Важной задачей современной школы становится создание образовательной среды для развития мышления у обучающихся. Этим требованиям максимально соответствует коучинговый подход как эффективная, апробированная на практике система развивающего взаимодействия. Потребность в использовании данного подхода в современной школе очевидна, так как дети должны уметь ставить перед собой цели, быть способными оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни. Но они не всегда знают, как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения.
Актуальность коучинговой технологии как способа развития адаптивного мышления школьников не вызывает сомнения. Коучинговый подход «образование на протяжении всей жизни» заложен в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [ФЗ, 2012: www]. В связи с этим задачей педагога является необходимость развивать у обучающихся познавательную активность, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях постоянно изменяющегося мира, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.
Понимание гибкости и удачности выбора данной технологии отражается в обращении к школьникам России Г.О.Грефа 13 ноября 2023 года в Федеральном проекте «Разговоры о важном»: «Когда ты сталкиваешься с очень серьезной проблемой, тебе нужно найти, как ее решить. Мы пришли к выводу, что самым ценным является коллаборация: молодые дают энергетику, гибкость мышления, нестандартность подходов, а люди в возрасте дают молодым незаменимый опыт и компетенцию, квалификацию. Поэтому такое сочетание поколений – самое эффективное» [Греф, 2023: www].
Рассуждая о коучинге в современном школьном образовании, мы имеем в виду «коучинговый подход» и урок в «формате коучинга». Заметим, что анализ традиционной структуры современного урока и коуч-сессии показывает удивительное сходство:
Таблица 1
Структура урока |
Структура урока коучинга |
Организационный момент. Контакт с классом. |
Создание доверительных отношений. |
Формулирование темы и цели урока. |
Определение темы и цели. Формат конечного результата. |
Изучение нового материала; обобщение и систематизация и др. |
Создание опыта. Анализ возможностей и ресурсов. |
Домашнее задание. |
Определение первых шагов – действий ведущих к цели. |
Рефлексия. |
Итоги. Ценность. |
Спасибо за урок! |
Благодарность. |
Таким образом, можно говорить о естественности применения коучингового подхода в обучении, где учитель становится человеком, в первую очередь поддерживающим, создающим атмосферу творческого потока, помогающим ученикам самостоятельно пройти все вышеуказанные этапы урока и сделать его эффективным.
Коучинговый подход поможет развить у учеников ответственность, осознанность, самостоятельность в принятии решений, повысит их мотивацию, личную заинтересованность в процессе обучения и при подготовке к ОГЭ в 9 классе. Коучинг развивает у учащихся новый тип мышления, адаптивное мышление, основанный на уверенности в себе и будущем, на позитиве и на желании взаимодействовать с окружающими, соблюдая интересы сторон.
Опорой современной педагогики служит тезис о том, что любой нормотипичный человек обладает задатками к творчеству. Идея эта идентична коучинговой позиции. Ключевыми установками учителя-коуча являются:
- Со всеми моими учениками все ОК;
- Каждый из них способен сделать для себя наилучший выбор;
- Изменения не только возможны, но и неизбежны;
- У каждого ребенка есть все ресурсы для того, чтобы достичь желаемого;
- Любое намерение ребенка основано на позитивном стремлении для себя.
Таким образом, использование коучинговой технологии в образовательном процессе является продуктивным способом развития адаптивного мышления в условиях сотрудничества. Когда мы говорим о сотрудничестве, то возникают различные способы его реализации: наставничество, тьюторство и коучинг. Обращаясь к данным понятиям, разграничим их и выявим разницу.
Наставник – более опытный и сведущий человек, который помогает менее опытному воспитаннику освоить определённые компетенции, передавая свое творческое видение, подход к работе и мышление.
Тьютор – человек, который наблюдает за воспитанником и исследует его интересы, старается помочь ребенку понять, чего он хочет. Тьюторство – наиболее распространённый в школьной среде способ взаимодействия, тем не менее, скорее представляющий педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Коуч – специалист, который подталкивает человека в движении, способствует развитию его потенциальных способностей. Коуч не делится собственным опытом, ключевая его задача вдохновить ученика, помочь найти скрытые ресурсы, отказаться от ограничивающих убеждений и страхов и замотивировать на успех.
