Литература
-
Уроки литературы в 7-м классе "Кристаллы поэзии. Хокку" 2008
Уроки посвящены изучению японской поэзии (2 часа), проводятся после рассмотрения темы «Русские поэты о родной природе» в разделе «Тихая моя родина». Традиционно учащиеся получают на таких занятиях представление о своеобразии жанра хокку, знакомятся с культурой Японии, пробуют свои творческие силы в сочинении хокку.
-
Поэзия Серебряного века: проблемно-исследовательская практика на уроках литературы 2008
Урок литературы «Эдгар По и русские символисты» является продолжением разговора о поэзии Серебряного века и нацелен на знакомство учащихся с переводными произведениями поэтов-символистов К.Бальмонта и В.Брюсова.
-
Интегрированный урок литературы и музыки по теме: "Вечные образы в музыке и литературе" (проектная деятельность на уроке). 6-й класс 2008
Интегрированный урок русского языка и музыки для учащихся 6-х классов направлен на то, что бы обучить умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных и литературных произведений, обогатить словарный запас, развить фантазию, творческое и ассоциативное мышление и воспитать любовь к родной земле.
-
Тема урока: "Голубая да веселая страна…" 2008
План уроков литературы для учащихся старших классов. Уроки направлены на анализ лирического цикла С.А. Есенина.
-
Литературная игра "Детектив с Бейкер-стрит" 2008
1. Обращение к литературной игре – это способ научить детей вдумчиво, внимательно читать художественное произведение, находить главное и видеть смысл второстепенного. 2. Участие в игре развивает творческие способности учащихся и позволяет объединить в процессе подготовки непосредственных участников команд, группу поддержки, в том числе и родителей, «литературоведов» и «сценаристов», участвующих в написании сценария. 3. В числе книг-юбиляров 2007 года – известные «Приключения Шерлока Холмса» Артура Конан Дойла. Выбор книги для литературной игры принадлежит самим ребятам-семиклассникам, в активе которых игры по сказкам и мифам, романам Марка Твена, Дефо и рассказам Чехова. 4. В зависимости от степени подготовленности, эта игра может быть проведена для учащихся 7–9-х классов в рамках урока или во внеурочное время.
-
Трансформация традиционных сказочных образов в пьесах Е.Шварца (на примере пьесы "Тень") 2008
Пьесы Шварца связаны со сказками, но сюжеты наполняются особым содержанием. Отличительная черта его произведений – мораль, в которой отражаются основные понятия о добре, чести, любви. Изучение известных сказок, их тем и героев в пьесах Шварца знакомит нас с наследием драматурга, со способами воплощения в творчестве нравственных истин, с жизнью писателя. Сравнение на уроках сюжетов, героев традиционных сказок и пьес Шварца открывает большие возможности для творческой работы и литературоведческого исследования учащихся.
-
Разработка урока "Открытие писателя" (Анализ рассказов Л.Е. Улицкой "Народ избранный" и "Перловый суп") 2008
Данный урок знакомит учащихся выпускных классов с новым для них именем в современной литературе — Людмилой Улицкой. Занятие посвящено анализу двух произведений этого автора. Это рассказы-притчи «Народ избранный» и «Перловый суп». Вопросы, поставленные в ходе занятия, помогают раскрыть личное восприятие текста учащимися. Ход занятия предусматривает индивидуальную и групповую работу (мини-сочинение «Сочувствие и милосердие. Что это?», анализ эпизода «Две монахини», исполнение под гитару песни Б.Окуджавы «Молитва», выразительное чтение эпизода под музыку). Материалы урока помогут учащимся в подготовке домашнего сочинения «Открытие писателя».
-
Образ человека-бунтаря в повести Горького "Фома Гордеев" 2008
Разработка урока, цели которого показать мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героя, силу характера человека-бунтаря в произведениях русской литературы, в повести «Фома Гордеев» в частности, выявить, по каким позициям герой не приемлет мир отцов, доказать, что Фома Гордеев — человек-бунтарь, вовлечь учащихся в разговор о сильных и слабых сторонах характера человека, поговорить о чувстве человеческого достоинства, о самооценке, в ходе беседы помочь учащимся понять и оценить поведение героев.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Диалог поколений" 2008
Бесспорно, диалог с молодежью поддерживать труднее, чем авторитарные отношения, основанные на дисциплине и подчинении. Но представители двух поколений должны попытаться понять друг друга, поскольку мы живем в одной жизни.
