Литература
-
Урок-игра по литературе "Слабое звено" по произведению А.Грина "Алые паруса" 2008
Представлен урок-игра "Слабое звено" по произведению А.Грина "Алые паруса". Выбор темы обусловлен недостаточным вниманием к творчеству писателя. Заключительный урок из двух. Рисунки и карта сделаны учениками к предыдущему уроку. По результатам предшествующего урока определились 10 знатоков творчества Грина, которые и будут участниками "Слабого звена на судне "Алые паруса". Участники, по аналогии с телевизионной игрой, сами выбирают после каждого тура слабое звено. Выбывающие ребята получают дополнительный вопрос на восприятие текста.
-
Сценарий вечера, посвященного авторской песне "Мы сами себе выбираем маршруты" 2008
Литературный вечер для учащихся 9–11-х классов посвящен истории возникновения авторской песни. Авторская песня – особый музыкальный жанр. Как в 60-е годы 20 века, так и сейчас авторская песня не столько художественное, сколько социокультурное явление. Материал может быть использован учителями литературы, классными руководителями.
-
Разработка интегрированного урока по литературе "Отечество славы и доблести край…" 2008
Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока внеклассного чтения, компонентами интеграции которого являются: литература, история и география. Необычная форма урока, подготовленная мультимедийная презентация создали предпосылки активной работы учащихся на всех этапах урока. Цель данного интегрированного урока не только развивать способности учащихся анализировать образ-персонажи, но и показывать, как исторические события и географические особенности могут влиять на характер героя, его поступки. Интеграция в процессе обучения учащихся способствует целостному познанию мира и формированию мировоззрения личности как фактора ее социализации.
-
Чувашские деятели и А.С. Пушкин 2008
Воздействие пушкинской поэзии на творчество П.П. Хузангая и М.Сеспеля.
-
Как научить школьников вдумчивому чтению художественного текста 2008
Главное всегда помнить: интерес к чтению возникает не сам по себе, его надо формировать, особенно в школе при работе с художественным словом. Урок-мастерская по произведению В.Распутина — один из тех, который предназначен стимулировать интерес школьников в постижении сюжета произведения, главной мысли, идеи автора.
-
Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень" 2008
Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интерактивной презентации.
-
Литературно-музыкальный вечер для старшеклассников "Любовь — волшебная страна" 2008
Сценарий школьного спектакля, посвященного теме любви, с использованием сцен из фильма "Юнона и Авось", а также музыки из этого фильма.
-
Мастер-класс "Воспитание духовности на уроках литературы" 2008
Если рассматривать образование, как подготовку к жизни в обществе, то во главе всех параметров должны стоять нравственное, духовное развитие молодежи, которые в итоге формируют мировоззрение и поведение Человека. Духовное развитие связано с поиском смысла и истины, с развитием нравственных ценностей, с размышлением над главными вопросами жизни. Считаю, что духовным развитием должна быть пронизана не только вся программа по литературе, а и весь образ жизни школы.
-
Интегрированный урок литературы, права и истории в 6-м классе 2008
Предлагаю интегрированный урок литературы, права и истории в 6-м классе по теме «Конфликт». Мне кажется, что эта тема сегодня очень актуальна. Ведь всякого рода конфликты вспыхивают и в детском коллективе. И дети, к сожалению, часто бывают жестоки по отношению друг к другу. Научить их анализировать ситуацию и искать гуманные пути выхода из конфликта, воспитать в них толерантнонсть, способность подчинять своё поведение общечеловеческим нормам – наша задача. Несмотря на то, что такой урок объединяет в себе три учебные дисциплины, его без труда может провести и один учитель литературы.
-
Урок-эпитома по литературе на тему "Возвращенное историей имя. Иосиф Бродский" 2008
Этот урок-эпитома проводится в 11-м классе. Он призван познакомить учащихся с непростой жизнью и творчеством пятого русского нобелевского лауреата в области литературы И.Бродского, проанализировать особенности его поэзии. Урок иллюстрируется редкими фотографиями, включает чтение стихотворений, в том числе и самого автора, показ видеофрагментов с участие И. =Бродского, прослушивание песен на его стихи. Урок рассчитан на сотворчество учеников и учителя, поскольку включает в себя ещё и инсценировки.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Маяковский-футурист" 2008
Рассматриваем многообразие творческих исканий в поэзии Серебряного века и познакомимся с одним из самых необычных и талантливых поэтов Серебряного века Владимиром Маяковским и литературным течением футуризм.