Слово «коуч» в понимании «бизнес-тренер, лайф-тренер» в настоящее время находится на пике популярности, однако возник термин достаточно давно, в XVI веке в Венгрии, где слово обозначало повозку или карету, то есть приспособление, которое помогало быстро двигаться и достигать цели. В XIX веке слово стало использоваться как обозначение репетитора, а впоследствии «коучами» стали называть спортивных тренеров. В 80-х года
XX века слово начинает завоёвывать популярность у английских бизнесменов, а впоследствии распространяется во всем экономически развитых странах в области управления.
На сегодняшний день коуч является одной из наиболее популярных профессий XXI века, выделены его направления развития: личностный, профессиональный, корпоративный, бизнес-коучинг, корпоративный.
В педагогику коучинг-технологии проникли из психологии, это идея содействия, помощи ребёнку в поиске его собственных решений или его развития. Коучинг представляет процесс коллаборации, взаимодействия ученика и учителя, ориентированный на результат и сфокусированный на решении проблемы. Аналогичные взгляды на роль учителя в образовательном процессе можно определить в педагогике у А.Г.Асмолова, М.М.Бахтина, Е.В.Бондаревской, И.Б.Котовой, А.В.Петровского, И.С.Якиманской и других.
Как указывает Н.А.Зырянова, цель коучинга в обучении — «помощь учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки и способности, и в результате — достигать желаемых результатов» [Зырянова, 2004: 47].
Коучинг в школе ориентирован на формирование УУД учеников, развитие гибкости мышления. Универсальные учебные действия влияют на успешность достижения метапредметных результатов и развитие творческого потенциала обучающегося. Результатом коучинга становится эффективное и быстрое по сравнению с обычными методами развитие способностей, так как вся система работы основана на принципе веры в потенциал человека и помощи ему в достижении результатов.
Коучинг — это сфокусированный на решении и ориентированный на результат процесс сотрудничества, в ходе которого улучшается выполнение деятельности, увеличивается жизненный опыт. Коучинг — это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности, коучинг не учит, а помогает учиться. Специфика коучинга в образовании заключается в том, что в отличие от традиционной педагогики он предлагает гибкие решения, развивает самостоятельность учащихся, формируя не только «жесткие» (hard skills), но и гибкие навыки (soft skills), то есть развивая у учащегося адаптивное мышление.
В рамках школьного обучения для развития адаптивного мышления имеет смысл смена формата урока. Даже в современном уроке, согласно обновленным ФГОС, маршрут и направление деятельности задаёт учитель, и, хотя ученики приобретают некоторую самостоятельность, она достаточно условна.
В рамках коучинг-технологий нами была апробирована модель урока в формате 3Д, основой которой становится лозунг: Думай – Делай – Достигай, реализованный в формуле Мысль → Четкая стратегия → Конкретное действие = постоянное получение результата на каждом этапе + уверенность в том, что ты делаешь + осознание своего потенциала.
Данная формула реализуема на любом уроке и является универсальной. Раскроем содержание деятельности педагога и обучающихся во время поэтапной работы:
Таблица 2
Этапы | Педагог |
Учащийся |
Думай |
Предоставление достоверного материала для формулирования темы, наставническая деятельность в формировании алгоритма работы для достижения результата, помощь в стратегическом планировании. |
Изучение имеющегося материала, определение цели урока и её четкая формулировка, выделение учебных задач и желаемых результатов. Составление алгоритма действий. |
Делай |
Мотивация обучающихся, подбор заданий для практической реализации стратегии. |
Выполнение заданий для достижения учебного результата. |
Достигай |
Организация аналитической деятельности и рефлексия. Создание ситуации успеха, анализ достижений и результата. |
Анализ полученного результата, соотнесение его в поставленной целью, рефлексия. |
Заметим, что коучинг-формат, хотя и согласовывается со стандартными этапами урока, но имеет большую гибкость, что позволяет успешно применять данную технологию в том числе в образовательной деятельности.