Внеурочное занятие по литературному регионоведению в 7-м классе на тему «Мир взрослых и детей в повестях А.Лиханова «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой все равно»

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: дружба, любовь, доброта и сострадание, доброта, любовь и милосердие, доброта милосердие сострадание


Ход урока

На доске высказывание Френсиса Бэкона: «Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению».
- И сегодня мы с вами поговорим о двух «кораблях мысли», которые заставят нас задуматься о многом…

- Мы предлагаем вам поговорить о произведениях нашего земляка писателя Альберта Лиханова. Конечно, нам хочется узнать об авторе и его творчестве (смотрим презентацию).

- А сейчас обратимся к повести «Мальчик, которому не больно». «Господь одарил тебя испытанием»,- говорит Батюшка мальчику.

- Какое самое сложное испытание пришлось пройти герою повести?

(предполагаемые ответы: болезнь, уход мамы, одиночество)

- Как мальчик выдерживает это испытание? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту.

(«А чего ждал я? Ждал ли?
Нет, это слово мне не подходит. Я надеялся.
Я надеялся, что поправлюсь. И мечтал, что вернется Мама.
Да, она перестала меня мучать.
Но она все равно где-то была…»
«Однажды папа пришел совсем растерянный…»)

- Мама уехала. Далеко. В другую страну. За океан.

(«Я сполз вниз… замолчал и закрыл глаза… я плакал. Слезы катились сами по себе, без всякого моего желания».)

- Конечно, ему было очень тяжело. Но он пытается не падать духом, ведь у него есть папа, бабушка, которые его очень любят.

- А какие испытания пришлось пройти героине повести «Девочка, которой все равно»?

(предполагаемые ответы: смерть мамы, детский дом, одиночество)

- Какое из них оказалось самым тяжелым?

(смерть мамы)

- После этой трагедии у Насти начались «падучие».

«Я все сквозь туман помню. Они дрались, дрались. Мамка его ножом пырнула. А Поганец схватил топор. И обухом ей по голове. Понимаешь? Враз стало тихо. Я тут очнулась. Даже крикнуть не могла. И побежала к милиционерам», - рассказывает Настя Ололе - студентке, к которой проникнулась доверием.

- Страшно представить, что пришлось пережить этой девочке.

- Почему девочку называют «дитя риска»?

(она равнодушна ко всему окружающему, у нее нет подруг в детском доме, она никому не верит)

- Какой вывод можно сделать, сравнив испытания, выпавшие на долю детей?

(Мама - самое главное в жизни каждого человека. Материнская любовь помогает справляться с трудностями, жизненными невзгодами.)

- Герои повестей по-разному относятся к тому, что им приходится пережить. Вы, ребята, согласны с этим?

(Да. Девочка замкнулась в себе, ее ничего не интересует в жизни, она ко всему равнодушна. «Горькая история раннего детства. Но никакого желания радости! Никакого хотения изменить свою жизнь!»

Мальчик же воспринимает происходящее с ним по-другому. Он внимательно наблюдает за всем, он очень мудрый, рассудительный. «Я думаю про Папу, про Маму, про Бабушку и всякие наши домашние происшествия, но я же никуда не деваюсь». Он уверен, что его болезнь неизлечима: «В этих больницах главное лекарство - враньё… Детей объединяет беспомощность перед взрослым враньём… медицинское неверие, прикрытое оболочкой лжи».)

- Кто помогает героям справляться с тем, что выпало на их долю?

(Мальчику помогают папа, бабушка, Молодчик, паучок, Батюшка.

«Воюй, парень! Зачем-то жизнь нам дана? Даже такая… Ты сильный, только жизнь пока что как тяжелый камень тебя придавила. Окрепнешь и отодвинешь этот камень», - успокаивает его Молодчик - сосед по палате.

Девочке было сложнее, потому что она никому не доверяла. И только в конце повести она обретает настоящего друга. Обратимся к строчкам из последней главы:

«В этот миг я кинулась вперед к моей красавице. Как радостно пискнула и я сама, вешаясь на Ололу.

- А тебе не все равно? - шепнула она мне в ухо, обнимая, конечно.

- Нет! Нет! Нет! - кричала я, визжала я, орала я».)

- Что же в конечном итоге помогло детям вернуться к нормальной жизни?

(к мальчику возвращается мама, девочка обретает настоящего друга)

- Какие нравственные проблемы поднимает А.Лиханов в этих повестях? Подумайте, пожалуйста, ребята, и ответьте на вопрос. Ваши ответы мы запишем на лепестках ромашки.

(взаимоотношения детей и родителей, дружбы, взаимопомощи, доброты, милосердия, сострадания, любви, веры в лучшее)

Презентация