-
Урок литературы в 6-м классе по рассказу Б.М. Петрова "Лерка-манерка". Тема дружбы человека с собакой 2008
Данный урок проводится по учебному предмету «Литература Красноярского края», реализуемому в рамках краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта общего образования в Красноярском крае. Современные дети мало читают, не всегда могут выразить свою мысль. Им необходима помощь учителя в восприятии духовной информации. Очень важно создать на уроке условия для развития самостоятельно мыслящей личности. Поэтому выбрана следующая модель урока: презентация – работа с текстом – рассуждения учащихся. Презентация позволяет познакомить учащихся с творчеством писателя, обратиться к «словарю» рассказа, выделить основные эпизоды, ключевые слова.
-
Урок литературы "Без любви все ничто" (по рассказу И.А. Бунина "Красавица") 2008
Проблемы нравственного воспитания личности становятся важнейшими в нашей жизни. Они всегда были в центре внимания русской литературы. Великие писатели и поэты думали над их решением, размышляли о совести, долге, справедливости, доброте, любви, дружбе, ненависти. Во многих произведениях Ивана Бунина тоже затронута эта проблема. В рассказе "Красавица" говорится о сложных взаимоотношениях взрослых и детей. Это произведение наполняет души читателей жалостью, помогает взрослым посмотреть на себя со стороны и стать добрее и милосерднее.
-
Место спецкурса "Литература русского зарубежья" в системе литературного образования школьников в профильном филологическом классе 2008
Вниманию учителей-словесников мы хотим предложить примерное поурочное планирование спецкурса «Литература русского зарубежья» и материалы к некоторым занятиям. Думается, что эти материалы могут быть полезны педагогам, работающим в выпускном классе, при подготовке к занятиям по изучению творчества писателей, таких как И.Бунин, А.Куприн, А.Толстой, М.Цветаева, и других, творивших в рамках двух периодов — отечественного и эмиграционного.
-
С.Есенин. Лирика 2008
В ходе подготовки к уроку была проведена следующая работа: предварительное прочтение, выбор и заучивание наизусть стихотворений Есенина; подготовка студентами сообщений о жизни и творчестве поэта; создание студентами буклета "Истоки русского национального в характере С.Есенина".
-
Комплексный анализ текста на уроках литературы. Лирика С.А. Есенина 2008
Формирование выразительности речи учащихся воспитывается не столько на эмоциональном уровне восприятия своей или чужой речи, сколько на определённой системе знаний об основных признаках выразительности речи, языковых механизмах создания образного высказывания.
-
Языковая композиция повести В.Маканина "Человек свиты". Обучение композиционному анализу прозаического текста в 11-м классе 2008
Проблема композиции является центром исследования произведения искусства. В лингвистике существует своя теория композиции. Языковая композиция - это сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте. В повести В.Маканина два ключевых понятия: "свита" и "человек". Автор использует антитезу и повтор в качестве композиционных приёмов. Ирония создаётся противопоставлением книжного словесного ряда и разговорно-просторечного, ряда слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и уменьшительно-уничижительными.
-
Идейно-художественный анализ повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2008
Фрагменты урока с использованием идейно-художественного анализа, при раскрытии конфликта в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель".
-
Открытый урок по литературе в 5-м классе по теме "Арабские сказки "Тысяча и одна ночь" 2008
В данных материалах представлен конспект урока "Арабские сказки "Тысяча и одна ночь"" из раздела курса программы "Фольклор" для 5-го класса Т.Ф. Курдюмовой. Цель данного урока: познакомить обучающихся с арабскими сказками, их своеобразным национальным колоритом и типичными для волшебных сказок чертами. Развитие познавательного интереса на уроке литературы через инсценирование, литературную викторину, словарную работу, опережающие задания позволяют учителю реализовать в обучении принципы научности, доступности, наглядности, вариативности.