-
Урок-исследование по роману “Война и мир” в 10-м классе “Идеал прекрасного в понимании Л.Н. Толстого” 2008
Разработка урока, цель которого— развитие исследовательского и ассоциативного мышления учащихся.
-
Интегрированный урок (литература + музыка) по теме "Любви и звуков торжество" 2008
Цели данного урока — показать взаимосвязь литературы и музыки, раскрыть общность идейного замысла драматурга и композитора, обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к его музыкальной интерпретации.
-
Урок-проект по лирике Н.Заболоцкого 2008
В нашем сегодняшнем мире, где много зла, где на всех ярусах идёт борьба сильного со слабым, как никогда актуальна лирика Н.А. Заболоцкого, развивавшаяся в русле традиций русской поэзии. Стихотворения Н.Заболоцкого несут в себе огромный воспитательный заряд. Дети вместе с поэтом приходят к мысли о торжестве в жизни красоты, духовности, истинно гуманных, человеческих начал.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова" (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2008
Способствовать правильному пониманию учащимися идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» опасности индивидуализма.
-
"Воспрянем, дух Руси храня!" Тема Родины в творчестве А.Блока, И.Талькова, В.Леушкина. Конспект урока в 11-м классе 2008
Цель: познакомить учащихся с творчеством И.Талькова и В.Леушкина; воспитывать в детях чувство патриотизма; показать, какое место занимает Россия в творчестве каждого поэта.
-
Урок-новелла по творчеству Б.Пастернака "Чобы вовек твоя свеча во мне горела…" 2008
Выбранная форма проведения урока позволяет осуществить первичное знакомство с лирикой, прозой и письмами великого мастера, создать атмосферу «погружения» в творчество поэта.
-
Урок по курсу литературы в 7-м классе. А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель" 2008
Урок является первым в изучении темы. Он формирует умения учащихся определять место повести в творчестве А.С. Пушкина, анализировать образы героев; способствует воспитанию гуманного отношения к людям; развивает умение рассуждать на поставленную тему.
-
Урок по литературе в 7-м классе на тему: "За добро плати добром" (по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма") 2008
Содержание урока построено на анализе рассказа К.Г. Паустовского "Телеграмма", учит анализировать текст, находить в произведении художественные средства и приемы (эпитеты, олицетворения, метафоры); развивает правильную грамотную речь, память, мышление; воспитывает любовь, доброту, милосердие, отзывчивость к людям, к родителям. Материал может быть использован для урока внеклассного чтения.
-
Урок литературы "Обрядовые песни" 2008
Урок построен в виде конкурса мини-проектов с использованием компьютерной презентации. В ходе работы над предложенными темами учащиеся знакомятся с особенностями обрядовой поэзии, учатся творчески реализовывать свои замыслы, изучают обычаи своей страны.
-
Урок в 11-м классе по теме "Авторская песня" 2008
Авторская песня - родная сестра так называемой эстрадной лирики. В 50–90-е годы ХХ века авторская песня стала общественным движением. Существует она и сегодня. Авторская песня выражает внутренний мир человека, открывшего для себя новые, гуманистические ценности.
-
Личностно-ориентированный урок-открытие "Человек создан для счастья, как птица для полета" (по очерку В.Г. Короленко "Парадокс") 2008
Цели урока: помочь учащимся увидеть нравственное взросление героев; показать, что личность человека формируется в результате межличностных отношений; воспитывать гуманистическое отношение к окружающему миру; помочь увидеть смысл жизни, наполнить его ценностным содержанием.
-
"А душу можно ль рассказать?" 2008
Данный материал поможет учителю обобщить знания, подготовить учащихся к написанию сочинения "А душу можно ль рассказать?" по произведению М.Ю. Лермонтова "Мцыри". Составление кластеров, синквейнов позволит добиться более полного понимания темы и разнообразить урок. Работа над средствами выразительности приведет к осознанию богатства как внутреннего мира литературного героя, так и самого автора.
