Цели:
Образовательные:
- Систематизировать и обобщить знания учащихся по повести Г.Я.Бакланова «Навеки - девятнадцатилетние».
- Углубить знания о войне, посмотреть на войну через произведения литературы.
Воспитательные:
- Опираясь на содержание повести Г.Я.Бакланова, пробудить у учащихся чувство гордости и восхищения Родиной, народом.
- Воспитать у учащихся чувство ответственности перед Родиной, ответственность за сохранение мира, за будущее страны, во имя которого шла война.
- Воспитать у учащихся чувство патриотизма, неравнодушия к истории своего Отечества.
Развивающие:
- Развивать навыки анализа, обобщения, конкретизации и рефлексии.
- Развивать и совершенствовать речевые навыки учащихся.
Задачи:
- Познакомить учащихся с литературой о Великой Отечественной войне.
- Совершенствовать навыки анализа литературного произведения.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Создавать условия для формирования УУД.
Познавательные УУД:
- извлекать информацию из текста;
- умение на основе анализа делать выводы;
- свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного стиля.
Коммуникативные УУД:
- умение излагать своё мнение, аргументировать его, строить речевое высказывание;
- умение вести диалог;
- умение слушать и понимать других.
Регулятивные УУД:
- умение высказывать предположения;
- умение оценивать учебные действия;
- умение осуществлять рефлексию.
Личностные УУД:
- умение высказывать свое отношение к произведению, героям;
- умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
- осознание социальной, практической и личностной значимость материала.
Предметные:
- воспринимать художественный текст как произведение искусства;
- определять актуальность произведения для читателей разных поколений;
- выделять нравственные проблемы текста, видеть черты русского национального характера.
Метапредметные:
- умение работать с интернет-ресурсами;
- сопоставлять произведения словесного искусства с другим видом искусства;
- умение делать доказательные выводы, умение вести самостоятельный поиск информации.
Тип мероприятия: урок-размышление на основе технологии проблемного обучения.
Межпредметные связи: литература, история, музыка, живопись.
Оборудование:
- выставка книг о войне;
- портреты Г.Я.Бакланова;
- фотографии участников войны;
- фотографии участников войны «Бессмертный полк»;
- мультимедийная презентация;
- метроном;
- свечи;
- песня Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в исполнении Марка Бернеса «Журавли»»;
- песня из кинофильма «В бой идут одни старики» «А степная трава пахнет горечью…»»;
- бумажные голуби.
Ожидаемые результаты:
В результате проведения урока-размышления получат возможность:
- излагать и аргументировать свою точку зрения;
- применять всесторонний подход к обсуждению поставленного вопроса;
- сравнивать и обобщать факты;
- вызвать эмоциональный отклик в своих сердцах и душах;
- на материале литературы о войне пробудить интерес к истории своей страны;
- пробудить чувство восхищения подвигами русского солдата.
Этапы урока:
- Индукция (побуждающий этап): создание эмоционального настроя учащихся к анализу повести.
- Разрыв (аналитический этап): осознание детьми, что память о героях войны должна жить, неприятие учащимися войны.
- Рефлексия (этап осмысления): анализ собственных мнений, чувств, ощущений.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Индукционный (побуждающий) этап
Вступительное слово учителя (На фоне песни «А степная трава пахнет горечью…») (слайд 1)
Учитель: Война… Сколько страха и боли несет в себе это слово. Война – это самые страшные страницы в истории любого народа. Прошло 83 года со дня начала Великой Отечественной войны. Многих ветеранов уже нет в живых и мало тех, кто может рассказать об этой разрушающей силе. Теме войны посвящено немало произведений художественной литературы, каждое из которых несёт в себе определённую историю и память о событиях Великой Отечественной войны (называются произведения, которые расположены на выставке книг). И мы обязаны хранить и передавать эту память из поколения в поколение. Ведь пока мы помним героев, отдавших жизнь ради нашего будущего, они остаются живы в истории Отечества. И этот ЧАС ПАМЯТИ «Он пал за мир…» посвятим им… Вспомним о писателе – фронтовике Г.Я.Бакланове.
3. Разрыв (аналитический этап)
Обучающийся 1 (слайды 2,3,4): Писатель Г.Я.Бакланов принадлежит к поколению, которому «досталась на долю нелегкая участь солдат». Для него война стала началом взрослой жизни. В 1941 году со школьной скамьи он ушёл на фронт добровольцем. Тяжёлым был его боевой путь - от рядового до начальника разведки дивизиона. Вернувшись с фронта, Г.Я.Бакланов решил рассказать о пережитом, о тех, кто остался в поле боя навсегда, который сражался до последней капли крови за нашу жизнь, за нас, за Родину. Он написал повести о войне: «Южнее главного направления», «Был месяц май», «Мёртвые сраму не имут», роман «Июль 41 года». Последнее его произведение о войне – повесть Г.Я.Бакланова «Навеки - девятнадцатилетние», которая была удостоена Государственной премии.
