Формирование читательской грамотности в начальной школе

Разделы: Литература

Ключевые слова: читательская грамотность


В.А.Сухомлинский говорил:
«Кто не умеет читать,
тот не умеет мыслить»

Введение

На сегодняшний день читательская грамотность рассматривается как один из самых важнейших параметров готовности к жизни в современном обществе. Чтение и работа с информацией занимает важное место среди метапредметных универсальных учебных действий. Успешность обучения в начальной школе невозможна без читательской грамотности. В этом возрасте дети только начинают учиться читать и писать, поэтому развитие навыков чтения и письма являются базой для успешного усвоения учебных предметов в будущем. Уровень овладения читательской грамотностью является одной из важных характеристик современного ученика. Исследования, проведенные в международных рамках оценки читательской грамотности, показывают, насколько актуальна эта проблема в современном мире.

Необходимо отметить, что, не научившись хорошо читать, ребенок не сможет быстро и качественно выполнить задание по любому предмету школьной программы, это также будет влиять на грамотность ребенка, на недостаточность развития устной речи. Поэтому важно поддерживать интерес ребенка к книге не только в начальной школе, но и в средней, и старшей школе.

В начальной школе надо закладывать основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Эти задачи решаются не только на уроках литературного чтения.

2. Что такое читательская грамотность?

Так что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В ФГОС НОО дано следующее определение читательской грамотности младших школьников - «это навыки чтения вслух и про себя, способности интерпретировать, анализировать и преобразовывать художественные, научно-популярные и учебные тексты, применяя базовые литературоведческие понятия» [1].

Согласно ФГОС НОО в результате освоения учебных предметов начального уровня образования выпускники начальной школы должны уметь работать с информацией, находить, выделять и систематизировать нужную информацию, создавать свои информационные объекты, использовать информацию для объяснения и доказательства фактов, а также иметь критический подход к получаемой информации.

3. Формирование читательской грамотности

В своих исследованиях, посвящённых особенностям формирования читательской грамотности младших школьников, В.Н.Лутошкина отмечает, что не все характеристики понятия «читательская грамотность» целесообразно использовать для оценки её уровня у младших школьников. Так, например, понимание прочитанного текста и способность ориентироваться в нём, сразу определяя основные понятия - напрямую зависят от качества самого текста, логики его построения и опыта читателя, который должен включать умение извлекать информацию из прочитанного текста. Способность к интерпретации отдельных частей прочитанного текста и их интеграции в единое целое, а также способность к независимой оценке формы и содержания прочитанного текста - требуют читательского опыта, которым младшие школьники в силу своего возраста ещё не обладают [2].

Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности все же являются уроки литературного чтения.

В целом, грамотность в начальной школе является основой для дальнейшего образования и успеха в жизни, помогает детям стать активными участниками общества, развивает креативность, критическое мышление и самовыражение. Поэтому очень важно уделять должное внимание развитию грамотности на начальной ступени обучения.

В процессе обучения детей навыками чтения, формируются такие умения, как:

  1. Понимание текста: способность понимать содержание прочитанного материала, выделять главную мысль, идентифицировать ключевую информацию и детали.
  2. Анализ текста: способность критически относиться к прочитанному материалу, оценивать его достоверность и точность, анализировать логику и доводы автора.
  3. Интерпретация текста: способность искать и понимать скрытые значения и подтекст в тексте, размышлять о них и делать выводы.
  4. Сравнение и контрастирование текстов: способность находить сходства и различия между разными текстами и эффективно их сопоставлять.
  5. Умение делать выводы : способность извлекать информацию из текста, проводить логические выводы на основе представленных фактов и доводов.
  6. Определение цели чтения: способность определить основную цель чтения, например, получение информации, развлечение, обучение или анализ.
  7. Использование стратегии чтения: знание различных стратегий чтения, таких как просмотр заголовков, сканирование текста на ключевые слова, чтение насквозь и др., чтобы эффективно справляться с различными типами текстов.
  8. Применение активного чтения: способность активно взаимодействовать с текстом, например, задавать вопросы, делать пометки и подчеркивания, составлять аннотации или резюме.
  9. Сохранение и использование прочитанной информации: способность запоминать и использовать прочитанную информацию в различных контекстах и приложениях.

Таким образом, формирование читательской грамотности в начальной школе происходит от этапа обучения и освоения навыков чтения до приобретения способности понимать и интерпретировать прочитанный текст.

