочется»), тяжелой работой. Мы видим, что победить царевичу помогли доброта, милосердие, настойчивость, целеустремленность и любовь. Наградой за эти прекрасные качества были смерть Кощея, помощь сказочных существ и предметов (волшебный клубочек) и освобождение Василисы Премудрой.

На уроках по изучению волшебной сказки лучше всего давать комментированное чтение, используя уже известный научный материал. В результате у школьников складывается целостная картина основ духовно-нравственной культуры и традиций нашего народа. И высказывание «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» - будет не фигурой речи, а послужит началом серьезной интеллектуальной работы.

После изучения сказки «Царевна-лягушка» организовываю «обратную связь» на восприятие содержания сказки. В учебнике есть, конечно, вопросы, но в свете преподанного на уроках культурологического материала задаю дополнительные вопросы о том, как дети поняли сказку, какие обычаи наших предков существуют и сейчас, какие качества личности помогают человеку преодолеть трудности. В ответах ученики называют не только гостеприимство, но и помощь другим, самопожертвование, верность, мужество, доброту - все те прекрасные качества, которые заложены в нашем национальном характере.

Думается, такой подход к изучению фольклора позволит школьнику рассматривать сказку как наставление предыдущих поколений, которому надо следовать, чтобы отличать добро от зла, чтобы понимать ценность нравственных качеств, чтобы был задан правильный вектор восприятия не только устного народного творчества, но и позже русской литературы в целом.

Используемая литература

  1. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Литература. Учебник для 5 класса»; Москва; «Просвещение»; 2024.
  2. У.Нижинская «Недетские сказки. Тайные смыслы народных текстов»; Москва; АСТ; 2023.
  3. В.Я.Пропп «Исторические корни волшебной сказки»; Москва; Лабиринт; 2011.