Учитель: Ребята, поговорим о повести «Навеки - девятнадцатилетние». О чем это произведение?
Обучающийся 2: Повесть эта о бессмертии целого поколения, о тех, кто не вернулся с войны, о любви, о юности, о молодых лейтенантах. Именно они первыми поднимались в атаку, воодушевляли перед боем солдат, заменяли убитых пулемётчиков, держали оборону. Обратим внимание на эпиграф: «Как это было! Как совпало – Война, беда, мечта и юность!» Зачитаю слова Г.Я.Бакланова об этом поколении: «Это достойное поколение, гордое, с острым чувством долга. Почти всё оно осталось на полях битв. Я думаю об этих юношах- святых, честных, самоотверженно исполнивших свой долг, я думаю о них с отеческим чувством, мне больно, что так рано оборвались их жизни. Не по возрасту тяжкая страшная ответственность легла на их плечи».
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему автор назвал свою повесть «Навеки - девятнадцатилетние»?
Обучающийся 3 (слайды 5,6): Ведь повесть посвящена тем, кому было всего 19 лет, когда, казалось бы, начали только жить, радоваться солнцу, небу, жизни, стали реализовывать свои мечты. Но на их пути встала война. Эти парни, вчерашние школьники, защищая Родину, сложили головы на полях сражений. Они навеки остались девятнадцатилетними. Их не дождались родные, близкие, любимые девушки.
Учитель: С описания чего начинается повесть?
Обучающийся 4 (слайд 7): Произведение начинается с находки останков, засыпанных в окопе: «Вынули на свет запёкшуюся в песке, зелёную от окиси пряжку со звездой. Её осторожно передавали из рук в руки, по ней определили: наш. И, должно быть, офицер». А поисковые отряды и в наши дни продолжают находить останки погибших.
Учитель: Кто главный герой повести?
Обучающийся 4: Володя Третьяков – молодой офицер, в котором писатель воплотил лучшие черты лейтенантов того времени: верность чувству долга и офицерской чести, храбрость, ответственность. Герой Бакланова – обобщённый образ всего поколения, поэтому в названии повести стоит множественное число – девятнадцатилетние. До войны Володя жил, как и все обычные люди. Но незадолго до начала Великой Отечественной войны отца его, ни в чём не виновного, арестовали. У Володи появился отчим, которого он не принял, и осуждал мать за измену отцу. Отчим уходит на войну, следом за ним со школьной скамьи уходит ещё до своего призыва и сам Третьяков.
Учитель: Где предложили служить Володе Третьякову? Почему он отказывается от предложения?
Обучающийся 5: Лейтенанта выделил начальник разведки бригады. Он хотел оставить Третьякова в штабе командиром взвода, но Володя отказался и попросился в батарею. Той же ночью он приступил к заданию: доставить орудие к фронту.
Учитель: И как Володя выдерживает первое испытание, ведь на карте мост не обозначен, но им надо было перейти через него?
Обучающийся 6 (слайды 8,9): Действительно, задание было сложным, да и сам лейтенант молод. Но надо было успеть довезти орудие к фронту. Мост плохой, переходить с таким тяжёлым грузом было страшно. Чтобы убедить в безопасности других, рискуя жизнью, Третьяков сам стал под шаткий мост. Ему необходимо в назначенный срок перебросить батарею в нужное место, и он сделал то, что должен был сделать – провёл орудия, зная, что «все они вместе и по отдельности каждый отвечали и за страну, и за войну, и за все, что есть на свете и после них будет. Но за то, чтобы привести батарею к сроку, отвечал только он один».
Учитель: Что можете сказать о лейтенанте Третьякове, судя по его поступку?
Обучающийся 5: По поступку Третьякова можно сказать, что лейтенант – человек долга, чести. Но не стоит забывать, что перед нами всего лишь девятнадцатилетний юноша, который решился на безрассудный поступок, рискуя жизнью. Отмечу: им руководили не показная удаль и смелость, а долг - вовремя доставить орудия на указанное место.
Обучающийся 3: Хочу добавить: лейтенант не только ответственный, смелый, мужественный, но и добрый, отзывчивый человек. Из текста нам становится понятно: чтобы убедить бойцов в безопасности при переходе через шаткий мост, становится под ним, рискуя жизнью, мог остаться при штабе, но выбирает передовую, сам голодный, но делится пайком с девушкой.
Учитель: О чём постоянно размышляет Третьяков? Какие мысли не дают ему покоя?