4. Виды работ, направленные на формирование навыка чтения

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО) предусматривается формирование функциональной грамотности обучающихся, составной частью которой является читательская грамотность [19] (С.15, п.34.2.). Функциональная грамотность подразумевает способность младших школьников решать различные задачи, как в учёбе, так и в жизни, опираясь на сформированные в процессе обучения предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности, владеть ключевыми компетенциями и быть готовыми к жизни, деятельности и продолжению обучения в постоянно меняющемся мире.

Основным предметом в начальной школе, способствующим формированию читательской грамотностью, является литературное чтение. Научить детей уже в начальных классах понимать художественное произведение, сделать учащихся вдумчивыми читателями - одна из важных задач уроков литературного чтения. Для того чтобы ребенок стал полноценным читателем, нужны определенные условия. Первое условие - отбор произведений, позволяющих развивать читательскую деятельность, и второе - организация учебной работы детей, формирующей конкретные читательские умения.

В своей практике как средство развития читательского интереса у младших школьников и эффективный способ привлечения внимания детей к книге, я использую читательские дневники. Ведутся они в бумажном виде.

Читательский дневник предусматривает совместное семейное чтение в каникулярное время. Убеждаю родителей, что необходимо создать ситуацию интереса окружающих, слушающих чтение ребенка. Контролируя ведение читательского дневника родители могут отследить интересы ребенка и понять какой жанр или направление больше интересуют его, и невольно сами станут участниками процесса чтения.

На уроках чтения использую различные приемы игрового сопровождения работы с текстом:

  1. Чтение с хлопками.
  2. Чтение с выбрасыванием кулачков.
  3. Чтение с выделением ключевого по смыслу слова в предложении.
  4. Чтение половины каждого слова в предложении.
  5. Чтение текста с добавлением слов.
  6. Чтение про себя с вопросами.
  7. Чтение с остановками.
  8. Читаем и спрашиваем.
  9. Чтение с пометками.
  10. Чтение в кружок.
  11. Синквейн и т.д.

Таким образом, данные приемы работы с текстом объединяет то, что они формируют навык смыслового чтения в процессе активной речемысли-тельной деятельности учащихся. Стратегий много, выбор всегда остается за учителем. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроками литературного чтения. Уметь учиться - это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно получать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.

Для работы по пропаганде чтения в тематику родительских собраний я также включила беседы о значении и правильной организации чтения детей дома, о пользе вечеров «семейного чтения», о необходимости создания домашней библиотеки и т.д.

Также формированию читательской грамотности способствует и проектно-исследовательская деятельность, в процессе которой детям необходимо находить информацию по теме, обработать её. В течение учебного года младшие школьники посещают как школьную, так и сельскую библиотеку. Это формирует библиографическую культуру, совершенствует представление о периодической печати, о справочной литературе, об алфавитном каталоге библиотеки.

Формированию читательской грамотности способствует и проведение внеклассных мероприятий, проводимых в начальной школе, направленных на развитие познавательного интереса младших школьников, на продвижение и популяризацию чтения среди детей. Все эти методы повышают учебную мотивацию у детей, настраивают на положительный эмоциональный настрой на учёбу, развивают речь, пополняют словарный запас и способствуют воспитанию гармонично развитой личности и грамотного читателя.

В этой статье мною описана лишь небольшая часть приёмов, которые способствуют формированию у младших школьников навыков мышления и рефлексии - основных компонентов читательской грамотности.

Заключение

В соответствии с требованиями ФГОС НОО выпускник начальной школы должен обладать читательской самостоятельностью, должен не только стать компетентным читателем (самостоятельно подбирать литературу для чтения, читать не по принуждению, а по «зову сердца», ходить в библиотеку, приобретать самостоятельно книги в магазине и т.д.), но и понимать, что книга - самый главный источник информации, важнейший инструмент в саморазвитии и самообразовании человека.

Начальная школа - особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и организовать свою деятельность. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения. Чтение - это качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Глобальные процессы информатизации общества, которые происходят в современном мире способствуют увеличению с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявлению новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки. В связи с этими изменениями теоретики и практики в области образования поставлены перед необходимостью разработки новых подходов и методов в обучении чтению.

Литература

    • «Эффективные формы работы по формированию читательской грамотности младших школьников» Автор: Мороз А.М. Педагогика Молодой учёный №18 (517) 2024 г.
    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - Москва: Просвещение, 2023.
    • Лутошкина, В.Н. «Формирование читательской грамотности младших школьников»: учебно-методическое пособие / В.Н.Лутошкина, Е.Н.Плеханова. - Красноярск, 2018.
    • Леонтьев А.А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А.Леонтьева. - М.: Баласс, 2003.
    • «Формирование читательской грамотности в период обучения грамоте». Автор: Рябчикова Л.А.