-
Урок-исследование по теме "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина" (Н.С. Лесков) в 7-м классе 2008
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Урок интегрированный - совмещает исторический и литературный материал. Построен по принципам развивающего обучения, носит ярко выраженный воспитательный характер. Данный урок - нравственный и по целям, и по содержанию материала. Цель урока - показать, в чем состоит нравственный подвиг русского человека.
-
Интегрированный урок по литературе и ИЗО на тему "Изобразительные средства языка" 2008
Представлена разработка интегрированного урока по литературе и изобразительному искусству в 7-м классе по теме "Изобразительные средства языка".
-
Урок-игра по роману А.С. Пушкина "Дубровский" 2008
В статье представлена методическая разработка заключительного урока литературы в 6-м классе по роману А.С. Пушкина «Дубровский» с использованием слайдовой презентации. Урок-игра позволяет проверить знание художественного произведения, создаёт комфортные условия для развития интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей учащихся.
-
Программа элективного курса по литературе "Перо Жар-птицы" 2008
Представлен конспект программы элективного курса "Перо жар-птицы", рассчитанной на учащихся 8–9-х классов. Основная цель курса - удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Расширение кругозора учащихся.
-
План-конспект открытого урока по учебной дисциплине "Литература" 2008
Урок литературы на тему «И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отражённый в заглавии» развивает умение анализировать эпизоды романа и воспитывать гуманистическое отношение к жизни.
-
Урок литературы в 11-м классе на тему «Роман П.Зюскинда "Парфюмер". Метафора запаха как универсальная подсознательная, всеохватная связь между людьми» 2008
Урок литературы по роману П.Зюскинда «Парфюмер» позволяет формировать у учащихся знания и умения, обеспечивающие самостоятельное освоение художественных ценностей; развивать художественно-творческие способности, творческое и воссоздающее воображение, образное мышление, эстетическое чувство, необходимые человеку во всех сферах производственной и общественной жизни. Кроме того, это еще одна возможность приобщить учащихся к шедеврам мировой литературы.
-
Добрые и злые духи в русской и чувашской литературе (уроки по произведениям Н.В. Гоголя, стихотворению А.С. Пушкина "Бесы" и балладе М.Ф. Федорова "Леший") 2008
Урок литературы в 10-м классе «Добрые и злые духи в русской и чувашской литературе» нацелен побудить учащихся к размышлению об общих традициях, темах, образах и мотивах в философских произведениях русской и чувашской литературы (интертекстуальные связи); активизировать учащихся, вызвать интерес к теме, используя интерактивные технологии на уроке; обратить внимание учащихся на проблемы, которые затрагивают авторы; совершенствовать навыки сопоставительного анализа текста; воспитывать толерантное отношение к человеку.
-
Урок-конференция по повести В.Г. Распутина "Деньги для Марии" на тему "Помочь человеку". 9-й класс 2008
Урок-конференция по литературе на тему «Помочь человеку» для учащихся 9-х классов продолжает знакомство с творчеством писателя В.Г. Распутина и преследует цель: довести до современного читателя мысль о необходимости воспитания в себе нравственных качеств, без которых человеческое общество невозможно.
-
Урок в 9-м классе по теме "А живет ли во мне Чайка по имени Джонатан?" (по произведению Р.Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон) 2008
Урок в 9-м классе по произведению Р.Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон".
-
Литературная гостиная как форма внеклассной работы 2008
Литературная гостиная способствует раскрытию индивидуальных творческих способностей и их развитию, знакомит учащихся с современным литературным процессом, реализует этнокультурный компонент образования.
-
Изложение с продолжением как средство обучения учащихся выражению самостоятельных мыслей и приобщения к нравственным ценностям 2008
Данная работа представляет собой литературную разработку методической темы учителя по русскому языку "Изложение с продолжением как средство приобретения учащимися опыта изложения самостоятельной мысли". Творческие работы учащихся анализируются с точки зрения их нравственной оценки, умения увидеть главное в недочитанном учителем произведении и продолжить его, не нарушая логики содержания.