-
Конспект урока литературы (внеклассное чтение): "А.Грин. «Алые паруса». В поисках романтического героя" 2008
Основная идея урока - познакомить учащихся с романтическими героями феерии А.Грина "Алые паруса"; закрепить знания учащихся по теме "Романтизм" (основные черты романтического героя, основные приёмы композиции и тропы романтического произведения). Основным методом урока "В поисках... романтического героя" является дискуссия, что позволяет развивать у учащихся способность анализировать сложные ситуации, выявлять причины их возникновения, различать главное и второстепенное, а также развивать умение учащихся дискутировать, аргументировать свою точку зрения, чётко формулировать и ясно излагать свои мысли.
-
Урок-исследование по рассказу И.А. Бунина "Чистый понедельник" 2008
В данном материале представлена модель урока, иллюстрирующая использование технологии проведения исследования в урочной деятельности. В нем рассмотрены аксиоматические положения, определяющие отношение к тексту любого изучаемого произведения, предложено опережающее домашнее задание, возможные направления исследования текста, подробно представлено изучение пространства и времени рассказа.
-
Урок-исследование по теме: "Живой любовью согретый мир души ребенка" (по рассказу В.П. Астафьева "Ангел-хранитель") 2008
Цели урока: сделать идейно-художественный анализ рассказа В.П. Астафьева, формируя навыки работы с эпическим текстом, языком писателя; развивать читательские интересы учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала; стимулировать развитие навыков анализа, синтеза, обобщения, развивать речь.
-
Урок — ролевая игра по литературе в 11-м классе "За круглым столом" по теме: "В.Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта. Дооктябрьское творчество. Маяковский в Армавире" 2008
Данный урок является вступительным при изучении творчества В.В. Маяковского. Учащиеся уже знакомы с его личностью и стихотворениями. Поэтому на уроке повторяются и одновременно углубляются сведения из его биографии, выявляются особенности его творчества. Интересна форма урока - ролевая игра, где учащиеся исполняют роли самого В.В. Маяковского, его друзей и близких, корреспондентов, критиков, литературоведов.
-
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке-полилоге 2008
С точки зрения программных требований это урок внеклассного чтения, с точки зрения характера деятельности учителя и учащихся — урок-полилог, так как в диалог вступают учитель, учащиеся, писатели, композитор и певец, герои рассказа Бориса Екимова "Возвращение".
-
Вечная борьба света и мрака в природе и душе человека (по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"), 6-й класс 2008
Конспект урока литературы в 6-м классе по программе Т.Ф. Курдюмовой. Уместен как заключительный урок по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг".
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Петрушевской "Страна" в 10-м классе 2008
Разработка урока внеклассного чтения в старших классах (10–11) предполагает развитие коммуникативной компетенции. Цель урока - способствовать пониманию проблематики рассказа Л.Петрушевской "Страна" - реализуется за счет использования привычных для учеников методов: чтения текста на уроке вслух, эвристической беседы, в ходе которой каждый может высказать свое мнение, чтения подготовленных учениками стихотворений, что способствует созданию особого эмоционального настроя. Рассказ небольшой по объему и понятный: ситуация, представленная писательницей, знакома всем и волнует многих ребят. Текст рассказа есть в хрестоматии для 10–11-х классов и рекомендован к чтению.
-
Внеклассное мероприятие по литературе. Устный журнал "Адресаты лирики А.С. Пушкина" 2008
Свобода, импровизация, живой отклик на интересы и потребности детей отнюдь не означает, что внеклассная работа - явление чисто стихийное. Именно система медленного чтения и длительной остановки на одной индивидуальности создаёт условие для живого, непосредственного контакта с поэтом, писателем. Создавая систему внеклассных мероприятий, надо опираться на такие направления - знакомство с художественными произведениями, приобретение знаний об авторе, собственное художественное творчество. Пушкинская вселенная безгранична, поэтому будет целесообразным выбрать для каждого класса свою тему, которая соответствует возрастным интересам детей, при этом важно создать условия для свободного выбора учениками как материала, так и форм его освоения, предполагающих поиск собственного решения.
-
Сценарий урока литературы "Гой ты, Русь, моя родная…" (жизнь и творчество С.А. Есенина) 2008
Задачи урока: сделать выводы о своеобразии раскрытия темы Родины в лирике поэта; рассмотреть особенности художественного мира поэта; развивать художественный вкус, воспитывать любовь к поэзии, интерес к творчеству С.А. Есенина.