Обучающийся 1: Лейтенант Третьяков размышляет о смысле жизни, о быстротечности жизни, о смерти, которая ходит по пятам, о жестокости и бесчеловечности войны. Почему так бывает, что человек идёт войной на человека, человек убивает человека?! Даже волки, и те намного «гуманнее» по отношению к своим сородичам, уничтожают только тех, кто болен!
Обучающийся 6 (слайды 10,11): Желаю дополнить: в бою лейтенант думает не о себе, а о своих бойцах. Фашисты атаковали танками, откуда – то из – за деревни била вражеская батарея. Третьяков понял: если не уничтожить батарею, они все погибнут. И Володя перебирается под обстрелом на крышу коровника и уничтожает вражескую батарею. Я считаю, что это настоящий поступок: рискуя собой, спасти других.
Обучающийся 3 (слайд 12): И этот поступок изменил отношение молодых бойцов к Третьякову. Ещё вчера солдаты недоверчиво смотрели на командира, а сегодня они увидели перед собой настоящего героя. Ещё вчера искали причины не выполнить его распоряжения, а сегодня готовы прикрыть своего командира. Третьякова ранили в тот момент, когда он пытался спасти рядового Насруллаева…Из этого эпизода нам снова становится ясно: и вновь лейтенант думает не о себе, а о своих солдатах.
Обучающийся 2: Я хочу отметить: на войне взрослеют быстро. Находясь в госпитале после ранения, лейтенант Третьяков размышляет о ненужности, бессмысленности войны, несущей гибель миллионов людей: «…неужели когда-нибудь окажется, что этой войны могло не быть?.. в силах людей было предотвратить это? И миллионы остались бы живы…» И мы, поколение 21 века, обязаны помнить об этой страшной, жестокой, разрушающей силе и делать всё, чтобы впредь не допустить такой трагедии!
Учитель: Ребята, ваши рассуждения по поводу размышлений о войне лейтенанта Третьякова, о бесстрашии его поступков, а также сделанные выводы, несомненно, правильны. А разве нет места любви на войне?
Обучающийся 6 (слайд 13): Конечно, есть. Автор трогательно рассказывает о первом зарождающемся искреннем чувстве «нецелованного» лейтенанта Третьякова к девушке Саше в госпитале, куда он попал после ранения. Зачитаю описание их встречи (зачитывает). Но верный чувству долга, Володя, имея возможность остаться в маленьком городке с любимой, возвращается на фронт, где вновь получает ранение. И по дороге в госпиталь погибает… Зачитаю, как погиб лейтенант Володя Третьяков (зачитывает). Война несправедлива, жестока, лишает людей права на человеческое счастье. А главное - жизни.
Обучающийся 2 (слайд 14): Время идёт, а бессмертная память о них, девятнадцатилетних, останется с нами. «В шинелях, впитавших в себя воду, в мокрых ватниках, окоченелые, лежали они там, где настигла их смерть… Девятнадцать человек подобрали на поле и похоронили у Кравцов». Г.Я.Бакланов – один из 20-одноклассников – сверстников, вернувшихся с фронта, подлинно пишет о войне. Погиб почти весь взвод Третьякова… Кто думал, что вчерашние школьники проявят такой героизм, бесстрашие и любовь к своей отчизне, пожертвовав ради неё самым дорогим – жизнью? Герои повести Г.Я.Бакланова, писателя – фронтовика, как и их прототипы, навсегда останутся молодыми…Им, оставшимся лежать на пахотном поле «в облепленных пудами чернозёма сапогах», мы обязаны светлой Памятью!
Учитель: Почтим Память павших минутой молчания…
4. Рефлексия (этап осмысления): анализ собственных мнений, чувств, ощущений
Звучит метроном, отсчитывая минуту (все встали, чтобы почтить память павших)
Учитель: Помните!
Обучающийся 1:
Через века,
Через года, -
Обучающийся 2: Помните!
Обучающийся 3: О тех, кто уже не придёт никогда,-
Обучающийся 2: Помните!
Обучающийся 4:
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Обучающийся 5: Горькие стоны.
Обучающийся 6:
Памяти
Павших
Будьте достойны!
Все: Вечно достойны!
(Слайды 15-31) (На фоне песни Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в исполнении Марка Бернеса «Журавли»)
Учитель: В заключение хотим подчеркнуть: мы всегда будем помнить тех, кто погиб, геройски защищая Отечество. Не забудем тех, кто не сумел долюбить, создать семью, познать радость мирной жизни. Хочется верить, что память о героях нашей страны не предастся забвению. Мы не позволим поменять историю, осквернить память о защитниках нашего Отечества!
(Исполнение песни становится громче, и обучающиеся, и учитель, и гости поют со слезами на глазах…)